конспект НОД. Тема: "Письмо-загадка от Незнайки". Образовательная область:Познавательно-речевое развитие.Подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Представленный материал направлен на формирование географических представлений и экологического сознания. В процессе данной непосредственной образовательной деятельности ставятся такие задачи как, закрепление знаний о материках,расширение представлений о тёплых климатических зонах, закрепление знаний о животных, обитающих там.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_klimaticheskie_zony.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: «Письмо-загадка от Незнайки»

Образовательная область:

«Познавательно-речевое развитие»

Выполнила:

Воспитатель МКДОУ

«Детский сад № 115»

Абрамова Анна Владимировна

Дзержинск 2013г.

Цель:

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать географические представления, экологическое сознание.

Задачи:

   Образовательные:

  1. Закреплять знания детей о материках: их названии, расположении на карте.
  2. Расширять представления о тёплых климатических зонах.
  3. Закреплять знания о животных, живущих в тёплых климатических зонах.
  4. Формировать представления о взаимосвязи растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга.

   Развивающие:

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
  2. Развивать умение делать элементарные выводы, связно излагать свои мысли.
  3. Развивать мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности детей.

  Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативные навыки, формировать навык самоконтроля.

Методические приёмы:

Игровой момент, вопросы, обращение к опыту детей, использование технических средств (проигрыватель CD) ,помощь, поощрение, работа с картами, показ способов действия, экспериментирование, динамическая пауза.

Предварительная работа:

-Знакомство с картами, глобусом;

- рассматривание иллюстраций и чтение глав детской энциклопедии;

 -беседы: «Как разные животные приспособились к жизни в пустыне», «Почему в джунглях много растений», «Почему у жирафа длинная шея»;

 дидактические игры: «Разбитая картина», «Весёлая география», «Травоядные хищники»;

-работа над созданием макетов: «Пустыня», «Саванна», альбома «Животные жарких стран»;

-эксперименты: «Бережливые растения», «Почему в пустыне бывают росы?».

Материалы:

Демонстрационный: письмо от Незнайки, географическая карта, графические модели-материки, материал для опыта.

Раздаточный: графические модели-материки, разрезные картинки с изображением животных тёплых климатических зон (пазлы), карточки с изображением животных, разделённые на 2 части (А4), фартуки, ёмкости с песком, водой, глиной, воронки.

Индивидуальная работа:

Помощь детям при выкладывании карт.

Дифференцированный подход:

Дети среднего и высокого уровня развития

Дети низкого уровня развития

Отвечают на более сложные вопросы;

Выкладывают материки на карте по памяти;

Д/и «Собери из частей целое» - собирают картинку из 8, 10 частей.

В игре «Найди пару», рассказывают о том, как животное приспособилось к жизни в джунглях.

Раскладывают материки на карты с заранее нанесённым контуром;

Д/и «Собери из частей целое» - собирают картинку из 6 частей;

В игре «Найди пару» называют животное.

 

Список литературы:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.
  2. «Ознакомление дошкольников с неживой природой». С. Н. Николаева.
  3. «Методика экологического воспитания в детском саду». С. Н. Николаева
  4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой.
  5. «Энциклопедия для дошкольников». О. А. Скоролупова.  

Ход НОД

    Слова и действия воспитателя

Слова и  действия детей

В:  Ребята, слышите, кто-то стучит в дверь

(в это время  слыщится стук в дверь)

-Заходите! (в группу входит «почтальон» с письмом)

П:  Извините, вам письмо.

В:  Письмо? (берет в руки и показывает его детям)

- Интересно, от кого же оно? Ребята как вы думаете?

- Посмотрим, надо прочитать, что написано на конверте:

                  Г. Дзержинск Д/с № 115

          Детям подготовительной группы

                        от Незнайки

- Интересно, что же пишет нам Незнайка?

- Ребята, вы хотите узнать?

- Тогда садитесь за столы, а я пока распечатаю конверт. Все готовы? Тогда слушайте.

«Здравствуйте, ребята! Я недавно узнал, что в вашей группе проводился конкурс на лучший рассказ «Как я провел лето». И мне тоже захотелось рассказать вам о том, где я был. Я долго думал, что написать и решил послать вам рассказ-загадку. Вот что у меня получилось:

Летом я много путешествовал и побывал во всех частях света, но особенно мне понравилось, то место, где обитают слоны. Это очень добродушные животные. Очень интересно было пробираться по густому непроходимому лесу, где я чуть не заблудился, наблюдая за обезьянками. Во время путешествия я повидал много интересного и узнал много нового о природе. Но однажды я чуть не погиб от жажды. Если вы были внимательны, то наверное, уже догадались, где я был.

 Жду ответа. Ващ друг Незнайка.»

В: Ребята, вы догадались, о каких местах написал в письме Незнайка? Катя, как ты думаешь? А ты Алеша?

- Ребята, вы хотите разгадать письмо-загадку?

                                 

В: Ну что ж ,мы знаем, что  Незнайка путешествовал по всему миру и чтобы определить это место, я думаю, нам понадобится карта. Ребята, вы согласны.

- Давайте вспомним, что такое карта мира и что на ней изображено.

- Правильно. А сколько материков на нашей планете?

- (обращает внимание на ватман тонированный голубым цветом)

- Ребята, посмотрите, у нас уже есть большая карта с мировым океаном, осталось нанести на карту материки (берет модель Евразия) Как вы думаете, какой это метрик?

- Верно. Где мы расположим Евразию на карте? Иди, Дима, закрепи материк на карте. .

- А что  мы знает об этом материке?

- Хорошо. У вас на столах тоже есть карты, я предлагаю вам сегодня поработать с ними в парах и расположить на своих маленьких картах материк Евразию. А теперь вспомните как называется этот материк.(показываю модель Австралии)

- Иди, Лиза , закрепи на карте. Ребята, а вы на своих картах.

- Где же расположен материк Австралия? Верно, ближе к южному полюсу. У всех так?

- Как называется следующий  материк и где он  расположен? (Показ модели Африка.)

-Расположите его на своих картах.

-Верно, на карте уже три материка. А как называется четвертый материк? (Показ Северной Америки)

-  Лиза, выставляй на карту Северную Америку. ( а вы у себя,ребята)  Молодцы! Северная Америка находится ближе к Северному полюсу.

- Как называется следующий материк (показ Южной Америки)

Верно. Южная Америка. Если С.Америка расположена ближе к Северному полюсу, То Южная Америка ближе…

- И последний материк.( показ Антарктиды)

Ребята, как он называется?

Лиза, где ты его расположишь ?

-А вы ребята , расположите его у себя на картах

. Вот наши карты готовы, все материки на своих местах. Давайте все вместе еще раз назовем их (воспитатель показывает – дети хором называют).

В: Ребята, а как вы думаете, почему материки на карте разного  цвета? Что это значит?

- Ребята, с какими  теплыми климатическими зонами мы уже знакомы, назовите их.

- Верно, вы назвали теплые климатические зоны

- А теперь нам пора вернуться к письму Незнайки, к его трем подсказкам.

- Итак, Незнайка был в тех местах, где обитают слоны. Как вы думаете, в какой климатической зоне обитают слоны?

- Каким цветом выделена эта зона на  карте?

- Ребята, почему слон  живет именно в этой климатической зоне?

- Верно. А теперь давайте посмотрим на карту и определим где обитают слоны.

-Мы знаем что слоны бывают двух видов .Каких?

-На каком материке обитают африканские слоны?

А индийские?

Значит мы убираем лишние материки

Миша, какие материки ты убрал, а какие остались ?

- Молодцы!

- Ребята, я предлагаю вам отправиться ненадолго в саванну. Выходите из-за столов, вставайте свободно.

(звучит музыка)

Физкультминутка.

Садитесь на места, пожалуйста.

- Какие еще животные приспособились к условиям саванны, узнаем, выполнив следующее задание. У вас на столах лежат конверты. В них разрезные картинки, вам необходимо из частей собрать целое изображение.

- Итак, кого собрала Маша,

А у Миши кто получился?

- Настя, скажи, почему лев живет в саванне?

- Вспомним теперь вторую подсказку, о чем еще говорилось в письме?

- Итак, Незнайка чуть не заблудился в зарослях густого непроходимого леса. Ребята, как вы думаете, о каком лесе писал Незнайка? Почему он назвал его непроходимым?

- Ребята, почему же в джунглях много растений?

- В тропическом лесу много не только растений,  он богат и животным миром. А вот какие животные там живут, мы узнаем, поиграв в игру «Найди пару» (восп. предлагает выйти детям из-за столов)

- Напоминаю правила игры: Каждый из вас берет одну карточку и под музыку двигается по группе. Как только музыка останавливается,  каждый должен найти свою половину. (игра повторяется 2 раза)

-  Какое животное у  вас получилось? Как вы думаете, почему оно живет в джунглях?

- (предлагает сесть за столы) Мы выяснили, что Незнайка был в Джунглях. Скажите, каким цветом обозначены джунгли на карте?

-Давайте посмотрим, на каком из оставшихся материков есть Джунгли?

- Ребята, если тропические леса находятся в Африке значит, убираем м. Евразию

- Ребята у нас остался один материк – Африка, значит, Незнайка путешествовал по Африке?

- Чтобы убедиться, что он действительно был там, у нас есть третья подсказка. Кто мне напомнит, о чем в ней говорится?

- Ребята, когда так говорят? (Что значат эти слова?)

- Ребята, а в какой климатической зоне мало воды?

- А какие существуют почвы  в пустыне?

- Значит, Незнайка побывал еще  и в пустыне. А каким цветом выделена пустыня на карте?

- Ребята, как вы думаете, почему в пустыне мало воды?

- Что происходит с влагой в пустыне?

- Чтобы убедиться в этом мы проведем эксперимент. Для этого нам понадобится  прозрачные емкости, 2 воронки, песок и глина, емкость с водой.

Работать будем по 4 человека за столом: одна пара работает с песком, другая с глиной..

, Вам нужно будет договориться между собой: кто будет держать емкость с воронкой, кто насыпать песок ,наливать воду ,а глину, мы приготовили заранее ,она уже в воронках.

А воду мы будем наливать в воронки одновременно.

Надевайте фартуки, ,готовьте оборудование и проходите к столам.

 (восп. контролирует работу детей)

Ребята, ,все подготовились?

А теперь представим что в пустыне прошел дождь.

- Ребята, что же произошло с водой?

- Значит, в пустыне, где песчаная почва – вода уходит внутрь, а там где глина – задерживается.

- Что же происходит с влагой в пустынях?

 (с глинистой почвой? С песчаной почвой )

- Правильно. Молодцы

- Поэтому Незнайка не нашел в пустыне воду и чуть не погиб от жажды.

- Ну что ж, мы с вами доказали, что Незнайка был в Африке. Прислав свое письмо, Незнайка хотел, чтобы мы не только отгадали его загадку, но и совершили небольшое путешествие по тем местам, где бродил он. И нам, думаю, это удалось. Мы побывали в Африке – и еще раз вспомнили о 3 климатических зонах.

Вам понравилось путешествие ?

Дети вместе с воспитателем входят в группу.

Дети здороваются.

От Незнайки.

Да

Дети высказывают предположения

-Да

Да

Карта – это планета земля, изображенная на рисунке. На карте мира есть океаны и материки.

6 материков

Это материк называется Евразия

Евразия расположена в верхней части карты ближе к Северному полюсу.

Евразия это самый большой материк на планете, он состоит из двух частей. В Евразии расположена самая большая страна, в которой мы живем – Россия.

Австралия

Материк Австралия расположен под Евразией справа

Третий материк – Африка, он расположен под материком Евразия, чуть слева

Четвертый материк – Северная Америка, он расположен слева от Евразии.

Ближе к Южному полюсу

Антарктида.

Разными цветами на карте обозначены климатические зоны

Джунгли, саванны, пустыни

В саваннах

Светло-зеленым цветом саванна отмечена на карте

Потому что в саванне теплый климат, много растительности. В жаркую погоду слон при помощи хобота устраивает себе душ

Африканский и индийский

В Африке

В Евразии.

Африка и Евразия.

В Африке и Евразии (Индия)

Дети выполняют движения под музыку

Лев хищник и  охотится на травоядных, а их в саванне много

О тропическом лесе. О джунглях

Потому что в лесу очень много растений

В джунглях теплый и влажный климат

Дети выходят из-за столов и берут карточки и обмениваются ими

Темно-зеленым цветом

Зона тропических лесов находится в Африке

Да

Незнайка написал, что чуть не погиб от жажды

Так говорят, когда хотят пить, когда нет воды

Мало воды в пустыне

Песчаные и глинистые

На карте пустыня отмечена желтым цветом

Мало дождей, жарко – вода испаряется,

Песок – вода быстро уходит вниз

Дети выливают воду.

Через песок вода быстро ушла вниз, а  в воронке с глиной вода задержалась

В пустынях с глинистой почвой она испаряется ,а в пустынях с песчаной почвой уходит вниз.

Да !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Комплексное занятие «Путешествие по воде и под водой» (образовательные области – познавательное, речевое развитие) подготовительная к школе группа

Цель: расширять представления детей об обитателях рек и морей, условиях их жизни.Задачи:- продолжать знакомство детей с миром водоемов;- прививать желание защищать живой мир природы;- формировать экол...

Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа

Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...

Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «"Познавательно-речевое развитие"» с элементами «Игровой технологии».

Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «"Познавательно-речевое развитие"» с элементами «Игровой технологии».Воспитатели: Андре...