Круглый стол на тему:"ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЁНКА"
проект по окружающему миру на тему

Щурова Клавдия Михайловна

«Логика природы есть самая доступная для  детей логико-наглядная, неоспоримая» К.Д.Ушинский В процессе работы с детьми раннего возраста перед нами встала проблема: как сделать так, чтобы процесс обучения и воспитания был не только действенным, эмоционально комфортным, интересным, доступным для детей, но и применим во всех сферах развития. После изучения методической литературы, обсуждений и небольших экспериментов мы, как нам кажется, нашли решение. Это ознакомление с природой.                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nam_pomoglo.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

Что нам помогло:

1. По мнению практически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль не только в умственном, эстетическом и нравственном развитии (воспитании), но и в сенсорном воспитании, которое является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Ведь знания усваиваются лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, т.к. чем больше подключено анализаторов (слуховой + зрительный + тактильный + и др.) в процессе получения новой информации, тем успешней будет и ее усвоение.

2. Дети уже стихийно знакомы с природой, и главный смысл обучения - систематизировать, закреплять и отрабатывать умения свободно пользоваться знаниями, которые получены в самостоятельной познавательной деятельности.

3. Дети в детских домах ограничены в своих возможностях, у них нет опыта. Малыши основываются только на знаниях, полученных от окружающих их взрослых. Особенностью детского мышления является стремление связывать "всё и во всём". Именно в этом кроется тайная причина неправильных выводов и умозаключений. Естественно, что задача воспитателей домов ребёнка заключается в развитии мышления, в умении делать выводы.

4. В процессе ознакомления с природой можно дать детям все необходимые знания во всех областях.

5. Детям раннего возраста недоступно понимание абстрактного и, учитывая возрастные особенности детей, работу легко можно построить по принципу «что вижу, то и познаю».

6. Изучив программы по экологическому воспитанию, мы остановились на программе С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания и закладки первых представлений и ориентиров в мире природы.                                                                                                                                Становление экологической культуры в период раннего детства возможно, если:

· в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда;

· дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, в основу которого положены адаптированные на ранний возраст ведущие идеи экологии;

. будет использована система форм и методов, построенная на типичных для детей раннего возраста видах деятельности (практических, познавательных и творческих);

· если получаемые знания вызывают у детей эмоциональный отклик;

· у воспитателей развивается профессиональная экологическая культура.  

Что же было сделано в процессе работы над проектом:

  1. Экологизация предметно-развивающей среды в условиях дома ребёнка.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Предметно-развивающая среда в доме ребёнка должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам);

- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

Таким образом, экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного и деятельного.

Что было сделано для этого в рамках проекта:

1. Разрабатывается овощной огород;

2. Оборудован участок;

3. Оформлена «Поляна сказок»;

4. Разработана экологическая тропа;

5. Разбиты разнообразные клумбы;

6. Создана зона птичьей столовой;

7. Работает метеоплощадка.

А) Как устроить овощной огород

Огород для малышей устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой. Место для огорода выбирают на открытом, не затененном пространстве.                                                                                Площадь под огород для малышей отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий.

Грядки разбиваются шириной 60—70 см, чтобы детям было удобно доставать рукой до середины. Длина грядки 2,5—3 м. Между грядками оставляют расстояние шириной 50см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5м. На нее выносится стойка с инструментами для работы. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки. Грядки должны быть снабжены планшетами-этикетками, на которых нарисованы овощные культуры. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Хозяином огорода должен быть сказочный персонаж.

Огород окаймляют забором или бордюром из низкорослых растений: примул, маргариток, анютиных глазок, низких астр, а также безусой земляники.

Из овощных растений на участке выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, горох, капусту (кочанную, цветную, кольраби), морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп, из многолетних культур — ревень. Овощные растения имеют много сортов. На участке выращивают те культуры, которые являются районированными для данной области и района.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис.

Однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях           (для сравнения и нахождения общих признаков и различий) следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажана. На территории огорода нельзя сажать потенциально опасные растения (крыжовник, малина, ежевика, облепиха). Нельзя делать уплотненные посадки, детям тяжело запомнить названия растений. Посадки должны быть всегда чистые. Чтобы облегчить уход за посадками можно замульчировать почву вокруг растений травой или специальной плёнкой.

Посев и посадка овощей.

Семена для посева должны быть чистосортными, иметь хорошие посевные свойства. Для ускорения появления всходов семена намачивают и проращивают.

Сроки посева.

Морозостойкие культуры (морковь, петрушка, салат, редис, укроп) высевают с самого начала полевых работ — с первой половины мая. Семена зонтичных (морковь, петрушка, укроп) и лук долго не прорастают, поэтому их сеют раньше большинства культур. При температуре +5, +8° производят посев и посадку лука-севка, картофеля, репы, редьки, брюквы, а также высаживают в грунт рассаду капусты. Культуры, требовательные к теплу (огурцы, тыква, кабачки, помидоры, фасоль), сеют и сажают рассадой.

Глубина заделки семян.

Чем мельче семена, тем меньше должна быть глубина их заделки.

Уход за растениями.

Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними.

После дождя или искусственного полива почва уплотняется и часто образуется корка. Корку разрушают рыхлением. Сорняки приносят вред растениям. Прополка, прореживание и правильная агротехника — основные условия борьбы с сорняками. Большое значение имеет и удаление сорняков на прилегающих дорогах и канавах до их цветения. Мульчирование почвы торфом, перегноем, предохраняет посевы от сорняков и улучшает физико-химические свойства верхнего слоя почвы.

При выращивании овощных растений очень важной является борьба с вредителями и болезнями. Для борьбы с вредителями на участке можно применять профилактические методы, механические и биологические. Профилактические методы имеют большое значение, особенно соблюдение севооборотов — правильное чередование культур с учетом их биологических особенностей. Важное значение имеет предпосевная обработка почвы, а также соблюдение сроков посева семян.

Крестоцветные, особенно капуста, сильно повреждаются гусеницами капустной белянки. Гусениц собирают с растений и затем уничтожают (механический метод).

Биологические методы борьбы с вредителями должны занять ведущее место. Это прежде всего охрана и привлечение насекомоядных птиц (развешивание на участке искусственных гнездовий и зимняя подкормка птиц). Химические методы не допустимы.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Да, труд должен быть посильным, но уже в этом возрасте ребёнок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определённых трудностей. Только прилагая какие-то усилия, малыш ощутит радость от своего труда. Следует помнить, что при поливе растений ребёнок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не стекала в рукава и не попадала на одежду. Любая трудовая деятельность детей, особенно связанная с использование инструментов, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением взрослого. Запрещается перенос детьми тяжестей. В пользование детям даются исправные и безопасные к работе инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря с хорошо закреплёнными рукоятками. Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. Всё оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых ёмкостях. В жаркие солнечные дни труд детей в огороде и цветнике организуется в часы вечерней прогулки. Воспитатель осуществляет постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей в процессе работы. Воспитатель приучает детей работать внимательно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами.

Важно также, чтобы труд завершился наглядным результатом- тогда дети осознают его значимость и необходимость. 

 Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей. В младшей группе в пределах 5 – 7 минут.

Методические требования к организации труда детей в природе:

Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственность за порученное дело, настойчивость, аккуратность, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умение всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умение принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное задание; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок сажает на грядке свой лук, в результате вся грядка засажена луком) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен насколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом. Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и эту же трудовую операцию: сажают горох на грядки или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснениями, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Б) Проект «Наш участок краше всех»

Наш проект характеризуется наличием разнообразных зон, принципиальной новизной и созданием оригинальной среды на территории участка. Разработанный нами проект ориентирован на возраст детей с 1года до 2 лет. Прилагаемая к проекту «книжка-путеводитель» призвана помочь воспитателю в организации деятельности детей на прогулке, развивать их двигательную активность, обогащать впечатлениями, пополнять активный и пассивный словарь.

Содержание проекта:

В соответствии с обозначенными направлениями были выделены несколько зон:

- «теремок»;

- зона воды;

- зона песка;

- зона двигательной активности;

- зайка в огороде;

- веранда-аквариум;

- «поляна сказок»; цветники.

«Теремок»: 

Известно, что в раннем возрасте дети с удовольствием слушают ритмичные потешки, сказки с повторяющимся сюжетом, так же их привлекает передача образов героев.

Зная это мы, создали композицию «Теремок». На небольшой поляне рядом с участком и домиком-теремком установили 5 пеньков с фигурки животных (кошка, собака, поросёнок, мышка, цыпленок). На поляне, дети слушают потешки, участвуют в небольших, подходящих по возрасту, организованных играх-драматизациях и играх-забавах.

Зона воды:                                                                                                                                                                         Эта зона предполагает наличие мини бассейна, который мы установили около веранды, на солнечной стороне. Благодаря бассейну дети смогли оздоравливаться в течение всего лета и имели возможность получения новых ощущений.

«Зайка в огороде»:

Композиция предполагает инсценировку небольшого стихотворения: фигурка зайца в огороде, около «грядок с овощами». Эта композиция помогает детям узнать, чем питается заяц, где живёт. Она способствует развитию детской любознательности.

Цветник: 

Цветники являются источником не только эстетических переживаний для детей, но также содержат в себе познавательный аспект. Мы, рационально распределили различные виды цветочных композиций, и максимально используя территорию участка, сделали их более доступными и познавательными для детей раннего возраста.

С этой целью разбито 5 цветника и посажено 2 одиночно стоящих крупных цветочных куста. Рядом с композицией «Зайка в огороде» 2 цветника с красными и жёлтыми цветами- «Цветной цветник» - это помогает детям ориентироваться в цвете. Также посажены одиночные кусты пионов - дети смогут ориентироваться в количественных представлениях (один-много). У входа на участок разбит цветник «Разноцветный» - дети узнают, что цветы бывают разного цвета, высоты и размера. Перед входом на участок установлена арка, со временем её оплетёт растение-вьюн Девичий виноград.

Веранда-аквариум:

Обычная веранда стала аквариумом. Её окрасили в ярко голубой и зелёный цвета с изображением различных рыбок. Изготовили фигурки рыб из пластиковых бутылок. Приобретено зеркало-рыбка, чтобы дети могли рассматривать себя, а также вертушка-лягушка для определения наличия ветра. Все эти вещи поддерживают общую композицию и помогают в развитии детей. Веранда-аквариум способствуют релаксации и раскрепощению детей, даёт им новые ощущения.

Двигательная зона: 

Двигательная зона названа так условно, т.к. оборудование для развития двигательной активности размещено по всей территории участка.

Свободное рациональное расположение специального оборудования в доступных местах на участке даёт возможность детям организовать деятельность по интересам, не мешая друг другу. В двигательной зоне находиться горка – скат, корзинка для метания, профилактическая дорожка, что позволяет подбирать различное сочетание движений. Предлагаемое нами оборудование рассчитано на то, чтобы у детей вырабатывались стереотипные и ситуационные движения.

Зона песка: 

Зона игр с песком предполагает наличие песочницы. Она стала не только развлечением, но и толчком к развитию творческих игр.

«Поляна сказок»:

В раннем возрасте дети очень любят сказки. Особенно их привлекает драматизация, передача образов героев сказок. Опираясь на эту особенность, мы решили организовать поляну сказок, которая удовлетворит потребности детей в творчестве.

На небольшой территории между участками установлен мини пруд, скамейка, ширма, фигурка хозяина поляны-медведя, а также силами детей разбита клумбочка с цветами. На поляне, дети смотрят инсценировки сказок, организовывают игры на разные темы.

В) Зона птичьей столовой

 Цель создания-развитие познавательных способностей детей, знакомство с разнообразием птиц и обучение заботе о них.

Что представляет собой птичья столовая:                                                            

Она расположена в спокойном месте не далеко от группового участка. На ней установлены домик для птиц, купалки, поилку и кормушки.

Сначала в ней располагалось две кормушки:                                                                                                                                     1. Висит на дереве и напоминает мини терраску.

2. Стоит на столбе, вкопанном в землю, и напоминает столик на ножке.

К сожалению, кормушки нужно было повесить выше уровня глаз детей, иначе птицы не стали бы прилетать к ним, но нами была выбрана оптимальная высота, поэтому дети легко могут наблюдать за птицами.

Так же были изготовлены купалки для птиц. Лето последние два года очень жаркое и эта часть зоны стала актуальной.

В первый год купалки были изготовлены из пластиковых бутылок. В этом году они были заменены на две более интересные, изготовленные из пластиковых тарелок и большой пластиковой бутылки из под воды оригинально оформленной. На высокой кормушке поставлена неглубокая тарелочка с водой, которую меняют по мере загрязнения, но воды в ней должно быть немного, один—три миллиметра. Известно немало случаев, когда птицы тонули даже в небольшом количестве воды в стакане.

Купалки наполнены не только водой, но и речным песком и влажными листьями.

Ведь птицы купаются не только в воде, но и толстом слое речного песка. Такое купание защищает птиц от перьевых паразитов. Песок должен быть речным, просеянным. Такой песок более лёгкий, мелкий и способствует приятному купанию.  

У мелких птиц наиболее популярный альтернативный способ - купание во влажных пучках травы (подорожник, одуванчик). В природе птицы купаются в траве, влажной от утренней росы. Для птичек это еще и прекрасное развлечение!

В следующем году к ним добавится ещё одна:

1. Чашка с блюдцем на подставке.

В холодное время года будет выставляться домик для птиц, напоминающий скворечник, чтобы птицы могли спрятаться в непогоду.

Как научить детей пользоваться птичьей столовой:

1. Наблюдать за птицами- во время прогулки обратите внимания детей на прилетевших на участок птиц: они прыгают- прыг, прыг; они машут крыльями; говорят кар-кар или чик- чирик.

2. Пение песенок и имитация полёта птиц, проведение игр.

3. Уметь есть и пить самостоятельно, чтобы объяснить детям, зачем птицам кормушки.

4. Ознакомление с птичьей поилкой - спросите ребёнка, как он пьёт из чашки (имитация), а потом скажите: «Птички тоже хотят пить. Давай нальём им воды, вот в эту чашечку. Пусть попьют». Налейте в неглубокую тарелочку воды и поставьте на кормушку- столик. Каждый день подходите к кормушке и смотрите в тарелочку, доливайте воду. Делайте это в присутствии детей, сопровождая свои действия словами. Кормушка расположена выше уровня глаз детей, поэтому поднимите ребёнка, чтобы он всё видел сам.

5. Ознакомление с птичьей столовой- покажите детям сначала кормушку-стол: «Посмотри-ка, это большой столик, он для птичек. Они прилетают суда кушать. Как ты кушаешь, покажи (имитация). И птички кушают. Вот зёрнышки положи им». Дайте ребёнку возможность самому насыпать еду. Каждый день подходите к кормушке и досыпайте корм.

6. Научить принимать ванну спокойно с удовольствием, т.к. будет трудно объяснить детям, зачем птицам нужно купаться.

7. Ознакомление с птичьими купалками- вспомните с ребёнком, как он купался, можно проговорить потешку «Водичка, водичка». Затем скажите: «Ты купаешься, и птички любят купаться, но они купаются в песочке,- подведите ребёнка к купалке, пусть потрогает песок. - А ещё птички любят купаться в травке. Давай сделаем им купалку. Вот травка, вот купалка, положи травку в купалку, молодец. Пусть теперь птички купаются, пусть будут чистые».                

Г) Прогноз и погода или экспериментальная работа в метеоцентре

Прогнозировать погоду люди научились уже давно, и помогает им в этом сама природа.

Конечно, сделать долгосрочный прогноз таким способом не удастся, но с высокой вероятностью предсказать изменение погоды на ближайшее время вполне по силам любому человеку. Особенно точные предсказания погоды дают растения, которые, в отличие от животных, не имеют возможности спрятаться от дождя, метели, жары или похолодания. Чтобы защитить себя и свои вызревающие семена от резких изменений погоды, растения вынужденно научились в процессе длительной эволюции чутко реагировать на все предстоящие изменения. Причем, часто такая реакция наступает за многие часы от предстоящего изменения погоды. Существует значительное количество растений, умеющих предсказывать погоду.

В настоящее время ботаникам известно около 400 видов растений, произрастающих в средней полосе России, которые могут использоваться в качестве живых барометров, предсказателей погоды.

Цель создания метеорологической станции-

Систематизировать знания, закреплять и отрабатывать умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности, а также развивать мышление, и умение делать выводы.

Что представляет собой метеорологическая станция:

Зона метеорологической площадки расположена так, чтобы детям было удобно использовать её: на границы между двух участков. На площадке расположен прибор – осадкомер, представляющий собой столб с одной стороны которого прикреплена крыша, два ведра с цилиндрическими стенками на подставках-пенёчках, расположенные по бокам столба, один из пенёчков расположен под крышей. Выше всех установлен флюгер – вертушка. Клумба с цветами - барометрами: ноготками, декоративным табаком и кислица обыкновенная.                          

Как пользоваться метеорологической станцией:     

Выходя на прогулку, следует посмотреть в вёдра. Если воды нет, то дождя не было.

После дождя нужно подойти к вёдрам и посмотреть, сколько воды в них - это поможет узнать сильный или слабый был дождь. Если воды много, значит, дождь был сильный, если воды мало- слабый. Одно ведро расположено под крышей, в нём воды меньше, чем в ведре расположенном под открытым небом. Почему? Крыша не даёт дождю лить прямо в ведро.

Если флюгер – вертушка не вращается - ветра нет, если крутится медленно- ветер не сильный, если вращается быстро- ветер сильный.

На клумбах высажены цветы- барометры: ноготки, декоративный табак и кислица обыкновенная. За их поведением следует наблюдать.                        

Календула лекарственная. Если с раннего утра венчик раскрыт и оранжевые цветки далеко заметны - к хорошей погоде. Цветки свертываются, закрываются среди дня, листья поникают - за несколько часов до дождя.

Кислица обыкновенная. Днем цветки раскрыты - к хорошей погоде. Листочки складываются и прижимаются к стебелькам - к дождю.

Табак. Если душистый табак сильно пахнут, — следует ожидать скорого дождя.

Как научить детей пользоваться метеорологической станцией:

Обучение работе с метеорологическим уголком должно проводиться ежедневно. Сначала наблюдения и обучения ведутся индивидуально, затем детей можно объединять в небольшие группы. Работе в метеоцентре отводится не более 1-2 минут, она может проводиться в любое время, в течение прогулки. Возраст детей не указывается, т. к. дети могут поступать в группу в любом возрасте. И каким бы не был возраст ребёнка, работа начинается с первого шага.                                                                           Оптимальный возраст для начала работы – 1.6м.

1. Познакомить детей с флюгером (вертушкой).

2. Научить определять наличие ветра.

3. Научить определять силу ветра.

4. Познакомить детей с цветами на клумбе.                                        

5. Приучить детей наблюдать за трудом взрослого по уходу за цветами.

6. Научить ухаживать за ними (поливать).

7. Обратить внимание детей на изменения, происходящие с цветами.

8. Помочь детям понять изменениям в поведении цветов.

9. Наблюдение за дождём (с веранды, из окна).

10. Пение песенок и имитация падения капель дождя, проведение игр с зонтиком.

11. Познакомить детей с осадкомером.

12. В сухую погоду обратить внимание на пустые вёдра (нет дождя - нет воды).

13. После дождя обратить внимание детей на воду в вёдрах (пошёл дождь - есть вода).

14. Обратить внимание детей на тот факт, что в одном ведре после дождя всегда меньше воды, чем в другом. Помочь сделать вывод - если ведро под крышей в него попадает меньше воды.

Д) Экологическая тропа. Особенности её создания, цели и задачи для развития детей раннего возраста.

Экологическая тропинка:

Создавая    экологическую тропинку нужно помнить, что это не клумба, которая должна быть полностью ухожена и украшена цветами. В состав видовых точек экологической тропинки можно включить объекты, которые уже есть на территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.  

Цель создания:

Экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Этапы создания и оформления тропинки:

1.Детальное обследование территории дома ребенка и выделение наиболее интересных объектов.

2.Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3.Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа, который будет придумывать для детей задания и приглашать малышей в гости.

4.Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

5.Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке:

1.Использование прогулки для общения детей с природой и оздоровление на свежем воздухе.

2.Использовать наблюдение за живой природой для развития сенсорных качеств малышей.

3.Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и для самой природы.

4.Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

5.Проводить на тропинке игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Экологическая тропинка на территории специализированного дома ребенка  №7 города Москвы:

На территории нашего дома ребенка мы начали создавать экологическую тропинку. Для начала обследовали всю территорию и выявили наиболее интересные для малышей объекты для наблюдений. В настоящее время наша тропинка состоит из 12 видовых точек:

1. Клумба «Карлики и великаны».

Объекты для наблюдений: разная высота цветов (высокие и низкие), различные сроки их цветения.

2. «Ферма».

Объекты для наблюдений: домашние животные и птицы (название, где живут, чем питаются, как «говорят», зачем нужны).

3. «Яблоня».

Объекты для наблюдений: отдельно стоящие деревья, знакомство с плодовыми деревьями (название, цветы, плоды), роль в жизни людей, связь с другими растениями и животными.

4. «Птичья столовая».

Объекты для наблюдений: разнообразие птичьего мира, знакомство с условиями их жизни, повадками; кормление птиц, слушание их голосов.

5. «Разноцветная клумба».

Объекты для наблюдений: многообразие вариантов окраски цветов одного вида (знакомство с цветом).

6. «Липовая аллея».

Объекты для наблюдений: липовая аллея – липы и березы (возможно сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов). Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. Пробуждение деревьев весной, подготовка к зиме и т.п.

7. «В гостях у сказки».

Объекты для наблюдений: дикие животные (название, где живут). Совместно с детьми повторение сюжета знакомой сказки, звукоподражание.

8. «Серенький зайка – длинные ушки».

Объекты для наблюдений: кролики в живом уголке (название, чем питаются, части тела, повадки, отличительные признаки). Совместное кормление и уход за живым объектом.

9. «Слива».

Объекты для наблюдений: разные виды плодовых деревьев. Различия во вкусе, цвете, размере плодов, времени их созревания. Роль в жизни людей.

10. «Альпийская горка».

Объекты для наблюдений: разные виды цветов, необычность клумбы (наличие не только разнообразных цветов, но и различных камней, отличающихся формой, величиной, цветом). Наблюдение за цветением.

11. «Хуторок».

Объекты для наблюдений: жилье и труд людей (дом, мельница, лошадь с телегой, стог сена, пруд, колодец). Рассказ взрослого о разных видах деятельности человека – сенокос, рыбная ловля, изготовление муки и др.

Взаимодействие человека и природы (положительный и отрицательный опыт). Около водоема сидит сказочная царевна – лягушка со стрелой в лапе, в пруду кувшинки, лилии, плавают уточки, лягушки. На дне ракушки и камни. Дети могут полюбоваться растущими в воде кувшинками, понаблюдать за уточками.

12. «Березовая роща».

Объекты для наблюдений: большие березы. Береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильными ощущениями во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки». Отражение образа березы в фольклоре (песни, загадки, пословицы, сказки, стихи), связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.)

Для каждой видовой точки мы изготовили выносные знаки (таблички с названием и рисунком). Составили схемы различных маршрутов для разных возрастных групп детей. Разрабатываем и апробируем конспекты занятий на экологической тропе. Нашей основной задачей при работе с детьми раннего возраста является закладка первых представлений и ориентиров в мире природы. Малыши все понимают буквально, ощущения свои сохраняют надолго. Правильное отношение к живым существам воспитываем в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: растениям нужна вода, кролику – трава, зерна и вода, а воробьям зимой – крошки хлеба.

Экологическая тропинка позволяет нам использовать более продуктивно обычные прогулки для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Совершаем прогулки по тропе не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но чтобы проникнуть в тайны природы, жизни ее обитателей, полюбоваться ее красотой.

В качестве дополнительной точки тропинки на участке группы №4 создана небольшая метеоплощадка. На деревянном столбике прикреплена вертушка, позволяющая наблюдать за наличием или отсутствием ветра. Кроме этого, есть дождемеры, которые помогают выяснять, где и почему выпадает больше осадков. А также в метеоуголке разбита клумба с растениями-барометрами.  Наблюдая за этими растениями, можно сделать выводы об изменении погоды.

Пока мы не включили в маршрут экологической тропинки центр воды и песка, но планируем сделать это в дальнейшем, поскольку он развивает воображение и сенсомоторные способности малышей. В центре воды и песка дети играют: закапывают в песок различные предметы и откапывают их, пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка – в формочку, делают куличики, строят горки, тоннели, дорожки; проводят различные эксперименты: сеют через сито, льют, переливают, наливают. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.    

Главное, чтобы дети поняли, что растения, животные, птицы, как и люди, растут, дышат, питаются, и в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться, чтобы дети научились жить в согласии с природой, не причиняя ей вреда; бережно относится к природе, любить и оберегать ее.

   II. Как включить детей в целенаправленный, систематический педагогический процесс, в основу которого положены адаптированные на ранний возраст ведущие идеи экологии.

Использовать для развития ребенка можно любую возможность:                                                     

1. Во время еды называйте, что он ест, объясняйте из чего это сделано.                                                                                                                                                                        

2. При умывании сообщите детям о свойствах воды, о её значении для людей.

Что есть в группе: В группе есть стенд с «Потешками при умывании». В доступной и интересной форме дети познают свойства воды, повторяют части тела.

3. Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле для деятельности.

Что делается в группе: Во время одевания воспитатели рассказывают детям о том, куда они сейчас пойдут, что будут делать на прогулке, что смогут увидеть. Воспитатели обращают внимание детей на их одежду, сообщают о том, зачем надевать кофту или, почему не надели валенки, ведь детям самим ещё тяжело сделать выводы.

4. Игры с природным материалом помогают развитию познавательной активности ребенка, показывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. Дети уже на первом году жизни неудержимо тянутся к песку, воде, глине, дереву и бумаге.  В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п.

Что есть в группе: В группе создан центр «Воды и песка». Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре «Воды и песка» малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.

5. Продуктивные виды деятельности вне занятий очень помогают ребёнку. Для многих своих мыслей и представлений дети не находят подходящих слов, и выражают их по-своему, другими, более доступными способами: через рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Что есть в группе: В группе есть разнообразные мелки, краски, составлена папка «Нетрадиционные формы продуктивной деятельности детей раннего возраста».            

6. Чтение книг с красочными картинками.                                                  

Что есть в группе: В группе подобраны книги с экологической тематикой по возрасту.

7. В возрасте около двух лет малыши с удовольствием представляют себя кошечкой, цветком и т. п. Игры-пантомимы и игры-имитации помогают малышам лучше понять мир природы.

Что есть в группе: В группе изготовлены маски, подобраны персонажи театра бибабо.

8. Ролевой игры в раннем возрасте ещё нет, но, взрослые вполне могут организовать, например, приготовление еды, прогулку с кошечкой, кормление собачки…

Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям.                                                    Что есть в группе: В группе подобраны предметные и сюжетные игрушки. Развивающая среда подсказывает детям действия (машинки и строитель рядом с предметными игрушками; предметные игрушки около посуды) и организована так, что дети могут легко взять нужную им игрушку и играть, не мешая другим.

9. Значение музыки и музыкальных игр в экологическом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают игры типа «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Тихая мелодия перед сном успокоит малыша, звуки природы помогут ему сосредоточиться, успокоиться. Музыка благотворно влияет на нервную систему детей.                                                                                                                                      Что есть в группе: Наличие музыкального центра и дисков с музыкой для детей очень помогает в работе.                                                                                                                                               

10. Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественно- экологические тексты, которые ребенок может слушать с первых дней жизни. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо.                                                                                                                      Что есть в группе: В группе создана картотека потешек по темам и возрастам. Во время проведения прогулки воспитатель имеет под рукой потешки подобранные ко всем композициям на участке.

III. Методы и формы ознакомления детей раннего возраста с природой.

Методы ознакомления детей раннего возраста с природой.

 Наглядные методы.

Наблюдения

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения:

1. Кратковременные:

В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д.                                           Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по листьям определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел, по цвету ягод-спелые или они или нет). В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

2. Длительные:

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.

Демонстрация диапозитивов и диафильмов.

Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.

Рассматривание картин.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений. При ознакомлении детей с природой используются предметные, сюжетные, а также художественные картины.

Учебный экран.

При ознакомлении детей с природой используют кинофильмы и телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы — росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению знаний.

Практические методы

Игра

Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.

Дидактические игры.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

 Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.

Настольно-печатные игры —дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).

Словесные игры - не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игровые упражнения.

Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия.

Подвижные игры.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры.

Одним из видов творческих игр являются игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и т. д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.                                                                                                                                 Другой вид творческих игр - театрализованные. Они учит детей замечать и ценить всё прекрасное, что нас окружает.

Словесные методы

Рассказ воспитателя

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса детей, адресует его детям конкретной возрастной группы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Рассказ может сопровождаться иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами.

Беседа

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Чтение художественной литературы.

Сказки, небольшие стихи, потешки помогут детям лучше познать природу.

ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия

Занятия по ознакомлению с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.

Экскурсии

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой.

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

Работа в повседневной жизни.

Прогулки.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у детей накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.

При организации наблюдений на прогулке следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.

Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде.

Труд в природе

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям, создает благоприятные условия для сенсорного воспитания детей, является одним из способов развития наблюдательности. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Малыши учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: «Цели и задачи экологического воспитания. Человек-часть природы»

Особое внимание при формировании экологической культуры детей следует обратить на значимость полезной деятельности в природе. Именно в практической деятельности, направленной на сохранение и улу...

Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"

Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"...

Цели и задачи экологического воспитания, их особенности при воспитании детей в Домах ребёнка.

 В докладе рассказывается об экологизации предметно- развивающей среды в условиях Дома ребёнка....

Круглый стол по теме: «Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье»

Круглый стол по теме: «Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье»...

Консультация для педагогов: «Цель и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Цель экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у ребенка основ экологической культуры и развития опыта взаимодействия с природой и окружающей средой....

Конспект мероприятия ( нетрадиционная форма работы с родителями) Круглый стол На тему: «Что мы знаем о своем ребенке?» (Такой маленький и такой большой мир ребёнка)

И надо запомнить, что недаром педагоги часто говорят, что дети – это лицо своих родителей и очень хотелось, чтобы это лицо было всегда прекрасным!Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в ...

Районный круглый стол по теме: "Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития ребёнка"

Тема: "Предметно - развивающая среда с использованием нетрадиционных техник рисования".Цель: развитие художественного творчества, воображения, фантазии дошкольников, формирование индивидуаль...