Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности по экологическому образованию
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Тема: Волшебный лед
Цель: формирование представлений о льде, его физических свойствах – прозрачный, твердый, без запаха, без вкуса, тает в тепле.
Задачи:
Образовательные: учить воспитанников определять физические свойства льда (лед – это вода в твердом состоянии,
Развивающие: развивать универсальные навыки (умение и желание наблюдать); коммуникативные навыки (умение общаться и выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать желание получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования
Пространственно-временной ресурс: 10-15 мин.
Программно – методическое обеспечение: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемый результат:
- знают, что лед — это вода в твердом состоянии.
- умеют наблюдать за объектом в процессе его практического исследования
- умеют определять физические свойства льда (прозрачный, твердый, без запаха, без вкуса, тает в тепле.)
Содержание
Этап | Цель, задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, приемы
| Результат |
1 этап
| Подготовительный. Цель: организация детей, выявление их опыта, -постановка цели экспериментирования, - создание эмоционального настроя, - создание проблемной ситуации | Опыт №1 «Ледяная избушка»
сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед)
Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ» Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересоваться у детей, какая из них быстрее растает.
Опыт № 3 «Цветные льдинки» воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть, что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке Рассмотреть с детьми воду, налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.
| Участие в беседе, игре и пр. Дети ведут беседу с педагогом, показывают свои знания про зиму, лёд, воду. Отвечают на вопросы по сказке «Заюшкина избушка» | -Обращение к имеющемуся опыту. -показ диафильма, иллюстраций др. – сообщение новых сведений о тех предметах и явлениях, с которыми детей предполагают знакомить на экскурсии; – актуализация детского опыта; - беседы со всей группой; -задания, которые выполняются с применением наглядного материала – предварительная подготовка оборудования
| Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской деятельности, привлечение произвольного внимания. |
2 этап
| Организация познавательно-исследовательской деятельности Цель: актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). Формирование интереса к содержанию ПИД. Раскрытие образовательной, развивающей. воспитательной задач.
| -организация образовательного пространства, -знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, - решение проблемной ситуации
Опыт №1 «Ледяная избушка»
А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом?
Ребята, сегодня к нам пришла гостья, а чтоб узнать кто это, отгадайте загадку
Одурачит ловко Длинным хвостиком махнёт, Зубки хитро облизнёт, Не успеешь оглянуться –
Живет она в ледяной избушке, а в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла?
А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру. Физминутка. (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед» - когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают).
Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ» Ребята, а может у лисы избушка растаяла, потому что была маленькая, у меня есть большой кусок льда и маленький, давайте посмотрим какой быстрее растает
Опыт № 3 «Цветные льдинки» Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.
| Анализ проблемной ситуации: выявление известного и неизвестного. Выдвигают гипотезы. Проверка предположения (гипотезы) Участвуют в экспериментировании, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.
Дети проводят вместе с воспитателем опыты, ведут беседу.
| -Экспериментирование. -Наблюдение, -вопросы, -задания, -пояснения, -игровые моменты.
| Умение видеть проблему; •Умение формулировать и задавать вопросы; • Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения; •Умение самостоятельно действовать на этапах исследования |
3 этап | Заключительный. Цель: -углубление, систематизацию и обобщение знаний, -на упрочение и дальнейшее развитие познавательных интересов (любознательности)
| Формулирование выводов
Опыт №1 «Ледяная избушка»
Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом? (лед в тепле тает и превращается обратно в воду)
Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ» Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот. Маленькая льдинка растаяла, но и большая льдина уменьшилась в размере и скоро тоже растает, поэтому даже если б избушка лисы была больше, она б все равно растаяла.
Опыт № 3 «Цветные льдинки» Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).
Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода. | Формулирование выводов. Фиксирование результатов ..Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.
Дети с воспитателем подводят выводы по экспериментам. | -Фиксация результатов в рисунках, рассказах; – итоговые беседы;
| Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Волшебный лед
Цель: формирование представлений о льде, его физических свойствах – прозрачный, твердый, без запаха, без вкуса, тает в тепле.
Задачи:
Образовательные: учить воспитанников определять физические свойства льда (лед – это вода в твердом состоянии,
Развивающие: развивать универсальные навыки (умение и желание наблюдать); коммуникативные навыки (умение общаться и выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать желание получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования
Пространственно-временной ресурс: 10-15 мин.
Программно – методическое обеспечение: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемый результат:
- знают, что лед — это вода в твердом состоянии.
- умеют наблюдать за объектом в процессе его практического исследования
- умеют определять физические свойства льда (прозрачный, твердый, без запаха, без вкуса, тает в тепле.)
Содержание
Этап | Цель, задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, приемы | Результат |
1 этап | Подготовительный. Цель: организация детей, выявление их опыта, -постановка цели экспериментирования, - создание эмоционального настроя, - создание проблемной ситуации | Опыт №1 «Ледяная избушка» сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед) Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ» Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересоваться у детей, какая из них быстрее растает. Опыт № 3 «Цветные льдинки» воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть, что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке Рассмотреть с детьми воду, налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета. | Участие в беседе, игре и пр. Дети ведут беседу с педагогом, показывают свои знания про зиму, лёд, воду. Отвечают на вопросы по сказке «Заюшкина избушка» | -Обращение к имеющемуся опыту. -показ диафильма, иллюстраций др. – сообщение новых сведений о тех предметах и явлениях, с которыми детей предполагают знакомить на экскурсии; – актуализация детского опыта; - беседы со всей группой; -задания, которые выполняются с применением наглядного материала – предварительная подготовка оборудования | Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской деятельности, привлечение произвольного внимания. |
2 этап | Организация познавательно-исследовательской деятельности Цель: актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). Формирование интереса к содержанию ПИД. Раскрытие образовательной, развивающей. воспитательной задач. | -организация образовательного пространства, -знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, - решение проблемной ситуации Опыт №1 «Ледяная избушка» А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? Ребята, сегодня к нам пришла гостья, а чтоб узнать кто это, отгадайте загадку Одурачит ловко Длинным хвостиком махнёт, Зубки хитро облизнёт, Не успеешь оглянуться – Живет она в ледяной избушке, а в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру. Физминутка. (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед» - когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают). Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ» Ребята, а может у лисы избушка растаяла, потому что была маленькая, у меня есть большой кусок льда и маленький, давайте посмотрим какой быстрее растает Опыт № 3 «Цветные льдинки» Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества. | Анализ проблемной ситуации: выявление известного и неизвестного. Выдвигают гипотезы. Проверка предположения (гипотезы) Участвуют в экспериментировании, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях. Дети проводят вместе с воспитателем опыты, ведут беседу. | -Экспериментирование. -Наблюдение, -вопросы, -задания, -пояснения, -игровые моменты. | Умение видеть проблему; •Умение формулировать и задавать вопросы; • Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения; •Умение самостоятельно действовать на этапах исследования |
3 этап | Заключительный. Цель: -углубление, систематизацию и обобщение знаний, -на упрочение и дальнейшее развитие познавательных интересов (любознательности) | Формулирование выводов Опыт №1 «Ледяная избушка» Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом? (лед в тепле тает и превращается обратно в воду) Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ» Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот. Маленькая льдинка растаяла, но и большая льдина уменьшилась в размере и скоро тоже растает, поэтому даже если б избушка лисы была больше, она б все равно растаяла. Опыт № 3 «Цветные льдинки» Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают). Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода. | Формулирование выводов. Фиксирование результатов ..Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. Дети с воспитателем подводят выводы по экспериментам. | -Фиксация результатов в рисунках, рассказах; – итоговые беседы; | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»
МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...
Технологическая карта Познавательно – исследовательской деятельности для педагогов МБДОУ №11 на тему «Пирожное из снега» (приуроченной к «Неделе творческих отчётов»)
Дети познакомятсясо свойствами снега, научаться наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)...

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме «Волшебница сосна» для детей 6-7 лет
Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме«Волшебница сосна» для детей 6-7 лет...

Технологическая карта познавательно - исследовательская деятельность в средней группе "Хвойная красавица".
Технологическая карта. Создание условий для расширения представлений о вечнозеленом хвойном дереве - ель, через познавательно - исследовательскую деятельностьв средней группе....

Технологическая карта познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы "Спасатель - профессия героическая!"
Цель:Формирование познавательной активности детей, устойчивого интереса к миру профессий, соотнесение профессии с родом деятельности, способствующей ранней профориентации дошкольников....