Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 2

выявить и обосновать возможности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности Цель исследования:

Слайд 3

изучить особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; изучить опыт работы по созданию модели включения детей в познавательно-исследовательскую деятельность , обеспечивающую развитие познавательной активности; осуществить экспериментальное исследование по апробации модели включения детей в познавательно-исследовательскую деятельность; разработать критерии и показатели оценки эффективности познавательно-исследовательской деятельности в развитии познавательной активности. Задачи:

Слайд 4

Предмет исследования Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

Слайд 5

Объект исследования Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Слайд 6

анализ научной литературы ; педагогический эксперимент ; наблюдение ; беседа ; диагностика. Методы исследования:

Слайд 7

Педагогический энциклопедический словарь(Бим-Бад Б.М.) Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания(Венгер Л.А.) Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора»(Виноградова Н.Ф.) Оценка успешности познавательного развития дошкольников(Гришкова Г.Н.) Вопросы развития психики детей дошкольного возраста(Запорожец А.В. , Эльконин Д.Б.) Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста(Короткова Н.А.) Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»(«Детский сад 2100»)-(Леонтьев А.А.) Психологические основы исследовательского подхода к обучению(Савенков А.И.) Знание и мышление школьника(Якеманская И.С.) Литературные источники:

Слайд 8

Условия, повышающие познавательную активность детей : эмоционально-чувственное постижение мира ; оптимальность объема и доступность содержания материала ; игровая,практическая,изобразительно-продуктивная деятельность ; систематичность и последовательность в работе с детьми (программа,отвечающая интересам и потребностям детей) ; проблемные ситуации ; наглядность ; формы работы практической направленности ; партнерская деятельность ; организация предметно-игрового развивающего пространства.

Слайд 9

объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический; исследовательский. Методы обучения:

Слайд 10

опыты (экспериментирование); коллекционирование(классификация); путешествие по карте; путешествие по «реке времени»; наблюдение; беседа; рассказ; экскурсия; моделирование. Формы работы:

Слайд 11

экспериментальная ситуация «Выбери игру» (А.В.Бурма); диагностическая игра «Вопрошайка» (Н.Б.Шумакова); диагностическая методика «Внесение незнакомого предмета в группу». Методики исследования:

Слайд 12

Модель включения детей в познавательно-исследовательскую деятельность : партнерская деятельность; использование в организации познавательно-исследовательской деятельности культурно-смысловых контекстов(Н.А.Короткова); создание предметно-игрового развивающего пространства.

Слайд 13

Таблица 1. Критерии отношения ребенка к деятельности. (Г.Н. Гришкова) Показатели критерия Количественное и качественное выражение показателей Интерес к самостоятельным действиям в условиях выбора между новым и известным - проявляет опасения по отношению к новому- 0 баллов; -устойчиво предпочитает привычную ситуацию новой- 1 балл; -проявляет интерес к ситуации с отдельными элементами новизны- 2 балла; -устойчиво предпочитает выбор нового- 3 балла. Наличие интереса к деятельности, его направленность -отсутствие интересов- 0 баллов; - интерес к действиям- 1 балл; -интерес к получению результата- 2 балла; -интерес к поиску нового не традиционного результата- 3 балла.

Слайд 14

Таблица 2 Критерии проявления познавательных умений. (Г.Н. Гришкова ) Показатели критерия Количественное выражение показателей Прогнозирование деятельности -отказ от прогнозирования (неприятие задачи)- 0 б; -попытка прогнозирования (постановка цели)- 1 б; -неполное прогнозирования (простановка цели, определение способов некоторых действий по реализации)- 2 б; -полное прогнозирование- 3 б. Способы осуществление деятельности -преобладание нерезультативных действий- 0 б; -хаотические и частично-поисковые действия- 1 б; -поисковые практические действия-2 -поисковые мыслительные действия- 3 б. Характер результата -результата нет или он не соответствует цели- 0 б. - низкое качество результата- 1 б. -качественный результат репродуктивного характера- 2 б. -качественный результат творческого характера- 3 б.

Слайд 15

Таблица 3. Критерии волевых проявлений ребенка в деятельности. (Г.Н. Гришкова) Показатели критерия Количественное и качественное выражение показателей Настойчивость в достижении цели -переключается на другую деятельность при первой трудности- 0 б; -преодолевает некоторые трудности в начале деятельности, но после этого быстро теряет интерес к ней- 1 б; -доводит дело почти до конца- 2 б; -добивается осуществления цели- 3 б. Автономность выполнения деятельности -полная зависимость от взрослых- 0 б -частичная зависимость от взрослого- 1 б; -частичная независимость от взрослого- 2 б; -полная независимость от взрослого-3 б Способность к самоконтролю -не осуществляет самоконтроль- 0 б; -попытки к самоконтролю по результатам- 1 б; -самоконтроль по результату- 2 б; -осуществление самоконтроля в процессе деятельности и по результатам- 3 б.

Слайд 16

Таблица 4.Результаты исследования отношения ребенка к деятельности Ф.И. Интерес к самостоятельным действиям в условиях выбора между новым и известным Наличие интереса к деятельности, его направленность Начало года Конец года Начало года Конец года Гречко Настя 2 3 1 3 Гречко Маша 2 3 1 3 Булгаков Дима 2 3 2 3 Казанцев Дима 0 2 1 1 Кияшко Настя 1 2 1 2 Кузнецов Кирилл 2 3 2 3 Богзберг Неля 0 1 1 1 Бровьянтов Олег 1 2 1 2 Викулова Диана 1 2 0 1 Песцов Витя 2 3 1 2

Слайд 17

Таблица 5. Результаты исследования проявления познавательных умений Ф.И. Прогнозирование деятельности Способы осуществления деятельности Характер результата Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Гречко Настя 1 2 2 3 2 3 Гречко Маша 1 2 2 3 2 2 Бровьянтов Олег 0 1 1 2 1 2 Булгаков Дима 1 2 2 3 2 3 Кузнецов Кирилл 1 2 2 3 2 3 Казанцев Дима 0 1 1 2 1 2 Богзберг Неля 0 1 0 1 0 1 Кияшко Настя 0 1 1 2 1 2 Викулова Диана 0 1 1 2 1 2 Песцов Витя 1 2 1 2 2 2

Слайд 18

Таблица 6. Результаты исследования волевых проявлений ребенка в деятельности Настойчивость в достижении цели Автономность выполнения деятельности Способность к самоконтролю Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Гречко Настя 2 3 2 2 1 2 Гречко Маша 2 3 2 2 1 2 Бровьянтов Олег 1 2 1 2 0 1 Булгаков Дима 2 3 1 2 1 2 Кузнецов Кирилл 2 3 1 2 1 2 Викулова Диана 0 1 1 2 0 1 Казанцев Дима 1 2 1 2 0 1 Богзберг Неля 0 1 0 1 0 0 Кияшко Настя 0 1 0 1 0 1 Песцов Витя 2 2 1 2 1 2

Слайд 19

Таблица 7. Результаты исследования уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Ф.И. ребенка Количество баллов по отдельным показателям познавательной активности 1 2 3 4 5 6 7 8 н к н к н к н к н к н к н к н к Гречко Маша 14 15 12 16 10 15 12 16 14 15 11 17 10 16 12 17 Гречко Настя 14 15 11 15 10 17 10 16 14 15 11 16 10 16 12 17 Бровьянтов Олег 9 11 9 10 8 10 10 12 9 11 8 10 9 10 9 11 Булгаков Дима 14 18 14 19 15 18 14 17 14 18 15 19 17 19 15 17 Кузнецов Кирилл 14 19 14 19 15 17 15 16 14 17 14 19 16 17 14 15 Викулова Диана 9 11 9 12 9 10 9 12 8 11 9 12 9 11 9 10 Казанцев Дима 4 7 4 9 2 5 3 4 4 6 4 7 4 5 3 6 Богзберг Нэля 2 4 4 7 4 5 3 5 5 8 3 5 3 4 1 3 Кияшко Настя 5 8 6 9 5 7 7 9 6 10 9 10 7 10 7 10 Песцов Витя 10 14 12 14 10 11 12 15 10 12 13 14 14 16 12 14

Слайд 20

Таблица 9. Результаты исследования по усвоению знаний Показатели усвоения Содержание занятий Организованное наблюдение Рассказы по картине Беседа по картинкам Рассказ воспитателя Усвоены отдельные представления 9 4 5 3 Усвоена часть представлений 8 5 6 4 Четкое и полное усвоение всех представлений и понятий 7 3 4 2

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет

Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...