Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности по экологическому образованию
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Тема: Волшебный лед

Цель: формирование представлений о льде, его физических свойствах – прозрачный, твердый, без запаха, без вкуса, тает в тепле.

Задачи:

Образовательные: учить воспитанников определять физические свойства льда (лед – это вода в твердом состоянии,

Развивающие: развивать универсальные навыки (умение и желание наблюдать); коммуникативные навыки (умение общаться и выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать желание получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования

 

Пространственно-временной ресурс: 10-15 мин.

Программно – методическое  обеспечение:  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемый  результат:

  1. знают, что лед — это вода в твердом состоянии.
  2. умеют наблюдать за объектом в процессе его практического исследования
  3. умеют определять физические свойства льда (прозрачный, твердый, без запаха, без вкуса, тает в тепле.)

 

 

 

Содержание

Этап

Цель, задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

приемы

 

Результат

1 этап

 

Подготовительный.

Цель: организация детей, выявление их опыта,

-постановка цели экспериментирования,

- создание эмоционального настроя,

- создание проблемной ситуации

Опыт №1 «Ледяная избушка»

 

сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед)

 

Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересоваться у детей, какая из них быстрее растает.

 

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть, что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке

Рассмотреть с детьми воду, налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.

 

Участие в беседе, игре и пр.

Дети ведут беседу с педагогом, показывают свои знания про зиму, лёд, воду.

Отвечают на вопросы по сказке «Заюшкина избушка»

-Обращение к имеющемуся опыту.

-показ диафильма, иллюстраций др.

– сообщение новых сведений о тех предметах и явлениях, с которыми детей предполагают знакомить на экскурсии;

 – актуализация детского опыта;

 - беседы со всей группой;

-задания, которые выполняются с применением наглядного материала

– предварительная подготовка оборудования

 

Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской   деятельности, привлечение произвольного внимания.

2 этап

 

 Организация познавательно-исследовательской   деятельности

 Цель:

актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

Формирование интереса к содержанию ПИД.

Раскрытие образовательной, развивающей. воспитательной задач.

 

-организация образовательного пространства,

-знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности,

- решение проблемной ситуации

 

 

Опыт №1 «Ледяная избушка»

 

А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом?

 

Ребята, сегодня к нам пришла гостья, а чтоб узнать кто это, отгадайте загадку

 

Одурачит ловко
Рыжая плутовка,

Длинным хвостиком махнёт,

Зубки хитро облизнёт,

Не успеешь оглянуться –
Вокруг пальца обведёт! (Лиса)

 

Живет она в ледяной избушке, а в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла?

 

А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру.

Физминутка.  (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед» - когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают).

 

Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Ребята, а может у лисы избушка растаяла, потому что была маленькая, у меня есть большой кусок льда и маленький, давайте посмотрим какой быстрее растает

 

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

 

 Анализ проблемной ситуации: выявление известного и неизвестного.

Выдвигают гипотезы. Проверка предположения (гипотезы)

Участвуют в экспериментировании, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

 

Дети проводят вместе с воспитателем опыты, ведут беседу.

 

-Экспериментирование.

 -Наблюдение,

-вопросы,

-задания,

-пояснения,

-игровые моменты.

 

Умение видеть проблему;

•Умение формулировать и задавать вопросы;

• Умение выдвигать гипотезы;

Умение делать выводы и умозаключения;

•Умение самостоятельно действовать на этапах исследования

3 этап

Заключительный.

Цель:

-углубление, систематизацию и обобщение знаний,

-на упрочение и дальнейшее развитие познавательных интересов (любознательности)

 

 

Формулирование выводов

 

Опыт №1 «Ледяная избушка»

 

Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом? (лед в тепле тает и превращается обратно в воду)

 

 

Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Маленькая льдинка растаяла, но и большая льдина уменьшилась в размере и скоро тоже растает, поэтому даже если б избушка лисы была больше, она б все равно растаяла.

 

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).

 

Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

Формулирование выводов. Фиксирование результатов ..Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.

 

Дети с воспитателем подводят выводы по экспериментам.

-Фиксация результатов в рисунках, рассказах;

– итоговые беседы;

 

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Волшебный лед

Цель: формирование представлений о льде, его физических свойствах – прозрачный, твердый, без запаха, без вкуса, тает в тепле.

Задачи:

Образовательные: учить воспитанников определять физические свойства льда (лед – это вода в твердом состоянии,

Развивающие: развивать универсальные навыки (умение и желание наблюдать); коммуникативные навыки (умение общаться и выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать желание получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования

Пространственно-временной ресурс: 10-15 мин.

Программно – методическое  обеспечение:  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемый  результат:

  1. знают, что лед — это вода в твердом состоянии.
  2. умеют наблюдать за объектом в процессе его практического исследования
  3. умеют определять физические свойства льда (прозрачный, твердый, без запаха, без вкуса, тает в тепле.)

Содержание

Этап

Цель, задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

приемы

Результат

1 этап

Подготовительный.

Цель: организация детей, выявление их опыта,

-постановка цели экспериментирования,

- создание эмоционального настроя,

- создание проблемной ситуации

Опыт №1 «Ледяная избушка»

сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед)

Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересоваться у детей, какая из них быстрее растает.

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть, что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке

Рассмотреть с детьми воду, налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.

Участие в беседе, игре и пр.

Дети ведут беседу с педагогом, показывают свои знания про зиму, лёд, воду.

Отвечают на вопросы по сказке «Заюшкина избушка»

-Обращение к имеющемуся опыту.

-показ диафильма, иллюстраций др.

– сообщение новых сведений о тех предметах и явлениях, с которыми детей предполагают знакомить на экскурсии;

 – актуализация детского опыта;

 - беседы со всей группой;

-задания, которые выполняются с применением наглядного материала

– предварительная подготовка оборудования

Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской   деятельности, привлечение произвольного внимания.

2 этап

 Организация познавательно-исследовательской   деятельности

 Цель:

актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

Формирование интереса к содержанию ПИД.

Раскрытие образовательной, развивающей. воспитательной задач.

-организация образовательного пространства,

-знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности,

- решение проблемной ситуации

Опыт №1 «Ледяная избушка»

А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом?

Ребята, сегодня к нам пришла гостья, а чтоб узнать кто это, отгадайте загадку

Одурачит ловко
Рыжая плутовка,

Длинным хвостиком махнёт,

Зубки хитро облизнёт,

Не успеешь оглянуться –
Вокруг пальца обведёт! (Лиса)

Живет она в ледяной избушке, а в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла?

А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру.

Физминутка.  (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед» - когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают).

Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Ребята, а может у лисы избушка растаяла, потому что была маленькая, у меня есть большой кусок льда и маленький, давайте посмотрим какой быстрее растает

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

 Анализ проблемной ситуации: выявление известного и неизвестного.

Выдвигают гипотезы. Проверка предположения (гипотезы)

Участвуют в экспериментировании, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Дети проводят вместе с воспитателем опыты, ведут беседу.

-Экспериментирование.

 -Наблюдение,

-вопросы,

-задания,

-пояснения,

-игровые моменты.

Умение видеть проблему;

•Умение формулировать и задавать вопросы;

• Умение выдвигать гипотезы;

Умение делать выводы и умозаключения;

•Умение самостоятельно действовать на этапах исследования

3 этап

Заключительный.

Цель:

-углубление, систематизацию и обобщение знаний,

-на упрочение и дальнейшее развитие познавательных интересов (любознательности)

Формулирование выводов

Опыт №1 «Ледяная избушка»

Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом? (лед в тепле тает и превращается обратно в воду)

Опыт№2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Маленькая льдинка растаяла, но и большая льдина уменьшилась в размере и скоро тоже растает, поэтому даже если б избушка лисы была больше, она б все равно растаяла.

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).

Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

Формулирование выводов. Фиксирование результатов ..Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.

Дети с воспитателем подводят выводы по экспериментам.

-Фиксация результатов в рисунках, рассказах;

– итоговые беседы;

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»

МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное»,  «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...

Технологическая карта Познавательно – исследовательской деятельности для педагогов МБДОУ №11 на тему «Пирожное из снега» (приуроченной к «Неделе творческих отчётов»)

Дети познакомятсясо свойствами снега, научаться наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)...

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме «Волшебница сосна» для детей 6-7 лет

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме«Волшебница сосна» для детей 6-7 лет...

Технологическая карта познавательно - исследовательская деятельность в средней группе "Хвойная красавица".

Технологическая карта. Создание условий для расширения представлений о  вечнозеленом хвойном дереве - ель, через познавательно - исследовательскую деятельностьв средней группе....

Технологическая карта познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы "Спасатель - профессия героическая!"

Цель:Формирование познавательной активности детей, устойчивого интереса к миру профессий, соотнесение профессии с родом деятельности, способствующей ранней профориентации дошкольников....