«СВОЙСТВА САХАРА» Занятие для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.
по окружающему миру (старшая группа) по теме
Беседа о работе фермеров. Для чего нам нужен сахар, производство сахара. Опыты по изучению свойств сахара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sv-va_sakhara.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«СВОЙСТВА САХАРА»
Занятие для детей старшего дошкольного возраста
по познавательно-исследовательской деятельности.
Автор: Катогарова О.С. воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик»
детский сад № 30 г. Железногорска Курской области, высшая категория.
Программное содержание.
- Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
- Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека.
- Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот – в твердое, и о применении этого свойства в пищевой промышленности.
- Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
- Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование.
У детей на столах баночки с водой, кусковой сахар, сахар-песок, чайные и столовые ложки, сухой спирт, формочки для леденцов.
У воспитателей на столе: запасной сахар, сухой спирт, сахарная свекла и ее семена, картинки с изображением выращивания и переработки свеклы, конфета с леденцами, карточки на вкусовые определения.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, беседа о труде фермеров, экскурсия в кондитерский цех.
Ход занятия.
Воспитатель показывает большую конфету.
– Дети, что это?
– Какая конфета? (Сладкая).
– А почему она сладкая, как вы думаете? (Потому что в ней сахар).
– Дети, а откуда мы берем сахар, откуда он к нам приходит? А сахар приходит к нам вот из этих семян (показать семена свеклы). Но чтобы получить сахар из них, он должен пройти большой путь. Вначале семена надо бросить в землю в поле, которое вспахал трактор (показать картинку), за всходами надо хорошо ухаживать: покармливать, поливать, рыхлить землю. Затем из них вырастет свекла (показать). Но это не та свекла, из которой ваши мамы готовят борщ, а особая – белая и сладкая. Я вам сейчас раздам кусочки этой свеклы, и вы покушаете ее. Ну, как, сладкая? Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара. В нашем районе много посеяно сахарной свеклы. Когда она вырастет, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.
Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которой называют сахарный тростник (показать). Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе. Индийцы называли сладкие кристаллы, которые экстрактировали из сока сахарного тростника, — "саккара", от древнеиндийского "саркара" (буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).
– Дети, а какую пользу приносит сахар?
– Какой вред, что плохого?
– Где применяется сахар?
– Дети, перед вами на столе лежит сахар. Давайте внимательно его рассмотрим. Какого он цвета (Белого).
– Имеет ли он запах? (Нет).
– Попробуйте его на вкус, какой он?
Опыт №1. А теперь попробуем растворить его в воде. Что с ним происходит? Какой стала вода на вкус, цвет? Попробуйте.
Вывод. Значит, сахар хорошо растворяется в жидкостях. Это его свойство применяется в кондитерском деле. Дети, а как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагревать? Вы уже нагревали парафин, и что с ним происходило (он расплавился). А давайте мы с сахаром проделаем такой же опыт, будем его нагревать.
Опыт №2. Плавление сахара.
Вывод. Сахар из твердого состояния при высокой температуре переходит в жидкое состояние.
Вылить в формочку, смазанную маслом, чтобы получился леденец.
Так на кондитерской фабрике делают леденцы. Вы ходили на экскурсию в кондитерский цех, где рабочие делают нам сладости. Вы им очень понравились, и они вам приготовили сюрприз. Но прежде, чем получить его, вы должны выполнить задание. Правильно разложите карточки по вкусовому качеству, что относится к сладкому, горькому, кислому, соленому.
После выполнения задания раздать конфеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...
Развитие познавательной активности и компетентности у детей старшего дошкольного возраста в познавательно - исследовательской деятельности
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно расс...
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....