"Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников"
учебно-методический материал по окружающему миру

Введение………………………………………………………………………………..3

1.       Сущность элементарной исследовательской деятельности…………………6

2.       Характеристика основных этапов в становлении элементарной исследовательской деятельности…………………………………………………….7

3.      Характеристика опыта, как одной из форм организации исследовательской деятельности…………………………………………………………………………..9

4.      Значение использования опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми……………………………………………………10

5.      Компоненты опытнической деятельности и их роль в экологическом воспитании…………………………………………………………………………….12

6.      Основные требования проведения опытнической деятельности……..….…..3

7.      Характеристика категорий опытов, проведённых с дошкольниками…..……4

8.      На каких видах живых объектов можно проводить опыты в ДОУ………....15

9.       Практическое задание. Методика проведения опыта-наблюдения за «плачущими сосульками» для старших дошкольников……………………………19

Заключение……………………………………………………………………………24

Список используемой литературы…………………………………………………...26

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Ульяновский педагогический колледж"

Тема: Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.

Выполнил: воспитатель

Зиновьева А.А.

Ульяновск 2019г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1.       Сущность элементарной исследовательской деятельности…………………6

2.       Характеристика основных этапов в становлении элементарной исследовательской деятельности…………………………………………………….7

3.        Характеристика опыта, как одной из форм организации исследовательской деятельности…………………………………………………………………………..9

4.        Значение использования опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми……………………………………………………10

5.        Компоненты опытнической деятельности и их роль в экологическом воспитании…………………………………………………………………………….12

6.        Основные требования проведения опытнической деятельности……..….…..3

7.        Характеристика категорий опытов, проведённых с дошкольниками…..……4

8.        На каких видах живых объектов можно проводить опыты в ДОУ………....15

9.       Практическое задание. Методика проведения опыта-наблюдения за «плачущими сосульками» для старших дошкольников……………………………19

Заключение……………………………………………………………………………24

Список используемой литературы…………………………………………………...26


Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать. 
                                                                                           В. Сухомлинский

В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние проводить опыты с разными предметами: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за синицей на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство.  Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является  любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать

 Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Экспериментирование  это  деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

   Китайская пословица гласит: «Расскажи,  и я забуду, покажи,  и я запомню, дай попробовать , и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского исследовательского экспериментирования в практику работы детских дошкольных организаций.  И в  настоящее время  воспитателями  делается  акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Творчество в исследовательском  экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

   В настоящее время отдельные аспекты детского  экспериментирования получили отражение в работах  Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования  (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.

Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно - экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно .

В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями.

Проблема детского исследовательского  экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.

  1. Сущность элементарной исследовательской деятельности.

Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой  личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому. У дошкольников этот переход осуществляется  через организацию различных  форм поисковой исследовательской деятельности.

Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.

     Основные особенности исследовательской деятельности детей:

- она направлена на получение новых знаний о мире природы;

- способствует формированию системы знаний о природе;

- развивает познавательную активность;

- способствует развитию мыслительных процессов и операций;

- оказывает влияние на развитие речи.

Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения является игра-экспериментирование, основной составляющей которой являются опыты.

По определению педагогов опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Как правило, рекомендуется  проводить такие опыты со  старшими дошкольниками, проводя подготовку  в младшей и средней группе. Однако, неоднократно проводя работу с детьми среднего возраста, хочу поделиться мнением, что дети 4 – 5 лет с удовольствием включаются в эти игры-экспериментирования и к старшему дошкольному возрасту дают замечательные результаты.    

      Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:

- четкость формулировки целей и задач опыта;

- предъявление задач  в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;

- предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;

- для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;

- разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.  

2. Характеристика основных этапов в становлении элементарной исследовательской деятельности.

В настоящее время выделено 4 этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников:

     - первый этап – вводный – решает следующие задачи: накопление детьми конкретных представлений о мире природы, а также формирование элементарной деятельности наблюдения.

На первом этапе я  организовала игру-экспериментирование под  общим названием «Путешествие с феей к доброму Волшебнику», который мог растопить лед, заморозить воду, показать двигающиеся предметы, дать посмотреть в «волшебные стекла», помочь «заговорить воде» и так далее.

     - второй этап предполагает решение следующих задач: детей учат принимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем; выдвигать предположения о путях решения данной познавательной задачи; анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные  стороны. Детей учат устанавливать элементарные связи и отношения однозначного характера, где следствие явно вытекает  из причины.

Взрослея, дети сами стремились стать волшебниками. Для этого я им предложила создать собственную волшебную лабораторию, где бы каждый мог этому научиться, и где мы будем учиться небольшими группами. Это было необходимо, нужно было учитывать уровень развития детей и их интересы. Совместная  опытническая деятельность организовывалась один-два раза в неделю по 15-20 мин, включала 1-2 эксперимента.

     - на третьем этапе детей учат устанавливать более сложные связи и зависимости, а также формируют у них понимание того, что одна и та же причина может быть в основе целого ряда изменений в мире природы.

Повзрослев, из волшебников мы превратились в ученых, наша лаборатория превратилась из «волшебной» в «научно- исследовательскую». Ведь мы уже так много знали об окружающем мире! Однако вопросов становилось больше, чем ответов. Для них мы сделали отдельный кармашек. Постепенно, по мере становления исследовательской деятельности, у детей формировалась способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.

Каждая игра-экспериментирование  включала в себя:

- принятие или выдвижение детьми познавательной задачи,

- ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах,

- отбор способов проверки, выдвинутых детьми,

- проверка гипотез,

- подведение итогов, вывод,

- фиксация результатов в рабочих листах,

- вопросы детей.

     - четвертый этап – анализ полученных результатов и формулировка выводов.

3. Характеристика опыта, как одной из форм организации исследовательской деятельности.

Н. Лысенко рассматривает поисково-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения.

Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Организация экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.

  1. Значение использования опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми.

На  протяжении  всего  дошкольного  детства ,  наряду  с  игровой деятельностью,  огромное  значение  имеет  познавательно-исследовательская   деятельность  в  развитии личности  ребенка, в процессах  социализации , которая  нами понимается не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества,  сотворчества.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира  и  исследование объектов  и явлений реальности. В младшем   дошкольном  возрасте,  ребенок, познавая,  окружающий  мир,  стремится не только рассмотреть  предмет, но и потрогать  его  руками, языком, понюхать, постучать по нему и т. д.  В  старшем  дошкольном  возрасте  многие дети  задумываются о таких физических явлениях, как замерзание  воды зимой, распространение звука в воздухе  и  в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и  возможность самому достичь желаемого цвета в   изобразительной деятельности, «пройти под  радугой».

Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность   исследования  и  экспериментирования,  в отличие от мысленного,  заключается в том, что наглядно  обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения,  стороны  объекта  или  явления действительности; развиваются способности  ребенка  к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается новый продукт. Исследование,  как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу исследовательской,  экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым  понятие  «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. 

Главное достоинство метода  исследования, экспериментирования  заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования.

  1. Компоненты опытнической деятельности и их роль в экологическом воспитании.

С чего начинается  исследовательская  (экспериментальная)  деятельность дошкольника?

Любое экспериментирование начинается с наблюдения - это первая ступенька в процессе естествознания. Выдающийся учитель-физик А. Шапиро выделяет несколько таких ступенек:

-  Наблюдение. Вначале наблюдение происходит по просьбе воспитателя, а потом переходит в потребность для ребёнка. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, а у других остаётся на всю жизнь.

- Размышление  о том, что  увидел.  Дети  обсуждают  увиденное,  выдвигают гипотезы  и  оценивают с точки зрения интереса и оригинальности.

- Измерение, замер. Это трудный этап для детей, так как используется математика. Делается шаг от бытового уровня  к  профессиональному при помощи точной науки - математики.

- Проверка гипотез на прочность. При помощи «мозгового штурма» идёт проверка гипотез. Можно предлагать и невероятные гипотезы.

-  Предсказание. Ребёнок может пересказать, что увидел. Он может и предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему это произойдёт.

Последние ступеньки трудны для ребёнка, но отдельные дети легко с этим справляются.

Первоначально дети учатся экспериментировать  в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения.

Поэтому в дошкольной образовательной организации эксперимент отвечает следующим условиям:

-  максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

- безотказность действия приборов и правил обращения с ними;

-  показ только существенных сторон явления или процесса;

-  отчётливая видимость изучаемого явления;

- возможность участия ребёнка в повторном эксперименте;

-  безопасность эксперимента.

Лаборатория − новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория − это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке. Педагоги всех дошкольных учреждений, организовавших такие помещения, отмечали, что дети с нетерпением ждут занятий в лаборатории, постоянно спрашивают: «Когда мы пойдем в лабораторию? Когда мы опять будем, как ученые?».

Выделение под лабораторию отдельного помещения позволяет проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. При работе в экологическом классе или в помещении группы этот вид детской деятельности затруднен из-за неизбежных ограничений: нельзя проливать воду, рассыпать песок или глину на столе, на полу, − и т.д.

  1. Основные требования проведения опытнической деятельности.

Задача наблюдения должна быть понятна детям и принята ими. Необходимо дождаться эмоционального отклика детей, их готовности включиться в поиск.

Создать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумывать место наблюдения, рациональное расположение объектов и размещение детей. Для наблюдения в естественных условиях педагог заранее посещает это место, планирует ход наблюдения, организацию детей, вопросы к ним.

Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, используются другие анализаторы. Так, например, в осеннем лесу можно услышать, как падает листва, как она шуршит под ногами. Можно определить, как пахнет в осеннем лесу, сравнить запахи разных грибов. Комплекс разных ощущений помогает детям составить полную характеристику природного объекта, создает эмоциональное впечатление о нем.

Заранее наметить продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения. Это выполнение рисунков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

Таким образом, правильно организованная развивающая среда по экологическому образованию создает условия для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения.

  1. Характеристика категорий опытов, проведённых с дошкольниками.

Исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-эксперименты:

• игры-эксперименты с песком «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;

• игры-эксперименты с водой «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;

• игры-эксперименты с магнитами «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».

Эксперименты проводятся  в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Совместная деятельность с детьми в детской лаборатории организуется  один раз в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

– детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

– в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

  1. На каких видах живых объектов можно проводить опыты в ДОУ.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое − в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Также опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

Опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Эти опыты позволяют определить влияние разных факторов на рост растения. В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну − в темноту; другую − в прохладное, но светлое место; третью нормально − в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц − в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.

В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство − в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).

Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы: стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, картонные коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (неиспользованные), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования стоит привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение. В монтессори – группах для проведения опытов можно использовать имеющийся специальный материал (кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры и т.п.). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Для проведения различных исследований в лаборатории и на прогулках хорошо приобрести лупы, хотя бы по одной на двоих детей. Но если средства позволяют, то лучше, чтобы у каждого ребенка была своя лупа, это повысит эффективность работы. К тому же ребенку удобнее и интереснее рассматривать объекты самостоятельно, без ограничения времени. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп должен быть не слишком сложным в использовании (лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований). Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Вряд ли целесообразно покупать микроскоп на каждого ребенка, достаточно иметь 5 на подгруппу. Если же микроскоп один, дети могут по очереди рассматривать объекты. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий). Можно предложить детям поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Следует попросить принести их в лабораторию и объяснить, почему собраны именно эти предметы.

Важное значение имеют живые объекты для наблюдений. «Дом для червей» − аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве обязательно должны быть сухие, перегнивающие листья − пища дождевых червей. В аквариум запускается несколько (в зависимости от размера емкости) дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ и за тем, как они перерабатывают остатки растений и проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпустят «на волю».

«Прозрачный горшок» − стеклянная емкость (банка или небольшой аквариум), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки нужно поставить в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.


  1. Практическое задание. 

«Наблюдение за плачущими сосульками»

Цель: Познакомить детей с явлением природы – сосулька. Она растет вниз головой.

Обратить внимание детей на то, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему, т. к. снег тает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую тает. Сосулька начинает «плакать». Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Опыт: «Лед – твердая вода»

Положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

Цель: Познакомить детей с природным явлением – льдом. С его свойствами (лед-хрупкий и тонкий). Закрепить представление, что лед прозрачный, скользкий.

Рассмотреть льдинки.

- Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем.

В: Дети, посмотрите, как красиво на улице. Солнышко ярко светит, все кругом сверкает. Снег постепенно тает, покрывается тонкой корочкой льда.

«Весна пришла, тепло принесла»

В: Сейчас я вам загадаю загадку:

Что растет вниз головой?

Д: Сосулька

В: Правильно, это сосулька.

В: На улице звенит капель, тают сосульки. Когда это бывает?

Д: Весной.

В: Правильно

В: Дети, посмотрите, с крыш нашего детского сада, подоконников свисают

сосульки. Давайте с вами рассмотрим их.

- Дети рассматривают сосульки.

В: Какие они? (короткие или длинные, (толстые или тонкие)

Д: (Ответы детей)

В: Солнышко греет, сосульки тают. Послушайте, как они поют свою песенку: «кап – кап – кап».

- Воспитатель подставляет ведерко, дети слушают и любуются сосульками.

Чтение стихотворения

Сосулька, сосулька,

Скажи мне, о чем

Ты плачешь так горько

Под нашим окном?

Сказала сосулька,

Сквозь слезы вздыхая:

- Я плачу о том,

Что на солнышке таю!

- Воспитатель рассказывает детям, что сосульки вырастают в морозную погоду. Но, как только пригреет солнышко, снег начинает таять и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Образуются

сосульки на солнечной стороне.

В: Посмотрите дети, как сегодня ярко светит солнышко, сосульки начинают таять («плакать»).

В: Сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.

- Воспитатель сбивает лопаткой несколько сосулек, дети держат их в

ладошке

В: Какая она?

Д: Холодная.

В: Что с ней происходит?

Д: (Ответы детей)

В: А почему она у вас тает на ладошке?

Д: (Ответы детей)

- Загадывание загадки:

Сели детки на карниз и растут все время вниз.

Д: Сосульки.

В: Дети, как вы думаете, почему сосульки растут кончиком вниз?

Д: Капельки стекают по сосульке, она вытягивается, и кончик сосульки

становится тонким.

Чтение стихотворения

Шаловливые сосульки, сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон: «Кап – кап – кап! Дон – дон – дон!»

Трудовая деятельность

Цель: Закрепить умение трудиться сообща, формировать навыки

коллективного труда.

В: Дети, давайте очистим наш участок от веточек и камешек и отнесем в

ведерках на хозяйственный двор.

Хороводная игра «Мыши водят хоровод»

Цель: Упражнять детей в выполнении движений.

Воспитатель рассказывает, что все дети будут мышками, а кто – то

один – котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом, воспитатель

сажает в укромный уголок площадки, спрашивает: «Как мяукает кот?»

В: «Мы – мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как

только проснется Васька – кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас,

мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро – быстро и

тихо – тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?»

Ход игры

(дети тихо передвигаются и подпевают)

Мыши водят хоровод

На печурке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька –кот –

Разобьет наш хоровод!

Мыши не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся Васька – кот,

Разбежался хоровод!

«Кот» бегает за «мышками»: «Мяу – мяу -мяу!» «Мышки» разбегаются.

Игра повторяется 2 раза.

- Спустя некоторое время, воспитатель предлагает поиграть в игру малой подвижности «Птички, раз! Птички,два!»

Цель: Упражнять детей в выполнении движений, учить детей счету.

Ход игры

Воспитатель спрашивает у детей: Сколько у птички лапок? Глазок и

крылышек?

Птички, раз! (Выдвигают вперед одну ногу)

Птички, два! (Выдвигают другую ногу)

Скок – скок – скок! (Скачут на обеих ногах)

Птички, раз! (Подняли одну руку «крылышко»)

Птички, два! (Подняли другую руку «крылышко»)

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Хлопают в ладоши)

Птички, раз! (Закрыли рукой один глаз)

Птички, два! (Закрыли другой глаз)

Дети открывают глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат

Все, улетели! По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.

- После игры дети переходят к самостоятельной деятельности. По

окончании прогулки воспитатель предлагает детям взять ведерко с

сосульками и принести его в группу. В группе воспитатель вместе с детьми

проводит опыт.

Опыт: «Лед – твердая вода»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – льдом. С его свойствами

(прозрачный, хрупкий, тонкий). Лед так же как и снег тает от тепла.

- Воспитатель рекомендует детям поместить сосульку в отдельную посуду,

чтобы понаблюдать за состоянием сосульки в группе.

В: Что с сосулькой происходит?

Д: (Ответы детей)

В: Посмотрите, в одну баночку положим большую сосульку, а в другую

баночку – маленькую.

Какая сосулька растаяла быстрей? И почему?

Вывод: «Лед – это твердая вода» (Лед в тепле тает, становится водой)


Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от педагогов, от технологии  педагогического  процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Таким образом, все дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность,  естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить, значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.  Наша  задача,  помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Считается,  что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить  свои  представления о мире.  Поэтому  детей  надо  учить  не  всему,  а  главному,  не  сумме  фактов,  а  целостному  их пониманию,  не  столько  дать  максимум  информации,  сколько  научить ориентироваться  в  её потоке,  вести  целенаправленную  работу  по усилению  развивающей  функции  обучения,  организовывать  учебный  процесс  по  модели   личностно – ориентированного  взаимодействия, согласно  которой  ребёнок  является  не  объектом   обучения,  а  субъектом  образования.

Развитие исследовательских способностей ребёнка,  одна из важнейших задач современного  образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

В дошкольном возрасте  исследование (экспериментирование)  является ведущим, а в первые три года,  практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил  советский педагог, психолог  Л. С. Выготский.


Список литературы используемой:

1. О.В Дыбина  «Ребенок в мире поиска». Игры –занятия для дошкольников.. Москва 2011.

2. О.И.Донина «Путешествия по вселенной…» . Занятия по формированию у дошкольников естественно – научной картины мира. Москва 2009

3. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001

Интернет ресурсы:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/27/referat-na-temu-metody-formy-issledovatelskoy-deyatelnosti

2. https://infourok.ru/harakteristika-i-suschnost-metoda-eksperimentirovaniya-kak-odnogo-iz-vidov-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-ekologicheskom-obrazovan-903069.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Статья посвящена проблемам развития творческого потенциала ребенка и его экологического образования  путем проведения игр-экспериментирований (опытнической деятельности) в детском саду....

Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников

Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...

Проектно – исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!На современном этапе развития образования является поиск и разработка новы...

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для педагогов  где раскрываются цели, задачи и этапы организации познавательно-исследовательской деятельности.                   ...

Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников

Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (семинар-практикум)...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

: Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.

: Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников....