Царского Села прекрасные дубравы
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Завьялова Зинаида Аркадиевна

Экскурсия для детей подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экскурсия в Царское Село.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Царского Села прекрасные дубравы»

Экскурсия для детей старших и подготовительных групп

 

 Составитель:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Завьялова З.А.

 

         Задачи:

  1. Познакомить детей с памятником истории и культуры мирового значения дворцово – парковым ансамблем «Царское Село».
  2. Формировать понятие «садово - парковая скульптура», помочь увидеть гармонию природы и искусства.
  3. Воспитывать грамотное восприятие архитектурных и скульптурных памятников.
  4. Формировать понятие музея под открытым небом.

Зрительный ряд:

  1. Р. Бах. Памятник А.С. Пушкину в Лицейском саду. 1900.
  2. И. Неелов. Лицей. 1879 – 1791. Фасад.
  3. Ф.-Б. Растрелли. Екатерининский дворец. 1752 – 1756. Фасад.
  4. Центральная аллея. Скульптура, XVIII в.: «Персей», «Андромеда», «Геракл».
  5. Ч. Камерон. Камеронова галерея. 1783 – 1787. Фасад.
  6. А. Ринальди. Чесменская колонна. 1776.
  7. П. Соколов. Фонтан «Девушка с кувшином». 1816.
  8. А. Ринальди. Кагульский обелиск. 1771 – 1772.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с архитектурными памятниками Петербурга.
  2. Знакомство с легендами и мифами Древней Греции.
  3. Разучивание стихов об осени.

Ход экскурсии

        Экскурсия начинается у памятника А.С. Пушкину в Лицейском саду. Предложить детям рассказать, что они видят, кто изображен, что делает, в какой позе сидит, какое у него настроение, как это видно? Поэт сидит в задумчивой, мечтательной позе на старинной скамейке, одной рукой облокотился на скамейку, другой поддерживает голову. Взгляд устремлен вдаль, он погружен в себя, в свои мысли. Быть может, сейчас он сочиняет стихи, посвященные Лицею, с которым связано столько прекрасных воспоминаний.

                Друзья мои, прекрасен наш союз!

        Он как душа неразделим и вечен –

                Неколебим, свободен и беспечен

                Срастался он под сенью дружных муз.

                Куда бы нас ни бросила судьбина

                И счастие куда б ни повело,

                Все те же мы: нам целый мир чужбина;

                Отечество нам Царское Село.

        А кто скажет, какие сказки написал А.С. Пушкин? А какие стихи А.С. Пушкина вы знаете, кто прочитает? Дети вспоминают сказки, читают стихи, посвященные Санкт-Петербургу.

Направляясь в Екатерининский парк, обратить внимание детей на здание Лицея, в котором поэт прожил шесть лет, где нашел друзей и сохранил эту дружбу до конца своих дней.

Пройти в парк, вдоль Екатерининского дворца до Центральной аллеи. Дать детям рассмотреть дворец, полюбоваться его красотой, спросить детей, что им понравилось? Белоснежные колонны, скульптура, лепные украшения, ажурные балконы и балкончики, украшенные позолотой, окна, похожие на двери.

Стены дворца прорезаны окнами. Кажется, что стены целиком состоят из одних окон и колонн, над каждой из которых деревянная, золоченая статуя или ваза. Очень красиво сочетается голубой цвет стен, белые колонны и золотая отделка. В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные украшения и купола храма.  Спросить, какие чувства вызывает дворец у детей? Радость, легкость, праздничность. Какие красивые слова можно сказать об этом дворце? Пышный, богатый, великолепный, восхитительный, замечательный, изумительный, прекрасный, роскошный, блистательный, величавый.

Сказать, что в строительстве дворца принимали участие многие мастера, назвать имя любимого зодчего императрицы Елизаветы Петровны – Франческо Бартоломео Растрелли. Дворец - одно из самых любимых и самых лучших его созданий, принесших архитектору столько похвал.

Обратить внимание детей на то, что в первом этаже большие полукруглые окна – двери отделены друг от друга не колоннами, а скульптурными фигурами юношей. Какие они? Сильные, мощные. Как это видно? Они держат на своих плечах тяжелые колонны, мускулы напряжены. Тяжело ли им? Да. А какие у них лица? Их лица спокойны и сосредоточены, что помогает понять, какие они сильные. Спросить, какого мифологического героя они напоминают? Атлант был наказан Зевсом, он должен был держать на своих плечах небо. Такие фигуры называют атлантами. Красивые? Прекрасные. Они в одежде? Обнаженные. Почему скульптор их так изобразил? Чтобы показать красоту мужского тела.

Рассматривая газон на верхней террасе перед дворцом, обратить внимание на ковер с затейливыми узорами из угля, кирпичной и каменной крошки.  Спросить, что нравится в этих узорах? Линии плавные, изогнутые. Цвет красиво сочетается: на зеленой траве черные, красные и белые узоры.

Спросить, чем украшены аллеи? Скульптурами. Это садово – парковая скульптура. На них изображены древнегреческие боги и герои. Зачем же понадобились изваяния античных богов и героев? Они должны были поучать и воспитывать, а также прославлять успехи России. Как же они прославляли Россию? Герои сражались со злом и побеждали его. А Петр I сражался за русские земли, побеждал врага. Вот эти скульптуры и напоминали о его делах, о победах России. Такое изображение называется «аллегория».

Спросить, каких древнегреческих богов и героев дети знают? Какие подвиги совершили Персей и Геракл? Вспомнить миф, повествующий об освобождении Персеем красавицы Андромеды, прикованной к утесу и обреченной на растерзание морским чудовищем. Дать детям задание: пройти по аллее, внимательно рассмотреть скульптуру и найти изваяние Персея, Андромеды и Геракла, и объяснить, как их узнали. Персей держит голову Горгоны Медузы. Почему не смотрит на нее? Чтобы не окаменеть. Как же удалось победить Медузу, не глядя на нее? Смотрел в щит, как в зеркало. Кто его научил? Богиня справедливой войны – Афина. Прекрасная Андромеда цепями прикована к скале, из–за которой вылезает чудовище, уже раскрывшее рот. Кто ее спасет? Персей освободит девушку. Геракл отдыхает, укрывается шкурой Немейского льва, под ногами поверженные чудовищные Стимфалийские птицы с медными крыльями, когтями и клювами. Предложить детям изобразить позу, в которой стоит Геракл.

Предложить обернуться назад и посмотреть, как интересно использованы особенности холмистой местности, на которой расположено Царское Село. Дворец возвышается на террасах, как на ступеньках. Полюбоваться красотой регулярного парка. Вспомнить, какие красивые изогнутые плавные линии украшают партеры перед дворцом. Спросить, какие линии аллей и формы дети видят в этой части сада? Прямые, параллельные друг другу, расходящиеся стрелами, линии аллей, по краям которых ровными рядами стоят подстриженные в виде шаров, кубов, пирамид деревья и кустарники, словно зеленые стены. В природе деревья и кусты растут в таком строгом порядке? Имеют такую правильную форму? Нет, этот идеальный, не свойственный природе, порядок создан руками человека. Такой сад называется регулярным.

        Рассмотреть здание Камероновой галереи, спросить, чем оно отличается от Екатерининского дворца? Стиль другой, строгий, классицизм. Дать фамилию архитектора - шотландец Чарльз Камерон, поэтому здание называют Камеронова галерея.

Пройти вдоль прудов на нижней террасе. Обратить внимание детей на то, как красиво отражается дворец в их зеркальной глади.

                Любил я светлых вод и листьев шум,

                И белые в тени дерев кумиры…

                                         А. Пушкин.

Предложить детям представить, что они осенние листочки, покружиться, полетать, как листочки на ветру.

Обратить внимание на Большой пруд, его широту и простор, изрезанные берега, большой лесистый остров посередине пруда, серебристые ивы, склонившиеся над водой, живописную игру форм и оттенков листвы. Полюбоваться игрой солнечных лучей на осенних листьях. Спросить, чем отличается эта часть парка от регулярного сада? Здесь ничто не напоминает строгого порядка. Это пейзажный парк. Спросить какой парк кажется более нарядным и торжественным, а какой более лирическим и поэтичным?

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой…

                                А. Пушкин.

Послушать стихи об осени, которые дети приготовили.

Пройти вдоль пруда. Обратить внимание детей на Чесменскую колонну. Спросить, какое впечатление производит колонна на детей? Что ее украшает? Что изображено на ее вершине? Почему? Помочь детям увидеть, как гордо вздымается колонна посреди Большого пруда. А на вершине ее могучий орел когтями ломает полумесяц – эмблему побежденной Турции, объяснить, что колонна стала символом военной мощи России. Чем еще украшена колонна? Рострами кораблей. Как ее можно назвать? Ростральная.

Сказать, что это самый знаменитый памятник Царского Села. Рассказать историю его появления. В 1770 г. русская балтийская эскадра под началом графа Орлова, обойдя всю Европу, появилась в Эгейском море и одержала блестящую победу над турками при Чесме, где она атаковала и сожгла весь турецкий флот. Прочитать строки донесения, которое послал после Чесменского сражения адмирал Спиридов: «Честь Всероссийскому флоту! … неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили…». В честь этого события под руководством А. Ринальди была воздвигнута колонна из олонецкого мрамора и гранита, украшенная рострами кораблей и бронзовыми барельефами.

Подвести детей к фонтану «Девушка с кувшином». Спросить, что они видят, кто изображен, что происходит, как сидит девушка, какое у нее настроение, как это видно? На гранитном утесе сидит девушка, склоненная над  разбитым кувшином, и грустно смотрит на льющуюся из разбитого кувшина воду. Спросить, как дети думают, почему кувшин разбился? Какое настроение вызывает скульптура? Лирическое, поэтичное. Как удалось скульптору это передать? Фигура девушки выполнена плавными линиями. Огромный грубый камень, на котором она сидит, подчеркивает хрупкость фигурки девушки.

Рассказать, что это одна из самых известных скульптур Царского Села, которая стала его символом. Создана скульптором П.П. Соколовым на сюжет басни французского баснописца Ж. Лафонтена. Молодая крестьянка по дороге на базар мечтает о своем будущем богатстве. Представив, что ее мечты сбылись, она подпрыгнула от радости, забыв, что несет кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось, и опечаленная девушка присела на краю дороги,  раздумывая о своем несчастье.

А.С. Пушкин посвятил фонтану такие строки:

                Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

                Дева печально сидит, праздный держа черепок.

                Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

                Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Предложить детям погулять по дорожкам вокруг фонтана и поискать белочек, которые здесь водятся в большом количестве, покормить их орешками.

Полюбоваться красотой пейзажного парка, затем подняться по склону и по Рамповой аллее пройти к Кагульскому обелиску. Рассмотреть обелиск. Сказать, что он сооружен архитектором А. Ринальди в честь знаменательной победы русских войск при реке Кагуле. На доступном для детей уровне рассказать, что в те времена Россия воевала со своим давним врагом - Турцией за выход к Черному морю. Помочь детям осознать, как велики были силы врага, на каждого русского солдата приходилось по 8 – 9 турецких. Обелиск поставлен в память о храбрости и доблести русских солдат, Екатерина II очень гордилась победами в Турецких войнах, ведь она осуществила несбывшуюся мечту Петра.

          В Собственном садике, полюбоваться красотой цветов на газонах, скульптурами, украшающими их, фонтаном – вазой.

Пройти к наклонному Пандусу*, связывающему галерею с парком. Обратить внимание на мощные арки, поддерживающие его, на то, как они одна за другой плавно понижаются, становятся все меньше и меньше, словно тонут в земле, как красиво они украшены масками богов и героев древних мифов.

Пройти вдоль Екатерининского дворца к выходу из парка. В конце экскурсии спросить детей, понравилось ли им, что понравилось, что запомнилось больше всего. Предложить дома рассказать родителям о поездке, а родителям предложить записать рассказ ребенка.

_________

* Пандус – пологий спуск, заменяющий лестницу, часто служит для въезда экипажей.

Примечание 1.

Возможны варианты проведения экскурсии, которые мы в нашем детском саду успешно использовали:

  1. Совместная  с родителями экскурсия выходного дня.
  2. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей в выходной день: музыкальный руководитель проводит музыкальные паузы, инструктор по физическому воспитанию проводит эстафеты, в которых участвуют и дети и родители. Воспитатели подготавливают задания по изодеятельности (аппликация из осенних листочков и др.). по окончании дети получают призы (игрушки, сладкое угощение и др.).

Литература
  1. Е. Первушина. Пушкин, Павловск, Петродворец. Изд. дом «Литера», СПб, 2003.
  2. Н. Семенникова. Пушкин. Дворцы и парки. Изд. «Искусство», Л., 1985.
  3. М. Величко. Поэтом воспетые. Парки города Пушкина. Изд. «Аврора», Л.
  4. С. Маслова, Н. Соколова. Мы входим в мир прекрасного. СПб. СпецЛит. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о Царском Селе.

В 2010 году ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб. был организован мини-музей "Войдем в мир прекрасного..." с выставкой, посвященной 300-летию Царского Села.Опрос родителей, к сожалению, показал, что около...

Презентация "Царское село - город музей"

Данная работа поможет в беседе с детьми по знакомству с родным краем....

Виртуальная экскурсия по ГМЗ "Царское село" "Царскосельский хоровод цветов"

С помощью  виртуальной экскурсии "Царскосельский хоровод цветов" дети посетят Екатерининский парк - самый яркий памятник садово-паркового искусства периода 18-20 веков. В данной презентации предс...

Консультация для родителей «Как начинать знакомить детей с историей Царского Села»

Знакомство с городом необходимо начинать с детьми еще до школы, когда дети очень любознательны и впечатлительны, обладают хорошей памятью. Это позволяет формировать у них интерес к городу, истории его...

"Моя малая Родина" виртуальная экскурсия по Царскому Селу с элементами викторины

Презентация для детей старшего дошкольного возраста с комментариями к слайдам....

": Образовательное- познавательное путешествие с детьми старшей группы по теме: "Путешествие по Царскому селу

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Инновационные методы и технологии освоения дошкольником культурного наследия (реализация ФГОС)»Тема: Образовательное- познавательное  путешествие с...

Сценарий утренника "Осень в Царском селе"

Сценарий утренника "Осень в царском селе"...