Творческая работа по теме: «Цели и задачи экологического воспитания. Человек-часть природы»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Геворгян Людмила Алексеевна

 

Особое внимание при формировании экологической культуры детей следует обратить на значимость полезной деятельности в природе. Именно в практической деятельности, направленной на сохранение и улучшение природной среды, развиваются и углубляются нравственные чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Пролетарского района

Ростовской области

Творческая работа

Воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада   3-й категории №24 «Теремок»

Геворгян Людмилы Алексеевны

 По теме: «Цели и задачи экологического воспитания. Человек-часть природы»

2009г.

Цели:

  1. Углубить и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных, о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса; лесные ягоды и грибы; комнатные растения), познакомить детей с биосистемами «лес», «луг», учить классифицировать растения. Целесообразно закреплять знания детей в дидактических играх.
  2. Продолжать знакомить с некоторыми способами вегетативного размножения комнатных растений.
  3. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;
  4. Развивать у детей умение отличать и называть представителей животного мира
  5. Закрепить понятия о том, что «Человек – часть природы».
  6. Закреплять желание правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

Цель работы:

Формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Задачи работы:

  1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознание сохранения природы.
  2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.
  3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
  4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

Основу экологической культуры обучающихся составляет бережное отношение к природе – нравственное, социально необходимое качество личности, основными составными компонентами которого являются:

- интерес к природе и произведениям искусства в природе;

- знания о природе, взаимодействиях в природе, антропогенном воздействии, способах оказания помощи природе;

- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

- позитивная деятельность и культура индивидуального поведения в природе;

- мотивы, определяющие деятельность и поведение в природе.

Особое внимание при формировании экологической культуры детей следует обратить на значимость полезной деятельности в природе. Именно в практической деятельности, направленной на сохранение и улучшение природной среды, развиваются и углубляются нравственные чувства.

Собственно природоохранительная деятельность обучающихся может вестись по различным направлениям:

- защита природной среды;

- улучшение природной среды;

- предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними;

- пропаганда и разъяснение идей охраны;

- сохранение и использование эстетических ценностей природы;

- исследования природной среды.

Вошла в традицию забота о птицах. Ребята с увлечением изучают птиц, заготавливают корма, строят кормушки, домики, искусственные гнезда.

Озеленение территории, учебно-опытного участка. Работа на учебно-опытном участке формирует трудовые умения и навыки, необходимые для выращивания растений. Дети учатся правильно перекапывать и рыхлить почву, вносить удобрения, вести посев семян, посадку кустарников.

Одна из форм практической работы – это разведение комнатных растений и оформление коридоров, которое формирует правильное и эстетическое отношение к природе в целом.

Работа с природным материалом доступна детям любого возраста, и они проявляют большой интерес к этому виду искусства: изготавливают поделки из природного материала, композиции панно. Это развивает творческое мышление, наблюдательность, трудолюбие и художественный вкус.

Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста – особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования.

Значит, нужно рассмотреть принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования. При этом их нужно адаптировать, конкретизировать и дополнить новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования – преемственность. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте значения играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника. Существует ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников.

Они включают:

  1. Научность.

Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», то есть «сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его мировоззрения».

        В то же время автор отмечал, что, с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой – не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.

        Возможность изучения детьми дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. Это означает, что у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако, их содержание может быть объяснено через дошкольные виды деятельности.

  1. Доступность.

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности  является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых их них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме. Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.

  1. Гумманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке, как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
  2. Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты». Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
  3. Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Одно дело – провести беседу о правилах поведения, и совсем другое – создать условия, в которых ребенок смог бы реализовать эти правила на практике.
  4. Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка; в-третьих, особенностям организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
  5. Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.
  6. Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования, именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показывать ребенку положительный пример и вероятный выход из осуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешного решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
  7. Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Изучение глобальных проблем – кислотных дождей, утончение озонового слоя и т.д. информация о которых иногда включается воспитателями в содержание занятий, представляется нецелесообразным. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве случаев воспитатель может только при помощи беседы. Все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией, в чем-то даже сказкой и воспринимаются с трудом. Дошкольник не может осознанно ответить на вопрос о причинах возникновения озоновых дыр. Для целей экологического образования  должны быть подобраны объекты, явления, достигнутые для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности. Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенно взаимоотношения человека и природы на примерах своего региона.
  8. Системность. В некоторых дошкольных учреждениях работа по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не связано между собой. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.
  9. Приемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько степеней (уровней звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад – школа-вуз-повышение квалификации специалистов – население. Принцип приемственности предлагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными.

        Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углублять это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении. Прежде всего, нам самим пришлось пополнять свои знания о родной станице и о её природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.

        Провели занятие - викторину с целью выявить, что дети знают о природе Ростовской области. Прежде всего, наметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о степи?», «Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?». Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности. Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликациях. Дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсии в парке мы с детьми заготовили природный материал: шишки, ветки, листья, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки. Показываю детям, что может получиться из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы», «Узнай и назови», «Путешествие по саду» и т.д.

        На базе новых знаний и представлений у детей появляется желание побольше узнать о родной природе. Красива она во все времена. Но, тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали их от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками.

        Я поставила перед собой задачу: научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но вызвать у них желание участвовать в ее создании, но с чего начать? Я провела беседу о том, что еще в далекие времена люди у своих домов высаживали душистую сирень, смородину, акацию, вишни и абрикосы. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда мы с детьми решили продолжить эту работу, остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием.  Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломали их и не рвут в последствие. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошего выполнения работы. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они ухаживали за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживаний.

        Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Давала занятия, связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки? Когда плачут калы? И т.д.)

Большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька-мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев.

        Узнали из новых бесед, какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, а с другой – лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки. При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями,  с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства. Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома в семье.

        С самого начала года вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участке. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись из знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили.

        Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Наблюдения за птицами, живущими у нас помогли сделать детям вывод об отлете птиц в теплые края. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т.д.

        Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщение. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман и сумерки и т.д.)

        Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникли бесчисленные «Почему?» и «Зачем?»

        Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома, хотя по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! А меня больше всего радовало, что используя полученные знания, ребята, особенно старались проявлять заботу о животных и растениях.

        Основные же знания о природе нашего района, экологические знания дети получают на занятиях. Очень помогли книги «Игровые экологические знания с детьми» Молодовой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» Николаевой.

        На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интересов у детей. Без знаний экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего и других людей) в природные процессы.

        Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное, полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить, как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плохо; и т.д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае, и злые – в другом (солнце, вода). В ходе этих знаний рассказываю детям о бедах атмосферы, и что этим бедам способствует. В раскрытии связей природы (живой- неживой, неживая – человек, живая – человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например, «Четвертый лишний» (белочка, зайчик, гриб и елочка). Как их объединить? Детям очень нравится придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом. На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: Докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой: почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут.

Какое значение для леса играют грибы?

На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще задолго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.

        На занятиях «Дикие животные» продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Чтобы дети лучше представляли себе пищевые цели в природе, использую дидактические схемы, модели. На фланелеграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес. Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например, узнают, что с наступлением зимы изменяется пища дятла ( летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведением птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы, если есть корм. При этом закладывается представление о взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление на вредных и полезных является неверным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы не одно насекомое не погибло от руки человека зря.

А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно.

Дети рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты. Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные занятия, обращение к опыту детей, важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.

Представления детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими. Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одно и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи – карандашами. Взаимосвязь знаний с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их в потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи, призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания.

Было проведено родительское собрание «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Организация проведения собрания (выставка художественной литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного материала).

Предлагаю родителям сходить с детьми к реке, на природу, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями, животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимание. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.

А главное – земля стала ближе.

Список используемой литературы

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические знания с детьми 6-7 лет»
  2. В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»
  3. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
  4. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
  5. О.В. Дыбина «Неизвестное рядом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"

Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"...

Цели и задачи экологического воспитания, их особенности при воспитании детей в Домах ребёнка.

 В докладе рассказывается об экологизации предметно- развивающей среды в условиях Дома ребёнка....

Круглый стол на тему:"ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЁНКА"

«Логика природы есть самая доступная для  детей логико-наглядная, неоспоримая» К.Д.Ушинский В процессе работы с детьми раннего возраста перед нами встала проблема: как сделать так, чтобы процесс ...

Доклад: "Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания"

Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину...

Консультация для педагогов: «Цель и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Цель экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у ребенка основ экологической культуры и развития опыта взаимодействия с природой и окружающей средой....

Основные понятия, цели и задачи экологического воспитания дошкольников.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окр...