«Организация деятельности по агроэкологическому образованию дошкольников в наукограде»
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Выступление на городской конференции педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_konferentsii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация деятельности по агроэкологическому образованию дошкольников в наукограде»

Воропаева Елена Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Пчелка», г. Мичуринск

                                                                                                Дай мне попробовать,

                                                                                                дай мне почувствовать,

                                                                                                дай мне это сделать самому.

     В этом году исполняется 10 лет со дня присвоения нашему городу статуса наукограда. Мичуринск – единственный наукоград сельскохозяйственного профиля, общероссийский центр садоводства. Поэтому экологическое воспитание детей дошкольного возраста, в частности агроэкология является приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития нашего города, развития и совершенствования  обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - детский сад – школа – ВУЗ – профессиональная деятельность).

    Любая воспитательная система – это единство общего, особенного, уникального. Она – лицо учреждения, результат творческих усилий педагогов, родителей и детей.

    Мы заботимся не о так называемом «общем развитии», а думаем о раскрытии творческого потенциала детей, не ограничивая возможности развития ребёнка паспортным возрастом.

     Поэтому, мы создали свой Дом  Экологии детства с идеалом свободной, жизнелюбивой и талантливой личности.

     Ребёнок – главная действующая фигура в нашем доме, он центр мироздания, росток будущего.

     Мы всегда помним, что детский сад это – пространство детства, где всё должно быть по-другому, это такое особенное место, где детям разрешается быть детьми.

    Поэтому, важным источником развития детей является среда пребывания ребенка. Среда МБДОУ носит развивающий характер и способствует появлению разных видов активности (познавательной, игровой, социальной), формированию личностно-ориентированных отношений между педагогами и детьми.  Созданная нами предметно-развивающая среда детства – это система условий, способствующих развитию ведущих типов деятельности, становлению детской компетентности и социализации ребёнка.

     Определение направлений в ее формировании позволило нам выявить проблемные поля в функционировании ее и развитии, спланировать систему действий и организовать работу по преодолению выявленных противоречий, определить промежуточные и итоговые результаты деятельности, своевременно скорректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии ее создания.

     Во все периоды экспериментальной работы формировалась относительно тематики и предметно-развивающая среда нашего ДОУ.

   Так, личностно – ориентированное воспитание мальчиков и девочек на основе здоровьесберегающих технологий ставит своей целью разработать технологию развития мальчика  и девочки с учетом психологических и физиологических особенностей.

      Мы пробуем заглянуть под покров тайны, раскрыть для себя загадки мира мальчиков и мира девочек.

      Педагогика не должна быть бесполой, она должна отражать существующие природные закономерности.

  Особое значение в формировании предметно - развивающей среды занимает познавательно - исследовательская деятельность. Система работы складывается из трех уровней: внешней, внутренней и межгрупповой.     Это познание окружающего мира в процессе наблюдений, экспериментов, опытов для получения результата, подтверждающего или опровергающего научную гипотезу, дизайна интерьера, дополнительного образования: кружковая и студийная работа

    Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное развитие у детей познавательного интереса и любознательности.

   Принципиальное отличие этой деятельности заключается в том, что образ цели, определяющей ее сам ещё не готов и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Поисковая деятельность с точки зрения процесса экологического образования, является одной из главных видов деятельности ребёнка. В качестве основного вида поисковой деятельности мы выделяем экспериментирование, так как, ребёнок выступает в ней как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными  способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

     Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

    Цель предметно-развивающей среды по познавательно-исследовательской деятельности - познание окружающего мира, приобщение к социальной действительности, развитие познавательной деятельности и творческих способностей, эмоциональной сферы.

   Основные принципы построения предметно-развивающей среды по познавательно – исследовательской деятельности:

Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно-обоснованные формы, методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие и психофизиологические и гендерные  особенности.

 Принцип позитивизма предполагает  «социальное экспериментирование дошкольников в различных жизненных ситуациях», когда  дети (осознанно и  неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов.

  Принцип проблемности  предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. У ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска. Так, в процессе экспериментирования ребенок (при помощи взрослого) выдвигает свою гипотезу, затем проверяет ее на практике и в заключение делает выводы, обобщает полученные результаты, сравнивает их со своими предположениями.

Принцип системности предполагает системную организацию работы с детьми и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями (социумом), в одновременной реализации всех основных компонентов системы экологического образования.

Принцип безопасности  предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребёнка. Предметно-развивающая среда нашего МДОУ характеризуется не только своим разнообразием, но и безопасностью, где представлены реальные возможности для свободного выбора и проявления инициативы, для развития  мальчиков и девочек.

Принцип интеграции. Интеграция даёт возможность взаимопроникновения разных видов деятельности и создание образа мира во всех его направлениях.

Она способствует:

- вовлечению детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребёнка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

- стимулирует умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

- повышает уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

   Прослеживается связь экспериментальной деятельности   с наблюдением и трудом.   Экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

    У девочек и мальчиков существуют значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. Эти отличия ярко проявляются и в отношении к труду. Девочки больше склонны к длительным работам, тогда как мальчики предпочитают более динамичные виды деятельности. Учитывая это, педагог подходит к организации трудовой деятельности ребенка с позиции вариативности, предлагая детям различные ее виды.

    Не требует доказательства связь экспериментальной деятельности с формированием элементарных математических представлений, а именно, математическим моделированием.

    Дошкольное детство – сензитивный период для развития познавательных способностей, а математическое моделирование – важная часть умственного воспитания детей, направленная на развитие сферы познания. Во время проведения опытов постоянно у детей возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, величину.

  Плоскостное моделирование включает в себя разнообразные дидактические и развивающие игры по интеллектуальной деятельности: А. Зак, Монтессори, Никитин, Воскобович, «Танграмы», а игровой материал пространственного моделирования  «Уникум», «Кубики», пространственное моделирование на базе «Оригами» помогают детям в активном поиске способов действий, что становится привычной и естественной потребностью, формирует интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижения поставленной цели.

    Интеграция с развитием речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – формулировка цели, обсуждение, подведение итогов, умение четко выразить свою мысль – облегчает проведение опыта.

   Сказочные персонажи из художественной литературы и мифологии поддерживают интерес детей, в заданиях, где проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя – куклы Зайчик – любознайчик, Хрюша – удивлюша, Утенок – удивленок, озорная девочка Почемучка. Эти герои участвуют в опытах, в костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов, рюкзачок для интересных вещей. Например, в кармане у Зайчика могут хранится правила работы с различными  материалами.

   Нами создана среда, сомасштабная ребенку, в которой органично сочетаются сказочные и реальные объекты, в совокупности своей удовлетворяющие потребность в новизне и одновременно дающие ощущение стабильности и устойчивости окружающего мира.

 Интеграция экспериментирования с изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией, ручным трудом помогает детям находить адекватные способы изображения, экспериментировать, сравнивать, проверять,  икать новые пути. Благодаря такому подходу дети приобретают уверенность и становятся более раскрепощенными в творчестве. Чем сильнее развиты способности ребенка, тем точнее будут отражаться результаты эксперимента в детских рисунках, в дневниках наблюдений. Здесь ребёнок адекватно  своим ощущениям воспроизводит окружающий его мир.

  Систематизированный нами материал по развитию поисково - познавательной деятельности «Лаборатория природы» для детей 3-7 лет ставит своей целью, овладение практическими способами взаимодействия с окружающей средой, обеспечение мировидения ребенка, его личностного роста.

     Экспериментальная деятельность в мини-лабораториях всех возрастных групп это такое место, где ребёнок может производить самостоятельную исследовательскую деятельность, учится задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы. В ходе экспериментирования дети используют метод проб и ошибок. Постепенно опыты становятся игрой – опытами, и в них, как в дидактических играх, появляются два начала: познавательное и собственно-игровое. Игровой мотив усиливает эмоциональную насыщенность и значимость для ребёнка данной деятельности. В результате полученные в играх – опытах знания  о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Пусть ребёнок  пробует, ошибается, варьирует, сам приходит к результату, исследует, познаёт, делает открытия. Этому также способствуют зоны экспериментирования в каждой возрастной группе: стоунтерапия, игра с песком, игра  с водой, игра с сыпучими материалами, экспериментирование с растениями, ароматерапия, фитотерапия, игра с ветром, гербарий для крохи, значение фруктов и овощей для жизнедеятельности организма ребёнка, природолюбование.

    Участок МДОУ является логическим продолжением предметно-пространственной среды. Это результат кропотливой творческой работы коллектива  совместно с родителями, где каждый уголок можно сравнить с отдельной зелёной комнатой (зоной), имеющей своё назначение: уголок в стиле кантри, зона патио, уголок в стиле модерн, альпийская горка, водоём, лекарственные травы, японский сад камней, экологические тропы представлены зерновыми и плодово-фруктовыми культурами. Многообразие цветущих растений родного края  даёт возможность ребёнку замечать красоту окружающего мира и проводить минуты наслаждения и любования природой, экспериментом и многое  другое.

     Сотрудничество с социумом и родителями по горизонтали и вертикали, с каждой отдельно взятой семьёй, и с коллективом родителей в целом, делают наш детский сад центром созидательных, творческих инициатив, значимых не только для детей, но и для их родителей. Наша активная позиция влияет на личную позицию родителей. Инновационные формы работы такие как, тематические выставки: «Мир, в котором мы живём», «Осень в наукограде», «Мой город – наукоград», «История моего края – в истории моего города, моей семьи», «Чтоб всегда цветной и гордый наш кружился шар земной»; фотовыставки: «Улыбки лета», «Лето в наукограде», «Летняя мозаика», «Мы в Мичуринске живём»; акции: «Мой город - наукоград», «Зелёный островок», «Цветущий наукоград», «Бережём наш общий дом» помогают целенаправленной организации предметно-развивающей среды. Цель проведённых мероприятий,  организация единого образовательного пространства «детский сад – семья – ребёнок», воспитание и развитие  познавательно-исследовательских способностей детей и их творческих возможностей.

   Педагогика сотрудничества является залогом успешного осуществления детьми  опытно-экспериментальной деятельности. Об этом свидетельствуют материалы диагностики, которая помогает нам во-первых, оценить отношение детей к деятельности  экспериментирования. Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Во–вторых, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребёнка в ходе экспериментирования; соответственно, оцениваем не то, какого результата добился ребёнок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс её реализации. Одним из показателей являются  рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования исследуем как на внешнем, так и на внутреннем уровнях – то есть,  качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.

     Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как отдельными детьми, мальчиками и девочками, так и  группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребёнка.

     Нельзя не отметить положительного влияния опытно-экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.  Знания, почёрпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

    Ребёнок приобретает новый опыт целенаправленного взаимодействия с предметной средой, партнёрами, учится управлять собой. Он начинает открывать собственные возможности: «я могу», «я выбираю», «я творю», «я оцениваю», «я свободен», что становится важным стимулом его личностного развития. А показателями индивидуальной свободы выступают: активность, динамичность, самоопределение, самоорганизация.

     Детское экспериментирование является ведущей деятельностью в МБДОУ. Потребность ребёнка в новых впечатлениях – основа развития предметно-развивающей среды, направлена на познавательно-исследовательскую (поисковую) деятельность, на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Статья посвящена проблемам развития творческого потенциала ребенка и его экологического образования  путем проведения игр-экспериментирований (опытнической деятельности) в детском саду....

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников...

Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно ...

Опыт работы "Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях".

В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования....

Приказ об организации деятельности по дополнительному образованию 2021-2022гг

о назначении ответственных лиц за организацию деятельности по дополнительному образованию 2021-2022гг...

Представление опыта работы «Использование инновационных технологий в организации экологического воспитания и образования дошкольников»

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознани...