Программа по экологии
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

Невмержицкая Анна Анатольевна

     Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней бережного отношения, но и формирование осознанного правильного отношения ко всем объектам живой и неживой природы, основанное на системе конкретных знаний закономерностей живой природы, об изменении развития природы, от среды обитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Авторизованная программа по экологии

«Родной край»

Авторы: Шинкаренко Людмила Ивановна,

 заместитель руководителя по инновационной работе

Невмержицкая Анна Анатольевна, воспитатель

Введение

     В век, когда научно-технический прогресс усугубляет экологическую проблему, в нашем  обществе создается необходимость проведения  работы по формирования у населения  экологической культуры, т.е. осознанного правильного отношения к природе  и поведению в ней.

   Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности человека.  В этот период закладываются все позитивные начинания. Перед педагогами – дошкольниками стоит сложная задача: взрастить поколение людей с экологически чистой душой. А справиться с ней можно лишь тогда,  когда в коллективе детского дошкольного учреждения сформировались экологически чистые человеческие отношения. Вот почему первым разделом программы и предлагается «Работа с педагогическим коллективом п организации работы и расширению кругозора в вопросах воспитания экологической культуры».

     Для того, чтобы процесс воспитания прошел наиболее плодотворно и эффективно, необходимо создать экологическую среду. «Создание условий для экологического воспитания детей»-является вторым разделом программы.

     Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней бережного отношения, но и формирование осознанного правильного отношения ко всем объектам живой и неживой природы, основанное на системе конкретных знаний закономерностей живой природы, об изменении развития природы, от среды обитания. Эту работу предусматривает третий раздел программы. Для более полного осуществления задач, поставленных  «Программой воспитания экологической  культуры», необходимо организовать работу, что является последним разделом предполагаемой программы.

  1. Раздел программы

«Работа с педагогическим коллективом детского дошкольного учреждения по организации работы и расширению кругозора в вопросах воспитания экологической культуры».

Воспитатели должны знать: экологическую среду и условия, в которых находится дошкольное учреждение, экологическую обстановку в районе, городе, крае, государстве; материалы краеведения, флору и фауну, характерную для кубанских степей, пойменных лесов; проблему исчезновения степных кубанских рек и водоемов; исчезающие, охраняемые виды растений, животных, птиц (ландыш, зверобой, девясил жестковорстный, валерьяна, мальва, лесной виноград, пролеска, ковыль, дрофа, перепел, фазан; камышовый кот, лось, енот и другие); знать специфику труда людей, имеющих профессию, связанную с охраной природы (лесничего, егеря..); знать заповедные места своего района.

 Воспитатели должны уметь: создать необходимые условия для экологического воспитания детей, грамотно обустроить свой участок, подобрать объекты для  создания «экологической тропы»; вести посев, посадку растений разными способами, осуществлять сбор лекарственных растений.

      Относиться к объектам природы: разумно, объясняя детям причину своего отношения к ним (почему я вырвала из земли часть растений? Потому, что они находятся очень густо и мешают друг другу развиваться).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ

КОЛЛЕКТИВОМ

  1. Лекция «Проблемы охраны природы в нашем районе, крае» (председатель «Общества охраны природы» ) смотри приложения.
  2. Практикум для воспитателя «По маршруту экологической тропы» (коллективное введение новых объектов в нее).
  3. Экскурсия в заповедные места района (Усть-Лабинский восстановительный участок, рыбопитомник озера хутора Ковалева, в роли гида использовать инспектора охотсоюза или главного ихтиолога района).
  1. Обзор для воспитателей «Человек и природа - вечная тема литературы» (работники центральной библиотеки + кднкурс на лучшее исполнение стихотворения о природе).
  2. Консультация для воспитателей «Как организовать работу по воспитанию экологической культуры дошкольников» (смотри приложения).
  3. Задания по сбору краеведческого материала и обмен опытом среди воспитателей по предложенным направлениям: «Как живешь озеро Копытко?» Познакомить с экосистемой озера и водоемов, с проблемой состояния водных ресурсов в нашем районе (смотри приложения); «По страницам «Кранной книги» в нашем районе» (сбор материала и иллюстраций об охраняемых и исчезающих видах флоры и фауны).

1. Практикум для воспитателей: «Сбор и приготовление лекарственных растений».

  1. Музыкально-художественная композиция «Гляжу в озера синие...», Обзор музыкальных произведений и произведений художественного искусства на природоохранительную тему»
  2. Выставка и обзор методической литературы и материалов периодической печати для воспитателей (методист).

10.Собеседование по вопросам экологического воспитания (смотри приложения).

11.Деловая игра «Знаешь ли ты природу?» (смотри приложения). 12.Конкурс на лучшее оформление календаря природы.

2 РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ».

  1. Грамотный выбор места для расположения или постройки детского дошкольного учреждения на территории города (детский сад располагать подальше от промышленной зоны и поближе к месту жительства детей).
  2. Детский участок должен иметь естественный земельный или травяной покров, асфальтные дорожки небольшие, дающие возможность пройти в мокрую погоду к верандам. На участке посадить деревья разных видов, характерных для данной местности (орех, платан, тополь, клен, липа, ясень, береза, ива и др.). Цветник на участке служит местом, где дети наблюдают процесс размножения цветов семенами, клубнями, луковицами. Собирая семена дети видят, что многие из них имеют летучки, ветерок разносит летучки и весной вырастают новые растения. На большом дереве устроить «птичий город», привязав веревкой к сильным ветвям скворечники. В том месте, где на участке находится муравейник поставить знак с нарисованным муравьем «Осторожно, муравейник!».
  3. Создание уголка девственного луга. Для того, чтобы на лугу не росла однообразная высокая трава, нужно предварительно выбрать место и засеять ее разнообразными, характерной для данной местности травами: клевером, цикорием, разновидностями кубанских ковылей, пастушьей сумкой, тысячелистником, одуванчиками. Затем не вмешиваться в жизнь этого луга, т.е. не косить на нем траву, не сгребать и не жечь опавшие листья и сухую траву осенью. Оставить этот луг для того, чтобы ребенок мог соединиться здесь с природой. Дети наблюдают, что во время цветения клевера над лужайкой летают много пчел и других насекомых, а во время цветения одуванчиков он похож на «золотой лужок». Эта территория хоть и кажется неухоженной, не такой приглядной, как цветочная клумба, но она необходима для полного слияния ребенка с природой, здесь он чувствует себя частичкой ее.
  4. Создание зеленой аптеки. Разместить ее лучше подальше от проезжей части, в глубине двора. Растения подобрать такие, чтобы ими ребята пользовались в случае необходимости: подорожник, мать-и-мачеха, календула, чабрец, ромашка, мята и др. Желательно иметь навес, где сушить травы, для сбора срывать молодые и средние листья и сушить их небольшими пучками под навесом в тени и продуваемом со всех сторон.
  5. Дендрарий. Если территория двора детского сада позволяет, то можно отвести место, где будут расти редкие растения, которые окружают нас в повседневной жизни. На Кубани приживаются растения характерные

для разных климатических зон, поэтому выбор может быть широк (сосна, ель, пихта, лиственница, черемуха, облепиха, и в то же время, катальпа, лавр, кипарис, магнолия, а в некоторых районах края даже некоторые виды пальм, цитрусовых). 6. Экологическая тропа. На большом листе бумаги рисуют карту, или можно сказать схему всего участка детского сада и интересные зоны зарисовываются на ней в виде рисунков, значков. На ней можно отметить: где находится зеленая аптека; редкое, красивое дерево; где устроена птичья столовая; в каком домике поселилась стайка воробьев; где в садике растут цветочные часы, или устроены солнечные часы; посадить кустарник, служащий зимой птицам для подкормки боярышник, калина, черноплодная рябина и другие; посадить ореховую аллею, под тенью орехов полезно находиться детям,     , особенно тем, у кого увеличена щитовидная железа; осенью можно наблюдать как крупные птицы (вороны, галки) срывают орех, поднимаются с ним высоко в воздух, бросают его на асфальт, чтобы он раскололся. На экологической тропе можно посадить дуб, для того, чтобы ребенок мог подойти к дереву, обнять его, прижаться к нему, снять усталость, успокоиться, получить положительный заряд. Объекты в тропе могут изменяться, можно его пополнять, иногда они появляются сами по себе. На экологической тропе желательно иметь место, где растут растения, охраняемые законом в вашем регионе, у нас на Кубани этими растениями является мальва (это растение иметь обязательно в детском саду, потому, что этот цветок традиционно украшает вышивку кубанского казачьего костюма), девясил жестковорстный, лесной виноград, лесная кувшинка, зверобой, ландыш, пролеска и другие. В нашем крае в естественных условиях дети могут наблюдать развитие тутового шелкопряда, для этого нужно посадить тутовое дерево где-то в углу двора. Вот такие объекты можно вносить в экологическую тропу.

УГОЛОК ПРИРОДЫ В ГРУППЕ.

Должен включать в себя комнатные растения, аквариум, террариум, клетку или вольер с птицами, клетку или ящик с животными. Если раньше для каждой возрастной группы рекомендовали разные специальные растения, то сейчас главным принципом размещения растений в уголке природы является его здоровый вид, растение должно хорошо себя чувствовать на этом месте, поэтому подбирать место для размещения растения нужно продуманно, учитывая его светолюбивость, количество растений определять самим, но иметь чувство меры, чтобы все они были задействованы в педагогическом процессе, чтобы детям они были доступны и они сами без напоминаний воспитателя могли за ними

ухаживать и знали, что это растение любит много водь;, а это - нет. Основным показателем успешного педагогического процесса является т< что дети знают, умеют и с удовольствием ухаживают сами за растениям! без напоминаний взрослых.. Растения в уголке природы желательно не представлять и не переносить их из группы в группу.

АКВАРИУМ.

В нем могут жить разные рыбки, независимо от размеров и видов, но их нужно подбирать так, чтобы им было уютно и хорошо. Лучше всего иметь аквариум на 60-100 литров воды, в большом аквариуме рыбы больше двигаются, лучше развиваются и растут. Чтобы в нем не портилась вода, нужно правильно подобрать грунт и растения. Лучше, если это будет крупный, речной, хорошо промытый песок или галька. Свет должен быть умеренным, не нужно перенаселять аквариум.

Дети, наблюдая за рыбками, знают, что им необходима вода, свет, корм.

ПТИЦЫ.

Птицы имеются почти в каждом уголке природы, Лучше, если это декоративные или певчие птицы: канарейка, волнистые попугайчики, они требуют больших клеток, но желательно, чтобы она была объемная или вольер, чтобы на дне клетки были песок и мелкие камешки. Корм должен быть разнообразен - это и песок, и зелень, и зерно, и скорлупа яиц, творог хлебные крошки, овощи. К клетке приставляется поилка или гнездо, куда i откладывают яйца. Волнистые попугайчики, если их умело спаровать, дак хорошее потомство даже в неволе.

ЖИВОТНЫЕ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ.

Самые неприхотливые для содержания - это хомячки и морские свинки, Дети любят животных маленьких размеров пушистеньких, но для них ну: создать необходимые условия, близкие к естественным, хомяк - степное животное, ему нужна норка или его заменитель, а морские свинки живут i клетке, и в картонном ящике. Почти для всех животных основными условиями служат корм, тепло, свет и чистота.

Кроме естественных условий, необходимых для экологического воспитания дошкольников, должна быть создана и развивающая база, т.е. собран НАГЛЯДНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. Серии картин: «Времена года», сезонные изменения в жизни животных «Картины из жизни домашних и диких животных»; плакаты «Юному натуралисту», «Охрана природы», «Правила поведения в лесу». Наборы открыток «По страницам Красной книги», «Их надо беречь», Лекарственные растения». Периодическая печать: газеты «Зов», «Зеленый мир», «Экологический вестник»; журналы: «Юный натуралист», «Лес и человек» и другие. Иметь гербарии: древесных и кустарниковых растений, не растущих на нашем участке; лечебных трав; технических культур (лен, хлопок, клещевина); злаковых культур; луговых трав. Муляжи: овощей, фруктов, грибов. Семена: растений цветов, цвет липы, ясеня, березы, платана. Плоды: каштана, акации, ореха, дуба, рябины, калины, еловые, сосновые шишки. Картинки: разных видов животных, птиц, млекопитающих, насекомых, рыб. Фотографии: на нравственные природоохранительные темы, о жизни и труде детей в природе. Игры настольно-печатные: «Зеленый луг», «6 картинок», «Ботаническое и зоологическое лото», «Где чей домик ?», «Детки чьей ветки?», «Кто где живет?» ( в поле, на лугу, на водоеме ). «Экологическая мозаика», «Покорми животных», «Какие птицы прилетели на кормушку?», «Подбери маму для детенышей».

БИБЛИОТЕКА ДЕТСКИХ КНИГ О ПРИРОДЕ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ПРИРОДЕ.

  1. «Животный мир нашей Родины» Герасимов М. «Просвещение 1997.
  2. «Растительный мир нашей Родины» Петров     «Просвещение» 1991.
  3. «Ребенок среди природы»   Волкова, Моисеенко. Минск 1985.
  4. «Наши следы в природе» Гаев, Самаренко    Москва 1991.
  5. «Почему у белого пуделя черный нос» Старикович Москва 1976.
  6. «Сад непрерывного цветения» Былов Москва «Россельхозиздат».
  7. «Птицы парков и полей» Феликс «Артия».
  8. «Охрана природы» Михеев Москва «Просвещение» 1990.
  9. «Лесные переселенцы» Скребицкий Москва «Университет» 1990.

  1. «Светлые росы» Мартьянова Ярославль 1985.
  2. «Верни долг природе» Политиздат Украины  1990.
  3. «Луговые травянистые растения» Москва «Агропромиздат» 1990.
  4. «Садовые и овощные культуры СССР» Игнатьева «Агропромиздат» 1990.

3 РАЗДЕЛ.        J

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО, ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ КО ВСЕМ ОБЪЕКТАМ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, ОСНОВАННОЕ НА СИСТЕМЕ КОНКРЕТНЫХ ЗНАНИЙ, ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ, ОБ ИЗМЕНЕИИ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ ОТ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ.

(Младший и средний дошкольный возраст).

Дети должны знать, что растения живые, что они любят свет и солнышко, любят пить воду, купаться, они любят тепло, а от холода или от Холодного ветра могут заболеть и засохнуть; что растения хрупкие, их легко можно сломать и поэтому относится к ним нужно бережно. У растений листья разной формы и разной величины, но все они красивые. Уметь: протирать крупные и средней величины листья, правильно поливать растения, вести посадку крупных семян бобов, лука.

(Старший дошкольный возраст).

Дети должны знать, что есть свето и тенелюбивые растения, что растения нужно подкармливать, чтобы оно лучше развивалось, что их можно разводить разными способами; знать какое строение имеет растение, для чего нужен им корень, стебель, для чего листья, для чего человек разводит растения; какое растение любит много влаги, а какое нет. Уметь: ухаживать за растениями добровольно, без напоминания воспитателя, вести правильно полив, купание, подкормку и рыхление почвы; уметь пересадить растение из горшка в горшок, если первый ему тесен, размножать растения разными способами.

РАСТЕНИЯ УЧАСТКА.

(Младший и средний дошкольный возраст).

Знать, что на участке растут деревья, кустарники, травы, знать названия некоторых из них, знать, что деревья и травы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе: осенью с деревьев опадают листья, а весной снова появляются. Летом под деревом не жарко, оно дает тень, своими плодами дерево кормит и человека, и птиц, и некоторых животных, дерево - дом для многих животных, птиц, насекомых. А цветы на участке поят сладким соком пчелок и других насекомых. Должны относиться к растениям как к живым существам. У деревьев кора, как кожа у людей: у молоденьких деревьев -гладкая и нежная, а у старых деревьев трещинки, как морщинки на лице. Деревья как люди плачут, когда им больно и дрожат, когда им холодно.

Растения помнят хорошие, добрые дела людей и щедро благодарят их плодами.

(Старший дошкольный возраст).

Знать: некоторые виды деревьев, трав, их названия. Должны знать, как размножаются (семенами, косточками, зернами, бобами); как приспосабливаются к сезонным изменениям в природе, какую приносят пользу для человека; знать лекарственные травы; какую помощь оказывает человек для лучшего роста растений (обкапывает, подбеливает, удаляет сухие и лишние ветки, делает подрезку деревьев, кустарников, укрывает некоторые растения на зиму (розы, виноград). Уметь: вести сбор семян цветов, однолетних и многолетних растений; помогать старшим в выполнении различных работ по уходу за растениями; уметь вести правильно сбор плодов и ягод. Уметь по народным приметам определять какая будет погода (черемуха цветет - к похолоданию; роса на траве днем - дождя не будет, ива «плачет» - жди дождя). Должны относиться к растениям бережно, заботливо, без напоминаний быть готовыми помочь без просьбы взрослого.

ЖИВОТНЫЙ МИР. УГОЛОК ПРИРОДЫ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ.

(Младший и средний дошкольный возраст).

Знать: обитателей уголка природы, что они живые и не могут жить без помощи человека, что человек их кормит, следит, чтобы им было светло и тепло; они должны знать животных, живущих у нас дома: кошку, собаку, корову, овцу, лошадь, свинью, кроликов. Знать, что люди с ними дружат, называют их ласково по именам; строят для них жилье, чтобы они не мокли под дождем и не мерзли в холод. Уметь: самостоятельно кормить животных, поить, чистить их жилище (ящик или клетку) с помощью взрослых, подражать их манере двигаться, звукоподражать .

(Старший дошкольный возраст).

Знать: какие условия нужно создать для животных, чтобы они росли здоровыми, какую пользу приносят животные для человека (дают молоко, охраняют жилье, дают пух и шерсть, средство передвижения). Знать какие животные охраняются в нашем крае, районе (камышовый кот, лось, дикий кабан), что в нашем районе имеется восстановительный участок, где охота запрещена, имеются водоемы, где разводят рыбу и ловля ее запрещена, знать сорта рыбы, живущие в наших водоемах (толстолобик, амур, сазан, карась, лещ, щука и другие). Уметь: вести самостоятельно уход за обитателями живого уголка, рационально и разнообразно их кормить, добровольно участвовать в уходе за домашними животными, относиться к ним, как к друзьям, выводить их на прогулку, играть с ними, ласкать их.

птицы.

(Младший возраст).

Знать: птиц в уголке природы (канарейку, попугая), живущих на нашем участке (ворона, воробей, голубь, синичка, ласточка). Знать, что некоторые птицы улетают зимовать в дальние теплые страны. Знать, что зимой птицам очень трудно и их надо подкармливать.

(Старший возраст).

Знать: перелетных и зимующих птиц в нашем регионе: что питаются птицы насекомыми и их личинками и этим самым защищают от гибели деревья и их плоды; откладывают яйца, выводят птенцов, учат их летать. Знать, что живут они в гнездах, на деревьях, под крышами домов, в гнездах на земле. Уметь: устроить кормушку для птиц, расположить скворечник на дереве так, чтобы и птицам было удобно, и дереву не вредить.

ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ.

(Младший возраст).

Знать, что в лесу и деревья, и животные, и птицы живут вместе, что животные устраивают свои домики на деревьях и под ними (норки, дупло, гнездо), они питаются плодами, корой, ягодами, травой; некоторые животные питаются живыми существами, их называют хищниками. Уметь: вести себя в лесу, не шуметь, не ловить насекомых, не брать с собой детенышей животных.

(Старший возраст).

Знать, что в лесу обитатели его жизнью взаимосвязанной друг с другом, насекомые питаются сладким цветочным соком, а птица - насекомыми. Хищники крупнее могут поймать слабую или больную птицу или животное. Нет в лесу ненужных обитателей, все они зависят друг от друга и все приспосабливаются, чтобы выжить: одни имеют быстрые крылья, чтобы улететь от врага, другие - окраску, чтобы их не заметили в траве или на листьях деревьев, некоторые имеют острые зубы, чтобы защититься от более сильных врагов. К зимовке они приспосабливаются по-разному: кто впадает в спячку, кто делает запасы на зиму, а кому помогают перезимовать люди. Уметь: вести сбор грибов, ягод, не вредя природе, вести себя правильно в лесу, не разорять птичьих гнезд, норок животных, ходить только по тропинкам, не рвать охапками лесных цветов, не брать с собой детенышей,

убрать после себя место в лесу так, чтобы другим людям можно было потом здесь тоже отдохнуть.

ЛУГ.   ПОЛЕ.

(Младший возраст).

Знать, что луг - это место, где растут разные растения, что травы имеют разные запахи, головки трав заканчиваются колосками или цветами. Среди трав живут разные насекомые (бабочки, жучки, кузнечики, пчелки). Летом луг гудит от их пения, а осенью он желтеет и жизнь на нем замирает до весны. Траву косят, сушат сено, а зимой им кормят животных.

(Старший возраст).

Знать, что на поле люди сеют и выращивают разные культуры (свеклу, пшеницу, ячмень, овощи), иногда люди обрабатывают поля химикатами, чтобы защищать растения от личинок насекомых, но вместе с ними погибают и другие полезные насекомые. Сейчас люди стараются использовать меньше химикатов, чтобы оберегать жителей полей. Уметь: отличать луг от поля, различать птичьи голоса от гула насекомых, радоваться их веселью.

ВОДА, КАК ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

(Младший возраст).

Знать, что водоемы полны жизни. На берегах рек, прудов, озер растут влаголюбивые растения (камыш, осока), знать водных обитателей (рыб, черепашек, лягушек).Зимой, когда река покрывается льдом, жизнь в ней замирает, а весной снова оживает.

(Старший возраст).

Знать, что жизнь на водоемах взаимосвязана: водные птицы (цапли, чайки, дикие утки) питаются водными растениями, лягушками, рыбой; лягушки питаются комарами, стрекозами, которые живут у водоема и откладывают свои личинки в воду, в ил; в наших кубанских водоемах водится водная крыса - ондатра, которая питается рыбой. Наши кубанские степные реки начали высыхать, нужно укреплять берега - обсаживать их лесом, очищать от ила родники, которые питают озера и реки, знать как называются реки в нашем районе и городе. Почему город носит название Усть-Лабинск. Уметь:

вести себя на водоемах, не засорять озеро или реку, его берега, уметь любоваться красотой водоемов и беречь их богатства.

ОХРАНА   ПРИРОДЫ.

Знать: почему человек оберегает природу (она дает нам жилье, одежду, обувь, дает нам пищу и воду, согревает нас в холодное время, лечит нас от разных недугов). Знать о заповедниках нашего района, о работе егеря.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА БЕСЕД О ПРИРОДРПОЛЬЗОВАНИИ.

«Откуда стол пришел», «Что делают из дерева», «Как рубашка в поле выросла», Как растет сахар», «Что можно приготовить из коровьего молока», «Чей домик лучше и почему», «Почему рис белый».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАССКАЗЫВАНИЯ ДЕТЯМ.

  1. Пришвин: «Золотой луг», «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Лесной доктор», «Еж».
  1. Романова: «Муравей - Красноя точка».
  1. Бианки: «Чей нос лучше», «»Лесные домишки», «Молодая ворона», «Лис и мышонок», «Первая охота».
  1. Зотов: «Лесная мозаика».
  2. Сладков: «Синичкина кладовая».
  3. Чарушин: «Про зайчат», «Бишка».
  4. Михалков: «Аисты и лягушки».
  5. Сутеев: «Под грибом», «Палочка-выручалочка».
  6. Некрасов: «Дедушка Мазай и зайцы».

Ю.Толстой: «Ласточки», «Птичка», «Пожарные собаки», «Котенок».

11 .Тургенев: «Бежин луг».

12.Митяев: «Мешок овсянки».

13 .Соколов-Микитов: «Листопадничек».

14.Снегирев: «Про птиц», «В заповеднике», «Как животных цвет

защищает». 15.Осеева: «Добрая хозяюшка», «Плохо». 16.Катаев: «Дудочка и кувшинчик». 17.Акимушкин: «Природа-чудесница». 18.0негов: «Тропинка полевая». 19.Гаршин: «Лягушка-путешественница». 20.Токмакова: «Деревья».

21.Чаплина: «В нашем лесу», «Птицы в нашем лесу». 22.Паустовский: «Кот-ворюга», «Дремучий медведь». 23.Маршак: «12 месяцев». 24.Есенин: «Белая береза».

25.Чуковский: «Доктор Айболит», «Айболит и воробей», «Муха-цокотуха».

26.Андерсен: «Дюймовочка», «Гадкий утенок».

27.Киплинг: «Рики-Тики, Тави», «Слоненок», «Маугли», «Откуда взялись

Броненосцы». 28.Серова: «Подснежник», «Ландыш», «Незабудки». 29.Пермяк: «Смородинка».

ЗО.Захолер: «Серая звездочка».        <

31.Горький : «Воробьишко». 32.Берестов: «Заячий след»

33.Стихи на природоохранительную тему (смотри приложение).

4 РАЗДЕЛ.

РАБОТА  С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители должны знать: экологическую среду нашего города и что можно сделать по ее улучшению. Какие знания получают дети и какое отношение к объектам природы требуют и стараются воспитать педагоги.

Воспитатели должны:

Проводить с родителями просветительную работу: «День любви к природе», «Как устроить экологически чистый быт ребенка», «Лечим травами» (беседа специалиста).

Оформить папки-передвижки: «Как вести себя на отдыхе», «Заведите ребенку дома друга», «Уголок природы дома» и другие.

Родительское собрание: «Люби и береги родную природу» (в форме устного журнала, смотри приложения).

Провести анкетирование родителей, чтобы понять как дома относятся к экологическому воспитанию ребенка.

Совместный труд в природе родителей, педагога и детей: приобрести редкие, красивые растения и посадить их вместе с детьми на участке, оказание помощи в создании и оформлении экологической тропы, (посадить лекарственные растения и растения, охраняемые законом). Организовать постройку «Деревеньки для птиц», столовой с несколькими кормушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Программа по экологии "Путешествие в природу"

Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Программа по экологии "Юные экологи"

программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....