РОДИНА НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ
статья (старшая группа) на тему

 

Работа с родителями в ДОУ

 

Цель. Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций ; обмен опытом семейного воспитания; повышение педагогической культурыродителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina_nachinaetsya_s_semi.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИНА НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

Работа с родителями в ДОУ

Цель. Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций ; обмен опытом семейного воспитания; повышение педагогической культурыродителей

                                                                        СЕМЬЯ        О. Высоцкая

                                                                      Очень люблю, когда все собираются.

                                                                      Белою скатертью стол накрывается.

                                                                      Бабушка с мамою,

                                                                      Папа

                                                                      И, я

                                                                     Мы называемся вместе семья.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе. О том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагоприятных семей.  Неустойчивость супружеских отношений влияет на количество разводов, искажаются родовые и семейные связи, происходит нарушение преемственности поколений, усугубляется индивидуализм молодых и обостряется чувство ненужности людей старшего возраста.  

Важной особенностью института семьи является преемственность семейных поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, постепенно создается семейная история , которую принято называть родословной. Воспитывая у старших дошкольников нравственно – патриотические качества нужно формировать интерес к своей родословной. Семья- это первый институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является .Ведущие специалисты в области педагогики подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семьи. Необходимо учить ребенка любить своих родителей с первых лет своей жизни. Поскольку эти качества не являются врожденными и невозникают сами собой. Исследователи отмечают, что у младших дошкольников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать ,как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях , в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности , развиваясь , перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки, дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относится к родителям, заботится о них, помогать им. Малыша учили не только брать но и отдавать , быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь. У детей в такой ситуации может сложиться  искаженное представление о старшем поколении , поскольку общение при этом становится минимальным. Содействие родителей общению детей с бабушками и дедушками ( например посредством телефона, переписки, поздравлений и т.д.) обеспечивает крепость родственных связей.

В многопоколенной семье при условии взаимного уважения , сохранения доброжелательности между всеми ее членами формируются положительные взаимоотношения.  Повседневное общение разных по возрасту и опыту членов семьи обогащает нравственно-эмоциональное,психическое развитие ребенка, создает для него возможность проявлять постоянную заботу, чуткость и отзывчивость по отношению к старшим.Из рассказов взрослых дети узнают, кто их предки, кем они были, чем занимались, какой образ вели, и начинают понимать , что являются восприемниками  истории рода, которую будут передавать в последствии своим детям.

Философ И.А. Ильин писал : « В здоровой христианской семье есть один единственный отец и одна единственная мать , которые совместно представляют единый- властвующий  и организующий  авторитет в семейной жизни».Он считал, что именно семья дарит человеку « два священных первообраза»: « первообраз чистой матери», несущей любовь, милость, защиту и «первообраз благого отца», дающего питание, справедливость и разумение. Философ считал, необходимым , что бы отец всячески поддерживал авторитет матери в семье, ни в коем случае не унижал мать и не дискредитировалеевглазахдетей. Эти образы и взаимоотношения в семье оказывают влияние на человека на протяжении всей его жизни, от них во многом зависят особенности развития духовной сферы ребенка, его души и духа. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к своей семье ,такой какая она есть , к родным и близким. Очень важно  принять ,полюбить свою семью , своих родственников , знать их, проявлять к ним терпение , заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включаяиэмоциональнуюотзывчивостьнасостояниеблизких.Суммируяопределения, принятые в социологии, можноохарактеризоватьсемьюкакобщественноеявлениеследующимобразом: семьяэто общность людей ,объединенная системой взаимоотношений супружества, родительства, родства, совместной хозяйственно- бытовой деятельностью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, осуществляющая физическое и духовное воспроизводство населения, котороепредполагаетпреемственностьсемейныхпоколенийисоциализациюдетей.Современныесоциологи, социальныепедагогиисоциальныепсихологиисследовалипроблемысемейногоблагополучия. Ониотметилинекоторыетревожныетенденции. Настораживаетнескольконегативноеотношениекстаршемупоколениюутретиреспондентов. Опрос выявил закономерность : женщины считающие свою жизнь неудачной ,видя благополучие семьи исключительно в материальной стороне, в роскоши, которуюпропагандируюттелевидение, глянцевыежурналы, чтотожеможетнегативноотражатьсянавоспитательно – образовательномпроцесседетей.

Результаты опроса позволяютсформулироватьнекоторыепедагогическиерекомендации.Необходимоцеленаправленновоспитыватьуважениекстаршим, особеннокдедушкамибабушкам ,атакжеактивноприобщатьребят к труду, кпосильнойпомощивзрослым. Следуетуделитьболеесерьезноевниманиевопросамвоспитаниямальчиков.   Необходимовоспитыватьвнихдобрые чувствапоотношениюкматери, бабушке, формировать мужскоеотношениекмиру, чувстводолга, ответственностизаокружающихблизкихлюдей, стремлениепомочьим,разделитьснимидомашниезаботы, старатьсярадоватьстаршихсвоими  хорошимипоступками; надоступномуровнепознакомитьмальчиков  с социальнойрольюотца, объяснитьееважностьизначение .Вповседневнойжизнинеобходимо объяснить детям , что они являются одновременно сыновьями или дочерями для своих родителей, внуками или внучками для своих дедушек и бабушек, братьями и ли сестрами. Целесообразно дать ребятам  представление о том, что их родители –это дети их бабешек и дедушек, это поможет детям усвоить не только имена , но и отчество их родителей, как оно образуется. Помочь в усвоении родственных отношений могут дидактические упражнения. «Семейный хоровод», «Где-то в шумномгороде»,составление семейного альбома дома и в группе, далее составление родословной семьи. Основной целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье. Составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную ,  атмосферу , необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков. Проявлять интерес к профессиональной деятельности своих родителей.Уже в дошкольном возрасте закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью , имеют огромное значение  и несут в себе большой потенциал для дальнейшего развития ребенка. Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчествне только родителей, но и дедушек и бабушек.Основную работу по ознакомлению с родословной целесообразно проводить в подготовительной группе. На этом этапе у детей формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – эта традиция издревле существовавшая у народов России.Объяснить эти сложные понятия помогает использование модели семьи, отнесенной в прошлое. Если интерес к поиску своих корней появиться в семье , то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную, включающую более пяти, шести поколений.  Проект подразумевает совместную деятельность детей и родителей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенностидошкольников.

В современном обществе воспитательный потенциал прародителей недооценивается, и эту тенденцию необходимо изменить. И дошкольное учреждение такими возможностями обладает. Опираясь на методические приемы , направленные на систематизацию и обобщение представлений ребенка о своей семье , мы воспитатели формируем у детей представление о смене поколений, и их преемственности .Как показывает практика , одним из самых эффективных средств воспитания оказывается непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками реализуемое в празднично – игровой и других видах деятельности. Ко дню пожилого человека мы с детьми подготовили праздничный концерт с различными конкурсами: «Ласковые руки», «Узнай дедушку по голосу», « Добрых рук мастерство» и другие. Выпустили газету « Наши дедушки и бабушки»( с семейными фотографиями и детскими рисунками). В нашей группе используются разнообразные формы и методы работы с семьей. Среди них- встречи, собрания посиделки. Тема родительского собрания- встречи «Я -  семья- род – народ!» , цель этой встречи , расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников, способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления, увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч, составление родословной. Перед тем как дать задание семье составить родословную, я познакомила их с историей генеалогии, нормах отображения сведений о родстве в виде различных таблиц, росписей, досье. Как правило, а семьи составляют смешанное восходящее родословие, указывающее всех предков ребенка, как по мужской, так и по женской линии, и оформляют его в виде древа. Родословное древо выглядит красиво и наглядно. Затем в группе организовалась выставка семейных деревьев, дети каждый свое древо представлял, это вызвало большой интерес ,как у детей, так и у взрослых.Следующие темы совместных встреч- посиделок, родительских часов:«В каждой семье свои традиции», « Ты и твое имя», «Умелые руки не знают скуки», « Зеленая пушистая», « Широкая Масленица», « Папа, мама, я дружная семья», « Казачьему роду нет переводу». Все эти мероприятия способствуют обогащению нравственно патриотических качеств в семье, вырастить детей грамотными, и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающие свою родословную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь к Родине начинается с семьи

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения...

"Родина начинается с семьи"-пособие из раздела Развивающая среда

Это авторская разработка.Пособие можно перемещать в раздевалку или в группу.Оно многофункциональное.Дети знакомятся с картой  России,с величием своей страны,в которой они родились и живут.Знакомя...

Любовь к Родине начинается с семьи.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Во...

Буклет "Родина начинается с семьи"

В буклете предоставлен отчёт по работе с семьёй по нравственно -патриотическому воспитанию. Используются картинки, взятые из интернета, фотографии детей размещены с согласия родителей....

«Работа с родителями: любовь к Родине начинается с семьи»

«Работа с родителями: любовь к Родине начинается с семьи»...

Родина начинается с семьи .

Патриотическое воспитание старших дошкольников - это совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых; тесное взаимодействие воспитателей с родителями....

Проект "Любовь к Родине начинается с семьи"

Проект "Любовь к Родине начинается с семьи"...