Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Земля – живая планета»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мироненко Олеся Алексеевна

Аннотация к познавательно-поисковой деятельности в старшей группе

                                         «Земля – живая планета». 

Познавательно-поисковая деятельность для детей старшей группы, составлена в соответствии с «Комплексной программой развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100» под  науч.  редакцией  Д. И. Фельдштейна..

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности ( деятельность построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности.

Цель познавательно-поисковой деятельности: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о Солнечной системе , дать представления об уникальности Земли - на ней есть жизнь , растения , животные .человек , потому что на планете есть вода , воздух , тепло - эти условия нужны всем живым существам.
  2. Закрепить у детей представления о диких животных , познакомить с интересными фактами из жизни диких животных , показать их уникальность.
  3.  Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

По содержанию поисково- познавательная деятельность является интегрированной, так как её части объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

• социализация (совместная деятельность) ;

• коммуникация (продуктивный диалог);

• здоровье (дыхательная гимнастика, физминутка)

• познание (рассказ воспитателя, показ слайдов на компьютере).

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всей деятельности у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

     На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к познавательно - поисковой деятельности через интригующую проблемную ситуацию (отгадывание загадок). Деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей познавательно-поисковой деятельности.    Во время деятельности дети смотрят отрывок из мультипликационного фильма «География для самых маленьких», В интересной и доступной форме проходит объяснение простых и всем знакомых явлений окружающей действительности. Познавательно-поисковая деятельность равноценно сочетает в себе теоретические и практические стороны, проходит в хорошем рабочем ритме. Использовались различные формы организации работы детей, активизации их познавательной деятельности. Во время  познавательно-поисковой деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

   По окончании педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к познавательно-поисковой деятельности в старшей группе

                                         «Земля – живая планета».  

Познавательно-поисковая деятельность для детей старшей группы, составлена в соответствии с «Комплексной программой развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100» под  науч.  редакцией  Д. И. Фельдштейна..

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности ( деятельность построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности.

Цель познавательно-поисковой деятельности: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о Солнечной системе , дать представления об уникальности Земли - на ней есть жизнь , растения , животные .человек , потому что на планете есть вода , воздух , тепло - эти условия нужны всем живым существам.
  2. Закрепить у детей представления о диких животных , познакомить с интересными фактами из жизни диких животных , показать их уникальность.
  3.  Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

По содержанию поисково- познавательная деятельность является интегрированной, так как её части объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области: 

• социализация (совместная деятельность) ;

• коммуникация (продуктивный диалог);

• здоровье (дыхательная гимнастика, физминутка)

• познание (рассказ воспитателя, показ слайдов на компьютере).

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всей деятельности у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

     На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к познавательно - поисковой деятельности через интригующую проблемную ситуацию (отгадывание загадок). Деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей познавательно-поисковой деятельности.    Во время деятельности дети смотрят отрывок из мультипликационного фильма «География для самых маленьких», В интересной и доступной форме проходит объяснение простых и всем знакомых явлений окружающей действительности. Познавательно-поисковая деятельность равноценно сочетает в себе теоретические и практические стороны, проходит в хорошем рабочем ритме. Использовались различные формы организации работы детей, активизации их познавательной деятельности. Во время  познавательно-поисковой деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

   По окончании педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

"Начальная школа - детский сад №1"

г. Энгельса Саратовской области.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе

«Земля – живая планета»

Подготовила:

воспитатель высшей кв. категории

Мироненко Олеся Алексеевна

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: уточнить знания детей о Солнечной системе , дать представления об уникальности Земли - на ней есть жизнь , растения , животные .человек , потому что на планете есть вода , воздух , тепло - эти условия нужны всем живым существам. Закрепить у детей представления о диких животных , познакомить с интересными фактами из жизни диких животных , показать их уникальность. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Материалы:. Шапочки изображающие животных: слон , белый медведь , волк , белка , черепаха , верблюд, пингвин.

технические средства обучения: (компьютер, проектор, мультфильм «География для самых маленьких», музыкальная физ.минутка «У жирафа пятна, пятна…»,  слайды с изображением природных зон).

Технология:   игровой заинтересовывающий момент, беседа, диалог с детьми, динамическая  пауза.

Форма проведения:  групповая.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций , беседы , чтение художественной литературы.

Ход НОД:  Раздается звон колокольчика.

  • Ребята, колокольчик вас всех зовет. Подойдите ко мне. Я загадаю загадки , а вы попробуйте их отгадать.

Ну-ка, кто из вас ответит:

не огонь, а больно жжет.

 Не фонарь, ярко светит,

и не пекарь, а печет.

(солнце)

По небу гуляет

моляр без кистей.

Краской коричневой красит людей.

(солнце)

В дверь, в окно

 стучать не будет,

А войдет и всех разбудит.

                                         (солнце)

  • Молодцы, а сейчас  постарайтесь ответить на мои вопросы.
  • О чем эти загадки? Как вы догадались, что это Солнце?
  • Скажите, что такое Солнце? Это звезда, огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света.
  • (Воспитатель показывает  слайд ( карту Солнечной системы.).

  • Что это такое?
  • Что расположено вокруг Солнца? (Вращающиеся планеты - твердые холодные шары.)
  • Какие планеты вы знаете?
  • Какая из планет получает больше всего солнечного тепла? (Которая ближе к Солнцу - Меркурий.)
  • Правильно, чем ближе планета к Солнцу, тем больше тепла    попадает на эту планету.
  • Как вы думаете, где жарче: на Меркурии, на Венере или на Земле? Почему?
  • На какой планете мы с вами живем?
  • На какой из планет Солнечной системы есть жизнь?
  • Почему на Земле есть жизнь? (Там есть воздух, вода и тепло.)
  • Правильно, только на Земле есть условия для жизни растений, животных и человека.

(Воспитатель показывает детям глобус.)

  • Что это такое?
  • Что такое глобус? ( Модель Земли.)
  • Посмотрите на глобус и скажите, чем занята большая часть Земли? (Водой.)
  • Ответьте, почему суша на глобусе изображена разными цветами: здесь видна и желтая, и зеленая, и коричневая окраска. (На Земле есть равнины, пустыни, леса, горы, пески.)
  • Наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторы космических кораблей. Такой сверкающий голубой шар!
  • Голубой наша планета кажется из-за воздуха, который ее окружает. Белоснежные полюса Земли (показываю) сверкают в отражении солнечного снега! Из космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов - например, наши сибирские леса, и желтого - песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и красива!

Все могут жить на планете Земля, так как здесь есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть, чем питаться. Знаете ли вы, кто обитает в морях и океанах? (Киты, акулы, дельфины, разные рыбы.) (слайд)

  • Какие животные живут в лесах России? (Лиса, волк, медведь,...)
  • Кто живет в тропических лесах? (Обезьяны, слоны, тигры.,.)
  • А кто живет на Северном полюсе? (Белые медведи, тюлени, моржи,)
  • А кто обитает на Южном полюсе? (Пингвины.)
  • Да, наша Земля такая разная и красивая, потому что она - живая: на ней живут растения, животные, люди.

(Раздается стук в дверь, входит марсианин.)

МАРСИАНИН: Ребята, у нас на планете очень холодно, и я хотел бы переселиться на вашу планету. Помогите, мне выбрать, где бы я мог жить.

  • Ребята, давайте поможем марсианину, расскажем о нашей планете Земля и покажем животных, которых можно увидеть в разных местах нашей планеты. Вы согласны? А для этого нам надо отправиться в исследовательское путешествие.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА «У жирафа пятна, пятна…»

Дети , изображающие животных располагаются по широкому кругу (на планете): на противоположных местах (полюсах) -белый медведь и пингвин, в середине (океане) - морские обитатели, напротив друг друга по краям круга - жители тайги и тропических лесов, пустыни. Все места - экологические ниши Земли - обозначены разными цветами (белым, зеленым, желтым).

  • Начнем наше путешествие. Сначала мы с вами поплывем на пароходе. Усаживайтесь поудобнее, отправляемся в плавание.
  • Вот мы и прибыли на Северный полюс - в Арктику.

( слайд)

Здесь живут белые медведи. Одевайтесь потеплее и давайте сойдем с парохода. Ребята, а вот и белый медведь, давайте послушаем, что он нам скажет.

(РАССКАЗ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ.)

  • Спасибо, тебе белый медведь. Теперь мы знаем о том, как ты живешь. Но нам пора, ребята занимайте свои места на пароходе.

Отправляемся дальше.

  • На Земле много водного пространства (морей и океанов ) - там обитают разные животные - киты, акулы, разные рыбы. Человек не живет под водой, но он опускается в морские глубины для исследований. (слайд)

  •  Вот плывет кит. Давайте его послушаем.

(РАССКАЗ КИТА.)

  • Спасибо и тебе кит, но нам пора в дорогу. До свидания. Дальше  мы с вами отправимся на самолете. Расправили крылья и полетели.
  • Сейчас мы приземляемся в лесу. (слайд)

  • Здесь нас ждут лесные обитатели. А вот и волк.

( РАССКАЗ ВОЛКА.)

  • А вот там дальше живет белка, она прыгает с ветку на ветку. Послушаем, что она скажет.

( РАССКАЗ БЕЛКИ.)

  • Спасибо за интересные рассказы. Но нам пора отправляться в путь. Полетим дальше. Занимайте свои места. Вот мы пролетаем над пустыней.

( слайд)

- В пустынях очень жарко, засушливо, жить там трудно - растений мало, все они колючие, из животных там приспособились жить верблюды, черепахи, ящерицы. Приготовьтесь к посадке. Снимите теплые вещи, так как здесь очень жарко. Вот там, вдалеке, я вижу верблюда и черепаху. Давайте послушаем их рассказ.

( РАССКАЗ ВЕРБЛЮДА.)

-        Вот ползет черепаха. Давайте послушаем и ее.

 ( РАССКАЗ ЧЕРЕПАХИ.)

  • Спасибо и вам, обитатели пустыни. Но мы спешим. Пора отправляться дальше. А дальше мы с вами отправимся на поезде в тропические леса. Давайте остановимся там, где живут слоны и обезьяны. (слайд)

  •  А вот и они. Давайте их послушаем.

 ( РАССКАЗ СЛОНА.)

-А сейчас мы с вами снова пересядем на пароход. А это - Антарктида.(слайд)

 На некоторое время приезжают сюда ученые для исследовательской работы, для изучения погоды и природы. Давайте сделаем посадку в Антарктиде, но не забудьте, что здесь холодно и скорее надевайте теплые вещи. Вот и пингвин. Давайте послушаем что он нам расскажет.

( РАССКАЗ ПИНГВИНА.)

  • Спасибо за рассказ, милый пингвин, но нам пора.
  • Ребята ,мы с вами побывали во всех уголках нашей необъятной планеты: и в пустыне, и в лесу, на Северном и Южном полюсах, в тропическом лесу, в океане. Мы узнали, что животные есть в разных местах суши, но только там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой природы  разнообразной, нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.

-А теперь нам пора возвращаться обратно. Пока мы плывем, ты - Марсианин, подумай, куда ты хотел переселиться.

  • Вот мы и вернулись в детский сад. Так где же ты  хочешь поселиться?

МАРСИАНИН: Я видел много разных мест на вашей планете. Я бы хотел жить в лесу, там много растительности и разных животных. Там мне будет жить лучше всего.

  • Ребята ,вам понравилось наше путешествие? Что, вам понравилось больше всего?

Литература:

1) Т.Н.Зенина «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа) – м., Педагогическое общество России. 2006г.

2) И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва, Мозаика-Синтез, 2009 г.

3) С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева , Л.А.Егорова, Я.К.Березняк, Т.А.Макаренко, Л.П.Магомедова  «Познавательно- исследовательские занятия» изд. «Учитель» 2010

 4)Интернет- ресурсы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»...

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»...

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....