Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Что в имени твоем?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Исаева Елена Михайловна

Материал поможет в знакомстве с некоторыми историческими сведениями о возникновении имен и фамилий, с правом каждого человека на имя . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое  занятие по ознакомлению с окружающим миром  на тему:

«Что в имени твоем?»

Воспитатель  Исаева  Е.М.

Высшая категория

Ст.Отрадная  МБДОУ №2

2012г.

Цель :Вызывать у детей интерес к происхождению имен.                     Знакомство с некоторыми историческими сведениями о возникновении имен и фамилий, с правом каждого человека на имя . Развивать любознательность. Расширять  кругозор. Обогащать и  активизировать словарь: имя ,фамилия, право, значение, святцы, именины, день ангела, история, православный, Кутузов ,Чайковский.

Ход занятия.

Игра : «Здравствуйте ,меня зовут…»(дети взявшись за руки называют свое имя)

Педагог: Отгадайте загадку:»Без  чего на свете человек жить не может?»

Вы правы, конечно же ,без имени. Каждое имя и каждая фамилия имеют скрытое значение, тайну своего происхождения. Сегодня вы узнаете много интересного об именах и фамилиях.

Каждый человек имеет право на имя. Имя дается человеку с самого рождения. Великий поэт древности Гомер говорил:»Между живущих людей безымянным ни кто не бывает вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, имя свое от родителей в сладостный дар получает.»

Получили этот дар и вы. Все ваши имена пришли из далекого времени, из разных стран, от различных народов. Каждое имя имеет свою историю и свое значение.

Например , имя Марина греческое и переводится как «морская».

Ребята а кто из вас знает значение своего ?

Дети: Никита –греческое «победитель»

         Маргарита- латинское «жемчужина»

Ангелина –латинское «ангельская»

Анастасия- греческое «воскресенье»

         Артем- греческое «здоровый»

Кристина- греческое «посвященная Христу»

Вероника- греческое «несущая победу»  

Давид- еврейское  «любимый»

Кира- греческое «госпожа»- «владычица»

Дарья- персидское «сильная» , «побеждающая»

Диана- латинского «Божественная»

Карина- латинского «управляющая кораблем»

Кирилл –персидское «солнце» а с греческого «повелитель»

Виктория- латинское «победная»

(всем детям дарятся карточки со значением имени)

Педагог : теперь вы знаете, что означают ваши имена. У каждого имени  есть своя личная ,семейная история. Ваши родители могли дать вам имя в честь кого-то. Слово «имя» произошло от славянского глагола «имать» --что значит «брать». Имена у славянских народов  появились очень давно. Но они были не такими ,как сейчас, они  были другими. Вслушайтесь: Добрыня, Любим, Бессон, Молчун, Ушак, Пискун, Милуша, Шумило, Забава, Солнцеяр, Ярило. Попробуйте разгадать тайну этих имен. Что они могут обозначать?

Дети : (предполагаемые ответы)

Игра : «Имена моих соседей»  

(дети стоят в кругу и называют  ласково своего соседа по имени ).

Как зовут меня? Как зовут твою маму? папу?

 Педагог :народ придумал много поговорок, пословиц, загадок об имени человека. Я назову некоторые, а вы попробуйте объяснить.

  1. Хорошо и там и тут ,где по имени зовут.
  2. У милого дитяти  много имен.
  3. С именем Иван, без имени болван.

(дети объясняют пословицы )

Педагог: а теперь отгадайте загадку.

              Нас не было ,а оно было

            Нас не будет –оно будет.

          Никто ни у кого его не видит

        А у каждого оно есть. (имя)

Игра  : «Как  звать –величать?»

Дети образуют круг, по считалке выходит водящий в круг ,дети идут по кругу и поют:

«вот пошел он (она)гулять и хотим мы узнать , как же звать его (ее) ,величать?»

Водящий идет в кругу навстречу детям . возле кого он (она) остановился  тот называет имя водящего и каждый раз по разному надо назвать. Например: Ваня, Иван, Ванюша , Иванушка, Ивашка,  Иванчик. (Дарьюшка, Дашута, Данюша, Дарина,Даринка, Дарена, Даренка, Викторина, Виктуля, Витуша,Витяня, витуша,Туся,Тоша, Вира.  Вера, Веруня, Ника, Роня, Никаша, Никуша .Настасья, Настася, Ната, Нася, Нюся, Настена, Настюха, Настюша.Артемий, Тема, Артюха. Кир,Кирюха, Кириллий.

Педагог :имя человека может быть прославлено.Например:

Знаменитый  человек умер ,а имя о нем помнят люди. Таковы имена выдающихся людей искусства , писателей, поэтов, полководцев, композиторов. А  каких выдающихся людей вы  знаете?

Ответы детей: Исаак Левитан, Иван Шишкин, Корней Чуковский и другие.

До наших дней дошли имена многих святых (фото икон).

В Русской православной церкви есть специальная книга, которая называется «святцы» В ней перечислены  имена всех святых. В старину родители давали имена своим детям  по «святцам». Ребята, в какую игру мы играем в день рождения, в день именин ? Правильно ,»Каравай». А  чьи именины у нас недавно были ,а чьи будут.

У каждого человека есть право не только на имя ,но и право на фамилию. Что такое фамилия? (ответы детей).

Фамилия –это что такое? Фамилия –это  имя семьи человека. Она  передается по наследству из поколения поколению. Фамилия появилась в 16 веке, это 500 лет назад. Первые  фамилии были у знатных ,богатых людей.

По фамилии отражались род занятия людей, место рождения, или прозвища. Например: Свечников- изготавливали  или продавали свечи. Акимушкины—родился в деревне Акимушки. А как вы думаете  ,как произошла фамилия Весельчаков ? Сероглазов? Дымков?

А вот фамилия великого полководца Кутузов (показ фото)

Произошло от тюрского слова «кутуз»--означает человека вспыльчивого.

Посмотрите как называются эти книги. «Толковый словарь» В.И.Даля и «Словарь  русских фамилий» В.А.Никонова .

 При помощи  этих книг можно узнать примерное значение фамилий.

Викторина «Прославленные фамилии»

  1. Назовите ф. и. о.знаменитого русского  композитора ,написавшего «песню жаворонка» (звучит музыка)

Его фамилия произошла  от названия украинского села Чайка. Он из рода прославленных  казаков(показ фото)

  1. Какой известный художник написал эти картины?

(М.Врубель «Сирень» и «Царевна –Лебедь»)

Фамилия этого художника произошло от польского слова «врубель»-в переводе на русский –«воробей»

  1. Из какого произведения эти строки? А кто автор?(отрывок С.Есенина «Белая береза»

                       А.Пушкин «сказка о царе Солтане»

                    К.Чуковский «муха Цокотуха»

Фамилия Есенин произошло от «есеня»- так в старину в Рязанской губернии называли время года –осень.

Пушкин –от слова «пушка» занимались изготовлением и продажей пушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром: «Ознакомление детей с миром природы».

: Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мир...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....