Открытое занятие в старшей группе на тему :"Путешествие по родному краю"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Собылина Валентина Владимировна

Это занятие посвящено знакомству детей с растительным и животным миром родного края.

Включает в себя:

1.Образовательные и воспитательные задачи

2.Предшествующую работу

3.Методику занятия

4.Приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект открытого занятия17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

- познакомить детей с понятием «экология». Углубить знания о животном и растительном мире родного края.

-показать взаимосвязь между растениями, животными и птицами. Их влияние на жизненные процессы, происходящие в природе.

-закрепить нормы поведения в природе, являющиеся элементами экологической культуры человека.

-воспитывать любовь к окружающей среде и бережное к ней отношение.

-уточнить знания о работниках леса.

-упражнять в умении мыслить, рассуждать, делать выводы и находить нужные ответы.

Предшествующая работа:

Дети рассматривали иллюстрации животных, птиц, насекомых и других обитателей леса, слушали рассказы о жителях лесов, полей и лугов, отгадывали загадки, рисовали животных, деревья, птиц и насекомых. Беседовали о профессиях, в том числе и о профессии лесничего. Играли в настольные, словесные и дидактические игры.

Оборудование:

Зал, оформленный под лесной уголок с макетами берез, грибов, пеньков. На доске большая природная карта Саратовской области, выполненная руками детей вместе с воспитателем. Подарки от медведя и зайчат.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Хорошая солнечная погода приглашает нас отправиться путешествовать по нашему родному Саратовскому краю.

 /дети заходят в зал. Звучит песня «Край родной навек любимый»/

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, ребята, как красиво, какие стройные березы. Грибочки нас встречают, цветы кивают своими головками, приветствуя нас.

/появляется лесничий/

Лесничий: Здравствуйте, дорогие мои! Я рад, что вы пришли посмотреть, как красива и прекрасна природа нашего края. Я вам немного помогу. Видите карту Саратовской области? Она поможт вам ответить на многие сложные вопросы. Хочу и я вам задать один из них. Каких животных и птиц, насекомых и растений, деревьев и кустарников называют исчезающими?

Дети: Исчезающими называют тех, кого осталось очень мало.

Лесничий: Правильно. Поэтому и создаются заповедники, где обитают редкие животные и птицы, о них заботится наше государство.

Воспитатель: Спасибо, лесничий, за добрые слова о природе и ее обитателях. Ребята, а кто из вас знает, кто такой лесничий? Что он делает в лесу?

Дети: Лесничий – человек, который охраняет и бережет лес. Следит за порядком в лесу, ухаживает и помогает животным и птицам, попавшим в беду, подкармливает их в зимние стужи и морозы.

Лесничий: Да, ребята, профессия лесничего трудная, порой опасная, но интересная и очень важная для всех людей и всего живого на планете. Как вы думаете, ребята, для чего нужен лес?

Дети: Лес и лесные насаждения поглощают углекислый газ.

Лесничий: А где больше кислорода, в лесу или в городе? Почему?

Дети: В лесу. Там нет заводов и машин.

Лесничий: Поэтому в городе надо высаживать как можно больше кустарников и деревьев, чтобы и в городе людям легко бы дышалось. За ваши знания я угощаю вас спелыми ягодами.

Воспитатель: Видите, ребята, лес, поля, луга являются как бы большой фабрикой для очистки воздуха, необходимого для жизни людей, растений и животных. Животные же в свою очередь влияют на жизнь растений. Многие цветковые растения опыляются насекомыми и расселяются с помощью животных и птиц.

Но сейчас у всего живого возникли проблемы. Деятельность человека стала оказывать отрицательное воздействие на самого человека и окружающую его природу. Поэтому и возникла наука «экология», которая и изучает взаимодействие живого с окружающей средой, в которой они обитают. Экология контролирует все, что происходит в жизни людей и природы.

Музыкальная пауза «Зарядка в лесу».

/По окончании паузы в зал входит Медведь/

Медведь: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй Миша – хозяин леса.

Медведь: Знаю я, ребята, о вас много. Зайчата мне рассказали. Вы ведь изучаете в детском саду природу? У вас и уголок природный есть, где вы учитесь любить и беречь природу. А сейчас вот путешествуете по родному краю. Вот и я хочу проверить, какие вы ее знатоки.

-Назовите деревья, которые растут в нашей Саратовской области?

-Какие животные живут в лесах?

-Назовите зимующих и перелетных птиц, и почему мы их так называем?

-Что за ягоды и грибы растут в наших лесах?

/дети отвечают, используя карту./

-Что за линии голубые на карте: широкие и узкие, длинные и короткие?

/дети отвечают/.

Медведь: Молодцы, ребята! Вижу, хорошо вы знаете природу родного края. Берегите ее! Предлагаю разгадать кроссворды. Что-то я никак с ними не разберусь. И хочу вас угостить медком.

/медведь угощает и уходит/.

Воспитатель: чтобы природа нашего края процветала, надо ее беречь и выполнять определенные правила. Давайте вспомним их и назовем.

/дети называют, используя знаки на карте/

/вбегают испуганные зайчата/

Зайчата: Беда! Беда! Лес горит! Кругом огонь и дым! Бежать некуда! Помогите!

/проблемная ситуация «Пожар в лесу». Дети должны быстро определить свои действия/

Воспитатель: Успокойтесь, зайчата. Ребята все решили быстро и правильно.

Зайчата: Спасибо, ребята, вам. Спасли наш лес и всех его жителей.

/зайчата убегают/

Воспитатель: Вот видите, что может случиться в лесу. Кто знает, почему возникают пожары и приходит беда к лесным жителям?

Дети: Это происходит из-за неосторожного обращения с огнем. Из-за непотушенных костров и т.д.

Воспитатель: Но иногда пожар вспыхивает от природных явлений. Например, из-за вспышки молнии. И опять на помощь спешат люди. Лес – одно из главных богатств нашей страны, и его надо беречь.

Солнце прячется за тучки,

Лес дремучий, до свидания.

Ты расти на радость людям,

Добрый лес, могучий лес.

Вот и закончилась наша встреча с жителями леса и путешествие по родному Саратовскому краю. А сейчас пора возвращаться в группу.

Приложение

  1. 1.Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба

Самый первый, самый нежный,

Чистый, маленький…(подснежник)

2.Что за чудные почки в вазе стоят?

У них нет лепесточков, их скромен наряд.

А на ощупь – как бархат, как мякиш хлеба.

Эта веточка в вазе – пушистая …(верба)

3.Весна поет, звенит капель.

Почистил перья воробей.

Кричит скворцу он:

-Не робей! Иди купаться. Вот…(ручей)

  1. 1.В лесу пурга,

В лесу метель.

Поземка снегом замела

Тропинки. Не видать ни зги.

Сидит, нахохлившись …(снегирь)

2.Над землей холодный ветер пролетает.

В трубах низким басом ветер завывает.

В старом парке пусто. Грустная картина.

Но не увянет красная …(рябина)

3.Много снега намело,

Птичкам стало голодно.

Смастерю для них кормушку.

Дам им зерна, дам ватрушку.

Прилетай ко мне скорей

Забияка – воробей.

Прилетай ко мне, сестрица,

Желтогрудая …(синица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе на тему: "Путешествие по космосу"

Дать детям представление о космосе, познакомить с названиями планет, о Дне космонавтики....

Конспект комплексно – интегрированного открытого занятия в старшей группе по теме: «Путешествие в зимний лес»

Конспект комплексно – интегрированного занятия в старшей группепо теме: «Путешествие в зимний лес»  Цели: закрепление знаний об изменении в природе зимой, ознакомление со свойствами воды в виде э...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Путешествие в страну Математиков"

В конспекте отраженны задания  для старшей группы на логическое мышление и на закрепление математических знаний....

открытое занятие в старшей группе по теме "Путешествие в страну дорожных знаков"

Конспект открытого занятия  в старшей группе  по теме: «Путешествие в страну дорожных знаков» Составитель воспитатель:   Емельяненко Лариса Ивановна.Открытое занят...

Открытое занятие в старшей группе на тему: "Путешествие в страну правил дорожного движения

Закреплять правила дорожного движения. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость....

Открытое занятие для старшей группы на тему "Путешествие в страну танца"

Открытое занятие для старшей группы на тему "Путешествие в страну танца"...