Главные вкладки

    ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
    консультация на тему

    Губаева Любовь Леонидовна

    консультация для педагогов  где раскрываются цели, задачи и этапы организации познавательно-исследовательской деятельности.                                               

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_issledovatelskaya_deyat-t.docx25.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Слайд № 1

    ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Слайд № 2

    Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.                

     К .Е. Тимирязев

        

    1. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой  личности. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода,  от уже известного к новому. У дошкольников этот переход осуществляется  через организацию различных  форм поисковой, экспериментально -  исследовательской деятельности.

    Слайд № 3

    Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. 

     Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо  каким - либо способом.  Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

    Слайд № 4

    Цель экспериментальной деятельности –  обучение  детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. 

    Под  исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.

    Слайд № 5

    Задачи:

    формировать системы знаний о природе;      

    развивать познавательную активность;                                     способствовать развитию мыслительных процессов и операций;

    оказывать влияние на развитие речи;    

      Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях ДОУ является игра-экспериментирование, основной составляющей которой являются опыты.                                                                                                                                    

    Слайд № 6

    По определению  

    Опыт -  это воспроизведение какого-нибудь явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент.     

     Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез - догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственно многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем? », «Как? » и «Почему? » требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.  В  условиях детского сада  используют только элементарные опыты и эксперименты.     Их элементарность заключается:  Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.  Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В - третьих, они практически безопасны.  В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:                                                                                                

    Слайд № 7

    а) четко формулировать цели и задачи опыта;                                                        б) предъявление задач  в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;                                                                                               в) предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;                                                                  г)неоднократный повтор;                                                                                                 д)  разработка и использование четко выстроенной программы работы

    Слайд № 8

    Можно выделить несколько этапов организации познавательно-исследовательской деятельности.                                               Подготовительный этап. Включает накопление детьми конкретных представлений о мире природы, осуществляется подготовка детей  к проведению исследовательской деятельности, знакомит  детей с предстоящей деятельностью.                                                                          Основной этап направлен на приобретение детьми специальных знаний и развитию умений исследовательского поиска, используются различные игровые методы, упражнения, беседы, мини-эксперименты, разного рода наблюдения, мини-проекты и т.д.                                                                                Заключительный этап предполагает анализ полученных результатов  и формулировка выводов деятельности детей

    и педагогов. Взрослея, дети сами стремятся стать волшебниками. Для этого создайте собственную лабораторию, учитывая при этом уровень развития детей и их интересы.

    Слайд № 9

    (Книги. Для плана)

    2.Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. 

    1-Я МЛАДШАЯ ГРУППА.                                                                                           На третьем году жизни манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Среда обогащается более сложными объектами, взрослый создает условия для развития самостоятельности ребенка, так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словами «Я сам!».   Нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними, иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы.  Проявляется способность к пристальному  рассматриванию объектов и событий. Дети способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к  самостоятельной работе они еще не готовы.

     2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА.

    На четвертом году жизни у детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы.   Это свидетельствует  о важных достижениях:- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает) - сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях; - появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.  Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе со взрослым. Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать  детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

     СРЕДНЯЯ ГРУППА.

       На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети  способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы.  Непосредственное участие взрослого в знакомой  работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как для обеспечения безопасности экспериментирования,  так и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения.  В этой группе можно проводить эксперименты по  выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей,  у которых хорошо развиты технические навыки. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними. С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.

     СТАРШАЯ ГРУППА.

      При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.  Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.  В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы.  В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что  позволяет осваивать приемы классификации. Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.

     ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА                                                                     В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если  дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость. В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать  описание  увиденного.  Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах: 1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;  2)  дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

    3.Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности

    Организация экспериментальной деятельности ребенка,  возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, и включиться в  реальный, осуществляемый ребенком эксперимент.     Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками.                                                                                   В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Также опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в непосредственно –образовательную деятельность.

    Взрослея, дети сами стремяться стать волшебниками. Для этого создайте собственную волшебную лабораторию, учитывая уровень развития детей и их интересы.

    Слайд № 10

    Последовательность детского экспериментирования:

    - проблемная ситуация;

    - целеполагание;

    - выдвижение гипотез;

    - проверка предположения;

    - если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось);

    - если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

    В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    1.Как я это делаю?

    2.Почему я это делаю именно так, а не иначе?

    3.Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

     

    Слайд№ 11

    Для проведения наблюдений, опытов, моделирования рекомендуется иметь следующие оборудование :

    1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

    2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

    3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

    4. Резиновые груши разного размера.

    5. Пластиковые, резиновые трубочки.

    6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

    7.  Пластиковые контейнеры.

    8. Рулетка, линейка.

    9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, 

    термометр.

    10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

    11. Цветные прозрачные стеклышки.

    12. Лупы, зеркала, магниты.

    13. Лопатки, грабли, лейки.

    14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

              Работа в лаборатории находит отражение в творческой деятельности детей. Для создания новых «творческих продуктов» исследуются разные материалы.

    Слайд № 12

    Материал, подлежащий исследованию:

    1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

    2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

    3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

    4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.

    5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

    Правила безопасности жизнедеятельности детей

    1. Работа под наблюдением взрослого.

    2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

    3. Грязными руками не трогать глаза.

    4. Не брать руки в рот.

    Слайд № 13

    В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
    1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
    2) место для приборов
    Место для хранения материалов (природного, "бросового")
    3) место для проведения опытов
    4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

    Кроме исследовательских уголков  хорошо проводить опыты и эксперименты за объектами в естественных условиях в разное время года (огород, цветник, уголок леса и выезды на природу).                                                                                         Например.

    *выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе  -учит детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.                                                                                                                       *« как показать что воздух осенью влажный» : на скамейку положить лист сухой бумаги.  В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании.                                                                        *«Музыка дождя»  Дети кладут под дождь дном кверху: алюминиевую кастрюльку, пластмассовую баночку, лист бумаги и слушают, как стучат капли   по различной поверхности.

     *Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал  листок.   Что мы увидели? (Еле заметные почки.) Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили   отмершие, ненужные листья.)                                                                                                                       *Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.                                                                              

    Как сказал  Блонский : «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников"

    Статья посвящена проблемам развития творческого потенциала ребенка и его экологического образования  путем проведения игр-экспериментирований (опытнической деятельности) в детском саду....

    Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников

    Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...

    Проектно – исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников

    Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!На современном этапе развития образования является поиск и разработка новы...

    Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников

    Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (семинар-практикум)...

    Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

    Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

    Опыт работы "Роль исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников"

    Опыт работы воспитателя по организации  исследовательской деятельности  с дошкольниками...