Совместное с родителями познавательное развлечение, с использованием мультимедийной презентации.
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Лукманова Аниса Бахтияровна

Расширение и обобщение, имеющихся знаний у воспитанников о коренных народах нашего края – ХАНТЫ.

Участники: родители и воспитанники ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_khmao.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»

Нефтеюганск

Тюменская обл., ХМАО - ЮГРА

Совместное с родителями познавательное развлечение

Тема:  «С днем рождения,  Югра!»

(Праздник посвящен  80 - летию образования  

Ханты – Мансийского автономного округа – Югра).

Цель: расширить и обобщить, имеющиеся знания у воспитанников о коренных народах нашего края – ХАНТЫ.

Участники: родители и воспитанники ДОУ.

Ведущая:

Наш праздник начнем с небольшой, но красивой легенды о нашем крае:  "Когда Бог пролетал над Приобьем, у него замерзли руки и из них выпали все природные богатства. Рассердившись на свою оплошность, Бог, прикрыл упавшие сокровища непроходимыми болотами, тайгой и тундрой, а в качестве стражей послал полчища гнуса да комарья."  Только спустя несколько столетий, стало ясно, что сокровища эти - нефть и природный газ».

10 декабря 2010 года отмечали 80 лет со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югра и этот праздник мы посвящаем дню рождения нашего округа.

Дети:

В этом северном крае,
Где тайга смотрит в небо,
Называемом Раем,
Где никто ещё не был.

В тех местах побывать бы,
Где источник струится,
Там, где воздух прозрачный,
Так, что и не напиться.

Дети:

Затерялись в снежинках дома,
Белый бархат ложится на крыши.
Над рекою — прозрачный туман,
Лес под снегом стоит и не дышит.
Рыхлый снег покрывает тропинки,
Под ногами шуршит и трещит.
На морозе сверкают искринки,
Выметая весь хлам из души.

Ведущая:  Богата и щедра наша Югорская земля: леса и болота богаты зверьем, птицей  и дикоросами, в реках и озерах водятся ценные породы рыб, у нас добывают  нефть – черное золото и природный газ. На нефтяных месторождениях  нашего края работают люди почти всех национальностей, но сегодня мы с вами  поговорим о коренных народах Югры.

Что вы знаете о Ханты-Мансийском округе? Подавляющее большинство жителей нашей страны знают очень немногое. Одни представляют себе лес нефтяных вышек в бескрайней тундре, другие что-то слышали о «зеленом море тайги», муксунах, бурундуках и белых медведях, третьи — вспоминают о существовании Иртыша, на «тихом бреге» которого сидел Ермак, «объятый думой», четвертые — смотрели трансляции с проводившихся здесь соревнований по биатлону.

Дети нашей группы  в течение трех недель работали над проектом  «Коренные народы Югры», вместе со своими родителями добывали знания о народах ханты и манси, об их быте, традициях, культуре.

Сейчас  Арина с  папой  расскажут нам о жилище хантов и манси.

Сообщение Арины с папой:

-Зимой  ханты жили в постоянных зимних селениях с капитальными постройками, а с весны разъезжались в сезонные селения - весенние, летние, осенние - на местах рыболовных угодий. Охотники зимой во время промысла в течение одного-двух месяцев жили в охотничьих избушках. Кочевые оленеводы  кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах, места которых были нередко постоянными. Сезонные жилища  хантов- каркасные из жердей, крытые корой деревьев (чаще - берестой). Оленеводы жили в чумах,  крытых покрышками из оленьих шкур, летом - из бересты (сейчас - брезентом). Чум широко использовали (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

Игра «Собери чум». Дети под музыку расходятся  под музыку по залу врассыпную, по окончании музыки они должны собрать два чума (круга). Кто вперед выполнит задание, тот и победил. Игра проводится 2 раза, на 3 раз собирается один большой  чум.

Ведущая:  Первое, что привлекает взляд – это национальная одежда хантов и манси, которая украшена причудливым орнаментом,   об этом нам расскажут  Катя и ее мама, о  занятии хантыйских женщин – о том, что они настоящие мастерицы.           Выступление  Кати с мамой «Одежда и обувь хантов»  

- Одежда у хантов - распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде. Мужская меховая одежда - малица шьется мехом внутрь из тонких оленьих шкур. На малице украшают орнаментом только рукава, иногда узор пропускают между подолом и станом малицы,   Обувь — меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние — с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги, у каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. По меховой шубе - сах на Севере определяют уровень мастерства женщины, так как без умения шить меховые изделия невозможно выжить в суровых климатических условиях. Молодые оленеводы, выбирая себе невесту, в первую очередь узнают, умеет ли она шить, а потом уже выясняют о ней все остальное.

Дети: «Хантыйские  узоры».

Хантыйские  узоры красивы и       просты,

Вглядись, дружок, и скоро
 Поймёшь их сердцем ты.
 Узоров тех сплетенья
 Похожи то на рыб,
 То на рога оленьи,
 То на речной изгиб.  

Ведущая:  В ходе работы над проектом, дети с большим интересом рисовали хантыйские орнаменты, познакомились с названиями элементов узоров -  «большие уши», «оленьи рога», «рога лося», «след лыжи», «шишка», «ветка березы», которыми северные народы украшают свою одежду, обувь и предметы быта, это вызвало большой интерес к культуре северных народов.  (слайд 9).

Ведущая: Наши дети  знакомы с играми народов  Севера и сейчас мы поиграем, ребята, в хантыйскую  игру  «Хейро» (Солнце). Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).  Правила игры: все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. 

Ведущая: Ханты и манси селились вдоль рек, летом основным средством передвижения  служил – облас, а зимой – лыжи и нарты, послушаем сообщение Влада о средствах передвижения  народов ханты и манси.

Выступление Влада «Средства передвижения» 

-Два  ханта решили построить нарту. У них есть олени, и они где-то слышали, что на оленях надо ездить. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик ничего не обтесал, с сучками ствол, другой все снял и сделал гладко. Сделал нарту, она одного человека держит. Один поехал - только пыль столбом; у другого олени тянут, тянут - и никак: сучки обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом:  - Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет.  С того времени стали обстругивать гладко все снизу.

Основные средства передвижения - лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долбленками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья - большими лодками с каютами, крытыми берестой.

 Игра  « Пастух и олени».

Все игроки – олени, у  пастуха в руках  маут (можно использовать  обруч). Игроки- олени бегают по кругу гурьбой, а пастух старается накинуть им на рога  маут. Правила игры: бегать надо легко, увертываясь от маута, набрасывать маут можно только на рога.

Дети:  От рогов ветвистых, стройных
                 На снега упала тень.

           Кто бежит к нам, с ветром споря?

           Это – северный олень.»

Ведущая:  Основной отраслью хозяйства является оленеводство, леса и болота нашего  края богаты ягодами, сбором  ягод и шишек  занимаются в основном  женщины.          

Об этом  приготовил сообщение Владик  :

-Оленеводы выпасают стада оленей по 1000-1500 голов, кочуя весной к северу, осенью к югу. Лесное оленеводство местного происхождения. Стада оленей небольшие, в несколько сотен голов, выпасаются по определенным маршрутам недалеко от сел. В прошлом было распространено полувольное оленеводство. Кочевые оленеводы  в основном  жили в чумах.

 Оленей использовали для транспортных целей, также ханты  мясо оленей употребляют в пищу, его едят сырым или варёным.

Игра «Северные олени»

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Ведущая: В реках и озерах Югорского края много рыбы ценных пород.  

О рыболовстве  нам расскажет  Саша А.:  -Традиционные занятия хантов - речное рыболовство, особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков.  Рыболовство  осуществляется с помощью различных  приспособлений: удочка, самолов, острога. Ловят рыбу  самых разных  пород -  щука,  карась, иногда - стерлядь, нельма, муксун, сырок, ряпушка. Рыболовство  имеет  большое  значение, иногда рыба является основным  продуктом питания. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой - строганина. В охоте, рыболовстве, оленеводстве заняты в основном мужчины.

Народная  хантыйская  игра  «Белый  шаман». Дети ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Ведущая: Самыми  любимыми  праздниками  у хантов и манси являются «Медвежий  праздник»  и  «Вороний  день»,

-о  которых  нам расскажут Нелли.    

Сообщение о «Медвежьем празднике»:

-Игрались Медвежьи пляски после удачной охоты и позже. Для этого праздника в передний угол ставили «священный» стол, на котором будет возлежать медвежья голова. Для украшения комнаты и стола использовали непременные атрибуты праздника — узорчатые берестяные короба, орнаментированные изделия из оленьего меха и бисера, обрядовую медвежью люльку, резную деревянную посуду, великолепный старинный мансийский инструмент со струнами из оленьих жил — санквылтап, что значит «звенящий». Игра на нем неизменно сопровождала Медвежьи пляски, а из мансийских сказок известно, что волшебный санквылтап  делает всесильным того, кто владеет им. Хотя Медвежьим пляскам свойственен довольно строго определенный порядок, но, как и на всяком народном празднике, его участникам представляется возможность импровизации, неожиданных сценок, острых шуток — они-то и придают ему ту злободневность, которая соединяет древние обряды с сегодняшней жизнью.  Готовили в селе к такому торжеству и праздничную одежду.

Сообщение о празднике  «Вороний день»   (Родион).

-Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. В представлениях  хантов ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Ведущая: А теперь давайте мы с вами поиграем в хантыйскую подвижную игру «Полярная сова и евражки». Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Ведущая:  Воспитывая у детей любовь к родному краю, нельзя не сказать об игрушках детей народов ханты.

- Сейчас  Даша А. нам расскажет о хантыйской  кукле акань.  

Сообщение  Даши и ее мамы о  кукле акань.Дети любили  игрушку – куклу акань, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.  Издавна в семьях  народов ханты и манси девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили,  одежду украшали орнаментом как у взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка  учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д. Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи. Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой. Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна.

Ведущая: Подводя итоги работы в проекте, мы можем  сказать, что наши воспитанники,  имеют представление об образе  жизни народов ханты и манси, некоторых традициях  коренных народов Югры. Я  поздравляю вас всех  с днем рождения  нашего округа, на этом наш праздник  завершается.

Дети: Югорский край богат листвой,

Богат он кедром и сосной,

Богат теплом, здоровьем, счастьем,

Ну и конечно добротой!

Любите край, любите землю,

Любите родину свою!» В ходе работы над проектом мы посетили городской Музей реки Обь. В  музее дети  с интересом  слушали  увлекательный  рассказ экскурсовода, рассматривали экспонаты, это способствовало расширению представлений  о жизни  народов ханты и манси, воспитанию уважения к коренным  народам Югры и любви к родному краю.

В реализации проекта активное участие приняли родители наших воспитанников. Благодаря совместной деятельности детей и родителей в группе были созданы мини-энциклопедия «Жизнь коренных народов Югры», оформлены альбомы «Мы рисуем наш край», «Одежда и обувь ханты», изготовлена дидактическая игра «Орнаменты народов Севера».

Аннотация:  В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями. Материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Статья поможет педагогам выстроить взаимодействие с детьми и родителями на основе ведущего вида деятельности дошкольников.

Список  использованной  литературы

  1. «Патриотическое воспитание  дошкольников»  Н.В.Алешина. Конспекты занятий. УЦ «Перспектива», 2008г.
  2. Радуга «Познавательное развитие детей  2-7 лет»  Т.И.Гризик. Методическое пособие для воспитателей. Москва «Просвещение» 2011г.
  3. «Природа  края в художественной  литературе»: Времена года/ Составитель  О.Н. Гаврилова – Тюмень: «СофтДизайн», 1997г.
  4. «Ханты- манси, кто мы?»  издательство  «Стерх».
  5. «Путешествие к хантам»  Сирелиус У.Т.,  Томск,  2001г.
  6. Интернет – ресурсы

http://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm

http://www.gublibrary.ru/pub/prazd/Prazdniki.html

http://www.etnic.ru/edu/ugry/ugry7.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"

Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

Сценарий музыкально-познавательного развлечения для детей среднего возраста совместно с родителями "Встреча в национальном кафе"

МУЗЫКАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ  СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ «ВСТРЕЧА В  НАЦИОНАЛЬНОМ КАФЕ»...

Конспект совместного с родителями физкультурного развлечения воспитателя МА ДОУ №166 г. Хабаровска Н.П. Колтыпиной

Физкультурное развлечение в средней группе детского сада предполагает участие родителей. Оно нацелено на повышение интереса детей к зимним видам спорта, способствует укреплению взаимодействия семьи и ...

Сценарий совместно музыкально-познавательного развлечения с родителями, посвященного Дню семьи: «Ритмы народов мира»/

Основная цель познакомить детей с культурными традициями разных народов мира, на примере элементов танцев, музыки.     Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения ...

Сценарий совместного с родителями спортивного развлечения, посвящённое Дню Защитника Отечества

Детям и их родителям очень, нравятся совместные мероприятия, в том числе и спортивные развлечения. Сколько положительных эмоций получают участники, а дома продолжают бурно и весело обсуждать данные ме...