Кружок "Фантазеры" экологическое воспитание (5-7лет)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Cухова Cветлана Николаевна

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ по экологическому воспитанию (второй год) для детей 5-7лет. В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок по экологии47.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ

Экологическое воспитание

«ФАНТАЗЕРЫ»

Возраст детей 5 – 7 лет

Срок реализации программы 1 год

Составитель:

Сухова Светлана Николаевна

с. Конобеево

2012г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Программа «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др.,) указывается на необходимость максимально использовать данный период времени воспитывая у детей осознанно правильного отношения к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Основная цель программы – развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды. Взаимосвязи внутри природных сообществ, явления неживой природы); воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.

- формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

- формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.

- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

- формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

В основу программы легли следующие принципы:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
  • Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
  • Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
  • Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
  • Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Занимаясь по программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у старших дошкольников осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Особенностью программы является реализация регионального компонента. Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому в программу вводится изучение экологической обстановки края.

Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей 5 – 7лет. Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфическими особенностями детей. Срок реализации: 1 год.

Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности

  1. Добровольное участие детей.
  2. Наполняемость кружка: 18 – 22 человека, старшей, подготовительной  группы.
  3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
  4. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 20 – 30 минут.
  5. Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности – 1 раз в неделю, во второй половине дня.
  6. Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).
  7. Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
  8. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

Законодательное и научно – методическое обеспечение программы

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Устав МДОУ.
  • Парциальные программы: «Юный эколог» /С.Н. Николаева.

 


Система
 мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Фантазеры»

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Группа детского сада _____________________________________________

Дата проведения мониторинга _____________________________________

Имя, фамилия____________________________________________________

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений __________________________________________________________

Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края_______________________________________________

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира______________________________________________________________

Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона_________________________________

Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, ____________________________________________

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов ________________________________________________

Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу _______________________

Имеет представления о правилах поведения в природе____________________

Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении________

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями__________

Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности_______________________________________________________

Сформированы основы экологического сознания________________________

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий.

Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кол-во

часов

Раздел 1. «Живая природа»

1 блок – растения

Темы: «Золотая осень», «Уходит осень золотая», «Загадки комнатных растений», «Елочка – колкая иголочка», «Огород круглый год», «Ветки сирени в вазе», «Целебные растения клумбы»

2 блок – животные

Темы: «Земноводные животные», «Рыбы», «О диких и домашних животных»,

3 блок – птицы

Темы: «Перелетные птицы», «Кормушки для птиц», «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы», «Какие разные птицы», «Птицы прилетели»

8

Раздел 2. «Неживая природа»

1 блок – вода, воздух, почва (камни)

Темы: «Песок», «Песок и глина», «Зима в городе или тайны снега», «Что такое воздух?», «Вода и воздух»

2 блок – времена года

Темы: «Осень», «Поздняя осень», «Здравствуй зимушка – зима», «Вместе весело играть», «Зимние пейзажи», «Зимнее время года», «Красавица зима», «Пройдёт зима холодная», «Весна». «Долгожданная весна», «Красавица Весна»

8

Раздел 3. «Природа и человек»

Темы: «Планета Земля в опасности», «Дети на прогулке зимой», «Экологический поход», «День рождения земли», «Кладовая Земли», «Связь живой и неживой природы»

3

Итого часов

19


МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр
  • Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
  • Игровые методы: проведение разнообразных игр; загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
  • Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;  постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы программы мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат:

Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:

  • Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
  • Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
  • Желание заботиться о живых объектах природы;
  • Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
  • Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
  • Попытка оценивать свое поведение.

В процессе работы по программе предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРОГРАММЫ  

Дата

Тема

Задачи

03.09.

«Песок»

Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

10.09.

«Планета Земля в опасности»

Продолжать формировать у детей представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Продолжить знакомить с глобусом и картой – моделями земного шара. Закреплять знания о среде обитания живых существ. Формировать представления детей об опасности, которая есть на нашей планете: загрязнения воздуха, океанов, морей. Развивать любознательность, познавательную активность, интерес к выполнению самостоятельных трудовых действий.

17.09.

«Осень»

Закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

формировать у детей смекалку, сообразительность.

24.09.

" «Земноводные животные»

Углублять у детей знания и представления о земноводных животных. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям. Развивать логическое мышление, внимание и память. Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.

01.10.

«Золотая осень»

Продолжать знакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.

08.10.

«Песок и глина»

Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются. Познакомить детей со свойством: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

15.10.

Наблюдение за перелетными птицами

Расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

22.10.

«Рыбы»

Расширять знания детей о рыбах, продолжать знакомство с ними, закреплять умение классифицировать их, развивать мышление и память, пополнять словарный запас детей.

29.10.

«Уходит осень золотая»

Совершенствовать экологические знания, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

05.11.

Кормушки для птиц

Формировать у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

12.11.

«Поздняя осень».

Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.

19.11

Загадки комнатных растений

Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело. Расширение зеленого уголка в группе.

26.11.

«Зимующие птицы»

Формировать у детей обобщенное представления о зимующих птицах.  

Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц.

Воспитывать заботливое отношение к птицам и желание им помогать

Закреплять умения понимать образный смысл загадок.

03.12.

«Здравствуй зимушка - зима»

Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

10.12.

«Елочка – колкая иголочка»

Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе. Воспитывать понимание ценности каждого дерева. Развивать логическое мышление.

17.12.

«Вместе весело играть»

Продолжать знакомить с явлениями природы – появление снега, выявить его свойства: таять от тепла, быть липким. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы. В процессе трудовой деятельности (лепка снежной крепости) учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.

24.12.

«Зимние пейзажи»

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

7.01.

«Зима в городе или тайны снега»

Систематизация знаний о свойствах снега и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о состоянии воды, и причинах перехода одного состояния в другое.

14.01.

Зимнее время года.

Формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры

21.01.

«Красавица зима»

Воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года

28.01.

«Что такое воздух?»

Познакомить детей с понятием воздух, его свойствами, значением для жизни человека.

Обучать детей расслаблению, фиксируя их внимание на приятном состоянии расслабленности.

4.02.

Дети на прогулке зимой

Развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.

11.02.

«Огород круглый год»

Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

18.02.

«Покормите птиц зимой»

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

25.02.

«Пройдёт зима холодная»

Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

04.03.

«Весна».

учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в природе; развивать умение логически мыслить, правильно формируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами; воспитывать детей, способных понять природу, беречь её, любить.

11.03.

«Вода и воздух»

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

18.03.

«О диких и домашних животных»

способствовать формированию у детей умений выделять характерные признаки домашних животных пониманию того, что домашние животные отличаются от диких; развитию сравнения диких и домашних животных; установлению причинно-следственных связей; воспитывать у детей интерес к жизни животных и желание заботиться о них.

25.03.

«Какие разные птицы»

способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

01.04.

«Долгожданная весна»

продолжать формирование интереса к коллективным формам деятельности; развивать умение художественно отражать предметы и явления окружающей действительности; продемонстрировать детям создание многофигурной сюжетной композиции, располагая предметы по всей плоскости листа бумаги (ближе, дальше)

08.04.

Экологический поход.

показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развёртывающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях.

15.04.

«День рождения земли»

Дать детям представление о планете Земля Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. Подвести к пониманию того, что планета Земля сейчас в опасности, чтобы спасти её, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться. Развивать творчество, внимание, мышление.

22.04.

"Кладовая Земли"

Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых. Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.

29.04

 «Ветки сирени в вазе».

Побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные им средства выразительности (цвет, композиция); продолжать развивать способность самостоятельно выбирать способы изображения, используя различные технические навыки и приёмы.

06.05.

«Птицы прилетели»

Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах (грачи, трясогузки, журавли и др.), прилет, добывание ими корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; развитию представлений о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

13.05.

«Целебные растения клумбы»

Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.

20.05.

«Связь живой и неживой природы»

Способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

27.05.

«Красавица Весна»

обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить. Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков.


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Система работы в подготовительной к школе группе детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999.
  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная к школе группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
  7. http://www.doumarx.ru/publ/ehkologija/3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей 6-7лет

Картотека из двух карточек раскрывает экологическое воспитание детей 6-7 лет (сезонные наблюдения и ознакомление детей 6-7 лет с миром природы)...

Конспект по экологическому воспитанию для детей с 6-7лет. Тема: «Вторая жизнь упаковки».

Цель .Научится находить применения разным упаковкам, после их первичного использования.Задачи .1. Формировать семейную экологическую культуру жизненной позиции у взр...

Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»

Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...

Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»

Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...

Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)

Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...