Рабочая программа "Маленькая страна - это моя семья"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) по теме

программа содержит материал по формированию у дошкольников представлений о семье и родословной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkaya_strana_-_eto_moya_semya.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Маленькая страна - это моя семья»

                                                                      Я появился в «маленькой стране»,

                                                                   Мне здесь понравилось вдвойне.

                                                            Здесь мама есть и папа тоже,

                                                                  Всегда друг другу мы поможем.

                                                          Не зря зовут нас все друзья,  

                                                                        С огромной буквы «С» - «СЕМЬЯ»!    

Е.В.Моторина

Пояснительная записка.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого  является. То, что ребенок, в детские годы, приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что ребенок в ней находится в течение  значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья является для ребенка наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние  на формирование привычек, черт характера, психических свойств, тем самым приобщает его к окружающей жизни. Воспитание детей, формирование личности ребенка, с первых дней его жизни – основная обязанность родителей, не остаются в стороне и педагоги. К сожалению, в обществе бытует мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с  семьей. Если ребенок живет в семье , он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А.Козлова и Э.К.Суслова подчеркивают то, что именно взрослые должны с раннего детства помочь детям понять

значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к родному дому, к своей семье.

Актуальность. На современном этапе развития общества «семья» с каждым днем все больше теряет свою сущность. У людей складываются другие взгляды на создание крепкой, дружной и полной семьи, в которой все будут с уважением относиться друг к другу, где будут счастливо расти дети.  Общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных социологами, психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Ежедневно в стране тысячи женщин приобретают статус матери-одиночки. Вместе с тем, растет число детей, которые рождаются в неполных семьях. Конечно, это не говорит о том, что у этих малышей нет отцов, ведь некоторые родители штампу в паспорте, почему-то предпочли гражданский брак. А сколько у нас детей, воспитанием которых занимаются бабушки и дедушки, детей, родители которых лишились родительских прав или отказавшись от ребенка сразу после рождения, тем самым переложив его воспитание на государство.  Но даже в семьях, в которых показатель благополучия, материального и социально-психологического развития в норме тоже существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как значительно возросшей занятостью родителей на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний. Все эти и другие обстоятельства обуславливают актуальность формирования у дошкольников представлений о  «семье».

Американский  философ  Джордж  Сантаян говорил: « Семья – великий шедевр природы». Поэтому необходимо с  раннего детства формировать у детей представления о «семье», как неотъемлемой  части природы, о том, что только  семья приносит счастье и полноту жизни.  

Вид: творческий познавательно-речевой.

Цель: формировать у детей понятие «семья», показать ее ценность для человека. Воспитывать  любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Развивать в детях  чувство семейной сплоченности, интерес  к истории своей семьи к ее традициям. Расширять словарный запас, познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость у всех участников образовательного процесса.

Задачи.

1.Формировать у детей представления о  «семье», профессии родителей.

2. Воспитывать у детей любовь  и уважение к членам семьи, учить заботиться о родных людях.

3. Совершенствовать стиль партнерских отношений, коммуникативные навыки у детей через игровую деятельность.

4. Развивать связную речь. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии;  глаголы, характеризующие трудовые действия.

5. Обогащать детско-родительские отношения через совместную творческую деятельность.

6. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о «семье».

7. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.

8. Выработать систему  воспитательно-образовательной работы.

9. Организовать разнообразные формы работы по обмену опытом среди педагогов ДОУ.

Принципы реализации.

  • плановость, систематичность, последовательность  формирования знаний у детей.
  • тесная взаимосвязь теоретических знаний с конкретными практическими действиями.
  • воспитательная ценность знаний и умений.
  • поиск согласия в решении главных вопросов.
  • осознанная деятельность всех участников педагогического процесса.

Участники: дети возрастных групп ДОУ (средняя, старшая, подготовительная к школе), родители воспитанников, педагоги ДОУ, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, администрация ДОУ.

Критерии эффективности. Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов ДОУ  города на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов. Совершенствовать представления о значимости «семьи» в жизни каждого человека у всех участников  образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение.

- Закон об образовании.

- Семейный кодекс.

- Конвенция о правах ребенка.

-  Инструкция об организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках.

Информационное обеспечение. Сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями города, школой №8, родителями воспитанников, работа по управлению деятельностью участников проекта.

Материально-техническое обеспечение:

  • игровые уголки для сюжетно-ролевых игр;
  • настольно-печатные игры по данной тематике;
  • методические и дидактические пособия, картотека;
  • видеотека.

Методическое обеспечение:

  • теоретическая и методическая литература;
  • периодическая печать;
  • материалы по педагогическому опыту;
  • СМИ для родителей;
  • сайт ДОУ в интернете.

Предполагаемые источники финансирования: средства: спонсорская помощь родителей.

Система работы по данной проблеме включает:

  1. Создание предметно-развивающей среды – иллюстрации, художественная литература, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные и дидактические игры.
  2. Совместную деятельность педагога и детей  - дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры драматизации, строительные игры, беседы, тематические занятия, экскурсии, наблюдения, выставки рисунков, развлечения, фотовыставки, просмотр видеофильмов, создание альбомов.
  3. Работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов.
  4. Взаимосвязь с работниками различных сфер деятельности.
  5. Работу педагога-психолога по подбору дидактического материала  для формирования у детей элементарных представлений о «семье».

Формы работы с детьми:

  • занятия (познавательного цикла, по продуктивной деятельности);
  • чтение художественных произведений;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, словесные игры, настольно-печатные игры, игры драматизации, строительные игры);
  • рассматривание проблемных ситуаций;
  • моделирование, обыгрывание игровых ситуаций;
  • экскурсии.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • беседы, консультации, родительские собрания;
  • привлечение родителей к книжным новинкам по теме;
  • совместные досуги, вечера-викторины, развлечения;
  • открытые просмотры занятий с детьми по данной тематике, участие родителей на занятиях;
  • участие в выставках, конкурсах;
  • участие в экскурсиях;
  • размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок-передвижек о значении семейного  воспитания.

Формы работы с педагогами:

  • диагностика интересов и потребностей ДОУ;
  • семинары-практикумы;
  • педагогическая печать;
  • методические объединения;
  • мастер-классы;
  • познавательные  игры, способствующие реализации цели проекта.

Основные направления работы с родителями включают:

1.Беседы с детьми о своих родственниках.

2.Рассказы о своем детстве, школьных годах, семейных традициях, о своей профессии.

3.Чтение художественных произведений.

4.Составление таблиц – схем «Моя родословная».

5.Участиствие в совместной творческой деятельности.

6.Собрание картотеки загадок, пословиц, поговорок о семье.

7.Написание сочинений на тему: «Увлечения нашей семьи», «Наш выходной день», «Гордость нашей семьи», «Семейные традиции» и т.д.

Этапы работы с детьми.

Цель первого этапа  (средняя группа 4-5 лет)

 Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и маленькие). Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей, желание помогать своим близким.

Продолжать обогащать словарный запас словами обозначающими родство (родители, мама, папа, муж, жена, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, сын, дочь).

Для реализации данного этапа необходимо создать предметно-развивающую среду, которая включала бы в себя яркие игрушки, эстетические атрибуты к играм, дидактические и настольно-печатные игры. Для речевого развития подобрать иллюстрации, словесные игры, художественные произведения по данной теме. Ежемесячная работа по формированию представлений о «семье» включается в календарный план воспитательно-образовательной работы, знания и умения детей закрепляются и совершенствуются в свободное от занятий время через игры, театрализованную и изобразительную деятельность.

Цель второго этапа (старшая группа 5-6 лет)

Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Расширять представления о том, что у каждой семьи есть своя история, традиции. Воспитывать интерес к своей родословной.

Расширять словарный запас  словами,  обозначающими родственные отношения (дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра). Развивать умение последовательно рассказывать о своих обязанностях по дому, членах своей семьи, называя их по имени отчеству, об  их занятиях домашними делами.

Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений о том,  что такое семья. О родственных отношениях, терминах родства, правилах поведения и общения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и бабушек и дедушек. Для реализации данного этапа необходимо подобрать дидактические пособия по формированию знаний о профессиях, знакомить детей с новыми настольно-печатными играми, дополнить новыми атрибутами сюжетно-ролевые  игры. Провести тематические занятия по темам: «Что такое имя», «Что означает фамилия?», «Откуда отчество пришло?» и другие. Привлечь родителей к пополнению семейных альбомов новыми фотографиями.

Цель третьего этапа (подготовительная к школе группа 6-7 лет)

Формировать представления детей о родословной как истории семьи и народной традиции. Расширять и закреплять знания о родственных отношениях. Знакомить с семейными преданиями, интересными судьбами родственников, случаями из жизни, показать ребенку почетные грамоты, военные ордена и медали дедов, отцов, награды и памятные знаки, имеющиеся у членов семьи. Составление родословной таблицы.

Активизировать в речи термины родства. С помощью таблицы-схемы рассказывать о своей родословной.

Основную работу по ознакомлению с родословной целесообразно проводить в подготовительной к школе группе. На этом этапе у детей формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов России. Объяснить эти сложные понятия  помогает использование модели семьи, отнесенной в прошлое.   Для реализации данного этапа  необходимо провести тематические занятия с детьми  на темы: «Родословная – старинная русская традиция», « Образ моей семьи», «Моя родословная – образ моей семьи» и т. д. Организовать досуг с приглашением родителей ,как участников образовательного процесса, на тему «Семейные традиции». Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей6 «Родословная – традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Привлечь родителей к составлению  своего семейного (родословного) древа используя интересные  привлекательные образы: в виде радуги, грозди винограда, дерева и т. д.

Содержание представлений у детей по программе:

  • Иметь элементарные представления о том, что такое  «семья», ее значимости для человека.
  • Знать свое отчество, имена и отчества своих родителей, ближайших родственников.
  • Понимать и называть родственные отношения.
  • Иметь представления о профессии своих родителей, о том, как важен для общества их труд.
  • Понимать что надо уважительно, заботливо относиться к окружающим (к родным, близким); к труду и занятиям членов семьи. Выполнять постоянные обязанности по дому.
  • Знать и использовать в речи слова обозначающие родство.

Познавательные и игровые  умения. Знать и уметь рассказывать, опираясь на опорные схемы о членах своей семьи, их роде деятельности, а также интересных событиях в их жизни. Развивать желание  узнать о своих предках. Свои знания и умения переносить в игровую деятельность, подбирая для игр необходимые  игрушки и атрибуты.

Практические умения. Уметь называть своих родителей и других родственников по имени отчеству, их место работы. Набирать  домашний номер телефона. Проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, умение пожалеть, помочь; выполнять свои домашние обязанности.

 Содержание работы с детьми.

1.В процессе работы над проектом дошкольникам сообщаются знания о том, что такое «семья», что у каждой семьи есть своя история, традиции; расширяются и закрепляются представления о родственных отношениях, знакомят с терминами родства, правилами поведения и общения с родными. Формируются представления о родословной, как истории семьи и народной традиции. Совершенствуются знания о своих родителях, их профессии важности их труда для общества.. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль , в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.

Все эти занятия имеют цель : совершенствование знаний, умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

2. Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

3. Обучение проводится на коллективных занятиях. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенные задания. Работа по проекту предусматривает деятельность  детей, как на занятиях, так и в режимных моментах.

4. Материальное оснащение занятий соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям, способствует формированию знаний, умений и навыков детей.

Сроки реализации программы:  2010-2011 уч. год – средняя группа

                                                            2011-2012 уч. год – старшая группа

                                                            2012-2013 уч. год – подготовительная к    

                                                            школе группа                                              

Ожидаемые результаты.

  • У детей сформируются стойкие знания о «семье», своей родословной.
  • Дошкольники научатся использовать свои знания и умения в практической жизни.
  • Выработано желание  с уважением относиться к членам своей семьи, заботиться о них.
  • Обогатить детско-родительские отношения через  участие в совместной  творческой деятельности.
  • Сформировать умение детей рассказывать о  членах своей семьи  и родственниках.
  • В ходе реализации проекта родители станут непосредственными участниками  образовательного процесса. Каждая семья составит  свое родословное древо.
  • У родителей появится интерес к работе  детского сада, воспитанию у детей семейных традиций, возрастет интерес к  мероприятиям,  проводимым в  ДОУ.
  • Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
  • Расширение взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями города, преемственной связи с начальной школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II младшей группе

Рабочая программа  по работе с родитеями во 2 младшей группе...

Рабочая программа "Я и моя семья"

Представлена методическая разработка мероприятия, целью которого является формирование у детей понятия «семья» и роли семейных ценностей в     становлении личности ребё...

Рабочая программа"Страна безопасности"

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы, взрослые, испытываем за самых беззащитных граждан &nd...

Рабочая программа "Детский сад и семья"

Программа представляет собой новый взгляд на особенности организации работы с родителями на современном этапе развития дошкольного образования...

Рабочая программа воспитателя «Взаимодействие ДОУ + семья»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга....

Рабочая программа воспитателя «Взаимодействие ДОУ + семья»

1.Пояснительная запискаСемья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышат...


 

Комментарии

Мазитова Альбина Михайловна

Очень актуальная программа