Главные вкладки

    Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Волшебница вода"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Конспект Н О Д по экологии для детей старшего возраста в Д О У.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekty_po_ekologii.docx26.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

       УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№1

      СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                  ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

                                                               Согласованно:

                                    Конспект

         занятия по экологии

                   в старшей группе.

                 

                                                       Воспитатель: Новикова Н.В.

                                                   2011год

    Программное содержание: расширять представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.

    Материалы: картинки с изображением осенней природы, диких животных и их детёнышей.

                                     Ход занятие:

    Воспитатель: Ребята, какое время года у нас сейчас?

    Дети: Время года сейчас осень.

    -Что происходит с природой осенью?

    - Осенью природа готовится к зиме. Желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края.

    - Но и в лесу животные тоже готовятся к зиме. Отгадайте загадку:

    *Рыже-огненный комочек,

    С хвостиком как парашют,

    По деревьям быстро скачет,

    Был он там...

    Теперь уж тут.

    Быстрый он как стрелочка.

    Так ведь это...(Белочка)

    Белка весит 250-350 грамм, длина тела – 20-30 см., хвост длинной 10-17 см. Кстати, красивый, пушистый хвост нужен белке не только для красоты. Она его использует как руль во время прыжков с одного на другое дерево. Она может перепрыгнуть с дерева на дерево, даже если они находятся друг от друга в трех-четырех метрах!

    Чтобы так хорошо лазить по деревьям, природа наделила белку большими острыми когтями.

    Окрас белок во многом зависит от мест их обитания. Векши, которые проводят большую часть своей жизни в лиственных лесах, имеют рыжевато-красную шубку. У белок, живущих в хвойных лесах шерсть темная – от сплошного черного до буроватого цвета.

    Белки – пушные животные, охота на которых ведется из-за их ценного меха. Конечно, шкурка белок не такая, как у куницы или ласки, но все равно хорошо ценится. Линька у векш проходит 2 раза в год – весной и осенью. Летом шерсть у них редкая, жесткая и короткая. Но ближе к зиме они одеваются в густую, мягкую, теплую шубку. В сентябре и до середины ноября проходит смена летней одежды на зимнюю, по направлению от хвоста до головы. Хвост же у белки не линяет и остается пушистым всю беличью жизнь.

    Белки – очень шустрые и ловкие зверьки, способные с большой скоростью передвигаться по кронам деревьев. Большую часть своей жизни белки проводят на верхних ярусах леса, на землю спускаются редко. По земле векши «ходят» большими прыжками до 1 метра.

    Белки ведут дневной образ жизни, поэтому их часто можно заметить во время прогулок по лесу. Большую часть дня они либо добывают корм, либо греются на солнце. Любимая пища белок – это орехи, желуди, семена хвойных деревьев. Но самое главное лакомство, главный деликатес для белок – это грибы.  Часто в лесу осенью можно наблюдать такую картину – развешанные на ветках деревьев грибы. Если вы увидите такое, то знайте, что это дело лап белки! Часть грибочков она съест, а часть запасет на зиму. Белки также как и мыши устраивают кладовые, чтобы пережить голодную зиму. Свои запасы они прячут в дуплах, в расщелинах деревьев, под их корнями и в других местах. Часто эти кладовые находят другие зверьки и птицы, которые не прочь полакомиться этими вкусностями.

               Белка

     Далеко ещё зима,

     Но не для потехи

     Тащит белка в закрома

     Ягоды, орехи...

     Знает маленький зверёк:

     Запасаться надо в срок.

    А сейчас мы поиграем с вами в игру: «Кто что ест?»

    Ребята подбирают для животных соответствующие картинки: для белки- орехи, грибы,  жёлуди, для медведя – малина, мёд, рыба ит.д.

    Дидактическая игра «Найди и назови маму!»

    Ребята подбирают к картинкам детёнышей животных, картинки с изображением их мам и называют их.

    Вот и закончилось наше путешествие я думаю что животные хорошо подготовились к зиме и переживут её, но человек должен в силу своих возможностей помогать животным.

    Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

    23 июня 2011 - Вера Синозорцева

    Тема: «Волшебница вода»

    Конспект занятия по экологии в старшей группе

    Цели:

    Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.

    Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

    Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

    Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

    Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту

    Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)

    Воспитывать усидчивость, аккуратность.

    Предварительная работа:

    Проведение мини-беседы «Если б не было воды»

    Рассматривание глобуса, карты мира

    Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

    Оборудование и материал:Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка».

    Ход занятия:

    В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего, не может мама,

    Ни готовить, ни стирать?

    Без чего мы, скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды-

    Жить нельзя нам без… (воды)

     

    Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

    I Игровой практикум: «Мама тучка»

    В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

    -Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

    Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

    Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

    Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

    В: Где встречается капелька воды?

    Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

    В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

    Девочка: Я капелька

    В: Как зовут тебя?

    Дев: Меня зовут Капитошка.

    В: А зачем ты к нам пришла?

    Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

    В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

    II Дети идут по группе и делают остановки.

    I-уголок природы - возле растений.

    Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

    В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

    II-аквариум - приклеивают капельку.

    III-мойка в подсобном помещении

    Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

    IV –игровой уголок.

    В: А здесь где вода нужна? Зачем?

    Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

    V-туалетная комната

    Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

    VI – У стола, где стоит кувшин с водой.(приклеивают капельку)

    В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

    Повтори… Повтори…

    Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

    Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

    III Основная .Исследование «Волшебная вода»

    В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

    Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

    В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

    Д: Слушать воспитателя

    Внимательно следить за результатом опыта.

    Закончив наблюдение, сделать вывод.

    В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

    Исследования

    В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

    Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.

    В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

    Д: Вода становится чистой.

    В: А что стало с нашей бумагой?

    Д: Гряная стала

    В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

    Д: В чистой

    В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

    Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

    1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

    Вывод – Вода прозрачна.

    2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

    Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

    3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

    В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

    Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

    В: Каким становится он?

    Д: Сладкий

    В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

    -прозрачность

    -нет запаха

    -без вкуса

    - растворитель.

    Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.

    ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

    Пальчиковая игра «Дождик»

    Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

    На цветы – круговые движения правой рукой

    И на дорожку – обе руки перед собой

    Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

    Побежали мы домой – бег на месте.

     

    IV Творческая работа

    В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.

    Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить).

    Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

    Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

    В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Р: Вы, слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, в речке, в океане,

    И в водопроводном кране.

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Мы её не замечаем,

    Мы привыкли, что вода-

    Наша спутница всегда!

     

    Капитошка:

    Без меня вам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без меня вам не прожить!

    Вы меня в пруду найдёте,

    И в сыром лесном болоте,

    Путешествует всегда,

    Наша спутница – вода!

     

    В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

    Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).

    На этом наше занятие закончено.

    Предыдущие статьи:

    Конспект занятия по валеологии. «Наши верные помощники».

    Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «По всей России обелиски как души, рвутся из земли»

    Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Комнатные растения»

    Задачи:

    1. Способствовать становлению у детей ценностного отношения к комнатным растениям, как к зеленым друзьям.

    2. Содействовать обогащению познавательного и эстетического восприятия детьми комнатных растений.

    3. Подвести детей к осознанию основных потребностей комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей.

    4. Содействовать развитию мотивов исследовательской, природоохранной и трудовой деятельности.

    5. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.

    Оборудование:таз, лейка с водой, тряпочки, кисточки, клеенки, удобрения (яичная скорлупа, луковая шелуха, карточки-символы.

    Предварительная работа: наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание стеблей и листьев у разных растений. Разучить с некоторыми детьми загадки о комнатных растениях для д\игры.

    Ход занятия

    Приветствие

    На столе стоят комн. растения. Дети, которые предварительно выучили загадки выходят по очереди и рассказывают их. Другие дети-отгадывают.

    Фиалки

    Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто мы.

    На окошке мы стоим, Вас порадовать хотим

    И глядим всегда на вас

    Синевою добрых глаз.

    Бальзамин

    С добрым утром, вас, друзья. Отгадайте, кто же я?

    На окне цветочков много,

    Только мокрый я один,

    Поливайте дети, чаще

    Ваш любимый. (бальзамин)

    Кактус

    Вас приветствую, ребятаю Встречи с вами очень рад я.

    Я цветок-забавный ежик,

    Хоть без ручек и без ножек.

    Жил в пустыне я всегда,

    Где отсутствует вода.

    А теперь живу в горшочке

    Ваш зеленый я дружочек.

    Алое

    Посылаю вам привет,

    Как зовут меня узнайте,

    Вы загадку отгадайте,

    Дайте детки мне ответ.

    Я зеленое, небольшое,

    Колючие и кривое.

    Но, в общем-то я симпатичное,

    И лекарство из меня отличное!

    Амазонская лилия

    Стройный нежный стебелек,

    Среди зеленых листьев

    А на нем цветы цветут,

    Белоснежной кистью.

    Герань

    Здравствуйте, девчонки. Здравствуйте, мальчишки.

    Листья мои пушистые,

    Букеты мои душистые,

    Цвету я круглый год,

    Кто первый меня назовет?

    Молодцы, все загадки отгадали.

    -Мне кажется, что не все цветы сегодня радуются с нами. В выходные дни с ними что-то случилось.

    -Вы как думаете? (ответы детей)

    Как вы догадались?

    -Могут ли растения поговорить с нами на нашем языке? Рассказать о своих радостях и огорчениях?

    -Как же вы понимаете о чем растения хотят рассказать или попросить о чем-либо? (ответы детей)

    -Что же нам делать? Сможем ли мы помочь растениям? (ответы детей)

    -Как вы думаете, все ли растения требуют одинакового ухода?

    Карточки помощники. (вспоминаем, какие растения требуют того или иного ухода)

    -Растения не только требуют ухода, но их еще и подкармливают.

    -Что такое подкормка? (ответы детей)

    Если дети затрудняются, заглядываем в энциклопедию.

    Пальчиковая игра "Цветок"

    Наши красные цветки

    Расправляют лепестки.

    Ветерок чуть дышит

    Лепестки колышет.

    Наши красные цветочки

    Закрывают лепестки.

    Тихо засыпают.

    Удобрение растений

    -А вы знаете, чем можно удобрять растения? (ответы детей)

    -Для этого есть специальные удобрения. но они химические. Ими можно пользоваться только взрослым.

    -На столе лежат предметы: яичная скорлупа и луковая шелуха.

    -Как вы думаете, как ими подкармливают растения? (ответы детей)

    Яичная скорлупа богата кальцием, который необходим растениям.

    Луковая шелуха лечит землю от мелких вредителей.

    -Перед занятием я занесла снег в группу. Посмотрите, что с ним стало? (ответы детей). Талый снег-грязный. Конечно же пить его нельзя, может принести вред здоровью. А комнатным растениям снеговая талая вода принесет пользу, т. к в ней все микроэлементы.

    -Сейчас можете выбрать себе тот цветок, за которым вы хотели бы ухаживать.

    Уход и подкормка.

    -Посмотрите, какие растения стали ухоженными, листья заблестели. А что же еще они от нас ждут? (ответы детей)

    -Конечно же, ласковых слов.

    Дети говорят своим зеленым друзьям ласковые слова.

    -А теперь прислушайтесь, что-то ваш цветок хочет вам шепнуть. Послушайте.

    -Саша, что тебе шепнул цветок?

    -Аня, а тебе?

    - А как вы думаете, есть ли у растений характер, как у людей?

    -Люди, например, бывают гордыми, заботливыми. Еще какими? (внимательными, щедрыми)

    Д\И " Узнаем характер растения"

    Щедрое-бальзамин (много цветов)

    Заботливое-алое (лечебное растение) и т. д.

    -Вот мы и позаботились о своих друзьях. Так и поступают настоящие друзья.

    -А я для вас приготовила сюрприз, а какой, вы узнаете завтра утром.

    (Приготовить знаки-символы:

    -поставь меня ближе к солнцу

    -скажи мне ласковое слово

    -не поливай меня

    -полей

    Дети на следующее утро определяют состояние растения и наклеивают на горшочки те знаки-символы, которые им необходимы.

    [/b]


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологии для старшей группы «Волшебница водица»

    Конспект занятия по экологии в старшей группе«Волшебница водица»Воспитатель: Антонова Ирина Юрьевна2013г.г. ЛуховицыПрограммное содержание:1. Изучить свойства воды.2. Развивать навыки проведения...

    Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

    Тема: «Волшебница вода»Конспект занятия по экологии в старшей группеЦели:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у дет...

    Конспект занятия по экологии в старшей группе "Волшебница вода"

    Цель:•        Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:- вода-источник жизниОбразовательные задачи :дать первоначальные знания о круговороте воды...

    Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода".

    Конспект по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода" разработан для проведеняи с детьми занятия о свойствах воды, о значении воды в жизни человека, также в ходе занятия проводятся лаборато...

    конспект занятия по экологии в старшей группе "Волшебница вода"

    в ходе занятия дети знакомятся со свойствами воды, через проведение опытов. также дети учатся делать выводы и анализировать....

    Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

    Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода» Цели:Образовательные:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода раствори...