Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Холмова Юлия Владимировна

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап

Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России» в 2019 году

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ»

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе детского сада

 «Чудо-апельсин»

Холмова Юлия Владимировна,

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок»

г. Переславль-Залесский 2018г.

Тема НОД

«Чудо – апельсин»

Форма совместной деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность:

Объект исследования: апельсин

Предмет исследования: сведения об апельсине.

Форма организации

Подгрупповая, индивидуальная

Первичные представления детей

Имеют представление о том, что апельсин это фрукт, о внешних признаках: имеет форму шара, оранжевого цвета, кисло-сладкого вкуса, в нем содержится много сока и витамина С, умеют договариваться между собой при выполнении совместной деятельности

Цель воспитателя

Познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения строения апельсина посредством квест-технологии

Цель детей

Получить как можно больше сведений об апельсине и подготовить о нём рассказ

Образовательные области

Задачи воспитателя

Познавательное развитие

Создать условия для:

- расширения кругозора детей о фруктах, в частности, об апельсине и его строении, используя опыты и эксперименты;

- развития  наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности;

- поддержки интереса к решению проблемных задач.

Речевое развитие

Создать условия для:

- поддержки инициативы детей высказываться, делиться впечатлениями, участвовать в

дискуссии;

- активизирования и обогащения словаря детей.

Социально-коммуникативное

Создать условия для:

- развития свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов;

- закрепления навыков взаимодействия в коллективе

-развития духовно-нравственной личности: воспитания желания помочь.

Физическое развитие

Создать условия для:

- формирования первоначальных знаний о здоровом образе жизни, о пользе фруктов.

Оборудование и материалы

Интерактивная доска (экран, проектор, ноутбук), мультимедийная презентация, коробка с апельсинами на каждого ребёнка, письмо от старухи Шапокляк, исследовательский маршрут (схема с символическими изображениями “методов исследования”), маркеры (ориентиры) для детей с изображением методов исследования; емкость с водой, апельсины неочищенный и очищенный для эксперимента; косточки апельсина, кожура, дольки на каждого ребенка, лупы, влажные салфетки, изображение апельсинового дерева, смайлы;

Предварительная работа

цикл занятий по теме «Фрукты».

Этап деятельности, продолжительность, задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Деятельность воспитанников

Технологии,

методы,

приемы

Планируемый результат

I этап

Вводный

 (1 мин.)

Создание

атмосферы

психологической

безопасности,

эмоциональная

поддержка

ребенка

- Здравствуйте, ребята!

- Ребята! А вам нравятся мультфильмы?

-тогда вы легко отгадаете этого героя:

Он ушастый и смешной,

Озорной и заводной,

Он с ребятами играет,

С Днем рожденья поздравляет!

Как зовут его? Не Сашка,

Не Сережка, не Наташка,

Он зовется…

Да!

 

Чебурашка

Загадка

Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Мотивационно-побудительный

(3 мин.)

Формирование

представлений о

предстоящей

деятельности, ее

задачах,

мотивационной

готовности к

предстоящей

деятельности

Слайд 3 (схема)

СШ: ага, собрались, чего, Чебурашку ищите? Не надейтесь, не найдёте!

-Ой, кто это, ребята? Она что спрятала от нас Чебурашку? Посмотрите, какой то ящик стоит, может он там? Давайте заглянем в него и поищем

- Посмотрите, что это за фрукты?  

- Чебурашки здесь нет, зато записка какая то…

«Найдете Чебурашку только тогда, когда принесёте мне то, из чего я смогу получить много-много апельсинов!»

-Ребята, а что же мы должны принести, как вы думаете?

- Интересно…(заглядывает в ящик) ой , а тут ещё что-то лежит…наверное подсказки какие то

- Посмотрите на доску, похоже на карту, наверное, здесь обозначен маршрут. А с чего же нам начать?

Старуха Шапокляк

(роются в апельсинах)

Апельсины

не знаем

Рассматривают квест-маршрут

Дети выражают готовность взять на себя роль исследователей

Мотивационная беседа

Приём

создания

проблемной

ситуации

Работа со схемой «Методы исследования»

Приём        

моделирования

Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность

Формирование первичных представлений о методах исследовательской деятельности

Овладение

умениями

работать по

схеме

II этап

Основной

(10- 12 мин.)

Актуализация имеющихся знаний

Слайд 4

подсказка 1

(подумать самостоятельно)

(Внутри целый апельсин звуковой сигнал (Ш смеется, мигает карточка «Подумаем самостоятельно)

-Что это за смех, посмотрите, Шапокляк нам открыла первую подсказку, что мы должны сделать?

- А где мы видим такое же изображение

- Посмотрите, в коробке много апельсинов, давайте каждый возьмёт по одному посмотрит на него внимательно, потрогает его и скажет, что же он знает о нём.

- какого цвета?

- на что похож? Значит, можно сказать, что он имеет шаровидную форму.

-А чем покрыт апельсин?

- а какая она у него. Погладьте ладошкой

(кожура у апельсина неровная и шероховатая на ощупь.)

Итак, мы выяснили. Что апельсин – это фрукт оранжевого цвета. Имеет шаровидную форму. Покрыт кожурой.

- на коробке

Дети отмечают свои наблюдения

-оранжевого цвета

-на шарик

кожура, мякоть

-кожурой

Беседа из личного опыта детей

Наблюдение,

практические действия

Закрепление знаний о внешних признаках апельсина

Систематизация знаний

Обогащение словаря

Слайд 5 подсказка 2

(наблюдение)

Слайд  6

СШ подглядывает

- И нам открывается следующая подсказка – Девочка с лупой.  Что мы должны сделать?

-Где вы видите такую же картинку?

- Давайте подойдем к столу и рассмотрите внимательно кожуру апельсина, что же мы видим интересного?

-А какая кожура?

- верхний слой, оранжевого цвета, называется цедра. А нижний слой белого цвета, потрогайте, он мягкий, бархатный

-теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите кожуру

- кожура у апельсина неровная, а ещё мы видим поры, можно сказать, что кожура у апельсина пористая.

- в порах апельсина находится эфирное масло и пузырьки воздуха.

-Отложите лупы в сторону.

-А теперь, согните кожуру,  надавите на нее и  проведите кожурой мазки по бумаге. Что вы видите?

-А теперь понюхайте, есть запах?

- Как вы думаете, что это за пятно?

-Это и есть эфирное масло. Которое очень полезное, его добавляют в кремы для лица, лекарства, в духи.

А цедру используют в кондитерских изделиях.

-И с этим заданием, я думаю , мы справились…

Ребята давайте, подойдём к экрану и посмотрим.

-Что же тут изменилось?

- А как же убедиться, что в порах кожуры апельсина есть воздух?

СШ: Ага, я за вами наблюдаю! Вот скажите, мне уважаемые детишки, апельсин тонет в воде? Хихихи….

-Ребята, а вы как думаете?

-Ваши мнения разошлись и чтобы ответить на этот вопрос….

внимательно

рассмотреть апельсин

-неровная, дырочки есть

Почистить апельсин

Жёлтое пятно

Да, ароматное

Эфирное масло

Апельсин теперь без кожуры

Дети выдвигают различные мнения. В итоге, мнения детей разошлись.

Наблюдение, практические действия

Практические действия с использованием лупы.

Проблемный метод обучения

Способность

самостоятельн

о действовать

по заданию

воспитателя

Обогащение словаря

Активизация познавательного интереса

Слайд 7

пиктограмма-эксперимент

Нам нужно провести эксперимент 

-Найдите место, где мы будем проводить эксперимент

А теперь подойдём к другому столу.

- что вы видите? тут стоит ёмкость с водой, давайте опустим очищенный апельсин в воду. (1 ребёнок опускает)

- Что произошло?

- а теперь ты (другой ребёнок) опусти неочищенный апельсин в воду? Что произошло?

-Кто сможет объяснить, почему так происходит?

-Я предполагаю, что кожура у апельсина как спасательный жилет. Что внутри его находится?

Поэтому спасательный жилет не даёт нам утонуть.

-Так вот и в порах кожуры апельсина содержится много пузырьков воздуха, которые и выталкивают апельсин на поверхность воды.

-И с этим заданием мы с вами отлично справились

Емкость с водой.

-Он утонул

-Он  плавает, не утонул

-воздух

Демонстрация опыта

Выдвижение гипотезы

Приём умственных действий-аналогия

Развитие внимания

Развитие логического мышления

Систематизация знаний

Слайд 8

Апельсин разделён на дольки.

Пиктограмма-

наблюдение

-Давайте подойдем к доске..

- Ребята, посмотрите, апельсин разделился на дольки, опять нам нужно провести наблюдение, но уже над долькой апельсина.

-У вас на тарелочках уже лежат очищенные дольки апельсина.

-Что находится внутри дольки?

 С помощью лупы (увеличительного стекла) рассмотрите внимательно, из чего же состоит мякоть?

- Правильно, внутри апельсина мякоть, которая состоит из множества мешочков, в которых находится сок.

А как назвать мешочки, которых находится сок?

- А давайте посмотрим и выдавим сок на тарелочку.

- Какого он цвета?

- А какие дольки на вкус? Кисло-сладкий вкус.

- Много сока в дольке, правда? А сок апельсина очень полезен для человека

-Молодцы, мы справились и с этим заданием.

-Рассматривают их под лупой.

мякоть

-Из соковых мешочков

-Соковые мешочки

-Оранжевого

-Кисло-садкий

Наблюдение.

Практические действия с использованием лупы.

Способность

самостоятельн

о действовать

по заданию

воспитателя

Обогащение словаря

Слайд 9

пиктограмма-опрос

1 долька

Давайте подойдём к доске..

- И следующая подсказка нам показывает. Что бы мы спросили у взрослых, чем полезен апельсиновый сок?

-Вы сможете найти такую картинку в зале?

(подходим к жюри, спрашиваем, используя вежливые слова)

-Кто хочет задать вопрос взрослому?

(В апельсиновом соке очень много витаминов, поэтому он полезен для здоровья. Витамин С защищает наш организм от простудных заболеваний)

-Так чем же полезен апельсиновый сок? Кто сможет повторить?

Ребята, вы большие умницы, выполнили и это задание

Опрашивают взрослых

- Скажите пожалуйста, чем полезен апельсиновый сок,

-Можете пожалуйста ответить, чем полезен апельсин?

Метод интервью

Активизация познавательного интереса

Развитие связной речи

Слайд 10

пиктограмма-наблюдение

пиктограмма посмотреть видео

косточка

-Подойдём к доске.

Ребята, посмотрите, что это? От апельсина осталась только косточка? И у вас, когда вы рассматривали дольки, тоже попадались косточки.

-Давайте их рассмотрим: возьмите каждый по одной косточке, внимательно рассмотрите её, потрогайте. Нажмите не неё.

-Какая косточка? (белая, твёрдая)

-Кто знает, для чего нужна апельсиновая косточка?

-Давайте подойдем к доске.

-у нас ещё одна подсказка, посмотреть познавательный видеоролик и узнать что-то очень важное

- Смотрите, в итоге из косточки выросло целое апельсиновое дерево! Смотрите сколько на нём апельсинов!

Вы не догадались, что же просила у нас Шапокляк?

-Давайте вспомним, что она написала в записке.

-Косточка

-Чтобы выросло апельсиновое дерево

-Косточки от апельсинов

Наблюдение.

Практические действия

Просмотр познавательного видеоролика о цикле роста апельсинового дерева.

Работа со схемой «Алгоритм роста апельсинового дерева»

Способность

самостоятельн

о действовать

по заданию

воспитателя

\

Развитие внимания памяти, логического мышления

III Итоговый

Рефлексия

(2 мин.)

Подведение итогов НОД

Формирование

элементарных

навыков

самооценки

СШ: Слышу слышу, догадались! Надо же какие умные. Несите мне косточки скорей, теперь и у меня будет целая плантация красивых оранжевых апельсинов, вот вам ваш Чебурашечка!

Чебурашка: - Где же вы так долго были, мои друзья?

В: Так мы тебя искали и узнали много нового об апельсинах.

Чебурашка:  и я хочу узнать об апельсинах

В: Давайте расскажем Чебурашке, что же нового мы узнали об апельсинах. А чтобы рассказ был полный, можно опираться на схему-подсказку.

-Кто начнёт?

-Апельсин это фрукт, он оранжевый, похож на мячик, у него есть кожура, благодаря которой он не тонет в воде, потому что в ней есть много воздушных пузырьков. Внутри апельсина есть мякоть, которая состоит из соковых мешочков, а внутри долек есть косточки. Из них вырастает апельсиновое дерево.

Чебурашка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья, что смогли выполнить все задания и освободить меня. Сейчас я тоже пойду и расскажу крокодилу Гене об апельсинах. До свидания, ребята.

В: До свидания, Чебурашка.

-Посмотрите, у нас тут растёт апельсиновое дерево, но на нем нет плодов. Давайте каждый из вас выразит своё настроение, выбрав свой смайлик.

-Какое весёлое дерево получилось! Я вижу, что вам было очень интересно.

-Спасибо за сотрудничество, вы сегодня были настоящими исследователями.

-А Чебурашка просил передать вам угощения.

Дети обобщают знания об апельсине

Обобщение материала с опорой на мнемотаблицу

Приём

организации

рефлексии «Дерево успеха»

Развитие связной речи

Проявление эмоционального отношения к результатам своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта итогового занятия в старшей группе

Технологичкеская карта итогового интегрированного занятия в старшей группе "Космические спасатели". Задачи:ОО «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательн...

Познавательно-исследовательский проект для старшей группы детского сада «Этот загадочный Космос»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , старшая группа

Конспект НОД: ФЭМП (приоритетная образовательная область)Возрастная группа: старшая группаТема: «Кондинские удальцы»Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»

МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное»,  «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...

«ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Познавательно-исследовательский проект «Птичья столовая» направлен на обогащение представления детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА о зимующих птицах, их образе жизни при сезонных изменения...

Технологическая карта ХЭР (лепка) в старшей группе на тему: «Безопасность в детском саду и дома»

Технологическая карта ХЭР (лепка) в старшей группе на тему: «Безопасность в детском саду и дома»...

технологическая карта познавательно- исследовательского занятия.

Занятие по позвательно - исследовательской деятельности расписано в виде технологической карты. На занятии использованы игры Воскобовича В.В.  и папки исследователя по методике Савенкова А.И....