Программа "Энергия жизни" воспитательно-образовательной деятельности по ресурсо- и энергосбережению (старший дошкольный возраст)
рабочая программа (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Милевская Ольга Антоновна

Данную программу педагоги дошкольных учреждений и родители детей дошкольного возраста могут использовать при воспитании у детей культуры ресурсо- и энергосбережения. Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников понятийный аппарат, являющийся теоретической основой для формирования у них навыков экономии и бережливости, а также может использоваться как дидактический материал или элемент в мероприятии: занятии, беседе, практической деятельности, будь то исследование, конкретное поручение, акция бережливости или творческий проект. Сказками, пословицами, загадками, музыкальными средствами можно воздействовать на эмоционально-чувственную сферу детей.  

Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут не  к расточительству, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_resurso-_i_energosberezheniyu.docx97.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №174 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» МОСКОВСКОГО РАЙОНА

                      

(старший дошкольный возраст)

Автор-составитель: 

Милевская О.А., старший воспитатель высшей квалификационной категории

г.КАЗАНЬ

2012-13уч.г.

Содержание

1. Паспорт программы ….…………………………………………………….3

2. Пояснительная записка …………………………………………………….5

3. Содержание программы ……………………………………………………6

3.1. Характеристика познавательных интересов старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...6

3.2. Условия реализации программы ……………………………………………..9

3.3. Учет возрастных, половых, психологических особенностей детей

в организации образовательного процесса…………………………………… ....12

3.4. Планирование  ………………….…..………………………………………....12

3.5. Работа с детьми………………………………………………………………..16

3.6.Работа с педагогами……………………………………………………………19

3.7. Работа с родителями …………………………………………………………..20

3.8. Мониторинг результатов……………………………………………………...21

Список использованной литературы ……………………………………..............23

 Приложение:

  1. Проект «Вода – главное чудо природы». (презентация)
  2. Лаборатория живой волны (рекомендуемые опыты и эксперименты)…21

1.Паспорт программы

Наименование программы

«Живая волна» - направлена на повышение уровня познавательного развития детей  старшего дошкольного возраста, через использование инновационных технологий на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Организация

Муниципальное  автономное дошкольное   образовательное учреждение  «Детский  сад№174  комбинированного  вида»

Юридический адрес

420039

Г.Казань, ул.Восстания, д.64

Телефон

8(843)5607922

Автор-составитель

Старший воспитатель   высшей квалификационной категории Милевская Ольга Антоновна

Координатор

программы

Методический совет  Муниципального  автономного дошкольного   образовательного учреждения  «Детского  сада  №174» г. Казани

Целевые группы

Дети групп старшего возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации

программы

  1. Этап организационный: июль-август-сентябрь 2012 года: подбор диагностического материала и выявления уровня знаний по теме участников программы.
  2. Этап практический:  октябрь 2012 – май 2013 года.  
  3. Этап итоговый – май 2013 года. Диагностика  с целью определения правильности применения методик и технологий для решения обозначенных задач.

Цель программы

 Формирование понятий «энергосбережение» и «ресурсосбережение», выработка практических умений, осмысленных убеждений и устойчивого мировоззрения в области экологического сознания через

-изучение ресурсо- и энергопотребления и влияния этих процессов на окружающую среду   на доступном для детей уровне;

- элементарные знания об экономике, доходах и расходах в семейном бюджете, в том числе и расходов за пользование другими ресурсами, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи;

-навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

-гуманное отношение к природе;

-соблюдение мер безопасности в быту при обращении с электрическими приорами и другим оборудованием.

Сформировать представление о том, что все в природе взаимосвязано. 

Задачи программы

Задачи воспитания культуры ресурсо- и энергосбережения решаются в рамках реализации ниженазванной цели и в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Истоки» и реализуются путем вовлечения дошкольника в разнообразную деятельность, создание соответствующей развивающей среды, активное участие родителей, социальных партнеров и всего педагогического коллектива детского сада в различных формах  работы с детьми в данном направлении.

 -широкое вовлечение педагогов, детей и родителей в ресурсо- и энергосберегающую деятельность, создание у детей и взрослых мотивации для сбережения природных ресурсов, обучение их грамотному потреблению энергии;

-содействие детской познавательной, поисково-исследовательской, практической, творческой и другой деятельности по ресурсо- и энергосбережению, организация праздников, утренников, выставок детского творчества;

-подведение к пониманию последствий своих поступков;

-освоение норм и правил жизни в обществе;

-создание и распространение информационно-методических материалов по ресурсо- и энергосбережению в помощь педагогам.

Особенность и привлекательность работы

 -сбор материала  для организации познавательно-игровых занятий с детьми, экспериментирования, проведения досуга детей и взрослых;  

 -активизация  детей в  практической деятельности, проявление  инициативы, возможность собственного выбора и принятия решения;

 -вовлечение в вопросы ресурсо- и энергосбережения не только дошкольников, но и их родителей, знакомых, соседей, жителей микрорайона, что усиливает интерес и мотивацию детей к участию в работе;

 -ориентация практической деятельности детей и взрослых на решение актуальных повседневных проблем в конкретной ситуации;

 -стимулирование фантазии и активности детей;

 -воспитание чувства содружества в группе, семье, обществе;

 -развитие социального мышления.

Структура воспитательно-образовательной деятельности

Воспитательно-образовательная деятельность имеет гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура  разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Практическая

значимость программы

(ожидаемые результаты)

Данную программу педагоги дошкольных учреждений и родители детей дошкольного возраста могут использовать при воспитании у детей культуры ресурсо- и энергосбережения. Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников понятийный аппарат, являющийся теоретической основой для формирования у них навыков экономии и бережливости, а также может использоваться как дидактический материал или элемент в мероприятии: занятии, беседе, практической деятельности, будь то исследование, конкретное поручение, акция бережливости или творческий проект. Сказками, пословицами, загадками, музыкальными средствами можно воздействовать на эмоционально-чувственную сферу детей.  

Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут не  к расточительству, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.  

Дети:

  • замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее;
  • знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений;
  • могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений;
  • знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы;
  • являются грамотными потребителями водо- и энергоресурсов, просят об этом взрослых;
  • испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.

Педагоги:

  • имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения;
  • обмениваются положительным опытом по организации работы с детьми и родителями по энергосбережению;
  • в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте, тем самым оказывая помощь детскому саду, району и городу.

Родители:

  • пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета;
  • проявляют творчество, участвуя в экологических праздниках и акциях;
  • более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны детей;
  • в совместном с ребенком деле укрепляются отношения с ним.

2.Пояснительная записка

Энерго- и ресурсосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. И хотя данной теме уделяется немало внимания с телевизионных экранов, на страницах печати  и в интернете, дети остаются практически в стороне от этого вопроса, хотя именно дошкольное детство – период наиболее интенсивного познавательного развития, личности в целом и  является наиболее благоприятным для формирования определенного типа отношения к явлениям окружающей действительности (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, А.К. Маркова и др.), и к энергопотреблению в том числе.  

Итоги  диагностики показали, что 63% дошкольников составляют группу, которые не могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений; не знают, что ресурсы Земли не бесконечны, что они трудно восстановимы, т.е. дети не являются грамотными потребителями водо- и энергоресурсов.

Проведенное среди родителей и педагогов тестирование дало следующие результаты: 33% - «Многому еще надо научиться»;

                  38% - «Не всегда являюсь всем остальным примером по ресурсо- и энергосбережению»;

                  29% - «Я – ответственный экономист».

 Абсолютно все родителя и педагоги осознают,  что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается его реализовать в полной мере. А это значит, каким будет будущее нашей страны – во многом зависит от ценностных основ сознания и поведения, которые закладываются в детстве. Поэтому перед взрослыми стоит важная задача: «воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира» (И.Н.Сапун, чт.преподаватель кафедры дошкольного образования ГУО «Академия последипломного образования»).

   Если теме «Вода» в основной образовательной программе уделяется немало внимания, то остальным природным ресурсам, в т.ч. и энергии явно недостаточно.

   По этой причине и была разработана воспитательно-образовательная программа по ресурсо- и энергосбережению для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Живая волна».

Идея программы направлена на поиск эффективных технологий работы    в  дошкольном учреждении, способствующих воспитанию бережного отношения к энерго- и другим природным ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого – «заведывание домашним хозяйством», значит, быть хозяином в своем доме, в своем детском саду, в своей стране, а хозяин обязан быть бережливым.

3.Содержание программы

3.1.Характеристика познавательных интересов

детей старшего дошкольного возраста

На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Так же  возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными движениями. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми, их взаимные привязанности, симпатии и антипатии. Наряду с игрой продолжают развиваться продуктивные виды деятельности. Возникают устойчивые, сложные и расчлененные композиции. В этом возрасте у детей существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Что  положительно отражается на всех сторонах их развития.

Особенно важное  значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста понимают смысл задачи, поставленной воспитателем, самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания. На этой основе шире становятся возможности обучения.

Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление ребенка. Внимание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания, так же  совершенствование восприятия. Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Дети уверенно определяют направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях. Усваиваются представления о времени суток, о последовательности времен года. Восприятие приобретает более целенаправленный характер, чем у  младших дошкольников: дети могут рассматривать предмет, изображение, последовательно обращая внимание на те стороны, которые указываются воспитателем. На шестом году жизни интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных знаний. Учатся рассуждать о наблюдаемых фактах, строить элементарные умозаключения.

У детей продолжают совершенствоваться все стороны речи, более развернутыми становятся фразы. Дети овладевают грамматическим строем и пользуются им достаточно свободно, расширяется их словарный запас. Высказывания их постепенно приобретают более связный характер, дети способны составлять небольшие сюжетные рассказы. Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у детей происходит дальнейшее развитие чувств, волевых и моральных качеств. Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью; типично возникновение небольших групп детей (2-3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе; в то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. На шестом году жизни дети постепенно овладевают непосредственными эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации. Они начинают сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса и т. п.).

 Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности дошкольника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов детей  в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для дошкольников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для детей старшего дошкольного возраста  новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Дошкольники  испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить дошкольников умению в знакомом видеть новое.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса дошкольника к познанию.

Далеко не все в учебном материале может быть для воспитанников интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность дошкольника заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее ребенок должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу дошкольников, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Для образования интересов существенное значение имеют как начальный этап – возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшее его развитие. С одной стороны, особенности объекта, их яркость, сила влияют на возникновение внимания. С другой – такие особенности индивида, как  впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов, так же влияют на активность отражения. В дальнейшем интерес поддерживается как наличием определенных предпосылок способностей, так и стимулированием, положительных отношением, поощрением.

Высокий уровень развитие интереса возможен лишь в результате многократного повторения определенной деятельности, определенной ситуации. Но это повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением – как организуемым успеха, от удовлетворения определенного вида потребностей.

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. Интерес является одним из компонентов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Далеко не все в учебном материале может быть для дошкольника интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ребенка заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее дошкольник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу детей старшего дошкольного возраста, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием интересов, проявляется:

· активный поиск;

· догадка;

· исследовательский поиск;

· готовность к решению задачи.

Важной особенностью интереса является также и то, что центром его бывает такая задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Психологической  основой  познавательного интереса  является   активность  самого  ребёнка.

В различных исследовательских работах, литературных источниках и в быту встречаются разнообразные определения активности: эмоциональная, физическая, социальная, социально-политическая, интеллектуальная, умственная, познавательная, творческая, психическая, ориентировочно-исследовательская и другие.

С целью формирования способностей дошкольников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность детей. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей детей.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности детей необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать дошкольников на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

3.2. Условия  реализации программы.

В связи с тем, что старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством,   одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности. Однако нельзя забывать, что в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра. Поэтому главным условием реализации данной программы является целенаправленная, планомерная, системная  работа с детьми на основе детской поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в союзе с игровой образовательной технологией, при использовании которой необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности.

Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей в непосредственной образовательной области. В этой связи необходимо, чтобы  игровая ситуация подбиралась «под материал», а не предметный материал- под ситуацию. При этом производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства  материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.

Принцип адекватности используемого предметного содержания.

Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена : на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий  «на тему материала»

Принцип интерактивности

        Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого ребенка в непосредственной образовательной области, поскольку для выполнения задания нужно не только что-то воспитателю, но и обязательно выполнить какое-то учебно-игровое действие.

Игровая образовательная технология – способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии- это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно- пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование и поисково-исследовательская деятельность  способствуют расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Принципы составления опыта:

  1. Принцип научности:

 предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии  и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

  1. Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям  применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

       обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.

  1. Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных  возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  1. Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по  теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

        Поисково-исследовательская деятельность развивает познавательную, творческую активность, формирует навыки исследовательской деятельности, способствует саморазвитию, учит планировать, работать в коллективе.  Поисково-познавательная деятельности поможет детям показать взаимосвязь природы, человека и рукотворного мира; пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира, осознать необходимость ресурсо- и энергосбережения и понять на доступном для детей уровне, какое влияние эти  процессы  оказывают на окружающую среду, а также  научит соблюдать  меры безопасности в быту при обращении с электрическими приорами и другим оборудованием.

3.3. Учет возрастных, половых, психологических особенностей детей

в организации образовательного процесса.

В содержание разработанных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения мероприятий, включены игры, в т.ч. компьютерные, игры-тренинги, сюжетно-ролевые, театрализованная деятельность , логические задачи, проблемные ситуации, опыты, эксперименты, исследования, упражнения, кроссворды, и т.п. позволяющие:

  • учитывать возрастные и психологические особенности детей,  варьируя степень сложности заданий в зависимости от возможностей ребенка и скорости его продвижения к поставленной цели. Каждое последующее задание  из предложенных сложнее предыдущего.
  • значительно повышать интерес, мотивацию детей к познанию темы. Результат выполнения задания виден немедленно – на лицо обратная связь, у ребенка есть возможность переделать задание.
  • учитывать половые особенности детей. В содержании  мероприятий присутствуют персонажи, объекты, события, которые интересны ребенку в данный период.  Мальчикам и девочкам предлагается ситуация выбора этих героев, что существенно влияет на повышение  интереса  и  на качество выполнения задания.

3.4.Планирование

Планирование выстроено на основе постепенно усложняющихся задач, на деятельном подходе и интерактивных принципах организации содержания. Предлагаемая система содержит обязательные занятия и организацию деятельности детей вне занятий, обеспечивающую создание условий для возникновения у детей ассоциаций, использования полученных ими знаний и умений в других видах деятельности, что способствует переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит их обобщению, в результате чего и происходит развитие ребенка.

Изучаемые темы:

     I.Необыкновенная

       Вокруг Земли Вселенная!

  1. Солнечная система.
  2. Покорители космоса.
  3. Выездная экскурсия в обсерваторию В.П.Энгельгардта.

     II.Вертится, крутится шар голубой -
        Это Земля, где живем мы с тобой!

  1. Планета Земля.
  2. Как появился на Земле человек.
  3. Мы все разные, но мы все – люди.
  4. Россия – Родина моя.
  5. Я  живу в Татарстане:
  • Нефть –главное богатство республики.
  • Волга и Кама – крупнейшие реки Татарстана.

      Живая и неживая природа.

3.Эти правила, друзья, должны знать и вы, и я…

III.Кладовая Земли (природные ресурсы – источники энергии: исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые).

1.Возобновляемые природные ресурсы:

1.1.Чудесная кладовая (почва).

1.2. Леса, луга, поля и степи.

1.3.Вода – главное чудо планеты (проект) – см. Приложение 1

1.4.Есть у солнца 100 забот (проект)

1.5.Он невидимый, и все же

       Без него мы жить не можем (проект)

IV.Невозобновляемые природные ресурсы (минеральные): полезные ископаемые.

V.Энергия вокруг нас  

 1.Электричество в природе (молния)

 2.У меня вода и газ

   Просто так не льются.

   Свет, тепло, вода и газ

   Дорого даются (проект)

 3.Умные помощники человека.

  VI.Охрана природы: экологическая безопасность и здоровье.

Образец планирования на одну неделю месяца по теме «Солнце»

 День

недели

Временные отрезки дня

Содержание образовательной работы

1 день

Утро

Игры детей с солнечным зайчиком.

Рассматривание фотографий детей (например, о летнем отдыхе).

Подготовка опыта к занятию по познанию окружающего мира  (солнце: свет и тепло)

Занятие

1.Познание окружающего мира. «Летние впечатления».

Задачи:

-уточнить знания детей о временах года, месяцах;

-сформировать представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле и его влиянии на нашу планету в разное время года;

-расширить представления детей о родной стране и мире;

-развивать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи;

-познакомить детей с работой фотографа.

-познакомить с произведениями искусства великих художников и композиторов;

-формировать чувство восхищения от красоты в природе в разное время года.

-воспитывать любовь к природе, ответственность за ее сохранность. 

2.Конструирование из природного материала «Причудливые поделки».

3.Физкультура.

Прогулка

Наблюдения в природе.

Цель: Помочь детям увидеть связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Рассказ: Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце – источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься всё выше и выше, тем больше оно греет землю, поэтому погода теплее.
Вопросы: Когда вы возвращаетесь с прогулки, заметьте, где находится солнце? Почему вы чувствуете, что Осень уже наступила? Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит? Что происходит с растениями, когда солнце день становится короче, а солнце менее ярким? 

После

обеда

Чтение: А.Лопатна, М.Скребцова. Сказки о самом-самом.

Вечер

Лаборатория живой волны.

Игра «Солнышко» (дает представление о времени суток, о форме земли, об устройстве космоса).  http://345-games.ru/igra-v-solnyshko/

2 день

Утро

Игры по инициативе детей + компьютерная игра «Луна, Солнце и Земля»  http://www.shum2money.ru/p/4/2/56.php

Занятия

1.Развитие речи и начала грамоты «Лето по полю гуляло»

2.Рисование «Улетает наше лето»

3.Музыка: М.Шмидтц «Солнечный день»

Прогулка

Наблюдения за солнцем в природе.

Цели: развить наблюдательность, любознательность, внимание; закрепить знания о явлениях неживой природы; обогатить словарь. Педагог говорит детям, что, пока они занимались, солнышко из группы убежало на небо, надоело ему сидеть за тучей, надо скорее всех обогреть.
Дети наблюдают за солнцем через цветные стеклышки, солнечные очки, цветную слюду.
Сравнивают формы солнца с кругом и квадратом.
Педагог предлагает погреть ладошки, почувствовать солнечное тепло; просит найти предметы на участке, которые нагрелись от солнечного тепла.

Подвижная игра «Солнце и планеты»

Игры по инициативе детей.

После

обеда

Чтение сказки «Как снеговика солнце искали» с последующим пересказом и  драматизацией.

Вечер

Просмотр мультфильма развивающего мультфильма из серии «География для малышей» http://www.solnet.ee/school/multfilm_03.html

Игры по инициативе детей

3 день

Утро

Разные виды детских игр

Занятия

1.Интегрированное занятие (Математика + Природа) «Когда это бывает» (по математической сказке  М.Ю.Стожаровой). http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/matematicheskie-skazki

 2.Лепка «Солнышко своими руками» изпасты для лепки.

Прогулка

Наблюдения в природе (за солнцем и погодой, поведением птиц…)

Игры по инициативе детей.

Динамическая прогулка.

После

обеда

Чтение К.Чуковский «Краденое солнце»

Вечер

Ролевые игры из сборника «Вселенная дошкольника» (Л.П.Левитан).

4 день

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

1.Развитие речи и начала грамоты «Страна Солнца»

2.Аппликация «Cолнце брызги разбросало. Я в ладошки их собрала». 

3.Музыка

Прогулка

Наблюдения в природе (продолжение)

Подвижные игры.

Игры по инициативе детей.

После

обеда

Разучивание стихотворения  П. Верис  «Солнце прячется за тучки»

Вечер

Лаборатория живой волны.

Игры по инициативе детей

5 день

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

1.Художественная литература М.Пришвин «Кладовая солнца»

2.Татаркий язык

3.Физкультура

Прогулка

Наблюдения в природе (продолжение)

Сбор природного материала для занятий по конструированию

Подвижная игра

Игры по инициативе детей

После

обеда

Наблюдение. Помочь детям понять, почему мы хорошо видим Солнце и плохо – другие звезды. Наблюдение нужно проводить в сумерки.  http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia4_1.htm

Вечер

Игры по инициативе детей

3.5.Работа с детьми

Раздел «Социально-личностное развитие»:

  • формировать представления о человечестве как семье на планете Земля, убеждать детей в личном вкладе для восстановления экологического баланса планеты соблюдая нормы бережливости и экономии, тем самым снижая производственные выбросы в атмосферу.
  • расширять представления о поведении, соответствующем таким ролям, как сын, дочь, внук, сестра, брат, племянник, делается акцент на способах экономии воды, тепла и электроэнергии каждого члена семьи;
  • формировать знания о расходах семейного бюджета и стимулирование желания быть бережливым
  • развивать представления детей об основных занятиях взрослых людей, формировать уважение к людям труда,   заботящихся о том, чтобы наша жизнь была комфортной.
  • формировать элементарных представлений о родном городе   (посетить (очно или заочно) местную котельную, ТЭЦ, Водоканал,  где ребята воочию убедятся, как много затрачивается сил, средств, энергии, чтобы в домах и в учреждениях было тепло, светло, а из крана текла вода).  

Раздел  «Труд»:

-  формировать навыки бережного отношения к продуктам человеческой деятельности, ресурсосбережения (вовремя выключать воду в кране, свет, экономить тепло – в холодное время закрывать за собой дверь и т.д.;

-   формировать представления о том, что труд человека должен учитывать закономерности развития природы;

-    дать представление о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей в области энергетики и управления другими природными ресурсами.

Детям дошкольного возраста вполне по силам решать вопросы сортировки мусорных отходов дома и в дошкольном учреждении, следить за чистотой территории, за выключением лампочек, за экономией водных ресурсов, тепла. Природоохранная деятельность в дошкольном учреждении тоже несколько похожа на игру со своими правилами, распределением ролей, выявлением победителей. А реальный жизненный практический результат, полученный от такой деятельности, повышает значимость проделываемой работы как в собственных глазах ребёнка, так и в глазах родителей, сверстников.

Раздел «Познание»:

-    воспитывать чувство любви к Родине;

-  учить устанавливать связи между явлениями, находить причины и следствия событий, прогнозировать эффект от своих действий;

-    развивать детскую  поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе);

-    формировать, в т.ч. на основе исследовательской деятельности, экологическую культуру и первые навыки рационального природопользования;

-    расширять словарный запас за счет введения новых доступных детскому пониманию терминов.

Только организовав исследования и увидев практические последствия этих физических явлений, малыш делает для себя открытия и запоминает их на всю жизнь. И тогда ребёнок, приобретя необходимые компетенции, может беседовать со взрослыми и сверстниками на любые темы, порой опережая знания. Активизировать практическую деятельность энергосберегающей направленности можно различными конкретными поручениями и доступными заданиями. Например, проверить, не течёт ли вода из крана, плотно ли закрыты двери, как тепло уходит через окна, везде ли выключен свет, где нет в нём потребности и т.п. и тогда ребёнок из поглощающего информацию объекта становится активным субъектом образовательной деятельности.

Реализуя задачи программы «Истоки», педагоги осуществляют образовательный процесс, используя различные виды деятельности. Наиболее благоприятными для воспитания культуры энергосбережения у малышей могут стать игровая, театрализованная, трудовая и художественная деятельность.

Игровая деятельность

Игра для дошкольника – основной вид деятельности. Так, дидактические игры расширяют кругозор ребёнка и формируют его понятийный аппарат (он очень сложен для малышей). Так, нелегко малышу освоить такие понятия, как «Энергия», «Ток», «Электричество».  Здесь на помощь приходит дидактическая игра (парные картинки, лото, пазлы, словесные и другие дидактические игры).

В сюжетно-ролевой игре, где малыши могут исполнять роли членов своей семьи или руководителей производства и т.п., воспитывается новое мировоззрение будущего семьянина и гражданина своей страны, настоящего рачительного хозяина.

Театрализованные игры или игры-драматизации можно использовать для привлечения внимания общественности к идее энергосбережения, выступив перед родителями, другими группами и т.п.

 Художественно-эстетическая  деятельность.

Большая роль в формировании культуры энергосбережения отводится развлечениям, досугам, музыкальным занятиям, утренникам с привлечением родителей, родственников. В совместном поиске разрешения сложных искусственно моделируемых ситуаций вся семья может выработать для себя нормы энергосберегающего поведения и научить этому других.

Эффективное овладение детьми основами бережливости осуществляется в различных видах художествен-эстетической деятельности: рисование, лепка и т.п. Рисунки детей об энергетических проблемах создают условия для детей и взрослых для того, чтобы задуматься о будущем нашей страны, планеты.

Огромными возможностями обладает такой вид работы, как чтение сказок, рассказов, стихотворений и т.д. После прочтения сказок с детьми проводятся беседы, разыгрываются проблемные ситуации, решаются экономические задачи. Можно предложить детям самим сочинять сказки, основанные на жизненных реалиях. Возможно использование народного фольклора: пословицы, поговорки и др.

Добиваясь результативности в воспитании дошкольников культуре ресурсо- и энергосбережения, необходимо создать специальные условия: использование личного примера, организация работы с родителями, создание предметно-игровой среды, использование игровых форм обучения, построение работы согласно деятельностному подходу.

Создание предметно-игровой среды.

Окружающая среда побуждает ребёнка к активным действиям, но она должна быть такой, чтобы соответствовать его интересам, возможностям, потребностям и инициировать деятельность ребенка. Групповое помещение обустраивается таким образом, чтобы у ребёнка была возможность реализовать себя в игре, творчестве, исследовательской деятельности индивидуально и вместе с другими детьми. В создании предметно-игровой среды важная роль отводится игрушке. В предметно-игровую среду необходимо добавить игрушки-электро- и другими домашними приборы и акцентировать внимание на важности утеплительных мероприятиях, экономии воды, света и других источниках энергии.

Использование игровых форм обучения.

Учитывая специфику детского мышления, в котором доминируют эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания, формирование навыков экономии и бережливости связано с эмоциональными переживаниями. Мотивировать детей на энергосберегающее поведение следует через обсуждение правильных и неправильных поступков, поощрение правильного бытового поведения, используя при этом призы, награды и моральное стимулирование.

3.6.Работа с педагогами

Необходимо использование личного примера не только отдельного педагога, проводящего определённую работу, но и всего педагогического коллектива в целом. Нельзя воспитать культуру чего бы то ни было, если не обладаешь ею сам.  Важна предварительная работа и агитация со всеми членами коллектива детского учреждения на деятельность по энергосбережению. Следует изменить позицию педагога от стороннего наблюдателя к активному преобразователю.

I.Проведение консультаций:

1.Ознакомление детей с окружающим миром и энергосберегающими мероприятиями.

2.Организация экологической прогулки с детьми. Экспериментирование с водой, теплом, воздухом.

3.Формы работы воспитателя  по организации  практической деятельности детей и родителей, направленной на сохранение энергоресурсов.

4.Развитие речи детей при знакомстве с водой, теплом, электричеством, бытовой техникой.

5.Ступенчатое развитие экологического сознания дошкольников (от элементарных знаний к природоохранным и сберегающим действиям).

II.Активные формы работы с педагогами: семинар (семинар-практикум, семинар-брифинг, проблемный семинар, теоретический семинар), деловая игра, круглый стол, мастер-класс, тренинг, устный журнал, педагогическая икториина и др., на которых педагоги получают как теоретические знания, так и практический опыт.

В рамках семинаров делается акцент:

– на развитии таких жизненно важных навыков, как умение изучать и внедрять вопросы ресурсо- и энергосбережения на практике в повседневную жизнь;

– работе со взрослыми (семьей);

– собственном стремлении содействовать решению проблем ресурсосбережения;

–выработке личной и гражданской ответственности по вопросуэнергосбережения.

Эффективной формой методической работы с педагогами является создание творческих групп в педагогическом коллективе.

Творческая группа участвует  в разработке персперспективного

плана работы с дошкольниками по ресурсо- и энергосбережению.

III.Создание раздела «Энергосбережение» в  методических папках воспитателей и накопление  материалов по теме.

IV.Создание предметно-развивающей среды в группах по ресурсо- и энергосбережению.

3.7.Работа с родителями.

Организация работы с родителями. 

Важной стороной данной темы является постоянное  сотрудничество с родителями, т.к. семья для ребенка – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.  Сотрудничество с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, а у ребенка – уважительное отношение к своим близким. В противном случае, если ребенок не будет иметь постоянного примера разумного отношения к природе, ее ресурсам, то мотивация его правильного поведения по отношению к природе будет постепенно ослабевать.

1. Акции добрых дел

2. Анкетирование родителей по выяснению уровня экономного расходования природных ресурсов в быту.

3. Заседания родительского клуба «Сердечко», темы: «Свет, газ и вода – в доме главные друзья!», «Что значит быть бережливым?», «Делюсь опытом»…

4. Изготовление родителями совместно с детьми карточек-напоминалочек по энергосбережению и размещение их в соответствующих местах дома и группового помещения детского сада.

5. Конкурсы:

  • «Самая бережливая семья. Коллекция энергоэффективных советов»;
  • семейных агитбригад по проблеме;
  • экологических макетов.

6. Практическая деятельность:  «Сбережем природу: пластиковую бутылку на  службу народу»;

Привлечение родителей к помощи детям в проведении домашних исследований по расходованию природных ресурсов в данной семье.

7. Приглашение к участию в тематических досугах «Энергоматематика», «Простая ситуация», «Бережем энергию» и т.п.

8. Разработка правил экономного пользования водой, теплом и лектроэнергиией.

9.Разработка экскурсионных маршрутов (водоем ближайшего парка, водоканал, выезд к озеру, реке и т.п., на водоканал, ТЭЦ, государственный музей РТ…)

10. Семейные альбомы и газеты по теме «Энерно- и ресурсосбережение».

11. Создание информационных уголков для родителей «Берегите воду!», «Берегите тепло!» и т. п.

3.8.Мониторинг познавательного развития по ресурсо- и

энергосбережению

  1. Имеет четкое представление об отличии природы от рукотворного мира.
  2. Регулярно интересуется явлениями и объектами природы, проявляет к ним бережное отношение.
  3. Имеет представления о культуре быта:
  • имеет представление о правилах поведения по отношению к объектам природы, может объяснить их смысл и самостоятельно соблюдать на практике;
  • имеет навыки рационального природопользования (экономия света, воды), понимает их смысл и применяет в жизни, обращает внимание взрослых на незакрытые краны, невыключенный свет и т.д.
  1. Задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи.
  2. Осуществляет деятельность по образцам и правилам.

Приложение 2

ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Техника безопасности

Каким бы простым не был эксперимент, нельзя оставлять детей одних. начинать надо с инструктажа. Выдаем детям фартуки, одеваем фартук и себе, объясняя, что настоящие учены (физики-химики) работают только в специальной одежде.  Обращаем внимание детей на то, что опыты нужно проводить аккуратно и осторожно, ведь это не «игрушки, а настоящее взрослое занятие!» Ингредиенты нельзя пробовать на вкус и разливать, ведь среди них могут оказаться и «опасные». Малыши с первой минуты исследовательской работы должны знать правила и стараться не нарушать их. Однако помните, что нельзя запугивать ребенка, иначе отобьете у него всякую охоту что-то делать.

Цикл опытов на тему: «Вода»

(см. проект «Вода – главное чудо планеты»)

Опыт на тему: «Газ»

 Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое газ? Это вполне доступно можно разъяснить и показать  в ходе опыта «Вулкан».   Его можно провести с помощью научно-познавательного набора «Могучий вулкан», а можно и самим сделать вулкан в  условиях детского сада. И не только удовлетворить любопытство юных исследователей, но и пробудить интерес к географии, химии и геологии.

Итак, нам понадобится материал для самого вулкана: им может быть пластилин, глина, соленое тесто или стеклянная банка, закопанная в песок соответствующим образом. Лепим вокруг банки на какой-либо подставке (картон, коробка, доска, столешница) гору с кратером, которым и будет являться замаскированное горлышко банки. Далее насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь влить в жерло вулкана 40-50 мл столового уксуса 3-9%, начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.

Происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края кратера. Все совершенно безвредно и безопасно: NaHCO3 (бикарбонат натрия, или сода) + HC2H3O2 (уксусная кислота) = NaC2H3O2 (ацетат натрия) + CO2 (углекислый газ) + H2О (вода). Средство для мытья посуды заставит «лаву» сильнее пузыриться.

 Этот опыт вполне безвреден и гарантирует ребенку полную безопасность от ожогов, отравлений и прочих неприятностей. Единственный минус – это запах уксуса, который можно исправить, проводя опыт в хорошо проветриваемом помещении или на улице. И, безусловно, нужно объяснить ребенку, что «делать» вулкан можно только вместе со взрослыми.

Цикл опытов на тему: «Электричество»

«Как увидеть молнию?»

Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества).

«Почему лампочка светит?»

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

Цикл опытов на тему: «Тепло»

Опыт «Тёплый — холодный»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт «Где живёт теплота?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

Наблюдение «Кому нужно тепло?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

  При составлении программы использована следующая литература и материалы интернета:

  1. «Истоки». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., Сфера, 2011 г.
  2. Башмаков И.. Сказка о потерянном тепле.- М., 2012 г.
  3. Все обо всем. Мир вокруг нас. – М., 2000 г.
  4. Дворецкая Ж.Г. ,  Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость.- Витебск, 2010 г.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., 2010 г.
  6. Игры.  http://energoeffekt.gov.by/2011-08-31-12-14-15/all-games.html
  7. Книжка-раскраска «Капелька и искорка учат экономить энергию». С-П.
  8. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. – М., 1999 г.
  9. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет. – М., 2011 г.
  10. Пиляк М.А. «Азбука Берегоши». http://vscolu.ru/articles/zanyatie-s-doshkolnikami-po-energosberezheniyu.html
  11. Презентация «Энергосбережение для малышей». http://www.myshared.ru/slide/58881/
  12. Репьев С.А.Забавные физические опыты. Мастерилка, 1998 г.
  13. Репьев С.А.Забавные химические опыты. Мастерилка, 1998 г.
  14. Савич Н., Шатько Е.  Из опыта работы по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста. http://vscolu.ru/articles/nashe-bogatstvo-v-vashix-rukax.html
  15. Сапун И.Н. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.- Минск. АПО, 2012 г.
  16. Сикорук Л.Л. Физика для малышей. – М., 1983 г.
  17. Степанова С. Программа по энергосбережению с детском саду «Мы живем экономно». http://vscolu.ru/articles/my-zhivyom-ekonomno.html
  18. Тепляков Д. Колокольчик Повелителя.- М., 2012 г.
  19. Тугушева Т.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – С-П., 2010 г.
  20. Филипчик И. Учись быть бережливым. http://vscolu.ru/articles/uchis-berezhlivym-byt.html
  21. Элин дворик. http://elindvorik.ru/kindergarten.htm
  22.  «Энергия и среда обитания»: сборник работ учителей и школьников («Дети Балтики», Санкт-Петербург), 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Витамины нам нужны, витамины все важны»

Задачи1.         Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.2....

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Витамины нам нужны, витамины все важны»

Задачи1.         Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.2....

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Витамины нам нужны, витамины все важны»

Задачи  Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.Систематизировать знания детей о полезных продуктах, в к...

Цифровой образовательный ресурс для детей старшего дошкольного возраста "Маша и Старик-годовик"

Интерактивная дидактическая игра «Маша и Старик-годовик» направлена на систематизацию знаний старших дошкольников о временах года в природе, сезонных особенностях времен года.Дидактические...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

«Мы играем, голос наш мы развиваем!» Конспект занятия с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшего дошкольного возраста

Пение -любимый вид деятельности дошкольников.  Использование электронных образовательных ресурсов позволяет педагогу провести занятие интереснее и эффективнее....

Проект по самообразованию "Опытно-исследовательская деятельность как ресурс познавательного развития детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей  дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться различные фо...