План-конспект занятия по эколокии (старше-подготовительная группа) на тему ООД по формированию предпосылок экологического сознания "Речка, реченька,река..."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Малкина Ирина Львовна

Интеграция образавательных областей: Познание (формиравание целостной картины мира, расширение кругозора), Безопастность (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, правила безопасности на воде), Социализация (город) и Коммуникация.

Продалжать расширять и обобщять представления детей об окружающем мире: понятие о возникновении реки и ее истоках, о роли воды в жизни человека, учить сравнивать природные источники воды. Закреплять знания о правилах осторожного и осмотрительного поведения на воде. Обобщение и закрепление знаний городской символики, истории и названия городских рек. Расширять и активизировать словарь детей, развивать умение поддерживать беседу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Организованная совместная образовательная деятельность с детьми общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет первого года обучения

Охват детей: 15 человек, возраст 5-7 лет.

Интеграция образовательных областей: Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Безопасность, Социализация (город) и Коммуникация.

Тема: « Речка, реченька, река…»

Цель мероприятия: Оценка сформированности интегративных качеств у детей за 1-ый триместр: (Познание, Безопасность, Социализация (город) и Коммуникация). Продолжать расширять и обобщать представления детей об окружающем мире (ознакомление с природой): понятие о возникновении реки и ее истоках, о роли воды в жизни человека, учить сравнивать природные источники воды. Закреплять знания о правилах  осторожного и осмотрительного поведения на воде. Обобщение и закрепление знаний городской символики, истории и названия городских рек. Расширять и активизировать словарь детей, развивать умение поддерживать беседу.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная

Основные задачи: Анализировать результаты наблюдений о воде, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях возникновения рек. Свободно использовать в речи слова, обозначающие название объектов природы, символы Санкт-Петербурга (золотой кораблик на Адмиралтейском шпиле, название рек города), понимать и осознавать историю происхождения рек в стихотворной форме. Закрепить элементарные правила безопасного поведения в стандартных ситуациях на воде. Способствовать развитию коммуникативности, памяти, логического и ассоциативного мышления, волевых качеств. Совершенствовать диалогическую форму речи, умение отвечать на вопросы, используя грамматическую форму, высказывать свою точку зрения.

Материал к деятельности:

Демонстрационный материал: Планшет-карта (географическая карта города) с двигающимся корабликом-символом и декоративный фонтан «Родник».  Иллюстрации с изображением водоемов (родник, река равнинная, река горная, болото, озеро) и диск со звуками воды. Мнемотаблица стихотворения  И.А.Бунина «Родник».               Раздаточный материал: Поощрительные «волшебные сундучки» на каждого ребенка и карточки-помогалочки (ассоциативное изображение рек города).  Дидактическая игра  «Можно-нельзя».

Методические приемы: Игровые:  (использование сюрпризных моментов). Практические: (работа с демонстрационным материалом). Наглядные: (использование иллюстрации). Словесные: (вопросы, диалоги, напоминания, индивидуальные ответы). Поощрение, анализ деятельности. Технические: аудиозапись. Интеграция: взаимодействие с родителями воспитанников.

Предварительная работа с детьми: заучивание стихотворения «Родник» И.А.Бунина, с использованием мнемотаблицы. Рассматривание иллюстрации водоемов. Индивидуальная деятельность с детьми.

Ход деятельности:

Дети входят в групповую комнату и садятся полукругом на стульчики перед магнитной доской. На доске прикреплён планшет-карта с передвижным корабликом-символом.

Педагог обращает внимание детей на планшет-карту и кораблик:

-« Ждёт кораблик нас с тобой

   На Фонтанке голубой,

   Символ наш Адмиралтейства

   Это кораблик золотой…»

- Дети, этот кораблик  символ нашего города, он  очень любопытный, любит путешествовать по рекам нашего города и задавать всем интересные вопросы. Он будет очень благодарен вам, если вы согласитесь с ним поиграть и ответить на его вопросы. Вы хотите поиграть с корабликом?

Дети: - Да!….

Педагог: - Ну, тогда начинаем играть. Повторяйте за мной эти слова:

- Плыл кораблик по волнам

  Нынче здесь, а завтра там

  Задавал он всем вопрос….  

(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с вопросом. )

1.  Где рождается она,

  Речка, реченька, река?

Дети читают стихотворение И.А.Бунина «Родник».

 - В глуши лесной, в глуши зеленой,

   Всегда тенистой и сырой,

   В крутом овраге под горой

   Бьет из камней родник студеный:

   Кипит, играет и спешит,

   Крутясь хрустальными клубами,

   И под ветвистыми дубами

   Стеклом расплавленным бежит.

Педагог показывает детям декоративный фонтан «Родник» из которого льется вода и перетекает в  ручейки.

- Родник еще называют ключом. Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка вытекает из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и… получается река. Вот так рождается река. Дети, какие вы молодцы! Вы правильно ответили на первый вопрос кораблика. И за это он вам дает по жетончику.

(воспитатель кладёт каждому ребёнку по жетончику в «волшебные» сундучки)

- Ребята, продолжаем играть дальше. Повторяйте за мной:

- Плыл кораблик по волнам

Нынче здесь, а завтра там

Задавал он всем вопрос…  

(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с вопросом. )

2. Что это шумит? Ты послушай и сравни.

Шум водопада и реки.

Педагог: - Послушайте звуки воды и определите: - Что это шумит?

(звучит аудио-запись: звуки, которые издает бегущий ручеек, горная река, равнинная река, водопад (2 мин..), на магнитной доске педагог вывешивает иллюстрации рек)

Педагог предлагает детям найти на иллюстрации: родник, реку, болото, озеро, ручей, водопад и определить звуки какой воды они услышали.

Дети: - Бегущий ручеёк журчит ласково.  

- Водичка шумит, как из водопроводного крана….

- Равнинная река течёт медленно, плавно, у неё низкие берега.

- У горной реки течение быстрое, бурлящее и берега скалистые.

- В горной реке вода бурлит.

- Вода быстро течет.

- Камни видны из-под воды.

- Берега из камня, обрывистые, и т.д…

(ответы детей… за которые они получают по жетону в «волшебные» сундучки)

Педагог: - Ребята, молодцы! А скажите, как можно еще сказать про реку, назвать её ласково?

Дети: - Речка. Реченька. Речушка.

Педагог: -  Много ласковых слов вы сказали. Молодцы! Играем дальше. Повторяйте за мной:

- Плыл кораблик по волнам

  Нынче здесь, а завтра там

  Задавал он всем вопрос….  

(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с вопросом. ) 

3. Кто любит физкультуру?

 Поиграй со мною

В «Синею водою».

(проводится физ.минутка) 

 - Синяя вода                             (дети делают волнистые движения руками)

  Поле без следа

Без конца и края                       (кружатся на месте)

Синяя вода.

Ты спешишь куда?                   (приседают обхватывают руками плечи)

Ты спешишь куда?

К морю синему                         (встают поднимают руки вверх)

Там, где волны сильные

Там, где волны сильные

Плещутся всегда                       (волнистые движения рук вверх и вниз)

К морю синему

Поскорей неси меня                  (кружатся на месте)

Поскорей неси меня

Синяя вода.

Дети садятся за столы, на которых разложен раздаточный материал.

(воспитатель кладёт каждому ребёнку по жетончику в «волшебные» сундучки)

Педагог обращает внимание детей к кораблику.

- Ребята, продолжаем играть дальше. Повторяйте за мной:

- Плыл кораблик по волнам

Нынче здесь, а завтра там

Задавал он всем вопрос…  

(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с вопросом. )

4. Отгадай, что за река,

Здесь в картинку спрятана?

Педагог: - Ребята, у вас на столах лежат карточки-помогалочка. Возьмите их и рассмотрите внимательно. Скажите, что нарисовано на них?

(на карточках ассоциативные изображения рек) 

Дети: - Умывальник. Фонтан. Черный квадрат. Красное пятно. Камни. Крест. Волк. Таракан. Рыба карп.

Педагог: - Глядя на них, вы легко назовёте реки нашего города. А я вам немного помогу.

(ребёнок выставляет картинку, а педагог сопровождает каждую короткими забавными стишками, таким образом дети ещё раз закрепляют название рек)

 - Среди культурных, чистых жителей                         Вдоль по Каменке гулял,

Грязнулю видеть не хотите ли?                                     Долго камни собирал.

Он с грязной рожицей гуляет

И прохожих всех пугает.                                                 На Глухарку я пошёл,

Не жалей воды, умой-ка                                                   Глухарей там не нашёл.

Ты грязнулю, речка Мойка.

Для фонтанов очень-очень                                                На Крестовку я пошёл

Нам вода нужна была.                                                        Крестик золотой нашел.

Той воды не пожалела

Речка добрая, дала.                                                             Кто на Карповку пойдет,

- Мне воды совсем не жалко, -                                           Много карпов принесёт.

Говорит река Фонтанка.

Речка Чёрная черна,                                                            Я вдоль Волковки гулял,

Не видать от грязи дна.                                                        Волка след весь день искал.

Солнце светит ясненько,                                                    В Таракановке купайся,

Течёт речка Красненькая.                                                 Тараканов не пугайся.

Педагог: - Вот видите, ребята, как много в нашем городе рек. По многим рекам плавают большие корабли и маленькие кораблики. Они перевозят различные грузы, возят пассажиров. А представьте, что было бы, если бы наши реки, речки, реченьки стали грязными.

Дети: - Погибли бы рыбы.

- Нельзя было бы ловить рыбу.

- Нельзя было бы пить воду.

- Мы не могли бы купаться.

Педагог: - Правильно, ребята. Все вы летом отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно же купались в речке, в озере. А вы знаете, правила поведения на воде?...

У вас на столах лежат картинки, на которых изображено как правильно нужно себя вести на реке или озере. Рассмотрите их и определите, что можно делать, а что нельзя.

(проводиться дидактическая игра «Можно и нельзя»).

(воспитатель кладёт каждому ребёнку по жетончику в «волшебные» сундучки)

Педагог обращает внимание детей к кораблику.

- Ребята, продолжаем играть дальше. Повторяйте за мной:

- Плыл кораблик по волнам

Нынче здесь, а завтра там

Задавал он всем вопрос…  

(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с восклицательным знаком. )

- Ой, смотрите ребята, здесь не вопрос, а восклицательный знак.

- Сундучок вы свой возьмите

- И в него вы загляните…

- Всех вас я благодарю,

- И спасибо за игру.

- Ребята кораблик вас всех благодарит за то, что вы с ним играли. Он будет очень рад встретиться с вами еще раз. Возьмите свои сундучки, там вас ждет сюрприз .

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"

Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

Конспект занятия по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике».

Конспект занятия  по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике»....

Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...

План-конспект спортивного занятия "Юные пожарники" (старший, подготовительный возраст)

План-конспект занятия по физкультуре (старший, подготовительный возраст)...

План-конспект интегрированного занятия по экологии В старшей группе на тему «Поможем Матушке природе».

Формировать экологически культурное поведение детей.Ответственность за сохранение природы.Сформировывать нормы правильного поведения в природе.Развивать потребность в общении с природой....