Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Елена Александровна Гаврилова

Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Во-вторых, труд детей в природе создает благоприятный фактор для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. В третьих большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Перед началом трудовой деятельности важно выработать у ребенка эмоционально-положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что нуждается в бережном отношении именно этого ребенка (“Без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи”). Для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в группе созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой и неживой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях) (слайд).

Большое значение в формировании экологических представлений детей имеет уголок природы.

Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие.
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве растительного и животного мира. Вместе с детьми заботимся о цветах, рыхлим землю, поливаем.

Для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности в уголке природы очень важно создать лабораторию. Дети с интересом превращаются в ученых и проводят различные эксперименты и опыты с песком, водой, воздухом. В моей лаборатории есть коллекции ракушек, камней, семян, разновидности почвы. Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов.

Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Также можно привлекать сказочных персонажей. Например, мне сегодня “помогает” сказочный Лесовичок, который живёт в уголке природы.

Труд детей в уголке природе организую в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Мы, воспитатели должны организовать труд детей таким образом, чтобы за растениями и животными ухаживали не только дежурные, но и те дошкольники, которые проявляют активный интерес, стремление заботится об обитателях уголка природы.

 

Я хочу остановиться поподробнее на таком виде трудовой деятельности, как проведение дежурств в уголке природы с детьми старшей группы. Разделила я его на несколько этапов.

1-й этап - осмотр обитателей уголка природы и выявление:

a) их самочувствия и состояния;

б) недостающих компонентов, жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

Предварительный просмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка, заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить».

Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли что с ними, не заболели ли они.

Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства.

 2-й этап - практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий. Воспитатель говорит: «Саша и Маша, распределите между собой, кто и что будет делать для растений, и начинайте работу. Если вы знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу».

Второй момент традиционен - это реальные операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и нетяжело, небьющиеся миски, банки и т.д. Необходимо учить детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать живые существа, не сломать стебли или листья растений.

 

3-й этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными - их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда). Третий момент (заключительный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д., - всем стало лучше оттого, что потрудились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей - дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитание - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Статья на тему "Формирование элементарных матеатических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план  профессионального развития  «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....


 

Комментарии

Белая Екатерина Сергеевна

Информация полезна! Мне пригодится!