Пальчиковая гимнастика к блоку лексических тем «Мир животных и растений».
учебно-методическое пособие по окружающему миру по теме

Шевченко Валентина Дмитриевна

Предлагаемый материал содержит различные пальчиковые игры, сгруппированные по темам: «Овощи, «Фрукты, ягоды», «Хлеб, злаки», «Деревья»,  «Домашние животные», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Домашние птицы», «Насекомые», «Рыбы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР К БЛОКУ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ

«МИР ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»

ОВОЩИ

Репка

Репку мы сажали,

Репку поливали.

Вырастала репка

Хороша и крепка.

Тянем-потянем

Вытянуть не можем!

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем!

Ух! Вытянули репку.

«Роют» пальчиками в  ладошке лунку.

Показывают пальчиками, как льется вода из лейки.

 Показывают, как растет, выпрямляя постепенно пальчики.

Оставляют ладони открытыми, а пальцы сгибают как крючочки.

«Крючочки» левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону.

Потряхивают кистями рук.

Вспоминают по очереди всех  героев сказки, загибая пальчики друг за другом.

«Крючочки» левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону.

Расцепляют руки, потряхивая кистями.

Огород.

Мы пришли в огород,

Что тут только не растет:

Тыква, репка и чеснок,

Лук, капуста кабачок,

Помидор и огурец.

Вот хозяин – молодец!

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках.

Хлопнуть в ладони, развести руки в стороны.

Поочередно сгибать пальцы рук.

Руки сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.

Созрели овощи на грядке:

Картошка, репка, кабачок,

Фасоль, капуста, перец сладкий,

Лук и гороховый стручок.

Сжимать и разжимать кисти рук.

Поочередно соединять пальцы правой, а затем левой  руки с большим.

У Лариски – две редиски.

У Алешки – две картошки.

У Сережки – сорванца –

              два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки –

          две хвостатых редьки.

По очереди разгибать пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

ФРУКТЫ, ЯГОДЫ

Чудесный сад.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем фрукты собирать.

На деревьях мандарины,

Сливы, груши, апельсины,

Киви, яблоки, гранат, –

Ах, какой чудесный сад!

Сжимать – разжимать кулачки.

Имитировать сбор фруктов.

«Деревья», на слово «мандарины» - соединить указательный палец правой руки с большим.

Последовательно соединять остальные пальцы правой руки с большим.

Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.

Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны; сжать кулаки, подняв большие пальцы вверх.

За ягодами.

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Компот.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Опять «варят» и «мешают».

ДЕРЕВЬЯ

Букет из листьев.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Загибать пальцы, начиная с большого.

Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальцы, начиная с большого.

«Шагать» по столу средним и указательным пальцами.

Деревья

Тили – тали, тили – тали,
Карандашик мы катали,
Карандашик мы катали
[И деревья]   называли:
Дуб, берёза, тополь, рябина,
Ива, клён, липа,  осина.

Дети  повторяют за взрослым по одной строчке стихотворения, перекатывая пальцами по столу карандаш вперёд – назад.

ХЛЕБ, ЗЛАКИ

Злаки.

Рожь, ячмень, овёс, пшеница,

Кукуруза пригодится.

Греча, рис и просо –

Больше нет вопросов.

Это злаки, все мы знаем,

В пищу их употребляем.

Разминают пальцы правой руки , начиная с большого от концевой фаланги к основанию.

Разминают пальцы левой  руки , начиная с большого от концевой фаланги к основанию.

Складывают ладошки «лодочкой».

Круговыми движениями поглаживают живот.

К завтраку Наташа 
Всем варила кашу:
Ячневой – цыплятам,
С молоком – котятам,
Курочкам – ячменной,
Необыкновенной.
Кролику – перловки,
С репой и морковкой.
Накормила всех зверят,
Куклы тоже есть хотят.
Сварим обезьянке
вкусную овсянку,
Серому слонёнку
Сварим кашу пшенку.
Для пушистой лисоньки
Мы наварим рисовой.
Гречневой – для мишки, 
С мясом – для волчишки.
А для куклы Даши –
С маслом манной каши.
Той, что любят дети
Больше всех на свете. 

 «Варят» кашу пальчиком в ладошке.

Разминают пальчики правой руки, начиная с мизинца, от концевой фаланги к основанию.

Делают «зайчиков» обеими руками.

Обхватывают щёки руками и качают головой.

Разминают пальчики левой  руки, начиная с мизинца, от концевой фаланги к основанию.

Шагают пальцами рук и выставляют ладошки вперед в приглашающем жесте.

Поглаживают живот круговыми движениями и выставляют вперёд большие пальцы рук.

Рожь, пшеница нам нужны:

Макароны, пироги,

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сгибать и разгибать пальцы обеих рук

Загибать или разминать пальцы по одному, начиная с мизинчика.

Шагать пальцами по столу пальчиками.

Гладить тыльную сторону обеих ладоней.

Согнуть руки в локтях «силач», затем покачать пальцем из стороны в сторону.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Пёс и кошка.

Наша кошка из окошка

Наблюдает за дорожкой.

Там гуляет очень злой

Пес лохматый и большой.

Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.

Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.

Поочередно соединять пальцы обеих рук с большими.

Правой рукой изобразить «собаку».

В деревне.

Я в деревне отдыхаю,

Вам животных называю:

Кролик, лошадь и коза,

Кот, корова и свинья,

А ещё баран с овцой,

Да верный пес –

Помощник мой.

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук в ритме стихотворения.

Загибать по – одному пальцы, начиная с большого пальцы правой руки.

Большой палец правой руки поднять наверх, указательные согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака».

Дудочка.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла.

Пастушку я отдала.

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теленка глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

«Играют на дудочке».

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

«Идут» указательным и средним пальцами по столу.

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

«Варят кашу» на ладошке.

Бурёнушка.

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на   донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки,

Всем даёт здоровье

Молочко коровье.

«Доят корову».

«Кошка».

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

«Доят корову».

Машина каша.

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кашке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В маску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Разжимают кулачок.

Сдувают «крошку» с ладошки.

Котята.

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Ладошки складывают, пальцы прижимают друг к другу. Локти опираются о стол.

Покачивают руками, не разъединяя их.

Постукивают соответствующими пальцами друг о друга.

Кошка и мышка.

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

Пальцы обеих рук сжимаем в кулак и кладем на стол ладонями вниз; затем медленно разжимаем кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол.

Ладони обеих рук лежат на столе;

Локти разведены в разные стороны; кошка  (правая рука) крадется: все пальцы медленно шагают по столу вперед. «Мышка» (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад.

Найди животных.

По деревне мы шагаем,

Видим будки и сараи.

Тики-ти, тики-ти,

Животных мы хотим найти.

Пальцы шагают по столу (коленям).

Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем).

Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками.

Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот). Затем дети по очереди называют домашних животных.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

На лужок.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый,  на лужок

Приходи и ты дружок!

Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

Сидит белка на тележке.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки (можно чередовать хлопки и удары кулачками), на следующие четыре строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого. Далее повторяем начальные движения.

Кто живёт в лесу?

Я сейчас вам назову,

Кто живет в густом лесу.

Зайцы, белки, барсуки,

Волк, медведи и ежи…

А теперь продолжи ты!

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук в ритме стихотворения.

Загибать по – одному пальцы, начиная с большого пальцы левой руки.

Педагог указывает на какого-нибуль ребёнка и тот называет ещё одно дикое животное.

У нас в лесу.

Дикие животные

Есть у нас в лесу:

Здесь ты можешь встретить

Зайца и лису,

Белку и медведя,

Волка, кабана –

Прячет всех надежно

Лесная тишина.

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

Заяц и кочан капусты.

Встал зайчишка рано,

Вышел на поляну.

По опушке к лесу шел

И большой кочан нашел.

Стал зайчишка с хрустом

Грызть кочан капусты:

Хруст – хруст, хруст – хруст…

Съел, свалился под куст

И уснул.  Проснулся….

Сладко потянулся,

А домой добрался –

Долго отдувался!

«Заячья мордочка» правой рукой.

Шагают пальцами.

Показывают кулак левой рукой.

«Заяц» грызет кулак и причмокивает.

С усилием растопыривают все пальцы.

Бегут пальцами и опускают ладонь на  стол.

Зайцы.

Десять серых зайцев

Дремали под кустом.

И двое вдруг сказали:

«Вон человек с ружьем».

Двое закричали:

«Давайте убежим!»,

Двое прошептали:

«Давайте помолчим!»,

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!»

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать «Бах»?»

«Бах» - выстрелил охотник,

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились наутек.

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены.

В соответствии с текстом  дети приподнимают поочередно пару пальцев, начиная с больших.

Хлопают в ладоши.

Бегут пальчиками по столу.

Есть у каждого свой дом.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

Загибать пальцы на правой руке по-одному.

«Домик» из пальцев.

Обнимают себя.

Белочки.                                      

Раз, два, три, четыре, пять

Пришли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась,

Четыре белочки осталось.

А теперь скорей смотри,

Их уже осталось три.

Ну и ну, какая жалость

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна,

Осталась белочка одна.

Пока мы с тобой считали

Белочки от нас сбежали.

Выставляем пять пальцев.

Прячем руку за спину.

Выставляем четыре пальца.

Прячем руку за спину.

Выставляем три пальца.

Прячем руку за спину.

Выставляем два пальца.

Прячем руку за спину.

Выставляем один палец.

Прячем руку за спину.

Найти животных. 

Мы тихонько в лес зайдем.

Что же мы увидим в нем?

Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.

Тики-ти, тики-ти,

Животных мы хотим найти.

Пальцы шагают по столу (коленям)

Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем).

Одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками. Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот). Дети по очереди называют диких животных.

Найди животных.

В жарких странах оказались,

Очень долго удивлялись.

 Тики-ти, тики-ти,

Животных мы хотим найти.

Пальцы шагают по столу (коленям).

Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем).

Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками.

Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот). Затем дети по очереди называют  животных жарких стран.

 ПТИЦЫ ПЕРЕЛЁТНЫЕ

Десять птичек.

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка;

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка –  коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко;

Это  - зяблик,

Это стриж,

Это – развеселый чиж…

Ну, а это – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Сжать кулачок, на название каждой птички отгибать один пальчик.

Обе руки сжать в кулаки, пряча птичек.

Ласточка.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,  

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну – красну.

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Птичьи стаи.

Снова осень наступает.

И доследующей весны

В птичьих стаях улетают

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.

Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.

«Птичка».

Загибать пальцы на обеих руках по одному.

Снегири и свиристели.

Зимой холодной, посмотри,

Вновь появились снегири.

А сними свиристели

К нам в гости прилетели.

Соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.

Соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

Мы про птиц не забываем.    

Холодно на улице,

Замерзают птицы.

Чтобы не замерзнуть,

Надо подкрепиться.

Мы про них не забываем,

Корм в кормушку насыпаем.

На правой руке соединять все пальцы с большим.

На левой руке соединять все пальцы с большим.

На обеих руках соединять по очереди все пальцы с большим.

Журавли возвращаются.

Из дальних стран, спеша домой,

Летят, курлыча, журавли.

Их крик несется над землей,

Весну приветствуют они.

Постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими.

Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.

Постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими.

Сжать руки в рукопожатии.

Шла кукушка…

Шла кукушка мимо рынка,

У нее была корзинка,

А корзинка на пол –  бух!

Полетело десять (девять, восемь) мух.

Шагаем по столу пальцами.

Соединяем ладони ковшом – «корзинка».

Ударяем сомкнутыми ладонями по столу, разъединяем руки.

Разводим руки в стороны, шевеля пальцами. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.

ПТИЦЫ ДОМАШНИЕ

Гусь.                                     

Есть  у нас драчливый гусь,

Очень я его боюсь.

Выгнет шею и гогочет.

Ущипнуть меня он хочет.

Поочередно прикоснуться большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам на правой руке.

Сжать руки в кулаки и прижать их к телу.

Правая рука поднята вверх, локоть касается стола, соединить все пальцы в щепотку.

Ритмично соединять кончики всех пальцев на правой руке с большим пальцем – «щипать».

Птичий двор.                        

Вдалеке стоит забор,

Окружая птичий двор.

Тут галдеж и суета

Начинаются с утра:

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут.

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

Руки на столе, правая – ладошкой вниз, левая – сжата в кулак. Произнося текст поочередно менять положение рук.

Ударять правой рукой, сжатой в кулачок, по ладошке левой руки, а затем менять положение рук.

Последовательно соединять указательные и средние пальцы обеих рук с большими.

Последовательно соединять безымянные пальцы и мизинцы обеих рук с большими.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

РЫБЫ

Жил да был…

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Плавные движения ладошками, имитирующие движения плавников.

Ладони раздвинуты; движения ладонями порознь.

Руки сложены накрест, взмахи ладонями.

Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Рыбка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка-озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Сложенные вместе ладони изображают плывущую рыбку.

Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони.

«Рыбка».

Делают  хватательные движения руками.

 «Рыбка».

НАСЕКОМЫЕ

Насекомых надо знать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Насекомых надо знать:

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок –

И у  каждого шесть ног!

Сжимать – разжимать кулачки обеих рук.

Постепенно соединять  пальцы обеих рук с большими.

Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.

Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв вверх большой палец – показать шесть пальцев.

Насекомые.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают один пальчик.

Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.

Машут ладошками.

Роняют ладони на стол.

Червячки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: «Вот обед!»

Глядь –  

                а червячков уж нет.

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Шагают по столу.

Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз.

Раскрывают «клюв» из пальцев.

Разводят руками.

Сжимают кулачки, прижимая их к груди.

Божья коровка.

На цветке сидит коровка,

Но молчит и не мычит,

И летает очень ловко,

Ярко красками горит….

Потому что не земная,

А небесная такая!

Сделать пальцами рук «цветок».

Одновременно соприкасаться кончиками одноименных пальцев рук, основания ладоней прижаты друг к другу.

Развести руки, легкими движениям пальцев изобразить взмахи крыльев.

Руки согнуты в локтях. Выпрямить пальцы правой руки, одновременно с этим пальцы левой сжать в щепоть. Затем выпрямить пальцы левой руки, а пальцы правой сжать в щепоть.

Соединить ладони.

Развести руки вверх и в стороны.

Литература.

  1. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – М, 2011.
  2. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2011.
  3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – М.,2008.
  4. Интернет – публикации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.  Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.  Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...

Большая картотека пальчиковой гимнастики на все лексические темы

№ 1   Пальчиковая гимнастика.Тема: ОСЕНЬ  «Осенние листья»  Раз, два, три,                       четыре, пять,...

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движ...

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.Темы календарно-тематического планирования (для которы...

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»...