Главные вкладки

    Конспект занятия по экологии в старшей группе "Волшебница вода"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Данилова Светлана Ивановна

    Цель:

    •        Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:

    - вода-источник жизни

    Образовательные задачи :

    • дать первоначальные знания о круговороте воды в природе
    • Развивать навыки проведения лабораторных опытов
    • Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать  элементарное представление о процессе фильтрации.
    • Рассказать об источниках питьевой воды.
    •  Дать представление о некоторых видах природных водоемов.

    Воспитательные задачи:

    •        Прививать бережное отношение к воде.

    Развивающие задачи:

    •        Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

    •        Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

     

    Оборудование :

    • Вода в разных состояниях ( жидком, твердом, парообразном).
    • Морская соль.
    • Схема очистки воды.
    • Схема « Загрязнения воды».
    • Схема « Круговорот воды в природе».
    • Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных   водоемов, рисунки на тему : « Значение воды»
    • Географическая карта мира или глобус.
    • Материалы для очистки воды, фартуки, медали.
    • Фильтровальная бумага, вата, салфетки марлевые и бумажные.

    Предварительная работа: проведение опытов на тему: « Свойства воды, очищение воды», разучивание стихотворений, отгадывание загадок, организация выставок рисунков детей « Волшебница вода» и « Вода в природе».Чтение произведения Н.Носова « Приключение Незнайки и его друзей»

    Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, опытническая деятельность, наблюдение, иллюстративно – наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадка, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon voda.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  НОД  в старшей группе по экологии на тему:

    " Волшебница - вода"

    ( с элементами экспериментальной деятельности )

    Подготовила и провела:

                                                                           Воспитатель  

                                                                           

                                                                           Данилова С.И.                                                  

                         

    Арзамас, 2009 год.

    Цель:

    •        Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:

    - вода-источник жизни

    Образовательные задачи :

    • дать первоначальные знания о круговороте воды в природе
    • Развивать навыки проведения лабораторных опытов
    • Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать  элементарное представление о процессе фильтрации.
    • Рассказать об источниках питьевой воды.
    •  Дать представление о некоторых видах природных водоемов.

    Воспитательные задачи:

    •        Прививать бережное отношение к воде.

    Развивающие задачи:

    •        Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

    •        Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

    Оборудование :

    • Вода в разных состояниях ( жидком, твердом, парообразном).
    • Морская соль.
    • Схема очистки воды.
    • Схема « Загрязнения воды».
    • Схема « Круговорот воды в природе».
    • Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных   водоемов, рисунки на тему : « Значение воды»
    • Географическая карта мира или глобус.
    • Материалы для очистки воды, фартуки, медали.
    • Фильтровальная бумага, вата, салфетки марлевые и бумажные.

    Предварительная работа: проведение опытов на тему: « Свойства воды, очищение воды», разучивание стихотворений, отгадывание загадок, организация выставок рисунков детей « Волшебница вода» и « Вода в природе».Чтение произведения Н.Носова « Приключение Незнайки и его друзей»

    Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, опытническая деятельность, наблюдение, иллюстративно – наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадка, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация.

    Ход занятия:

    Воспитатель: (звучит музыка):  У нас сегодня необычное занятие — праздник волшебной воды. Почему волшебной? Вода бывает разной, она, как и любой волшебник, маг, чародей, владеет искусством превращения: может быстро бежать - в ручейке, плескаться - в море, сверкать - холодными льдинками, носиться в воздухе -горячими капельками пара. Значит, вода - волшебница. Прислушайтесь, и вы услышите звуки воды, звуки моря.

    Ребята, вы приготовили рисунки. Все, что изображено на рисунках, - это Вода! Что вы можете рассказать о нашей волшебнице?

    1)Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране...

    Как сосулька - замерзает.

    В дом туманом к нам вползает.

    2) Ледником в горах зовется,

    Лентой серебристой вьется

    Средь высоких стройных елей,

    Рушится потоком селей.

    3) На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Растворяет сахар в чае...

    Мы ее не замечаем,

    Мы привыкли, что вода -

    Наша спутница всегда!

    Волшебница Вода.

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею я вам доложить:

    Без воды нам не прожить!

    Воспитатель: Ребята, а вы сможете найти воду  в природе? Где она бывает? Где путешествую? (ответы детей)

    Давайте попутешествуем вместе с капельками. Но сначала отгадайте загадку!

    Летит орлица по синему небу,

    Крылья распластала,

    Солнышко застлала.

    Воспитатель( мама тучка): Пора вам,  детки-капельки, в путь отправляться! Посылаю вас на землю. Пролейтесь дождиком, напоите землю, растения. Попутешествуйте, а потом ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь! Ведите себя хорошо!

    Звучит музыка дождя, капельки танцуют.

    Воспитатель:  Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки, взявшись парами за руки, играют в игру       «Ручеек»). Встретились разные ручейки и стали большой рекой. (Дети изображают реку) Плыли капельки по реке и вместе с ней попали в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в большой круг и идут в хороводе). Плавали, плавали капельки, но вдруг вспомнили, что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут и Солнышко пригрело.

    Появляется Солнышко ( рисунок)

    Воспитатель:  Стали капельки легкими, поднялись вверх, испарились под лучами Солнышка, вернулись к маме Туче.

    Ребята, вот так как путешествовали сейчас вы, так происходит круговорот воды в природе. ( схема )

    Воспитатель: Мы привыкли называть себя землянами, потому что планета наша называется Землей и сам человек живет на твердой земной поверхности.

    Но если посмотреть на нашу планету из космоса, то прежде всего в глаза бросается обилие на ней воды. Почти 3/4 поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немногим более 1/4 остается на долю суши, на которой мы и живем. Так что недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она кажется из космоса. Все океаны и моря — это один громадный водоем. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов — в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием — Мировой океан. (Рассматривание глобуса)

    Воспитатель: Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода падает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде — снег, лед. Все это — разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку. ( показ воды как жидкость, лед, пар)

    Океаны и моря — самые большие водоемы, или хранилища воды на Земле. Всего на нашей планете 4 океана и около 90 морей.

    Вода не всегда течет по поверхности Земли, иногда река прокладывает себе русло под землей и пополняет подводные озера. Оттуда вода часто поднимается на поверхность земли через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках всегда очень чистая.

    Подводные реки иногда «выныривают» на поверхность, потом вновь уходят под землю, и тогда ученые долго пытаются определить, где же исток и устье у этой реки, где ее начало и конец.

    Морская вода — соленая, для питья она не годится. Из воды добывают соль, морская соль очень полезна ( дети рассматривают кристаллики соли).

    В воде океана содержатся самые большие в мире запасы золота в растворенном виде.

    В морской воде содержится очень много солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Часто простужающимся людям врачи рекомендуют ездить на море, для того чтобы купаться в морской воде, полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди или совсем перестают болеть, или заболевают гораздо реже: так укрепляет организм морская вода.

    Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Как мы используем воду дома, в детском саде? ( Этой водой мы моемся, из нее готовим супы, компоты, ею завариваем чай…) Всем зверятам нужна вода: давайте отправимся на болото и посмотрим, что так происходит.

     Физкультминутка : На болоте две подружки,

                                      Две зеленые лягушки,

                                      Утром рано умывались,

                                      Полотенцем растирались,

                                      Ножками топали,

                                      Ручками хлопали,

                                      Вправо, влево наклонялись,

                                      И обратно возвращались.

                                      Вот здоровья в чем секрет

                                      Всем друзьям физкультпривет!

    Воспитатель: Мы с вами говорили, что на земле есть много водоемов, в которых собирается и хранится так необходимая нам вода. А какие вы знаете ближайшие к нам водоемы? ( ответы: реки Теша, Сережа, Пруды Мокрый, Запасной)

    Каждый водоем — это живой организм. В нем живут, развиваются, рождаются и умирают и растения, и животные. И сама вода в водоеме постоянно меняется. Иногда это зависит не только от времени года или растений и животных, которые в нем живут. Ребята, как люди загрязняют воду?  ( схема).

    Изменение воды связано с деятельностью человека. Иногда люди берут из водоемов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязненную, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы. Иногда люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла или банки из-под консервов. Все это сильно вредит жизни водоемов, они заболевают: вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть.

    Поэтому, загрязняя водоемы — и большие и маленькие, — люди вредят прежде всего самим себе: они получают меньше чистой воды, меньше рыбы. И поэтому нам особенно надо ценить чистую воду.

    Воспитатель: Ребята, вы не слышали, по-моему кто-то стучался? Нет? Но я все же схожу посмотрю. Ребята нам пришло письмо. От кого оно? ( по обратному адресу они определяют, что от Незнайки из цветочного города.)

    Текст письма: « Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать».

    Воспитатель : Ребята, как мы можем помочь малышам – коротышкам?

    - можно отремонтировать водопровод

    - привезти чистой воды

    - попробовать самим очистить воду.

    Воспитатель: С помощью чего мы можем это сделать? ( различные фильтры: вата, бумага, марля, ткань.)

    Воспитатель : давайте пройдем в нашу лабораторию. ( дети уточняют последовательность выполнения работы, берут все необходимое и приступают к работе)

    На столе у каждого ребенка : емкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки, клеенка.

    По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить можно только кипяченую воду.

    Воспитатель: Давайте зарисуем схему очистки воды и отправим её в Цветочный город. (составление схемы) Ребята, какое настроение у вас от проделанной работы, почему?

    - радостное, потому что я сам очистил воду

    - гордое, потому что я помог жителям Цветочного города…

    Итог занятия : Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами сегодня говорили, что вы узнали нового?

    А сейчас наступает самый важный момент. Дорогие друзья, сегодня вас посвящают в Юные экологи! Эколог – человек, который любит , изучает и бережет природу. Вручаю вам самую первую в вашей жизни награду  - медаль Юного эколога « За помощь в очищении воды»

     «Создание корзины идей»

    Дети вместе с воспитателем говорят о том, что нужно делать, чтобы водоемы не загрязнялись. Все предложения детей записываются, и создается «Книга добрых идей и дел».

    Воспитатель : Закончить занятие хочу стихотворением:

    Всем нужна водичка

    И рыбке, и птичке,

    И деревьям в лесу,

    И цветочкам на лугу,

    И котятам, и тигрятам,

    Даже маленьким ребятам.

    Везде и всегда

    Помогает нам ВОДА.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

    На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

    Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

    Тема: «Волшебница вода»Конспект занятия по экологии в старшей группеЦели:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у дет...

    Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Волшебница вода"

    Конспект Н О Д по экологии для детей старшего возраста в Д О У....

    Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

    Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....

    Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

    Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....