Проектная деятельность. Мини-музей "Русская изба"
проект (окружающий мир, старшая группа) по теме

Проектная деятельность в детском саду для старшего дошкольного возраста.Раздел программы: социализация. Представлена интеграция с другими образовательными областями программы. Перспективный план мероприятий привязан к календарно-тематическому планированию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста.

Мини-музей «Русская изба»

Посещения музея  проводятся 1 раз в месяц с  каждой возрастной группой. Весь материал детям преподносится в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися. Работа  осуществляется на основе  календарно-тематического планирования и народного календаря.

Проект:  фольклорный мини-музей «Русская изба»

 (старший дошкольный возраст)

  1. Название проекта Русская изба.
  2. Тематическое поле  социализация
  3. Проблема: Как раньше жили на Руси?
  4. Цель: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
  5. Задачи :
  • Осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
  • Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;
  • Познакомить детей с особенностями народного быта;
  • Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
  • Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа;
  • Развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок  о праздниках, традициях, проведении экскурсии;
  • Развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, народных песенок, закличек;
  • Познакомить  детей с разными видами народного творчества;
  • Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении семейных фольклорных досугов, посиделок
  1. Этапы проекта(основные шаги по реализации проекта):

- сбор экспонатов музея ;

- накопление методического материала для дальнейших посещений музея детьми;

- приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;

- составления  перспективно-тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарем;

- составления графика посещения музея детьми;

- проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.

    7.   Описание экспонатов музея:

- предметы русского быта;

- герои фольклора устного народного творчества;

-  мебель, текстиль, используемые на Руси.

  1. Состав участников  воспитатели, дети ДОУ, родители, специалисты.
  2. Интеграция образовательных областей  вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

№ п/п

Образовательная область

Содержание

Задача

1

Физическая культура

Проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах, праздниках.  

Формировать  у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

2

Здоровье

 Беседа на тему: «История полотенца»;  знакомство со старинными предметами личной гигиены .

 Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.

3

Безопасность

Рассматривание иллюстраций о правилах соблюдения безопасного поведения; чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди»; составление рассказов о правилах использования предметов быта.

Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

4

Социализация

С/р игра «Семья»; с/р игра «Экскурсия по музею»; составление описательных рассказов о национальном костюме; сбор пословиц  и поговорок о семье, уважении взрослых, послушании;

Экскурсия в музей (совместно с родителями);  

Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.

5

Труд

Беседа : «Профессии на Руси», рассматривание иллюстраций древних профессий; изготовление поделок к праздникам; постройка снежных фигур на улице, украшение участка к народным гуляньям.

Формировать  у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни  общества и каждого человека.

6

Познание

 Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и времен  года с использованием  народных примет; Дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды).

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.

7

Коммуникация

Беседа  «Встречаем гостей» (по правилам этикета); Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»; составление загадок про времена года, праздники.

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; развивать монологическую связную речь; формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.

8

Чтение художественной литературы

Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок.

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

9

Художественное творчество

Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера.

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности      (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)

10

Музыка

Знакомство детей с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек , считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности.

Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.

  1. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта информация из Интернета, информация от родителей воспитанников, обращение к специалистам и т.п., энциклопедии, народный фольклор, народные сказки.
  2. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта наглядные материалы: иллюстрации, картинки, карточки, аудиокассеты, SD-R диски; экспонаты музея; предметы народного творчества, подбор материала устного народного творчества.

Перспективно - тематический план работы в мини-музее

Русская изба

 (старший дошкольный возраст)

Месяц

Темы месяца

НОД с детьми подготовительной группы*

Мероприятия с родителями

Итоговое мероприятие с детьми

Сентябрь

Осень.

Знакомство детей с традициями русского народа в осенний период.


Знакомство  родителей с экспонатами музея.

Выставка детских работ по рисованию «Сентябрь пришел – лето увел».

Октябрь

Осень. Овощи. Грибы.

Развитие интереса к культуре русского народа . Обычаи и традиции при приготовлении запасов на зиму.

Участие в организации праздника, помощь в подготовке детских костюмов .

Фольклорный праздник «Золотая осень».

Ноябрь

Одежда. Головные уборы.

Знакомство с  элементами русского народного костюма.

Оформление стенда для родителей «Русский народный костюм»

Выставка детского творчества  «Синенький кафтанчик, красный сарафанчик».

Декабрь

Зимние забавы. Новый год.

Знакомство с традициями народного быта.

Приберём избу к празднику(предмет ы быта).

Празднование Нового года на Руси.

Семейные посиделки «В преддверии Нового года»

Выставка детского творчества

«Наша елка вся в игрушках…»

 

Январь

Домашние птицы и животные.

Беседа с детьми на тему: «Откуда к нам пришли варежки» . Знакомство с прялкой, веретеном, куделью.

Информация для родителей «Преимущество

натурального материала для детской одежды».

Совместная выставка творческих работ детей и родителей на тему: «Добрые овечки,

 Мягкие сердечки,

 Сняли свою шёрстку,

 Мягкую, не жёсткую.

 Будет много пряжи –

 свитеров навяжем

Февраль

Семья.

Наша армия.

Знакомство с народными традициями внутри семьи.  Беседа: « Как появились фамилии».

Выставка пословиц и поговорок об уважении в семье.

Выставка семейного дерева.

Март

8 марта.

Знакомство с традициями семьи. Сказка из сундука «Волк и семеро козлят».

Информация для родителей

«Любящая мать - душа семьи и украшение жизни»

Выставка рисунков «Моя мамочка»

Апрель

Весна. Огородно-садовые работы.

Знакомство с традициями весенних праздников.

Участие родителей в празднике «Масленица»

Фольклорный праздник «Масленица»

Май

Весна. Моя Родина.

Продолжение знакомства с традициями весенних праздников на Руси.

Весенние посиделки.

Фольклорный праздник «Во поле березка стояла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа п...

Проектная деятельность в подготовительной группе "Сердце простой деревенской избы"

Тип проекта: информационно-творческийПродолжительность проекта:среднесрочный (1 месяц)Участники проекта: дети подготовительной группы,воспитатели,руководитель музея "Русской старины" в детск...

Презентация для детей средней группы на тему "Русская изба" Проектная деятельность. Продолжать знакомить детей с культурой и историей быта своего народа.

Перед вами русская изба. Слово  «Изба» произошло от слова «истьба» – «истопка» – «топить» - «отапливать».Это сейчас мы с ва...