"Тайна царского ботика"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Парипса Марина Владимировна

серия совместной деятельности с детьми 5-6 лет на тему " Встречи с Санкт-Петербургом" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tainy_tsarskogo_botika.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тайна царского ботика» серия занятий «Встречи с Санкт – Петербургом»

(старшая группа 5-6 лет)

Задачи:

Образовательные:

  1. Обогащение представлений детей об архитектурном сооружении «ботный домик», его назначении и убранстве.
  2. Обогащение словаря (ботик, корабельных дел мастер, навес, архитектор, навигация*).

Развивающие:

  1. Развитие способности устанавливать связи между художественным убранством и назначением сооружений.
  2. Развитие воображения детей за счет воссоздания истории ботика Петра I.
  3. Развитие умения отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительно – созидательное  отношение ребенка к памятникам культуры и искусства.
  2. Воспитывать петербуржца на лучших традициях Петербургской культуры.

Подготовительный этап:

Совместные творческие работы: «Разные кораблики» (из разных материалов)

Технологии: ИКТ (мультимедийная презентация на основе презентации Microsoft office Power Point 2010)

Материалы к занятиям:

  1. Аудиозаписи волн, видеозаписи «Река Нева».
  2. Электронная презентация « Тайны Ботного домика».

Начало встречи:

Дети сидят полукругом, лицом к экрану.

- Давайте закроем глаза и послушаем (включается запись «Волны»), как вы думаете, где мы с вами оказались? (на реке). Проверим. Откройте глаза (включается видеозапись «Река Нева). По нашей реке плывут по реке… (кораблики). Давайте покажем кораблики, которые плывут по реке (складываем руки корабликом и показываем, как он плывет). Сегодня мы с вами узнаем историю одного кораблика.

Содержание дидактической сказки и проблемного обсуждения

Содержание презентации

- Гулял однажды Петр I по Заячьему острову. Вдруг увидел мальчика на берегу. Вырыл мальчик на берегу канавку, взял кусочек сосновой коры, воткнул в нее палочку, да насадил на нее листик – парус.  Получился у него кораблик. Спустил мальчик кораблик в канавку и поплыл он, подгоняемый ветром. Выбрался кораблик в большую Невскую воду.

Слайд.

«Картина В. Серова «Петр I»

- Подумал тут царь, славный из мальчика корабельных дел мастер получился.

- Как вы думаете, чем занимается «корабельных дел мастер»? (ответы детей).

- Давайте рассмотрим памятник Петру I, который установили на Адмиралтейской набережной жители страны Голландии. Когда Петр был еще совсем молодым, он ездил в Голландию  учиться  корабельному мастерству. В Голландии тогда лучше, чем во многих других странах умели строить корабли. Посмотрите, с каким инструментами нужно было научиться работать царю, чтобы стать корабельным мастером? (версии детей, уточнение педагогом названий инструментов и их предназначения).

Слайды.

«Скульптура Петра I корабельных дел мастер. Детали – инструменты».

- Вспомнил царь, что и он, когда – то любил пускать кораблики на воду. Но кораблик его был побольше, чем у мальчика. Были у него и весла, и парус. Назвали его Ботиком.

*Ботик – от англ. Boat – лодка.

- Как вы думаете, ботик Петра I был большой лодкой или маленькой? Почему вы так решили?

Слайды.

«Гравюра «Ботик Петра I»

Картина «Царевич Петра на ботике  с послами»

- Любил царь в юности плавать на своем ботике. Учился он ходить на ботике по узкой Московской реке Яузе. Были у ботика Петра I паруса, так хитро устроенные, что он мог плавать даже против ветра. Когда царь научился управлять своим ботиком, то поплыл на нем в широкое Переяславское озеро

Слайд.

«Фото «Яуза» и фото «Переяславское озеро»

- Вспомнил царь свои юные годы и подумал: «Где же мой старый друг – ботик? Вот обрадовался бы он, узнав какой нынче флот у России. Надо его сюда привести!». Приказал Петр слугам найти свой ботик и доставить его в строящуюся крепость. Привезли слуги ботик в крепость, стали ему место искать. Поставили его сначала в Государственном бастионе под специальным навесом. Прошли годы, загрустил ботик под навесом, простудился и заболел.

- Почему ботику не понравилось стоять под навесом? Что с ним случилось? (версии детей)

Слайд.

  1. «Фото «Государев бастион Петропавловской крепости»
  2. Иллюстрация к словарю «Навес»

- Заметили люди печаль ботика и сказали о том дочери Петра I, царице Елизавете Петровне. Позвала царица архитектора и приказала ему придумать для ботика специальный дом. Нарисовал архитектор план, царице он понравился. Построили по плану для ботика домик и назвали его…

- Как можно назвать дом для ботика? (версии детей)

Слайд.

  1. Портрет Елизаветы Петровны.
  2. План А. Виста «Ботный  домик».

- Стали люди думать, чем бы украсить Ботный домик. И решили поставить на крышу Ботного домика статую.

- (Рассматривание статуи Ботного домика).

- Как вы думаете, кого изображает статуя Ботного домика? (версии детей).

- Назвали статую Навигацией. Она рассказывает людям о том, что Ботный домик хранит память о плавании ботика по рекам и озерам.

Слайд.

  1. «Аллегория Навигации».
  2. Фотография Ботного домика с акцентированием местоположения (стрелкой) аллегории Навигации».

- Узнали другие корабли, что в Петропавловской крепости живет ботик и пригласили его, как самого старшего их товарища участвовать в параде на Неве. С тех пор Ботик принимает парады кораблей на Неве, а люди называют его ласково «дедушкой Русского флота»

- Почему ботик называют «дедушкой Русского флота»?

Слайд.

«Гравюра Петра I принимает парад кораблей»

- Сейчас в Ботном домике музей «дедушки Русского флота». Там можно увидеть не только копию корабля Петра I, но и маленькие модели судов того времени.

Слайд.

«Копия ботика

Петра I в помещении музея «Ботный домик»

Завершение встречи.

- Сегодня мы с вами познакомились со старшим кораблем русского флота. Если вы захотите увидеть его своими глазами, то можете пригласить свою семью сходить в Военной – Морской музей (там сейчас находится настоящий ботик) или в Ботный домик, где увидите копию ботика Петра I и Статую Навигации (слайд 11 – Военной – Морской музей и Ботный домик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о Царском Селе.

В 2010 году ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб. был организован мини-музей "Войдем в мир прекрасного..." с выставкой, посвященной 300-летию Царского Села.Опрос родителей, к сожалению, показал, что около...

Царского Села прекрасные дубравы

Экскурсия для детей подготовительных групп...

Цикл "Домашние птицы": Царская птица индюк.

Материал содержит информацию о породах индюков. Поможет расширить представления детей о домашних птицах....

В 2013 году памятная дата – 400 лет Дому Романовых, Царской Семье.

Данный материал посвящен 400 летию Дому Романовых. Работа педагогов с детьми велась в течение года по данной тематике. Итоговое мероприятие - участие во всероссийском  конкурсе "Уроки веры и благ...

Сказка "Как царский сын дракона победил"

2014 год объявлен годом культуры. Предлагаю вам авторскую сказку для детей. Читайте сказки, открывайте мир добра детям....

"Тайны царского ботика"

из серии занятий «Встреч с Санкт – Петербургом» (старшая группа 5-6 лет)...

"Тайна царского ботика"

Встречи с Санкт-Петербургом...