Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Даниленко Алла Васильевна

Разработана рабочая  программа по экологии на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rabochaya_po_ekologii.docx111.81 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю заведующий

МДОУ  детский сад «Малыш»

 _________________ М.В.Ревина

Рабочая программа дополнительного образования

 по экологии «Юный эколог»

2017-2018уч. год

                                                                                   

  старшая - подготовительная группа

 

  педагога дополнительного образования  Даниленко А.В.

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ

 1.Пояснительная записка ___________________________________________

 2.  Задачи экспериментально-исследовательской деятельности___________

 для детей старшей группы  __________________________________________

 3 Методы, используемые для реализации программы____________________ 

 4 . Условия реализации программы___________________________________  

 5. Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
 центрами
  _________________________________________________________

  6.   Работа с родителями______________________________________

  7. Перспективный план работы по экологическому воспитанию   старшая

  группа

8. Ожидаемые результаты __________________________________________

 9. Список литературы _______________________________________________

   

                                                                       

                                                                                 2

                                         Пояснительная записка.

                                                                                               

                                                                               Дерево, цветок, трава и птица

                                                                               Не всегда умеют           защититься.

                                                                               Если будут уничтожены они, -

                                                                               На планете мы останемся одни.

                                                                                                                 В. Берестов

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.

Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Настоящая рабочая программа МДОУ  детского сада « Малыш»   на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой и охватывает экологическое воспитание детей со второй младшей до подготовительной группы, т.е. 3 года воспитания и обучения. В ней прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.

                                                                       

 

 

                                                               4

  Цели  и задачи рабочей программы:

Цель: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Задачи:
-формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
-накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
-воспитание потребности в созидании и творчестве;
-создание условий для полноценного экологического воспитания;
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования; - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе; др.

Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.    

Методы, используемые для реализации программы:

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • применение дидактических игр;

Словесные методы

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
  • загадывание загадок;

                                                           5

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • чтение литературных произведений;
  •  изготовление с детьми наглядных пособий.


 
Виды деятельности

Организованные:

  • непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
  • использование мультимедийного и интерактивного стола;
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
  • совместная деятельность;
  • наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
  • целевые прогулки;
  • использование компьютера для прослушивание голосов животных и пение птиц;
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • рассматривание картин из жизни диких животных;
  • рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
  • беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
  • сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
  • опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
  • экологические тропы;
  • игры (подвижные, дидактические);
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • работа с календарями природы;
  • изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).


Условия реализации программы:

Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;

                                                                        6                              

- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

 Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
- 1 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 5 –6 лет. Всего 30 занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
- 2 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 29 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю. Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
- Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:

«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;

- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);

                                                                 7                          

- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);

- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
 «Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Принципы организации образовательного процесса:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
-формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-опора на игру при формировании учебной деятельности;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.

     Работа с родителями

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой

                                                                 8

пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
  • и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени  на участке», оказывают помощь в коллекций из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.

                                                                   

Взаимодействие с семьей:

 

                                                                   9      

 Перспективный план работы по экологическому воспитанию   старшая группа

№ недели

   СЕНТЯБРЬ

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1.

 1. 

Дары природы

(сравнительный рассказ об овощах и фруктах)

способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Наблюдения
-Сбор урожая
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно».
«Угадай, что съел?».
-Беседа "Что нам осень принесла"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
Мультим-игра «что с начало – что потом»
-Игра "Дорисуй овощ"

2.

«Гуляем по лугу»

 (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава)

способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Рассматривание мультим-иллюстрацию "В поле осенью"
-Лепка "Овощи для бабушки
-Опыт "Тепло - холодно"
Беседа об осени.

–Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

–Рассматривание картинок, чтение художественной литературы.

–Рассматривание почвы на клумбе.

3.

"Куда исчезают насекомые.

(беседа)

способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Беседа о насекомых
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций о насекомых 
-Видео фильм «Жизнь насекомых»

Интерактивная игра«Четвертый лишний»

4.

«Кто такая рыбка»

способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой.

Видеофильм »Жизнь рыб водоемов»
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка")

С о с т а в л е н и е описательного рассказа «Рыбка» по схеме «Рыбы».

ОКТЯБРЬ

5.

«Кому нужна вода»

способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

--Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Видеофильм «Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Опыт с водой

6.

«Как помочь растению

способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Мультимедийная -игра « Вырасти цветок»

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

– Анализ схемы «Растения».

– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

7.

.Деревья  и кустарники на участке детского сада.

способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

– Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада.

– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

– Сбор листьев для гербария.

– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

– Труд на участке детского сада.

– Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза»

8.

«Какие разные птицы»

способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

- Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.»

-Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание схемы-модели «Птицы».

– Отгадывание загадок.

НОЯБРЬ

9.

«Где живут дикие звери»

способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Рассматривание иллюстраций с интерактивной доске изображением диких животных их обитание.

– Чтение познавательной литературы о диких зверях.– Рассматривание иллюстраций.– Рассматривание схемы-модели «Звери».

10

«Как живут домашние животные»

способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

Видеофильм »Жизнь домашних животных»
- Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

– Чтение художественной литературы.

– Беседы о кроликах и утках.

– Рассматривание схемы-модели «Животные».

11

«Почему болят зубы»

способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах.

– Рассматривание иллюстраций последовательности чистки зубов.

– Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом).

12

«Осень золотая»

обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Отгадывание загадок о явлениях погоды
- Наблюдение состояния погоды, объектов живой природы.

–Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени.

– Рассматривание пейзажных картин.

– Труд на участке.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением погоды
-Дидактические игры:
«Какая польза от сухих листьев»
"Кто, где живёт"
-Игра «Угадай,  чей лист»-

13

«Какие разные деревья»

способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы

Рассказ Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
- Опыт "Как звери меняют шубку"
-Диафильм "Деревья»", 
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди листок к дереву".

14

«Птицы»

(беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири)

способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек и вынос их на участок.

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Отгадывание загадок  
-Дидактические игры:
"Кто , где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья" 
-Игра "Птички-невелички"

ЯНВАРЬ

15

«Комнатные растения»

: создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

 

Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.

– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.

Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого  растения не стало" 
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями

 

16

3. «Хвойные деревья сосна»

. способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

– Рассматривание иллюстраций.

– Разучивание стихов и чтение рассказов.

Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что , где зреет"

 

ФЕВРАЛЬ

17

. «Почему мишка перепутал черепаху с камнем»

 создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям  жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

Мультимид- фильм про черепаху

Чтение про черепаху.

Рассматривание о страении черепахи беседа

Игра  обследование

«Органы дыхания человека»

создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье

. Беседа »Для чего нужен нос»

Упражнение на дыхание.

Демонстрация опыта

Игра «Чей кораблик дальше»

Беседа о носовом платке

Игра «Что полезно»

3. Стекло и металл

 

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Игра "Расскажи и покажи"

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

МАРТ

 

В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"

2.!

Береги живое

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 

Мульт-фильм «Животные Красной Книги»Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание  Красной книги, беседа

3.Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет

-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы

АПРЕЛЬ

  1.Насекомые - наши помощники

 

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

 

Видеофильм «Жизнь висной»

Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний «

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам

Наблюдение за деревьями

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.

Раскрась предметы живой и неживой природы"
" Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что , где зреет"

Земля- мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими

Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

МАЙ

1.Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

 



-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

.Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Носария
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов

Дата

Тема

Программные задачи

Методы и приёмы

. Бумага, древесина, ткань

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация из ткани "Полянка цветов"

1

Октябрь

Куда исчезают насекомые

Дать детям представление о том, что куда исчезают насекомые, что они делают зимой, разнообразие и польза насекомых Воспитывать в детях желание беречь родную природу, изучать её, правильно с ней обращаться

Занятие проводится в форме рассказа-беседы воспитателя с детьми.

2

Зачем нужна вода

Продолжать воспитывать в детях желание беречь родную природу, делать для неё что-то приятное, использовать воду по назначению.

 1.Показ видеофильма о воде.

2.Изучение воды на опытах

3. Рассмотреть рисунки.

3

Птицы

Дать детям представление о разнообразии птиц, научить различать их по характерным. Беречь гнезда – их дома. Сберегая их «дом» - условия, в которых они живут, мы сбережём живые существа.

Учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать её содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа.

Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других Развивать у детей наблюдательность, внимание.

1.рассказ воспитателя о птичках.

2. Рассматривание иллюстрации о птицах     Интер-вная доска.

Чтение рассказа «Удивительная прогулка»

3. беседа по содержанию

4

5

Ноябрь-декабрь

Перелетные птицы

У природы нет плохой погоды

Продолжать учить разнообразие птиц, дать понять зачем они улетают.

Рассказать детям зачем меняется погода, зачем меняются времена года

1. Вспомнить птиц2. Показ воспитателем рисунки перелетных, видеофильма.

3. Работа детей.

Рассказ о погодах, о временах года

2. Беседа воспитателя с детьми

6

Знакомство детей растениями

Уточнить виды растений, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения – живые существа. У них есть потребность в определённых условиях.

Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду

Беседа с детьми

Посадить цветы ( астры) наблюдать за ними

7

Мы-друзья природы

Показать  знания детей о животном мире; развивать логическое мышление; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

Беседа с детьми

8

Мусор на нашей планете

Рассказать как мусор влияет на природу. изготовление и одноразовых ложек поделку

Беседа с детьми

Изготовление цветка из ложек

9

декабрь

Почему белые медведи не живут в лесу

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; как белые медведи приспособлены к жизни на Севере.

Подвести детей к пониманию зависимости внешнего облика, образа жизни и среды обитания

1. Чтение рассказа из книги «Почему белые медведи не живут в лесу». Беседа по содержанию

2. Выявление мест на глобусе, карте, где обитают белые медведи

10

Целевая прогулка на территорию д\с

Воспитывать в детях наблюдательность, учить замечать признаки настоящего времени года, умение любоваться красотой осенней природы

1. рассматривание совместно с воспитателем.

2. беседы с детьми

3. Самостоятельные наблюдения детей

11

Слепые землекопы

Закрепить представление детей о кротах. Расширить их знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.

1 Показ фильма о Кротах.

2. Вспомнить с детьми, что они уже знают о кротах.

3. Чтение рассказа «Слепые землекопы». Беседа по содержанию.

13

        

Январь

Сравнение рыб и лягушек

Формировать обобщённое представление: рыбы – водные обитатели, лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие животные.

1. Беседа с детьми о том, кого можно назвать водными обитателями

2. Наблюдения за рыбами в аквариуме

3. Беседа о лягушке, её приспособленности к воде и воздуху

4. И\у «Чем лягушки и рыбы похожи (отличаются)»

13

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге, приспособленности растений к влаге.

Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к определённой категории

1. Беседа о том, какие условия необходимы растениям для их хорошего роста

2. рассказ воспитателя о том, что разные растения имеют разную потребность в воде.

3. Как по внешнему виду определить засухоустойчивое или влаголюбивое растение.

14

Опыт «Почему дерево не падает»,

«Как через корень по стволу поднимается вода»

Формировать у детей представления о значении корневой системы в жизни растений; дать детям представление о роли корней в жизни растений.

1. Демонстрация: как с помощью корней закрепляется дерево в почве. Выводы

2. Демонстрация с помощью марли: как вода поднимается вверх по стволу дерева

15

Беседа о лесе

Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес – это общий дом для животных и птиц.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках

1. Приход в гости старичка-лесовичка. Беседа о том, что дети знают о лесе.

2. Сообщение гостя о том, какие бывают леса.

3. Загадывание загадок о грибах

4. Рассматривание картин о лесе.

16

февраль

Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу

1. Предложить детям рассказать гостю-зайчику о том, как живут звери в лесу зимой

2. Работа с моделью маскировки животных

3. Работа с моделью «Этажи леса»

4.Показ фильма о жизни животных.

17

Целевая прогулка по территории детского сада

Развивать у детей наблюдательность, внимание.

Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе.

Воспитывать желание любоваться красотой природы.

Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты.

1. Наблюдение за погодой, определение её состояния

2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли.

В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой .

18

Волк и лиса - лесные хищники

Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно.

Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных

. Рассматривание картин о лисе, составление рассказа (то же самое о волке)

2. Выяснение вопроса, почему лиса и волк хищники

3. Работа с моделью «Этажи леса»

19

Зимние гости

Уточнить представление детей о зимующих птицах, о их образе жизни

Рассматривание картин с птицами

 Приготовить для них корм

20

Март

Изготовление модели «Этажи леса

Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы.

Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится

1. Совместно с детьми наклеить изображения растений, которые можно встретить в лесу

2. ----- животных

21

Весна, на улице весна

Учить детей по признакам отличать времена года.

Фильм о весне

Беседа с детьми

22

Панно из сушеных листьев

Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал.

Воспитывать желание любоваться  красотой созданного.

1. Рассматривание готовых картин из природного материала

2. Показ способов изготовления

3. работа детьми по созданию картин

23

Изготовление книжки по рассказу «Невидимые весы»

Уточнить знания детей о пищевой зависимости лесных обитателей.

Совершенствовать изобразительные умения детей.

1. Рассматривание пищевых цепочек.

2. Вспомнить рассказ «Невидимые весы»

3. Изготовление книги детьми

24

Апрель

Посадка лука

Уточнить представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если создать благоприятные условия; пользу лука для людей.

1. Рассмотреть луковицы

2. Обсудить условия, при которых из них будет расти зелёный лук.

3. Зарисовка состояния луковиц.

25

Пересадка и перевалка комнатных растений

Упражнять детей в пересадке растений, уточнить части растений, условия хорошего роста растений

1. Беседа с детьми о том, что растения необходимо пересаживать

2. Привлечение детей к пересадке растений.

3. В процессе работы уточнить части растений, условия хорошего роста.

26

Как размножаются комнатные растения

Уточнить с детьми признаки живых организмов; что растения живые, они могут размножаться. Познакомить детей, что растения можно размножать с помощью деления корневища, отростков, деток, деления листьев.

. Рассмотреть растения

2. Сообщение воспитателя о том, как могут размножаться растения.

3. Привлечь детей к размножению растений

27

Подготовка к празднованию Дня Земли

Воспитывать в детях любовь ко всему живому, желание помогать растениям и животным

. Беседы с детьми о «доме» животных и растений, о том, кто поддерживает чистоту и уют в «доме».

2. Совместная разработка правил и рекомендаций по созданию благоприятных условий для растений и животных

28

Май

Высадка цветочной рассады на клумбы

Упражнять детей в посадке рассады на клумбе, прививать любовь к земле, желание сделать окружающую обстановку красивее.

1. Подготовка места для посадки

2. Рассматривание рассады, определение частей растения.

3. Показ способа посадки рассады

29

Изготовление панно «Пустыня»

Уточнить погодные условия на юге, кто проживает из зверей там, какие растения произрастают; чем южные животные отличаются от животных, живущих в средней полосе.

1. Рассматривание иллюстраций, картин.

2. Рисование животных пустыни, растений.

3. Изготовление панно.

30

Целевая прогулка по территории детского сада

Развивать у детей наблюдательность, внимание.

Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе.

Воспитывать желание любоваться красотой природы.

Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты.

1. Наблюдение за погодой, определение её состояния

2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли.

В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой 

31

викторина «Мы - друзья природы»

Открытое занятие с детьми

 

 

 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  Для успешной реализации методической разработки необходимо создать

 практический и наглядный инструментарий, ведь овладеть знаниями о

 системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае,

 если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и

 обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать

                                                      24

 за ними, видеть их, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы

 в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание

 уголка для экспериментирования включает:

    более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия,

пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др) или картинки;

     огород или ящики, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-

 салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный

 салат;

  Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные

 пособия, которые можно разделить на три группы:

   натуральные объекты живой и неживой природы;

 • иллюстративные пособия;

 • вспомогательные приборы и оборудование.

 В работе используются коллекции почв, полезных ископаемых (неживая

 природа), растения и животные, окружающие ребенка, разнообразные

 гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.

 Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии,

 таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и

 демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели

 земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения

 опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской

 лаборатории необходим природный материал, бросовый материал,

 технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое

 оборудование.

  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и

 взаимодействия человека с природой.

                                                          25  

  Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь

 представления о различных природных объектах; о растительности

 леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной

 книге; природе родного края.

    Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием

 окружающей среды и жизнью живых организмов.

   Делать элементарные выводы и умозаключения.

     Устанавливать связи между свойствами и признаками

 разнообразных материалов и их использованием.

   Иметь представление о родном крае.

   Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)

  Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)

  Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними

 птицами (петушок, курочка с цыплятами)

   Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей,

 сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).__

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Николаева С.Н. « Юный эколог»

 2. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,

 3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.

 4. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое

 общество России», М., 2005 г.

5.Николаева С.Н.  Теория и методика экологического образования детей, - М,: Издательский центр « Академия». 2012.

 6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М,

                                                               26

 7.  В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,

 Воронеж, 2005 г.

 8. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»

 «Мозаика - синтез», 2000 г.

  9. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в

 ДОУ»

  ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

 I0. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа

 Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

 11. Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

 12. Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок»

 «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.

 

                                                             27

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе дошкольного возраста

 

СЕНТЯБРЬ

1. Что нам осень принесла?

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменения в природе. Дать представления о пользе природных витаминов

1. В гости приходит Незнайка.

2. Игра «Собери урожай».

3. Беседа «Заготовки на зиму». Кукла Незнайка, две корзинки, муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением

Серия последовательных картинок (см. в книге).

О. А. Соломенникова

 

2. У медведя во бору грибы, ягоды, беру…

 Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

 1. Прогулка по «Сказочному лесу»

.2. Беседа о деревьях и животных.

 3. Игра «У медведя в бору…» Панорама осеннего леса: берёза, рябина и ель. Игрушки: ёжик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. О. А. Соломенникова

 

3. В хороводе деревьев.

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам ,плодам ( береза, тополь, клен, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия. Воспитывать интерес к познанию.

4. Экскурсия « Путешествие в страну  Осень».

Уточнить и расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям.

ОКТЯБРЬ

1.Фрукты и овощи.

 Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете и т. д. Развивать речь, сенсорные способности. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

1. Рассматривание и описание плодов.

2. Игра «Разложи по цвету, форме, размеру».

3. Игра «Определи свойства плодов». Натуральные фрукты и овощи (по 2 каждого вида, Винни – Пух, корзина, блюдо, поднос, тарелки, разделочная доска, нож. С. Н. Николаева

«Юный эколог» с.22

 2. Прохождение экологической тропы.

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

С.33 О.А .Соломенникова

3. Экскурсия « Золотая осень».

Наблюдение за признаками золотой осени. Рассмотреть березу, травянистые растения. Чтение стихот- я  А.Майкова « Кроет уж лист золотой». Подвижные игры.

4 Знакомство с декоративными птицами.

Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными.

С.36 О.А. Соломенникова.

НОЯБРЬ

1.Осенние посиделки 

Беседа о домашних животных. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботится о домашних животных.

 1. Отгадывание загадок.

2. Беседа о домашних животных.

3. Пение песенки – потешки, с движениями.

4. Игра «Какая польза от разных домашних животных».

Панорама деревенского двора, игрушки: домашние животные, будка, загон, картинка с изображением стога сена.

 О. А. Соломенникова  с. 38, №5

2. Скоро зима.

Беседа о жизни диких животных в лесу. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

 1. Чтение стихотворения А. Твардовского «Лес осенью».

2. Беседа о диких животных.

3. Игра «Изобрази повадки животных».

Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные.

 О. А. Соломенникова  с. 20, № 6

3.Воздух (опыты).

Познакомить со свойствами воздуха ( невидим, без запаха, не имеет формы); Сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

4. «К ребятам приходит Айболит».

 Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овоще1. Беседа с Айболитом.

2. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

3. Игра «Приготовь суп».

Корзина средних размеров, натуральные сырые мытые овощи, кастрюля, нож, доска, кукла Айболит, платок, фартук. С. Н. Николаева «Юный эколог» с.15

 

 

ДЕКАБРЬ

1.Дежурство в уголке природы

Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями.

С. 43 О.А. Соломенникова.

2.«В гостях у курочки Рябы»  (знакомство с кошкой и собакой).

.Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных.

1. Беседа о собаке.

2. Беседа о кошке.

3. Чтение рассказов Е. Чарушина «Кошка»«Собака « ; картины  «Кошка с котятами» и « Собака со щенками».

 С. Н. Николаев «Юный эколог» с. 51

3. Почему растаяла Снегурочка?

Расширять представления детей о свойствах вод, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи. 1. Чтение стихотворения М. Познанской «Снег идёт».

2. Подвижная игра «Выпал беленький снежок».

3. Рисование снежинок.

4. Экспериментальная деятельность. Снегурочка – кукла, снег в ёмкости, лёд в формочках, снежинки из бумаги, тёмный лист бумаги

 О. А. Соломенникова  с. 26, №8 с. 45, № 8

4. «Айболит в гостях у детей».

 Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям. 1. Беседа о здоровом образе жизни.

2. Письмо болеющим детям.

3. Беседа о витаминах, рассматривание луковиц в ящике. Большая грузовая машина, кукла Айболит, мешочек с фруктами, мешочек с сухими плодами, бумага и конверт для письма. С. Н. Николаева

«Юный эколог» с.78

ЯНВАРЬ

1 .Стайка снегирей на ветках рябины.

Расширить представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

С.48 О.А .Соломенникова.

2. Знакомство с птичьим двором.

 Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях.

 1. Беседа о домашних птицах.

2. Рассматривание картин, сравнение птиц.

3. Подведение итогов по занятию. Домашние птицы, курятник, картины «Птичий двор»«Куры»

и т. д. С. Н. Николаева «Юный эколог» с.41

 3. В гости к деду Природоведу ( экологическая тропа зимой).

 Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами  природы  в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

С.50 О.А. Соломенникова.

ФЕВРАЛЬ

 1.Рассматривание кролика.

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным.

С.53 О.А .Соломенникова.

2.Посадка лука.

 Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

1. Разгадывание загадки.

2. Беседа про лук.

3. Трудовая деятельность – посадка лука. Кукла Незнайка, расписной сундучок, для посадки лука: земля, стаканчики, лейка с водой, тряпичные салфетки, фартучки.

С.54  О. А. Соломенникова

 

3 Путешествие по зимнему лесу.

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся( холод, короткий день, отсутствие воды).

С.99 С.Н. Николаева « Юный эколог»

 

4. «Кому нужна вода?» 

Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живы существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.

 1. Разгадывание загадок о воде.

2. Беседа «Кому и зачем нужна вода?».

3. Коллективный труд (см. в книге). Лейка с водой, цветы, детское кукольное бельё, таз, питьевая вода, стаканчики для каждого ребёнка. С. Н. Николаева «Юный эколог» с.70

 МАРТ

1.Мир комнатных растений.

 Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. 1. Беседа о комнатных растениях.

2. Рассматривание, сравнение комнатных цветов.

3. Игра «Что изменилось?». Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, бальзамин, фикус.

 О. А. Соломенникова с. 57, № 13

2. В гости к хозяйке луга. 

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

1. Отгадывание загадок.

2. Игра «Сходство и различие насекомых»

3. Физкультминутка.

4. Игра «На полянку шли, насекомых нашли». Смотри в книге по занятию О. А. Соломенникова  с. 59, № 14

3.Опыты (Стекло и метал).

Познакомить детей с новым материалом ( стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов ( структура поверхности, мягкость, твердость, прочность, хрупкость). Способность определять материал из которого сделан предмет

4.» Советы Айболита»

Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью, формировать представление о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища( зеленый лук) и солнце.

С.123 С.Н. Николаева «Юный эколог»

.АПРЕЛЬ

1«Починка деревянных предметов».

 Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2-3 вида). Дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов и т. д

 1. Беседа о деревьях.

2. Знакомство с предметами из дерева.

3. Сравнение дерева с камнем. Небольшого размера кусочки дерева, небольшая доска, инструменты : молоток, пила, гвозди, кукла - Красная шапочка, камень. С. Н. Николаева

«Юный эколог» с.100

2.Поможем Незнайке вылепить посуду.

Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления  о том , что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закрепить умение детей лепить из глины.

С.64  О.А. Соломенникова.

3.Экологическая тропа весной.

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать  бережное отношение  к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

С.66  О.А. Соломенникова.

4. «Знакомимся с деревянными игрушками».

 Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к её изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву.

 1. Игровая ситуация «Буратино рассказывает про деревянные предметы».

2. Чтение стихотворения

О. Кригер «Вот так куры».

3. Игры с деревянными игрушками.

Книга А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; карандаши, требующие заточки; образцы богородской  резной игрушки (клюющие куры и др.); матрёшки, пирамидки; кукла Буратино с сумкой, в которой лежат любые деревянные фигурки и предметы (ложки, разделочная доска и пр.); безопасные точилки для карандашей. С. Н. Николаева

«Юный эколог» с. 104

 МАЙ

1.«Весна в лесу».

Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать представления о жизни лесных животных. Учить поддерживать воображаемую ситуацию.

 1. Игровая ситуация «Прогулка в лесу».

2. Рассматривание картин.

3. Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат». Картины из серии С. Н. Николаевой. Н. Н. Мешковой «Картины из жизни диких животных»«Заяц на лежке»«Белки строят гнёзда»«Семья волков летом» и т. д. (см. в книге) С. Н. Николаева

«Юный эколог»

с. 110

2. «Как выращивают овощи на огороде».

Расширять представления детей об овощных культурах. Показать труд человека по выращиванию овощей. 1. Беседа «Что растёт на огороде».

2. Игра «Угадай и опиши овощ».

3. Рассматривание рассады на картинках.

Мешочек, разные овощи, картинки по теме «Огород».

О. А. Соломенникова

 

3.Диагностические задания.

С. 69 О.А. Соломенникова

Перспективный план по экологии в старшей группе

Тема занятия

Цель и задачи наблюдений

Форма работы

Сентябрь.

Овощи и фрукты на

нашем столе.

Грибы.

Осень.

В хороводе деревьев.

Октябрь.

" Зелёная аптека."

Мир растений.

"Домашние

животные."

Ноябрь.

"Волшебница вода."

"Как дикие звери

готовятся к

зиме."

Песок, глина,

камень, почва.

Воздух.

Декабрь.

Лесные жители.

В гостях у птиц.

"Как помочь

зимующим

птицам."

Январь.

Зимушка -зима.

Белый снег пушистый.

Путешествие в зимний лес.

Февраль.

"Комнатные растения."

Стекло и металл.

Жизнь птиц зимой.

Март.

Весна - красна.

Путешествие по Красной книге.

Бумага, древесина,

ткань.

Апрель.

Человек - живой организм.

Земля - мой дом.

Насекомые - наши помощники.

Май.

Природа и люди.

Одуванчик.

Хлеб - всему голова.

Чудо - ягода.

Закрепить представления

детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).

чувства, речь, внимание.

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

Познакомить детей с новыми

лекарственными растениями:

ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к  растениям.

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Продолжать знакомить со

со свойствами и признаками   воды (вода может быть   холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

Обобщить представления детей о жизни диких зверей .в зимний период года .Прививать добрые чувства  к диким животным.

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Дать  первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Продолжать знакомить    детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

Обобщить представления детей о птицах как живых существах . Учить проявлять заботу

Расширять представления детей   о сезонных изменениях в  природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен бытьвлажным

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их  влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им, показать взаимосвязь с живой и неживой природой, развивать мышление; воспитывать доброе отношение к природе.

Уточнить знания  детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение  растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе.

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления

детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна),  о звёздах. .Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Дать элементарные знания

о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Расширять знания детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Познакомить с лекарственным растением - одуванчик.

.Закрепить  знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание  на содержание  труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

Наблюдения.

Д/игра" Чего не стало."

"Угадай на ощупь."

"Узнай по описанию.

Беседа " Что нам осень принесла."

Чтение Ю. Тувим " Овощи."

Пальчиковая гимнастика " Засолка

капусты."

Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание муляжей грибов,  иллюстраций.
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-Рассматривание иллюстраций, муляжей.

Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"
-Развлечение "Осень разноцветная"

Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
-Рисование "Разноцветные листочки"
-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"

-Беседа о лекарственных травах
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями
-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"

  • Отгадывание загадок о домашних животных
  • Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
  • Создание альбома о кошках
  • Создание фотовыставки «Мой четвероногий друг»
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
  • Дидактические игры:
    "Назови детёнышей"
    "Какая польза от домашних животных"
    "Кто, где живёт"
  • Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
  • Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
  • Чтение сказки "Как собака друга искала"
  • Драматизация сказки "Три поросёнка"

-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

Настольный театр: "Маша и медведь"

-Опыт с песком, глиной
- Опыт: как почва влияет на рост и    развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину   (сравнить)

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей
-Пузырьки-спасатели
-Надувание шаров
-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк",  "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"

-Беседа о зимующих и перелётных птицах.

-Отгадывание загадок

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

-Дидактические игры: "Кто, где
живёт".
"Нарисуй птицам дорожку в сказку.

-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"

-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)

-Чтение стихотворения:"Покормим птиц зимой".

Изготовление с детьми кормушек для птиц. Беседа: "Чем мы угостим синичку и воробья"

Наблюдения за птицами на участке

-Беседа о зиме
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
-Диафильм "Зима в лесу"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых

  • Беседа о зиме
  • Рассматривание картины "Зимние забавы"
  • Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
  • Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
  • Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
  • Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
    -Рисование "Зимушка- зима"
  • Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
  • Чтение сказки "Зимовье"
  • С. Козлов  "Зимняя сказка"
  • А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"И. Суриков "Зима"

Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого  растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

-Беседа  о зимующих птицах.

- Чтение отрывка  из рассказа К.Д. Ушинского "Проказы старухи зимы."

- Игра с мячом "кого чем угостим?"

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "- Где будут первые проталинки?-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"
-Театр "Заюшкина избушка"
-В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"

-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание  Красной книги, беседа

-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека.
-Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"
-Беседа о потребностях человека.
-Рассказ о вредных привычках.
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах

-Рисование" Звёздное небо."


- Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина: "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

-Рассматривать иллюстрации с  изображением деревьев.

- Чтение рассказов, заучивание стихотворений.

- Беседы о лесе, деревьях.

-Рассматривание картины Шишкина "Дубовая роща."

-Загадки об одуванчике.

- Чтение стихов.

-Беседа.

-Изучение строения.

- Составление рассказа "Путешествие семечка."

-Чтение отрывка из сказки "Колосок" и беседа по прочитанному.

-Д/игра "Угадай на вкус."

-Пословицы о хлебе.

-Рассматривание иллюстраций:

"Вспашка." "Посев", "Уборка,"

"Появление всходов,"

"Хлеборобы."

-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Проект рабочей программы (образовательные области: "Познание", "Речевое развитие") подготовительная группа

Пояснительная записка.Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующейнаправленности для детей с тяжёлым нарушением речи....

Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей подготовительной группы

РАБОЧАЯ программа  кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» Федосова Н. А., Коваленко Е.В., Дядю...

Рабочая программа по реализации ООП ДО в подготовительной группе

Рабочая программа по реализации ООП ДО в подготовительной группе...

Рабочая программа кружка по обучению чтению в подготовительной группе детского сада "АБВГДейка"

Образовательная программа  кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве»....