Статья "Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников"
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Андреева Виктория Валерьевна

Статья посвящена проблемам развития творческого потенциала ребенка и его экологического образования  путем проведения игр-экспериментирований (опытнической деятельности) в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_t_a_t_ya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                         С Т А Т Ь Я

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ».

                                                              В.В.Андреева,

                                                                                                      Воспитатель ГБДОУ № 55        

                                                                                        Фрунзенского района СПб                                                                                      

   

      Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой  личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому. У дошкольников этот переход осуществляется  через организацию различных  форм поисковой исследовательской деятельности.

     Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.

     Основные особенности исследовательской деятельности детей:

- она направлена на получение новых знаний о мире природы;

- способствует формированию системы знаний о природе;

- развивает познавательную активность;

- способствует развитию мыслительных процессов и операций;

- оказывает влияние на развитие речи.

     Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения является игра-экспериментирование, основной составляющей которой являются опыты.

     По определению педагогов опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

     Как правило, рекомендуется  проводить такие опыты со  старшими дошкольниками, проводя подготовку  в младшей и средней группе. Однако, неоднократно проводя работу с детьми среднего возраста, хочу поделиться мнением, что дети 4 – 5 лет с удовольствием включаются в эти игры-экспериментирования и к старшему дошкольному возрасту дают замечательные результаты.    

      Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:

- четкость формулировки целей и задач опыта;

- предъявление задач  в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;

- предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;

- для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;

- разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.

     Опираясь на программу Н.Рыжовой «Наш дом – природа», программу «Детство» и другие издания, я разработала удобную для себя  программу по теме «Неживая природа» для среднего дошкольного возраста.

      В настоящее время выделено 4 этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников:

     - первый этап – вводный – решает следующие задачи: накопление детьми конкретных представлений о мире природы, а также формирование элементарной деятельности наблюдения.

     На первом этапе я  организовала игру-экспериментирование под  общим названием «Путешествие с феей к доброму Волшебнику», который мог растопить лед, заморозить воду, показать двигающиеся предметы, дать посмотреть в «волшебные стекла», помочь «заговорить воде» и так далее.

     - второй этап предполагает решение следующих задач: детей учат принимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем; выдвигать предположения о путях решения данной познавательной задачи; анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные  стороны. Детей учат устанавливать элементарные связи и отношения однозначного характера, где следствие явно вытекает  из причины.

     Взрослея, дети сами стремились стать волшебниками. Для этого я им предложила создать собственную волшебную лабораторию, где бы каждый мог этому научиться, и где мы будем учиться небольшими группами. Это было необходимо, нужно было учитывать уровень развития детей и их интересы. Совместная  опытническая деятельность организовывалась один-два раза в неделю по 15-20 мин, включала 1-2 эксперимента.

     - на третьем этапе детей учат устанавливать более сложные связи и зависимости, а также формируют у них понимание того, что одна и та же причина может быть в основе целого ряда изменений в мире природы.

     Повзрослев, из волшебников мы превратились в ученых, наша лаборатория превратилась из «волшебной» в «научно- исследовательскую». Ведь мы уже так много знали об окружающем мире! Однако вопросов становилось больше, чем ответов. Для них мы сделали отдельный кармашек. Постепенно, по мере становления исследовательской деятельности, у детей формировалась способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.

     Каждая игра-экспериментирование  включала в себя:

- принятие или выдвижение детьми познавательной задачи,

- ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах,

- отбор способов проверки, выдвинутых детьми,

- проверка гипотез,

- подведение итогов, вывод,

- фиксация результатов в рабочих листах,

- вопросы детей.

     - четвертый этап – анализ полученных результатов и формулировка выводов.

     Начиная с первого этапа,  дети обязательно заполняли рабочие листы, отражающие то, что они увидели. Сначала их  оформляла я, затем дети сами все делали по образцу.

     Работа в лаборатории находила отражение и в творческой деятельности детей: рисунки, аппликации, коллажи, ручной труд, лепка из глины  - дети сами стремились запечатлеть и повторить  наиболее интересные и запомнившиеся моменты.

     В уголке экспериментирования нашей группы размещены  яркие, современные книги по экспериментированию, энциклопедии, которые дети с удовольствием рассматривают.

     Использование опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми считаю очень важным. Во-первых, это важнейшее средство удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений. Во-вторых, проведение опытов рассматриваю как элемент развивающего обучения, применяемый в работе с дошкольниками. В-третьих,  в процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что положительно способствует развитию их мыслительных процессов и операций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников

Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для педагогов  где раскрываются цели, задачи и этапы организации познавательно-исследовательской деятельности.                   ...

Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников

Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (семинар-практикум)...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

"Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Введение……………………………………………………………&helli...

: Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.

: Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников....