Консультация для родителей
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме

Воронова Наталья Васильевна

Полезные игры

1. Играем вместе с детьми

2. Сюжетно-ролевые игры экологического содержания

3. Дидактические игры природоведческого содержания:

-настольно-печатные игры

-разрезные картинки

-словесно-дидактические игры

4. Игры с природным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznye_igry.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Полезные игры

Дошкольное детство - это период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л. С. Выготский назвал ее ведущим видом деятельности дошкольника.

Игра оказывает на дошкольника развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, формируются двигательные навыки и умения, развиваются сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх ребенок приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в интересную игру. Особенно захватывающими являются игры сверстников: дети распределяют роли и воспроизводят не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.

Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трех и более участников. Все совместные игры развивают  в  детях общительность,  коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.

Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность активно действовать. «Ребенок до десятилетнего возраста, — писал М. Горький, — требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой». Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи также могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр ребенка. Участие в игре помогает взрослым проникнуть в мир интересов дошкольника.

Известно, что существуют самые разные темы и сюжеты игр. Важное место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т.д., его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в играх.

Яркие впечатления, полученные ребенком во время посещения зоопарка, вероятно, трансформируются в игру. Он начнет строить клетки из кубиков (или каким-то другим способом), заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает ее новыми игровыми действиями. На машине (или самолетом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (еще не задействованные в игре животные). Взрослый, взяв на себя роль шофера, который доставил зверей, просит ребенка-«директора зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных клетках), так как они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он и сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке. Далее, если ребенок остановился на строительстве клеток и их заселении, взрослый снова включается в игру: подвозит на машине питание для зверей и просит «директора» принять его.

—        Я привез вам мясо для хищников, рыбу для водных животных, зерно для птиц. Примите товар, перенесите его в хранилище и кормите животных —вся еда свежая.

«Едой» может быть все, что угодно: красные кубики будут изображать мясо, щепочки —рыбу и т.д. У ребенка появляется новое поле деятельности в рамках старого сюжета игры: он кормит животных, закупает продукты, подвозит их. Содержание игры подталкивает ребенка к поиску заместителей реальных предметов.

Например, он задумывается над тем, как «заготовить» продукты питания. Взрослый должен подсказать, что мясо, овощи, фрукты, рыбу можно слепить из пластилина, глины или нарисовать и вырезать из картона; клетки можно сделать не только из кубиков, но из коробок, кукольной мебели. Такие своевременные подсказки подталкивают ребенка к самостоятельному поиску новых игровых приемов, углубляют и расширяют содержание его игровой деятельности.

Малыш заигрался и не хочет идти спать. Взрослый снова тактично вмешивается в игру, вводя новый персонаж — ночного сторожа зоопарка. Взяв куклу (лучше куклу-мальчика), взрослый говорит:

—        Здравствуйте, я пришел к директору зоопарка. Хочу устроиться к вам на работу сторожем. Буду следить, чтобы ночью в зоопарке был порядок, чтобы никто не ходил и не пугал животных. Буду проверять, хорошо ли закрыты клетки, — иначе звери могут убежать. Вы можете спокойно идти спать, а завтра снова придете в зоопарк.

Ребенку наверняка понравится такой поворот событий — это же интересно: появился новый работник, который может сменить его, и он может спать в своей кроватке, продолжая игру, — спать не как обычно, а как «директор зоопарка», который пришел вечером с работы.

        В следующий раз взрослый, руководя развитием игры, может прийти в зоопарк с какой-либо куклой и попросить «директора» показать животных и рассказать о них. Для ребенка это новый этап в игре — животные содержатся в зоопарке не просто так, а для показа публике. А взрослый выяснит, что ребенок знает о животных, какие знания получил во время посещения зоопарка, какие сведения активно использует, а какие — забыл. Это — повод для того, чтобы предложить «директору зоопарка» посетить «библиотеку» (место, где в доме хранятся детские книги), которая недавно открылась по соседству и в которой есть много книг с картинками. И вот взрослый уже в качестве «библиотекаря» читает юному «директору» книги, из которых он сможет почерпнуть новые сведения о своих питомцах.

В зоопарк могут поступить новые животные (взрослый купил новые игрушки); может приехать инспектор, который проверит, хорошо ли содержат животных, как их кормят; в конце концов, может случиться какое-то происшествие, например, ночью по недосмотру сторожа из клетки уйдет хищник и т.д.

Способов развития и углубления содержания игры очень много. Важно, чтобы взрослые понимали, что игра — это серьезное дело: в ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество. Деликатное вмешательство взрослых обобщает содержание игры, улучшает их отношения с ребенком.

Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником на основе различных событий его жизни: посещения цирка, поездки во время отпуска родителей нa юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподромом и т.д. В любом случае игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильного отношения к животным.

В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени на досуге играйте с ребенком в эти игры. Это поможет ему запомнить названия растений и животных. Кроме того, со старшим дошкольником можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел такие растения, где встречал таких животных; поговорить об их особенностях и образе жизни.

Детям всех возрастов будут интересны разрезные картинки, на которых изображены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребенка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, предложить назвать предметы, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Малышам 3—4 лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру - это улучшит восприятие их формы.

Таким же образом можно рассматривать кубики. Обратите внимание ребенка на то, что на каждой стороне кубика представлены детали разных картинок. Научите малыша, глядя на картинку-образец, поворачивать все кубики таким образом, чтобы их верхние стороны составили детали этой картинки. Затем научите ребенка складывать картинки по образцу.

Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели, развивает его восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это — важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.

С дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Они хорошо вписываются в разнообразные бытовые ситуации.

Нередко бывает, что взрослые заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.

— Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот! — говорит взрослый и кладет в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа.

Ребенок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно — каждый ребенок пробовал ее, сырую или вареную. Труднее выделить и назвать ее характерные признаки: твердая, хрустит, когда ее ешь, сладкая. Затем можно положить ребенку в рот лук, капусту, свеклу, веточку укропа, кусочек хлеба или щепотку сахара. Ребенок отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.

Можно предложить ребенку отгадывать фрукты или овощи на ощупь. Он закрывает глаза, а взрослый кладет ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребенок должен отгадать и назвать его. Ту же морковь на этот раз можно определить по иным признакам: форме (продолговатой, заостренной с одного и закругленной с другого конца), твердой и гладкой поверхности. Лук выдаст себя круглой формой, нитями-корешками, гладкой поверхностью и шелестом шелухи. Ребенку интересно будет угадать, что же кладут ему в руки —огурец или банан, персик или яблоко, апельсин или лимон, яблоко или грушу, абрикос или сливу. Игра способствует развитию сенсорных способностей ребенка и может долго его занимать; ее можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и т. д.

Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь и мыслительные способности ребенка. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с ребенком возвращаются из детского сада и заходят в овощной магазин. Мама рассматривает товар на прилавке и решает, что надо купить. Чтобы скрасить ожидание ребенка, она предлагает поиграть.

— Хочешь узнать, что я буду покупать? — спрашивает мама и, получив утвердительный ответ, продолжает. — Я буду загадывать тебе загадки про овощи, а ты попробуй по описанию отгадать, что это. Слушай: растет на грядке в огороде, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, твердая, темно-красная. Что это?

Малыш, наверняка, отгадает, что это свекла. Если же он не сможет этого сделать, то мама подсказывает: этот овощ кладут в борщ или винегрет, и еда становится темно-красной.

—        Слушай вторую загадку: растут они на грядке, но не в земле, а на кустике. Сначала они маленькие, зеленые и твердые, потом становятся крупными, мягкими, красного цвета. Едят их с солью.

Ребенок, конечно, отгадает загадку, если неоднократно ел помидоры, видел их на огороде в зрелом и незрелом состоянии.

Предложите ребенку самостоятельно придумать загадки-описания, это будет способствовать развитию его речи.

—        Теперь ты придумай загадку. Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай мне. Я попробую отгадать.

Ребенок начнет рассказ про капусту или лук, и вы услышите, как трудно это ему дается. Хорошо знакомые предметы с трудом поддаются описанию, потому что перед ребенком никогда не стояла задача выделить их отдельные качества, признаки, особенности. Обнаружив это, вы можете предложить такую же игру дома во время ужина - загадать другим членам семьи загадки про овощи, которые были куплены сегодня в магазине. Но описательный рассказ ведите вместе: ребенок начинает, вы добавляете.

Старайтесь чаще играть с ребенком в словесные игры — они не требуют особых условий и дополнительного материала. В транспорте, в очереди к врачу, на прогулке предлагайте ребенку поиграть. Содержание игр может быть самым разным, в зависимости от опыта ребенка и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья; летом на лугу - цветы, насекомые, птицы; в доме - комнатные растения, овощи, фрукты и т. д.

Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории. Вот некоторые из подобных игр.

«Когда это бывает?» (взрослый называет природное явление, а ребенок—время года). Например:

  • снег идет... (зимой);
  • радуга на небе... (летом);
  • желтые и красные листья на деревьях... (осенью);
  • скворец несет веточки в скворечник... (весной);
  • скворец несет в клюве червяка... (летом), и т.д.

«Что в природе бывает круглым?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т.д.).

«Что в природе бывает желтым?» (одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, бабочка-лимонница и т.д.).

«Что это такое?» (взрослый называет растение или животное, а ребенок — общую группу, к которой оно относится). Например:

  • воробей... (птица);
  • олень... (зверь)\
  • елка... (дерево)]
  • яблоко... (фрукт) и т.д.

«Что третье?» (взрослый называет два похожих предмета, а ребенок должен подобрать к ним третий). Например:

  • ромашка, колокольчик... (клевер);
  • ворона, голубь… (сорока);
  • береза, липа... (сосна);
  • солнце, облако... (радуга);
  • цветок, лист... (корень) и т. д.

Хорошо развивает мышление ребенка игра, в которой один и гот же материал используется перекрестно — предметы нужно        объединять сразу по нескольким признакам. Например, игрa «Назови одним словом»:

  • тигр, крокодил,лев... (хищники);
  • собака, кошка, корова...  (домашние животные, звери);
  • корова, овца, олень... (звери, парнокопытные, травоядные);
  • олень, волк, заяц... (звери, лесные животные).

Во время игры должны действовать правила, побуждающие ребенка к быстрым и правильным ответам. Например, и взрослый считает до трех— за это время, нужно успеть ответить; за неправильный ответ —штраф в виде фанта или штрафное очко.

С детьми 3—4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Гуляя осенью в лесу или парке, покажите ребенку опавший лист и попросите найти такой же, затем предложите ему указать дерево, с которого упали эти листья, и назвать его. Когда ребенок научится различать три-четыре дерева, предложите ему поиграть.

— Я сосчитаю до трех и назову дерево, а ты беги к нему поскорее. Только смотри не перепутай: раз, два, три - к березе беги (малыш бежит); раз, два, три - под елку беги; раз, два, три - к клену беги.

Организуя различные игры, помните, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.

Детям нравятся игры и занятия с природным материалом. Гуляя в лесу, они с удовольствием собирают шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это — материал для поделок. Из шишек и желудей можно сделать разнообразных человечков и животных. При этом соединительным материалом может быть пластилин. Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона. Важно не только изготовление поделок, но и их использование в различных играх. Можно разыграть знакомые ребенку сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.), персонажами которых станут сделанные вами фигурки. Предложите малышу придумать свои собственные сказки и разыграть их. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...