Технологическая карта познавательно - исследовательская деятельность в средней группе "Хвойная красавица".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Куликова Ирина Михайловна

Технологическая карта.

Создание условий для расширения представлений о  вечнозеленом хвойном дереве - ель,

через познавательно - исследовательскую деятельность

в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_hvoynaya_krasavitsa.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Создание условий для расширения представлений о  вечнозеленом хвойном дереве - ель,

через познавательно - исследовательскую деятельность

в средней группе.

Составила: Куликова И.М.

воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 111»

 

Цель: создать условия для расширения представлений о вечнозеленом хвойном дереве - ель с помощью познавательно – исследовательской деятельности (по методике проведения исследований в детском саду Савенкова А.И.).

Задачи:

1.Образовательные:

Расширять представление о  еле.

Организовать деятельность детей для мотивации приобретения знаний; организовать содержательно-развивающую деятельность детей по знакомству с хвойным деревом.

Продолжать обучение алгоритму проведения исследования.

Закреплять умение составлять доклад о предмете исследования (хвойное дерево - ель).

2. Развивающие:

Развивать навыки самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности (задавать вопросы, наблюдать, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию, экспериментировать);

Формировать умение самостоятельно делать зарисовки и применять полученные знания. Тренировать мыслительные операции – анализ, обобщение, развивать внимание, творческие способности.

3. Воспитательные:

Воспитывать желание прийти на помощь в трудной ситуации, чувство гордости за выполненное дело.

Воспитывать любовь и бережное отношение к деревьям.

Образовательная область: Познавательное развитие

Виды детской деятельности:  познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная.

Оборудование:  Интерактивная доска, компьютер с  программным обеспечением ActivInspire, электронное пособие в программе ActivInspire, содержащие интерактивные игровые упражнения, карточки с символическими изображениями «методов исследования», цветные карандаши, материалы для опыта (ваза с водой, живые и искусственные веточки ели), энциклопедии, картинки по теме.

Предварительная работа: проведение исследований по другим темам, техника безопасности и правила работы с интерактивной доской, просмотр презентации «Ель и сосна», беседы «Хвойные деревья», «Сосновый бор», «Ельник»,  игры «Назови дерево по семенам», «С какого дерева лист», рассматривание иллюстраций «Деверья в разное время года».

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть: Организация детей  установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

Воспитатель: Ребята, предлагаю поздороваться, для этого я вас приглашаю в кружок

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: «Привет!»

Солнцу: «Привет!»

Гостям всем: «Привет!»

Тема сегодняшнего нашего исследования находится в конверте

Стихотворение:

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки, и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

- Ребята, вы уже догадались, тема сегодняшнего нашего исследования – Ёлочка - ель, хвойная красавица  (на интерактивной доске – открываем конверт, появляется картинка ель).

Приветствие, создание положительного настроя на работу.

Возникновение интереса к предстоящей деятельности, активирующее общение.

Активизация интереса детей художественным словом.

Мотивация на включение в игровую исследовательскую деятельность.

Основная часть: Создание условий для разнообразной активной  деятельности  детей. Актуализация  имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка.

- Давайте вместе разберемся, что за дерево ель?

(На экране доски выставлены этапы исследования – «Подумай сам», «Узнай из книг», «Эксперимент», «Спроси у человека», «Посмотри фильм»).

- Обратите внимание на план исследования. С чего мы начнем собирать материал? Нужно вспомнить, что мы знаем про это дерево?

1. Первый этап «Подумай сам»

 (Дети рассказывают о том, что знают про ель. Зарисовывают символы, обозначающие детские высказывания).

2. Второй этап «Узнай из книг»

(Дети подходят к столу и выбирают книгу «Энциклопедия для детей», находят нужную тему, воспитатель зачитывает информацию).

Придумывают символ, которым можно обозначить данную информацию.

3. Третий этап «Эксперимент»

Опыты с ветками

- ребята, посмотрите, у меня есть две еловые веточки. Эту веточку мне подарила елочка, которая живет в нашем лесу, а вторую я купила в магазине. Но я совсем запуталась, и теперь не знаю, какая из магазина, а какая из леса. Помогите мне, пожалуйста, в этом разобраться.

Предлагаю провести опыт. Внимательно рассмотрим две веточки.

Если эта веточка пахнет, она из леса, там растет. Значит она какая? (живая)

А что нужно живой веточке? (Свет, вода). Что мы можем сделать? (поставить веточку в вазу с водой) (дети ставят веточку в вазу и располагают эту вазу в уголке природы)

А эта веточка из магазина, пластмассовая, ее сделал человек. Значит она какая? (искусственная)

(Проделав опыт, дети делают вывод: живая веточка ели пахнет, а искусственная нет – зарисовывают результат)

Проводится интерактивная игра «С какой ветки детки?»

Физминутка

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

Ели – ёлки - ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх)

На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку к уху)

Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками)

4. Четвертый этап «Спроси у человека»

Дети подходят к взрослому, воспитателю, и просят рассказать, что- то важное и интересное о еле. Воспитатель рассказывает. Придумывается и зарисовывается символ.

5. Пятый этап «Посмотри фильм»

- Ребята мы посмотрим с вами небольшой фильм о хвойной красавице.

Дети смотрят, делают выводы.

 

Защита.

Вывешиваем на магнитной доске заметки с символами так, чтобы их видели все. Обобщают информацию.

- Сейчас наступил самый важный момент. Подошло время сделать научный доклад, как настоящие ученые. Кто хочет выступить и побыть в роли настоящего ученого? Ребенок делает доклад с опорой на зарисовки.

Формируется навык совместной работы, участия в общем обсуждении, дети выражают различные эмоции,

активно участвуют в разговоре, высказывая свои мнения, суждения, наблюдения. Развивается активность, познавательный интерес детей.

Стимулирование детской интеллектуальной деятельности. Ребенок проявляет способность решать адекватные возрасту задачи. Развивается умение делиться своими впечатлениями, делать выводы.

Дети настроены на предстоящую деятельность. Дети повторяют правила поведения в лаборатории при проведении опытов.

Проводят опыты. Проявляют интерес к опыту

Умение формулировать и задавать вопросы

Умение делать выводы и умозаключения

Закрепление представлений детей о хвойных деревьях и их плодах. Обогащение уже имеющихся представлений о еле. Совершенствовать умения работать с интерактивной доской.

Умение соотносить свои движения со словами. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Осознание себя как участника познавательного процесса.

Сформировано представление о еле. 

Развито умение делать логические умозаключения и выводы.

Заключительная  часть: подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка).

 «Мое настроение»

На экране интерактивной доски изображения еловых шишек с разным настроением (веселые и грустные). Каждый из детей выбирает и перемещает, подходящую ему шишку.

Обсуждаем, что узнали сегодня нового и интересного о еле, что больше всего понравилось и придумываем тему следующего исследования.

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Создать ситуацию успеха. Совершенствовать умения работать с интерактивной доской. Формулируют возможности использования результата деятельности в дальнейшем. Формируется умение видеть результаты своей деятельности. Дети участвуют в оценке и самооценке деятельности.

 Список литературы:

  1. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 52 c
  2. Савенков А.И. С12 Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -

80с. - ISBN 5-9507-0177-1

  1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»

МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное»,  «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...

технологическая карта познавательно- исследовательского занятия.

Занятие по позвательно - исследовательской деятельности расписано в виде технологической карты. На занятии использованы игры Воскобовича В.В.  и папки исследователя по методике Савенкова А.И....

Технологическая карта Познавательно – исследовательской деятельности для педагогов МБДОУ №11 на тему «Пирожное из снега» (приуроченной к «Неделе творческих отчётов»)

Дети познакомятсясо свойствами снега, научаться наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)...

Технологическая карта познавательно-исследовательского занятия «Сказка нам подскажет»

Технология проблемного диалога и поисково-исследовательской деятельности дошкольников востребована в практике многих педагогов. Технологическая карта данного занятия составлена с использованием активн...

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме «Волшебница сосна» для детей 6-7 лет

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме«Волшебница сосна» для детей 6-7 лет...