проект "Экология начинается с семьи"
проект (окружающий мир, средняя группа) на тему

рожнова лариса алексеевна

В рамках проекта "Экология начинается с семьи"  представлена презентация опыта экологического воспитания в двух семьях группы. в материал входит план мероприятий в рамках проекта и конспекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_nachinaetsya_s_semi.doc869.5 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта семьи Сороковых                                                 «Природа дарит нам здоровье»                                                         Проект «Экология начинается с семьи»

 (долгосрочный)

Время проведения проекта:2012-2013уч.год.

Цель: активизация работы по воспитанию экологической культуры в семье и в образовательном учреждении, презентация передового опыта родителей.

Задачи:

Развивающая: развитие познавательных интересов в семье и детском саду у воспитанников, культуры поведения в природе;

Обучающая: обогащение знаний по экологическому воспитанию , формирование ответственного отношения к природе , расширение представлений о природе родного края и целебной силе некоторых растений и овощных культур.

Воспитывающая: воспитание гуманного отношения к окружающей среде.

План мероприятий в рамках проекта                                         « Экология начинается с семьи»

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Привлечение других взрослых

Мастер-класс для родителей и сотрудников по теме «Лекарства вокруг нас»

октябрь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евтсропова А.В.

Родители, сотрудники ДОУ

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми средней группы «Откуда  лекарства пришли»

ноябрь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Развлечение « В гостях у самовара»

январь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Музыкальный руководитель Коткова С.Ю.

Прогулка в природу

март

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Воспитатель Рожнова Л.А.

Чтение экологических сказок

В течение года

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Посадка лекарственных растений «Огород на окошке»

Март, май

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Воспитатель Крючкова Е.А.

Родители воспитанников

Совместная деятельность с детьми «Лесная аптека на службе человека»

май

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Экспериментальная деятельность с детьми «Травку в чашку положи,

кипяточком завари,

что получится-смотри»

февраль

Мама воспитанника Евтсропова А.В.

Воспитатель Рожнова Л.А.

Создание «Чайной энциклопедии»

январь-февраль

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Родители воспитанников

Презентация книжки-малышки с экологическими сказками

апрель

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Родители,сотрудники, дети

Экологическая тропа «В гости к березке»

Май, июнь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Родители воспитанников

Экологическая тропа «Растения, которые нужно охранять»

июль

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Родители воспитанников

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми средней группы                   « Откуда лекарства пришли»

Цель : развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать  умение собирать лекарственные растения. Развивать экологическое мышление. Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры. Формировать умение беречь и защищать природу.

Ход деятельности.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите. Куда нас привела лесная тропинка. Мы с вами окfзались в царстве лекарственных растений. А кто знает, как они называются?( воспитатель показывает на лекарственные растения, дети отгадывают, при затруднении воспитатель помогает.)

Анна Владимировна.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят из дома, чтобы съесть какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями, пили чай из разных трав.

Посмотрите на это растение, его можно встретить на лугах и лесных опушках, это-тысячелистник. А почему его так назвалт?( Ответы детей.) Это лекарственное растение. Издавна люди его использовали для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Входит ребенок в костюме медвежонка, хромая и плача.

Воспитатель.

Медвежонок, что с тобой случилось, почему ты плачешь?

Медвежонок.

Я упал и разбил коленку.

Анна Владимировна.

Не беда, малыш, мы тебе сможем помочь, правда, ребята? А поможет твоей беде вот эта травка(дети называют подорожник). Но прежде чем наложить его на ранку, его нужно помыть, затем немного поцарапать и приложить к ранке. Ну как, медвежонок лучше тебе стало?

Медвежонок.

Большое вам спасибо, мне действительно стало лучше. Побегу скорее в лес и расскажу своим друзьям о чудо растении.

Воспитатель.

 А о каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Из крапивы готовят щи. Листья богаты витаминами, в ней содержатся вещества убивающие микробов. Она хорошо останавливает кровь.

Анна Владимировна.

Если заболит горло на помощь нам придет ромашка. Сейчас я вам покажу. как отличить аптечную ромашку( показ).

 Воспитатель.

Ну вот мы с вами и узнали, какие лекарства окружают нас. А как часто вы рвали эти растенияи потом выбрасывали их. А ведь они могли кому-нибудь помочь. Давайте больше не будем без надобности рвать растения.

Аутотренинг.

Звучит запись «Одинокий пастух» в исполнении оркестра под руководством П.Мориа.

Воспитатель читает строки стихотворения, дети с Анной Владимировной имитируют движения.

                                   Дует легкий ветерок.  

                                   Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

                                   Колышатся травы луга.

                                   Надо мною гордо кружатся птицы.

                                   Мне хорошо и приятно.

                                   Я очень рада, что встретилась с Удивительным миром природы

                                 Я хочу жить в мире с природой.

                                 Я буду другом и защитником всему живому.

Анна Владимировна вместе с детьми приготавливают фиточай. Чаепитие.

Мастер-класс для родителей и сотрудников «Лекарства вокруг нас»

Цель : познакомить слушателей с лекарственными растениямии их пользой,правилами использования. Обратить внимание на бережное и рациональное использование природных ресурсов родного края.

Форма проведения: круглый стол.

Ход.

Анна Владимировна.

У природы для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки,

в душе ее прекрасные черты-

поля, луга, моря и реки.

Сегодня я хочу вас познакомить с лекарственными растениями, с их использованием. А помогут нам в этом дети. Что такое лекарственные растения?

Дети.

Травы жизни.

Растения-целители.

Живая сила.

Растения, дарящие бодрость.

Кладовая витаминов.

Творение природы.

Удивительные помощники здоровья.

Анна Владимировна.

Как вы точно, метко сказали о лекарственных растениях! А теперь, уважаемые взрослые попробуйте отгадать загадки и назвать нам лекарственные растения.

Дети загадывают загадки.

*до поздней осени на нас бросает взгляды смелые

ее веселый желтый глаз через ресницы белые...

                   (ромашка)

*на кусточки под листочком кто-то бусы бросил-

все поляны в синих точках у зеленых сосен.

                  (черника)

*красная свечка, белое сердечко,

чаем ароматным напоит, от ангины исцелит.

                             (малина)

*был цветок, как медок молодым, а когда постарел, стал, как дым.

                            (одуванчик)

*лекарь у дороги-он больные лечит ноги.

                             (подорожник)

*сердечко песочное, лепестки молочные

                             (ромашка)

*белые горошины на зеленой ножке

                              (Ландыш)

*растет в траве Аленка в красной рубашонке

                             (земляника)

*полезен, приятен и ароматен чай,

конечно, не с ватой, а с....(мятой)

*кто не пройдет, всяк поклон отдает(земляника)

*была зеленой, маленькой, а потом стала аленькой.

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

                              (смородина)

Словесная иллюстрация «Покажи и опиши».

А.В. Загадки вы отгадали. А вот теперь попробуйте отгадать растение по картинке и опишите его.

Игра проводится с родителями.

Сюжетно-ролевая игра «Поможем тому, кто в этом нуждается»

Звонит телефон.

А.В. Обращается к воспитателю.

Послушайте, пожалуйста,нам кто-то звонит.

Воспитатель. Это звонят дети. Они говорят, что они больны и им срочно нужна помощь.

А.В. Зовите их скорее к нам, мы им постараемся помочь.

Выходят двое детей  вялые, уставшие.

Воспитатель. Что случилось?(Дети стонут) Ой, да вы с ног валитесь...(проверяет пульс) Да у вас упадок сил, вы переутомились, наверное... надо немедленно напоить вас витаминным чаем.

А.В. (Обращается к взрослым).

Им нужен витаминный чай. Да вот беда-принесли нам чай в коробочках, а подписать забыли. Придется вам , уважаемые взрослые, самим найти и разобрать целебные травы, а я вам в этом помогу.

Родители отбирают нужные коробочки .

Воспитатель. Чай-такая приятная церемония! Не пора ли нам почаевничать, да ребяток наших подлечить.

Детей и взрослых приглашают в фитобар отведать различные фиточаи.

Ребенок.

Дерево, трава, цветок и птица

не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни.

                                В.Берестов.

А.В.

Как вы думаете, какие правила надо знать, чтобы сохранились природные сокровища-леса, поля, реки, дары природы и живые ее обитатели?

Дети помогают взрослым составить памятку поведения в природе.

*в природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам так, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

*нельзя срывать растения для букетов.

*букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

*собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, но обязательно нужно оставлять их в природе, чтобы они размножались.

*есть редкие растения, их срывать совсем нельзя-это ландыши, валериана, первоцвет.

*охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что все в природе взаимосвязано.

Воспитатель. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в апрке нуждаются в нашей защите.

Ребенок.

Есть одна планета-сад-

в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

птиц скликая прелетных.

Ребенок.

Лишь на ней одной увидишь

ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

в реку смотрят удивленно...

Вместе. Берегите свою планету.

    Ведь другой на свете нету!

А.В.

Спасибо всем за участие,за ваше чуткое и бережное отношение к природе. Я хочу предложить вам принять участие в создании чайной энциклопедии, где будут собраны рецепты фиточая из растений, произрастающих в наше полосе.

 

Экологическая тропа «В гости к березке».

Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Ход.

Воспитатель.

Ребята, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе нашего детского сада.

Дети выходят на улицу, их встречает Анна Владимировна.

А.В.

Здравствуйте,дети! А кто мне скажет, какое сейчас время года?(весна) А как вы узнали, что весна?(ответы детей)

Обратите внимание вот на это дерево, вы его узнали? Правильно, это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою секрет-через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички».

Воспитатель. Спасибо,А.В., мы и не знали, что они называются «чечевички».

А.В.Ребята, а как вы думаете, береза любит солнце? Да, березы очень любят солнце и растут на полянках, где много света.

Воспитатель. Березы украшают наши города. Это красивое дерево является символом нашей страны России. Про березку написано очень много стихов и одно я вам сейчас прочту.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юную,кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, да ломится!

А.В. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди используют березу?

Воспитатель обобщает ответы детей( люди заготавливают березовые дрова для печек,делают из коры-бересты-красивые изделия, из древесины делают красивую мебель.)

А.В. Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят этот сок, а сколько насекомых можно увидеть на стволе березы во время сокодвижения. В детском саду деревья украшают участки, в солнечную погоду они нас прячут от солнышка. А как вы думаете, надо охранять эти деревья? А  что значит беречь деревья?

Воспитатель обобщает ответы детей:березкой нужно любоваться. Поливать ее, не топтать землю возле корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой.

А .В. Ребята, вы сегодня так хорошо отвечали на все наши вопросы, что я хочу вам подарить вот эту банку березового сока. Этот сок очень полезен, я его набрала для вас в лесу. Движение сока начинается еще до появления почек. Только в лесу можно собирать березовый сок, и делать это нужно умело, не нанося вреда дереву. В группе вы попробуете сок.

Презентация опыта семьи Парфеновых

«Чистый город-забота каждого»

Проект «Экология начинается с семьи»

(долгосрочный)

Время проведения проекта:2012-2013уч.год.

Цель: активизация работы по воспитанию экологической культуры в семье и в образовательном учреждении, презентация передового опыта родителей.

Задачи.

Развивающая: развитие познавательных интересов в семье и детском саду у воспитанников, культуры поведения в природе;

Обучающая: обогащение знаний по экологическому воспитанию , формирование ответственного отношения к природе;

Воспитывающая: воспитание гуманного отношения к окружающей среде,ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, воспитывать в каждом человеке осознание своей роли в природе и чувство ответственности за свое поведениев ней.

План мероприятий в рамках проекта «Экология начинается с семьи»

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Привлечение других взрослых

Изготовление кормушек

ноябрь

Папа воспитанницы Парфенов А.Н.

Родители, воспитатели

Трудовая деятельность с детьми на прогулке «Сделаем наш детский сад чище»

декабрь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Папа воспитанницы Парфенов А.Н.

Сотрудники ДОУ

Непосредственно-образовательная деятельность «Мой край родной»

март

Воспитатель Рожнова Л.А.

Папа воспитанницы Парфенов А.Н.

Экологическая тропа «Найдем предметы, которые загрязняют наши улицы»

апрель

Воспитатель Рожнова Л.А.

Папа воспитанницы Парфенво А.Н.

Родители воспитанников ДОУ,сотрудники ДОУ

Участие в ежегодном субботнике              « Чистый город-забота каждого»

апрель-май

Папа воспитанницы Парфенов А.Н.

Сотрудники ДОУ, родители

Благоустройство участка детского сада

апрель-май

Воспитатель Рожнова Л.А.

Папа воспитанницы Парфенов А.Н.

Родители группы

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми средней группы         « Мой край родной».

Цель:активизировать и закреплять знания о родном крае и его обитателях; пробуждать добрые чувства по отношению к природе; формировать заботливое отношение к ней , восхищение ее красотой;вызвать желание у детей поддерживать чистоту родного края.

Ход деятельности.

Выходит папа воспитанницы группы Парфенов А.Н.

Здесь знает каждый, ты и я,

природу обижать нельзя!

Наша с вами Земля-прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. В наших лесах, лугах, реках живут удивительные растения, животные, птицы, рыбы, насекомые, всем им должно быть хорошо, а мы с вами должны заботиться о них. Но, к сожалению,мы не всегда замечаем красоту, окружающую нас, не всегда заботимся о природе и , что еще хуже, наносим ей непоправимый вред! Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие, в котором я покажу вам , как красива природа, окружающая нас.

Воспитатель.

Домик их злвут гнездом.

Это настоящий дом.

Они чирикают, кричат,

Поют, щебечут и свистят.

У них на завтрак вместо кашки

Червячки и таракашки.

Им бы зерен поклевать,

Им бы в небе полетать.

Полетят-полетят-

На деревьях посидят.

На земле им не сидится,

А зовут их просто.....(птицы)

Молодцы ! Мы оказались с вами на поляне птиц. А каких птиц вы знаете? (ответы детей) А какие птицы зимуют вместе с нами?

 А.Н.

А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Коршун и наседка»

Воспитатель.

Хорошо поиграли. А сейчас я проверю какие вы внимательные. Я буду называть птиц, а вы, как только услышите, что я ошиблась,будете хлопать и топать.

Прилетели птицы:

голуби,синицы,

Мухи и стрижи....

что неправильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны....

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижы!

А.Н.

Молодцы , ребята, а скажите мне , вы любите птиц? Не обижаете их? Подкармливаете зимой? А кормушки для птиц делаете? Ну что же отправляемся дальше.

Воспитатель.

Отгадайте загадку.

Весной одевается

Осенью раздевается.(лес)

Мы приехали на лесную поляну.

Далее проводится инсценировка стихотворения.

Здравствуй, лес, прекрасный лес(широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!(повороты вправо-влево)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?(руки подняты вверх)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?( дети всматриваются вдаль, держа округленные ладони над бровями)

Все открой- не утаи!(широко развести руки)

Ты же видишь(прижать ладони к груди)

Мы-свои(широко развести руки в стороны)

А.Н.

А кто в лесу живет?(ответы детей) Давайте попробуем по следам определить, кто здесь был до нас.

Игра «Чей след»

 А.Н.

А вы знаете,как нужно вести себя в лесу?

Сейчас я проверю. Игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы мне говорите хорошо это или плохо.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?(нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?(нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?(да)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю?(да)

Если разведу костер,

А тушить не буду?(нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду?(нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю?(да)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю!(да)

Посмотрите-ка, ребята, что это тут такое?(ручеек) А откуда он взялся?(ответы детей)

Да, он такой маленький,но когда он подружится с другим ручейком, а потом еще с одним, вот тогда он превратиться в большой могучий ручей и доплывет до речки, а потом и до моря . Давайте пожелаем ему счастливого пути, пусть он передаст наш привет в далекие страны.

Воспитатель.

Наша планета Земля

Очень шедра и богата:

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый,ребята!

Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами-

Такая планета нужна нам с вами!

Мы много сегодня путешествовали по нашему родному краю, много узнали и вспомнили. Осталось еще одно. Давайте нарисуем  обитателей нашего края.

А.Н. Ну что же садитесь в автобус, отправляемся в группу рисовать картину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка начинается в семье.

Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального воспитания детей - важная составляющая работы музыкального руководителя....

музыка начинается в семье

Пожелания для родителей о музыкальном воспитании дошкольника...

Музыка начинается в семье

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию....

РОДИНА НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

Работа с родителями в ДОУ Цель. Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций ; обмен опыто...

Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"

Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям.  Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...

Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"

Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям.  Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...

Конспект проведения в старшей группе Дня семьи « Всё начинается с семьи»

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кому желаем добра и счастья, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся. Именно в семье мы учимся любв...