Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект Н О Д по экологии для детей старшего возраста в Д О У.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_ekologii.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

   УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№1

  СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                              ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

                                                           Согласованно:

                                Конспект

     занятия по экологии

               в старшей группе.

             

                                                   Воспитатель: Новикова Н.В.

                                               2011год

Программное содержание: расширять представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.

Материалы: картинки с изображением осенней природы, диких животных и их детёнышей.

                                 Ход занятие:

Воспитатель: Ребята, какое время года у нас сейчас?

Дети: Время года сейчас осень.

-Что происходит с природой осенью?

- Осенью природа готовится к зиме. Желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края.

- Но и в лесу животные тоже готовятся к зиме. Отгадайте загадку:

*Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там...

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это...(Белочка)

Белка весит 250-350 грамм, длина тела – 20-30 см., хвост длинной 10-17 см. Кстати, красивый, пушистый хвост нужен белке не только для красоты. Она его использует как руль во время прыжков с одного на другое дерево. Она может перепрыгнуть с дерева на дерево, даже если они находятся друг от друга в трех-четырех метрах!

Чтобы так хорошо лазить по деревьям, природа наделила белку большими острыми когтями.

Окрас белок во многом зависит от мест их обитания. Векши, которые проводят большую часть своей жизни в лиственных лесах, имеют рыжевато-красную шубку. У белок, живущих в хвойных лесах шерсть темная – от сплошного черного до буроватого цвета.

Белки – пушные животные, охота на которых ведется из-за их ценного меха. Конечно, шкурка белок не такая, как у куницы или ласки, но все равно хорошо ценится. Линька у векш проходит 2 раза в год – весной и осенью. Летом шерсть у них редкая, жесткая и короткая. Но ближе к зиме они одеваются в густую, мягкую, теплую шубку. В сентябре и до середины ноября проходит смена летней одежды на зимнюю, по направлению от хвоста до головы. Хвост же у белки не линяет и остается пушистым всю беличью жизнь.

Белки – очень шустрые и ловкие зверьки, способные с большой скоростью передвигаться по кронам деревьев. Большую часть своей жизни белки проводят на верхних ярусах леса, на землю спускаются редко. По земле векши «ходят» большими прыжками до 1 метра.

Белки ведут дневной образ жизни, поэтому их часто можно заметить во время прогулок по лесу. Большую часть дня они либо добывают корм, либо греются на солнце. Любимая пища белок – это орехи, желуди, семена хвойных деревьев. Но самое главное лакомство, главный деликатес для белок – это грибы.  Часто в лесу осенью можно наблюдать такую картину – развешанные на ветках деревьев грибы. Если вы увидите такое, то знайте, что это дело лап белки! Часть грибочков она съест, а часть запасет на зиму. Белки также как и мыши устраивают кладовые, чтобы пережить голодную зиму. Свои запасы они прячут в дуплах, в расщелинах деревьев, под их корнями и в других местах. Часто эти кладовые находят другие зверьки и птицы, которые не прочь полакомиться этими вкусностями.

           Белка

 Далеко ещё зима,

 Но не для потехи

 Тащит белка в закрома

 Ягоды, орехи...

 Знает маленький зверёк:

 Запасаться надо в срок.

А сейчас мы поиграем с вами в игру: «Кто что ест?»

Ребята подбирают для животных соответствующие картинки: для белки- орехи, грибы,  жёлуди, для медведя – малина, мёд, рыба ит.д.

Дидактическая игра «Найди и назови маму!»

Ребята подбирают к картинкам детёнышей животных, картинки с изображением их мам и называют их.

Вот и закончилось наше путешествие я думаю что животные хорошо подготовились к зиме и переживут её, но человек должен в силу своих возможностей помогать животным.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

23 июня 2011 - Вера Синозорцева

Тема: «Волшебница вода»

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Цели:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту

Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

Проведение мини-беседы «Если б не было воды»

Рассматривание глобуса, карты мира

Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал:Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка».

Ход занятия:

В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

 

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

I Игровой практикум: «Мама тучка»

В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

Дев: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

I-уголок природы - возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

II-аквариум - приклеивают капельку.

III-мойка в подсобном помещении

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

IV –игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

V-туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

VI – У стола, где стоит кувшин с водой.(приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

III Основная .Исследование «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Гряная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

-прозрачность

-нет запаха

-без вкуса

- растворитель.

Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

 

IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить).

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Р: Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

 

Капитошка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

 

В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).

На этом наше занятие закончено.

Предыдущие статьи:

Конспект занятия по валеологии. «Наши верные помощники».

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «По всей России обелиски как души, рвутся из земли»

Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Комнатные растения»

Задачи:

1. Способствовать становлению у детей ценностного отношения к комнатным растениям, как к зеленым друзьям.

2. Содействовать обогащению познавательного и эстетического восприятия детьми комнатных растений.

3. Подвести детей к осознанию основных потребностей комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей.

4. Содействовать развитию мотивов исследовательской, природоохранной и трудовой деятельности.

5. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.

Оборудование:таз, лейка с водой, тряпочки, кисточки, клеенки, удобрения (яичная скорлупа, луковая шелуха, карточки-символы.

Предварительная работа: наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание стеблей и листьев у разных растений. Разучить с некоторыми детьми загадки о комнатных растениях для д\игры.

Ход занятия

Приветствие

На столе стоят комн. растения. Дети, которые предварительно выучили загадки выходят по очереди и рассказывают их. Другие дети-отгадывают.

Фиалки

Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто мы.

На окошке мы стоим, Вас порадовать хотим

И глядим всегда на вас

Синевою добрых глаз.

Бальзамин

С добрым утром, вас, друзья. Отгадайте, кто же я?

На окне цветочков много,

Только мокрый я один,

Поливайте дети, чаще

Ваш любимый. (бальзамин)

Кактус

Вас приветствую, ребятаю Встречи с вами очень рад я.

Я цветок-забавный ежик,

Хоть без ручек и без ножек.

Жил в пустыне я всегда,

Где отсутствует вода.

А теперь живу в горшочке

Ваш зеленый я дружочек.

Алое

Посылаю вам привет,

Как зовут меня узнайте,

Вы загадку отгадайте,

Дайте детки мне ответ.

Я зеленое, небольшое,

Колючие и кривое.

Но, в общем-то я симпатичное,

И лекарство из меня отличное!

Амазонская лилия

Стройный нежный стебелек,

Среди зеленых листьев

А на нем цветы цветут,

Белоснежной кистью.

Герань

Здравствуйте, девчонки. Здравствуйте, мальчишки.

Листья мои пушистые,

Букеты мои душистые,

Цвету я круглый год,

Кто первый меня назовет?

Молодцы, все загадки отгадали.

-Мне кажется, что не все цветы сегодня радуются с нами. В выходные дни с ними что-то случилось.

-Вы как думаете? (ответы детей)

Как вы догадались?

-Могут ли растения поговорить с нами на нашем языке? Рассказать о своих радостях и огорчениях?

-Как же вы понимаете о чем растения хотят рассказать или попросить о чем-либо? (ответы детей)

-Что же нам делать? Сможем ли мы помочь растениям? (ответы детей)

-Как вы думаете, все ли растения требуют одинакового ухода?

Карточки помощники. (вспоминаем, какие растения требуют того или иного ухода)

-Растения не только требуют ухода, но их еще и подкармливают.

-Что такое подкормка? (ответы детей)

Если дети затрудняются, заглядываем в энциклопедию.

Пальчиковая игра "Цветок"

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветочки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Удобрение растений

-А вы знаете, чем можно удобрять растения? (ответы детей)

-Для этого есть специальные удобрения. но они химические. Ими можно пользоваться только взрослым.

-На столе лежат предметы: яичная скорлупа и луковая шелуха.

-Как вы думаете, как ими подкармливают растения? (ответы детей)

Яичная скорлупа богата кальцием, который необходим растениям.

Луковая шелуха лечит землю от мелких вредителей.

-Перед занятием я занесла снег в группу. Посмотрите, что с ним стало? (ответы детей). Талый снег-грязный. Конечно же пить его нельзя, может принести вред здоровью. А комнатным растениям снеговая талая вода принесет пользу, т. к в ней все микроэлементы.

-Сейчас можете выбрать себе тот цветок, за которым вы хотели бы ухаживать.

Уход и подкормка.

-Посмотрите, какие растения стали ухоженными, листья заблестели. А что же еще они от нас ждут? (ответы детей)

-Конечно же, ласковых слов.

Дети говорят своим зеленым друзьям ласковые слова.

-А теперь прислушайтесь, что-то ваш цветок хочет вам шепнуть. Послушайте.

-Саша, что тебе шепнул цветок?

-Аня, а тебе?

- А как вы думаете, есть ли у растений характер, как у людей?

-Люди, например, бывают гордыми, заботливыми. Еще какими? (внимательными, щедрыми)

Д\И " Узнаем характер растения"

Щедрое-бальзамин (много цветов)

Заботливое-алое (лечебное растение) и т. д.

-Вот мы и позаботились о своих друзьях. Так и поступают настоящие друзья.

-А я для вас приготовила сюрприз, а какой, вы узнаете завтра утром.

(Приготовить знаки-символы:

-поставь меня ближе к солнцу

-скажи мне ласковое слово

-не поливай меня

-полей

Дети на следующее утро определяют состояние растения и наклеивают на горшочки те знаки-символы, которые им необходимы.

[/b]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для старшей группы «Волшебница водица»

Конспект занятия по экологии в старшей группе«Волшебница водица»Воспитатель: Антонова Ирина Юрьевна2013г.г. ЛуховицыПрограммное содержание:1. Изучить свойства воды.2. Развивать навыки проведения...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

Тема: «Волшебница вода»Конспект занятия по экологии в старшей группеЦели:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у дет...

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Волшебница вода"

Цель:•        Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:- вода-источник жизниОбразовательные задачи :дать первоначальные знания о круговороте воды...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода".

Конспект по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода" разработан для проведеняи с детьми занятия о свойствах воды, о значении воды в жизни человека, также в ходе занятия проводятся лаборато...

конспект занятия по экологии в старшей группе "Волшебница вода"

в ходе занятия дети знакомятся со свойствами воды, через проведение опытов. также дети учатся делать выводы и анализировать....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода» Цели:Образовательные:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода раствори...