Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Осенняя пора» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Козлова Светлана Владимировна

Дети обобщают и систематизируют свои знания об осени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел «Природный мир») по теме «Осенняя пора»

( в рамках тематической недели «Осень золотая») для подготовительной к школе группе

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

1)Образовательные – формировать представление об осени, как времени года, закрепить с детьми названия осенних месяцев, расширять знания о народных приметах, пословицах и поговорках как о самой осени, так и отдельно о каждом ее периоде; учить понимать закономерности явлений природы.

2) Развивающие – развивать интерес к изменениям, происходящим в природе; развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы;  развивать наблюдательность, речь, мышление; обогащать словарный запас; развивать эстетический вкус

3) Воспитательные – воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, заучивание наизусть; наблюдение вовремя прогулок за изменениями в природе. заучивание песен об осени; чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Итоговая работа: создание выставки «Осенний букет»; утренник, посвященный празднику осени.

Словарная работа: перелетные, зимующие, овощеводы и садоводы, листопад

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познание» интегрируется с областями:

Коммуникация – развитие умения вести беседу, умение составлять рассказ по опорным картинкам, развитие монологической речи

Физическая культура – физкультминутка по осенней тематике

Чтение художественной литературы – чтение и заучивание стихотворений об осени (развитие память), использование пословиц, поговорок; воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову.

Художественное творчество – развивать творческие способности

Музыка – стимулировать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкальных произведений (прослушивание произведений великих композиторов (А. Вивальди «Времена года. Осень»)), разучивание песен об осени к утреннику

Здоровье – закреплять знания о том, что осенью нужно одеваться теплее; воспитывать стремление заботиться о здоровье близких

Социализация – познакомить детей с профессиями овощевода и садовода; воспитывать способность не перебивать друг друга

Оборудование: классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Осень» и Чайковский «Осень»; опорные картинки по теме «Осень»; картины «Уборка овощей в поле» и «Сбор фруктов в саду».

Ход образовательной деятельности

- Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в сказочный природный мир. Прежде чем начать наше путешествие, давайте сядем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться  в путешествие. Итак, сегодня мы совершим путешествие в мир осени.

Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Осень» (1 минута).

- Ребята, какие эмоции вы испытали при прослушивании этого музыкального произведения? (Ответы детей)

 

Воспитатель читает стихотворение

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.  

                                                   (А.С. Пушкин)

- Ребята, осень, несомненно, очень красивое время года. Давайте порадуем осень красивыми словами. Опишите мне, какая же она – осень.

(золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная)

- Народ любил осень и сложил о ней много пословиц и примет. Давайте вспомним некоторые из них.

1) В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

2) Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется и другие

- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Правильно. Каждый месяц олицетворяет собой какой-либо осенний период: 1) Сентябрь – ранняя осень. В сентябре погода еще теплая, но все чаще начинает хмуриться небо, ревет ветер. За это сентябрь называют хмурень, ревун. Листья начинают менять свою окраску.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Сентябрь птиц в дорогу погнал.

2) Октябрь – средняя, или золотая осень. В октябре желтеют и краснеют листья, поэтому этот период осень называют золотым. Но если в начале месяца красиво, то потом продолжительные дожди образуют мокрые лужи под ногами. Этот месяц в народе называют грязник.

В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

3) Ноябрь – поздняя осень. В ноябре на деревьях остается так мало листьев, что лес обнажается, погода становится сырой и холодной. С дождем выпадает первый снег. Месяц этот листогной.  

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.

- Сейчас у нас на дворе конец сентября. Скажите мне, какие изменения в природе произошли к этому периоду.

Дети совместно с воспитателем отмечают осенние изменения в природе. (Дни становятся все холоднее, солнце светит ярко, но греет уже меньше; на деревьях появились желтые и красные листочки; небо темное, мрачное и т.д.)

- Ребята, давайте поиграем – улыбнемся, как солнышко; нахмуримся, как тучи.

- Сегодня я принесла вам цветок. Весной мы посадили с вами цветы, заботились о них, рыхлили, поливали. И вот теперь один из цветков во всей красе перед нами. Оказалось, что этот цветок непростой, а сказочный, волшебный. Он может исполнять все наши желания. Давайте посчитаем, сколько всего лепестков (дети вместе с воспитателем отсчитывают семь лепестков)

- Правильно, ребята – семь.

- Значит, сегодня этот цветочек исполнить семь наших желаний. Ну что, начнем? (Да)

- Итак. Очень интересно, как деревья поживают в лесу. Мое первое желание - отрываю лепесток – лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели – пусть мы окажемся в гостях у лесных деревьев.

На доске картины с изображением березы и ели.

- Какие деревья мы видим перед собой? (Береза и ель)

- Ель поражает нас своим величием и красотой. Что происходит с елью осенью? (Ничего, ель – вечнозеленое растение, для нее не существует осени)

- Правильно, ребята, ель – хвойное растение, она круглый год стоит зеленая.

- Береза – это украшение наших лесов. А как изменяется береза осенью? (она сбрасывает листочки)

- Правильно, лиственные деревья сбрасывают свою листву и в конце осени стоят уже совсем голые

- Как называется период, когда деревья сбрасывают свои листья? (Листопад)

- Ребята, давайте подумаем, как образовалось слово «листопад». Как вы считаете, какие два слова образовали «листопад» (Листья, падать)

- Правильно. Осенью листья опадают. Из словосочетания «листья падают» и образовалось слово «листопад». Прочитаем это слово по слогам: ЛИ-СТО-ПАД (2-3 раза повторить)

Физкультминутка «Листопад» (проводит ребенок подготовительной группы 2 раза)

Падают, падают листья

В нашем саду листопад, (взмахи руками)

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят. (повороты вокруг себя)

- Раз уж мы оказались в гостях у леса, давайте отправимся с вами к лесным зверям и узнаем, как же изменяется их жизнь осенью. Отрываем второй лепесток – хотим превратиться в лесных зверей. (Дети надевают маски животных и рассказывают об их жизни)

Медведь:

- Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Лиса:

-  К зиме я меняю свою шубку на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.

Заяц:

- Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.

- Итак, осенью звери строят норы, делают запасы на зиму. Медведи и ежи готовятся к спячке на всю зиму. Зайцы меняют свои шубки на белые, а лисы на более теплые и пушистые. Кроты и мыши собирают колоски. Белки делают запасы в дуплах, барсуки собирают коренья.

- Ребята, посмотрите наверх. Мы видим птиц, которые летят стаей. Давайте отправимся в птичью стаю и узнаем, что же происходит с птицами. Отрываем лепесток – хотим стать птичками. Закрываем и … открываем глаза.

- Итак, мои птички, мы летим. А куда же птицы летят осенью? (Осенние птицы улетают  в теплые края)

- Как называются птицы, которые улетают от нас? (Перелетные)

- Назовите мне перелетных птиц (кукушка, скворец, журавль, утка, лебедь, грач и другие)

- Какие птицы улетают первыми? (Стрижи, ласточки)

- Какие птицы улетают чуть позже? (Журавли, грачи и кукушки)

- Какие птицы улетают от нас последними? (Гуси, утки и лебеди)

- А все ли птицы улетают на юг? (Нет, не все).

- Как называются птицы, которые остаются зимовать у нас? (Зимующие)

- Каких зимующих птиц вы можете назвать? (снегирь, сорока, ворона, воробей…)

- А почему эти птицы остаются зимовать? Чем мы можем им помочь? (Они не боятся морозов, им хватает корма. Мы можем сделать кормушки, чтобы прокормить их)

- Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть – когда я буду называть перелетную птицу, вы будете летать, когда зимующую – вы будете сидеть.

 В народе говорили - Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна. Осень – время собирать урожай.

- Осень одаряет нас большим урожаем грибов,  ягод, овощей и фруктов. Наше четвертое желание – узнать, какие плоды дарит нам осень. Закрываем глаза.

Картина «Уборка овощей в поле»

- Ребята, скажите, что изображено на картине? (На картине люди убирают урожай с поля)

- Этот богатый урожай вырастили овощеводы. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вырастить такой урожай? (Нужно было вскопать землю с помощью трактора или комбайна, посеять семена, поливать всходы, рыхлить, удобрять, пропалывать)

- Ребята, значит, много нужно было потрудиться овощеводам? (Да)

- А что было бы, если бы они не трудились? (Ничего бы не выросло, люди были бы голодными)

Картина «Сбор фруктов в саду»

- Ребята, скажите мне, а чем радует нас сад осенью? (Осенью в саду созревает много фруктов)

- А кто выращивает фрукты в саду? (Садоводы).

- Расскажите мне какие фрукты мы можем увидеть в наших садах? (Яблоки, груши)

- А теперь давайте встанем в круг и поиграем в игру. Я буду кидать мяч, а вы должны назвать какой-либо фрукт или овощ. Если вы не называете, то выходите из игры.

- Теперь мы постараемся обобщить все, что мы можем вкратце рассказать о нашей осени. Наше желание – повторите за мной рассказ об осени по опорным картинкам.

- Вот и закончилось солнечное лето. Наступила золотая осень.

- Дни становятся короче. Все чаще льет дождь, солнце светит все реже, погода стоит пасмурная. Птицы улетают на юг.

- С деревьев начинают опадать желтые, красные листья. Они покрывают дороги, озера, крыши зданий разноцветным ковром.

- На улице становятся все холоднее, поэтому мы начинаем надевать теплую одежду и обувь.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Осенью начинается новый учебный год, дети идут в школу

(2-3 ребенка составляю рассказ об осени по опорным картинкам)

- Ребята, вот мы и заканчиваем наше путешествие. Сегодня мы повторили наши знания об осени, узнали что-то новое, поиграли. Ребята, выполните мое последнее желание (отрываем лепесток) – скажите, чем вам запомнится наше сегодняшнее путешествие? (Ответы детей)

- Посмотрите, на нашем цветочке остался один лепесток. Давайте в своем последнем желании загадаем то, чего хочется не только нам. Давайте попросим у листочка подарить здоровья нам, нашим родным, близким и всем-всем вокруг. Только главное действительно этого захотеть. Итак, отрываем лепесток, загадываем желание, закрываем глаза…(Дети загадывают желание). Открываем глаза.

- А сейчас я предлагаю вам на следующем занятии нарисовать осень. Нарисуйте осень такой, какой вы увидели ее во время прогулок, а также во время нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «познание», «коммуникация», «социализация», «художественное творчество», «безопасность», «музыка» в подготовительной группе «Лучики» Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки»

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей. Задачи: Образовательные: 1. Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности;2. Повторить и обобщить знания детей по ФЭМП, ...

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС области «Познание». Для второй младшей группы. По теме: «Дикие и домашнии животные».

Конспект соответствует требованиям современному дошкольному образованию. Охватывает все пять интегративных областей.Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Познание»...

Организованная образовательная деятельность по восприятию искусства на тему «Осенняя пора» подготовительная группа

Организованная образовательная деятельность по восприятию искусства на тему «Осенняя пора»подготовительная группа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. По образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе на тему: «Дикие животные средней полосы» (интеграция ФЦКМ и ФЭМП)

Цель: Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе ;учить выкладывать задачи, используя знаки . Образовательные задачи:...

Конспект непосредственно образовательная деятельность в области «Познание» с использованием ЭОР на тему «Осень» в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область «познание»)Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:уточнить и расширить знани...