"Москва - столица России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственно образовательной деятельности  (подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva_-_stolitsa_rossii.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад общеразвивающего вида № 38 «Искорка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Москва — столица России».

(подготовительная к школе группа)

                                                                   Составитель:

                                                                  Воспитатель

                                                                                    МДОУ № 38 «Искорка»

                                                                       Асташкина Н. А.

г. Подольск

2013г.

Цель: формирование у детей представлений о Москве, как о главном городе нашей страны, об истории её возникновения.

Задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания детей о Москве – столице России.
  2. Познакомить детей с историей возникновения Москвы, формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
  4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, слайд - шоу о Москве;
  • магнитофон, музыкальное сопровождение: фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта», фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве».

Материал:

  • стихотворения о Москве;
  • репродукции картин А. Васнецова;
  • Карта России.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций с видами Москвы;
  • прослушивание песен о Москве;
  • разучивание пословиц и поговорок о Москве;
  • составление детьми совместно с родителями коротких сообщений о достопримечательностях Москвы.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.

– Давайте вместе с вами подойдем к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она, наша Родина?  

  (Дети подбирают признаки к слову «Родина»:  любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая.)

– Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, гора и леса.  А кто знает, как называется наша Родина? 

– Верно, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. А вы знаете, почему у нее такое название?

(Воспитатель читает стихи в сопровождении слайд – шоу)

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

- В нашей стране много  разных городов, но есть среди них один - самый главный. Какой это город?

- Это Москва (показываем на карте). О Москве очень много сложено стихов, послушайте один из них:

… Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины – Москва.  (слайд «Москва»)

- Как еще называют Москву? (столица)

- Подумайте, чем столица отличается от других городов страны?

(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их)

- В столице находится наше правительство, работает президент.  А кто у нас президент? (слайд «Президент России»)

-  Где работает наше правительство и президент?

-  А что же  такое Кремль? Ребята, слово «Кремль» очень древнее. Кремлём на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.

- Ребята, а вы хотели бы узнать, как появился московский Кремль? Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие!

(Включается фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта»)

- Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами перенеслись на много  - много лет назад…

Вот лес стоит, дремучий и таинственный… И  едет князь со своими воинами, князь Юрий по прозвищу Долгорукий. И вдруг в тумане явился князю зверь невиданный: три головы у него, шерсть длинная, пёстрая, разноцветная. Все застыли в изумлении, а зверь, показавшись людям, растаял, как утренний туман.

Когда все пришли в себя от испуга, спросил князь у мудреца, что все это значит. Задумался мудрец  и молвит:

– Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым и что сойдутся сюда люди всех племён и народов.

Поверил князь Юрий в это толкование и поставил на боровицком холме на месте древнего села крепость деревянную. И назвал эту крепость по имени реки, что протекала рядом – Москва. (слайд «Юрий Долгорукий»)

На холме в бору сосновом
У слияния двух рек,
Древний город был основан.
Поселился человек.
Боровицким холм назвали,
А потом века прошли.
Кремль Московский основали,
И столицу возвели.
(слайд – репродукция картины А. Васнецова «Основание Москвы»)

Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке  – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов.
(слайд – репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»)

-  Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. А ещё случалось,  что на русские города нападали несметные вражеские силы. (слайд – «Нападение татарской орды»)

- Тогда решено было построить Кремль из камня.  Как вы думаете, почему?

- На славу потрудились москвичи! (слайд - репродукция картины А. Васнецова «Расцвет Москвы»)

- Краше прежнего получилась Москва.

 

Белым камнем весь Кремль наш украшен,
И пожар ему больше не страшен!

 - И с тех пор стали называть Москву белокаменной. Уже тогда Москва-красавица стала главным городом на Руси. Она всё росла и росла. Уж и мосты через реку Москву перекинулись, а город всё расширяет свои владения. Церквей и храмов понастроили столько, что если посмотреть в солнечный день на Москву со стороны, так словно золотом горят купола да крыши. И прозвали Москву «златоглавой» из-за её золотых голов - куполов церквей.

 - Прошло ещё целых сто лет и только тогда москвичи построили новые стены Кремля, теперь уже из кирпича. (слайд - репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III»)

- Таким мы видим его и сегодня. (слайд «Московский Кремль»)

- Ребята, вы, наверное, немножко устали от путешествия. Давайте проведём небольшую разминку. (Физкультминутка  проводится с музыкальным сопровождением)

Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.  
(Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Раз-два,  раз-два-три,
Да не упади, смотри.

Наклоняемся вперёд. (Наклоны вперёд.)
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту.

Вверх рука и вниз рука. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
Крутим-вертим головой,
(Наклоны головы в стороны)
Разминаем шею. Стой!

Мы размяться все успели, (Восстанавливаем дыхание)
И на место снова сели.

- Вот мы снова набрались сил, и продолжаем наше путешествие теперь уже по современной Москве.

(Включается фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве», минусовка)

- А помогут нам продолжить путешествие ребята из нашей группы. Они вместе с родителями посетили некоторые достопримечательности нашей столицы и сейчас хотят поделиться с нами своими впечатлениями.

(Дети подготовительной к школе группы рассказывают о достопримечательностях, которые они посетили в форме коротких эссе, подготовленных вместе с родителями. Работа проводится заранее,  поэтому каждый рассказ сопровождается показом слайда по теме.)

- Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? Тогда давайте проверим, что вы узнали и запомнили:
                     - Кто основал Москву?

                      - Что означает слово «Кремль»?
                     - Из чего был построен Кремль сначала?
                     - Почему Кремль перестраивали много раз?

                      - Почему Москву называют «златоглавая»?

                      - О каких достопримечательностях Москвы вы сегодня узнали?

-  Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Москва - столица России. Герб Москвы

Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....

Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....

«Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

laquo;Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»...

Открытое занятие Речевое развитие «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Старшая группа Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:1.Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечате...

Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Цель:  учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...

Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Цель:  учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...