Игровое путешествие «Почему солнышку не удалось напиться или круговорот воды в природе».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Аникина Ираида Логвеновна

Сегодня иследовательская деятельность претендует на ведущую.  В период дошкольного развития ребенка, она  обгоняет по своей значимости игровую.  Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Внедрение этого метода в практические все образоваетльные области и виды деятельности в детском саду, стало моим приоритетом. Можно сказать, что специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций. Осуществление всей этой работы способствовало созданию фундамента умений и навыков детей в области познания окружающего, развития познавательных способностей, активности. А знания детей, полученные в процессе экспериментирования, помогали им во время наблюдений процессов и явлений, происходящих в природе, предметном окружении. К участию в экспериментальной деятельности привелекались родителись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_puteshestvie.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое путешествие «Почему солнышку не удалось напиться или круговорот воды в природе».

Интеграция областей: «познание», « коммуникация».

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, формировать целостное представление об агрегатных состояниях воды (лед, вода, пар);  развивать способности к преобразованию.

Предварительная работа: серия опытов и занятий об агрегатных состояниях воды.

Оборудование. Ёмкость с водой, спиртовка, спички, зеркальце.

Ход Н О Д.

1.Чтение загадок о воде.

-О чем  идет речь в моих загадках?

В морях и океанах обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

На свете нет её сильнее,

На свете нет её буйнее,

В руках её не удержать

И на коне не обогнать (вода).

-Меня ждут не дождутся,

А как завидят- разбегутся (дождь).

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою,

Лишь солнцем её припечёт,

Растает она и умрет(сосулька).

-Молоко над ручкой плыло,

Ничего не видно было

Растворилось молоко-

Стало видно далеко (туман).

Прибежит - и солнце спрячет,

А потом ещё заплачет (туча).

Шириною- широко,

Глубиною- глубоко,

День и ночь о берег бьётся,

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька и солона (море).

Какое вещество объединяет все  эти загадки и почему? Поясните.

(Дождик, море, сосулька, туман и туча –все они состоят из воды, только в разных состояниях.)

Какие три состояния воды мы знаем? (жидкое, твёрдое и газообразное)

Где ещё можно встретить воду?(в луже, в океане, в водопроводном кране, в озере, в пруду, в фонтане и т.д.)

- Человек много пользуется водой, казалось бы, она давно должна кончиться, иссякнуть. Но вода находится в постоянном движении, в круговороте, о нем мой рассказ.

2. «Однажды, сильно уставшее солнце, захотело пить. Оно взглянуло на землю, а там моря- океаны плещутся, реки и озёра играют, ручьи звенят. Попыталось солнце дотянуться до воды, да не тут- то было. «Пить хочу» ,- закричало солнце. Из прохладного ущелья нехотя вылез ветерок. «А ты , светилушко , грей посильней моря да океаны. Вода в них превратится в водяной пар. Я же поднимусь к тебе поближе с земли, захвачу его с собой в небо. Так и быть, помогу тебе напиться, пригоню тучи и облака.

-Взялось солнце  за дело, принялось сушить всё до единой капельки: лужи, озёра, ручейки, речки… Солнце всю воду превращало в пар, который поднимался ветром высоко в небо. Там пар превращался в маленькие капельки, сливающиеся друг с другом, как на холодном стекле, в огромную тучу .Увидел это тёплый ветер и ну сгонять облака в кучу, чтобы солнышко напоить. Да не тут- то было. Как только тёплый ветер поднялся верх, его место занял холодный ветер(он прятался в соседнем лесу). Выскочит, схватит облака, собранные тёплым ветром и давай их гонять по небу. Стали облака сердимыми, холодными, затеяли ссоры, давай друг на друга наскакивать- загремел гром, ударила молния. Капли из облаков полились на землю и вот уже дождь забарабанил по траве, цветам, так долго ждавшим влаги. Так и не удалось солнцу напиться.»

Игра «Лёд- вода- пар». Обговариваю заранее движения, соответствующие словам: вода- плавающие движения рук, пар- поднятые вверх руки опускаются со звуком «ф-ф-ф!», лёд - прижатые к груди кулачки, съёживаются.

-Лед растает, и тогда

Будет из него …вода.

Если сильный- сильный жар,

Из водички будет…пар

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар… в водицу.

Если холод вдруг придёт,

Из водицы будет….лёд.

Будем дольше греть водицу,

Во что она превратится?...пар .

3. -Вы внимательно слушали сказку,  теперь ответьте, как солнцу удалось превратить воду в  пар?(сильно нагревало её).

Кто помешал солнышку выпить влагу из облаков?(холодный ветер)

Что сделал холодный ветер с облаками?(он их охладил и рассердил).

Откуда взялся дождик?(облака слились в большую тучу, её охладил ветер и капли из тучи вылились на землю).Чтобы подтвердить происшедшее в сказке, проведём опыт.

-Нагрею в миске воду, как делало с водой солнце .Что появилось на поверхности воды?(пузырьки).Откуда взялся пар? В пузырьках , которые лопаются на поверхности воды, газ-пар. Когда пузырьки лопаются, из них выходит горячий пар. Куда он поднимается?(вверх)Чтобы повторить действия , происходящие в небе, поднесём к пару холодное зеркало. Что вы увидели? – Дети: «Стекло вначале запотело, потом появились мелкие капельки ,которые слились в крупные. Со стекла капают капельки».

Вывод. Опыт подтверждает всё, что происходило в сказке: испарение воды, превращение её в пар, охлаждение. Разница только в том, что вода в морях и океанах…солёная. Предлагаю вам дома вместе с родителями провести опыт с солью, это значит все сделать также, только воду посолить. О результатах попрошу рассказать в ваших рисунках.

. Чтение стихотворения о воде: -Вы слыхали о воде,,

Говорят она везде:

В море, луже, океане,

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром в чайнике шипит.

Без неё вам не умыться

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- сказка на закрепление круговорота воды в природе « Путешествие капельки»

Игра- сказка на закрепление круговорота воды в природе« Путешествие капельки»...

Электронно-методическое пособие " Путешествие Капельки или круговорот воды в природе"

Данное занятие может быть проведено в рамках одной из областей ФГОС ДО – «Познавательное развитие» и успешно вписывается во все основные программы дошкольного образования. Занятие проводится в п...

ИГРА - ВИКТОРИНА «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ВОДЫ».

Закрепление следующих понятий:  круговорот воды, три агрегатных состояния воды – твердое, жидкое и газообразное, вода в природе – реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, родники...

Конспет НОД по экологии с использованием ИКТ «Круговорот воды в природе» в старшей группе "Путешествие капельки".

Цель: Формировать представления о круговороте воды в природе.Методические приемы:• наглядные: презентация «Круговорот воды в природе»;• словесные: чтение стихотворений о снежинка...

Технологическая карта Интегрированного занятия в 3 старшей группе «Путешествие капельки» Круговорот воды в природе

Педагогические цели: дать понятие о роли воды в жизни растений, животных, человека;Целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные основные возрастные характеристики возможных достиже...