Проект: «С чего начинается Родина…»
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

Костюкова Жанна Николаевна

В разработке представлен материал по реализации проекта по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл С чего начинается Родина...57.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ – детский  сад № 79 компенсирующего вида

Красносельского административного района Санкт-Петербурга

Адрес организации: Санкт-Петербург, ул.Тамбасова, д. 36, к. 2

Телефон 730 42 07

I. Информационная карта проекта.

Полное название проекта: «С чего начинается Родина…»

Авторы проекта: 

Тихова Людмила Викторовна,  воспитатель  ГБДОУ  д/с  № 79

Костюкова Жанна Николаевна, воспитатель ГБДОУ  д/с  № 79

Тип проекта

Таблица №1

Критерии

Вид проекта

1.

Доминирующая деятельность в проекте

Творческая, Ролевая

Практико-ориентированная

2.

Предметно-содержательная область

Межпредметный

3.

Характер координирования проекта

Скрытый  (неявный, имитирующий участника проекта)

4.

Характер контактов

Проект, организуемый среди участников одной группы

5.

Количество участников проекта

Коллективный

6.

Продолжительность выполнения проекта

Долгосрочный

 

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель физической культуры.

         

Возраст детей: дети старшей группы, 6-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

«Что такое Родина?»

Цель проекта

  • Воспитание в семье чувства патриотизма  к своей Родине
  • Формирование представлений о семье как одной их высших ценностей человеческого бытия.
  • Воспитание любви и уважения к семье и людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи проекта

- для детей

1. Обогатить знания детей о своей семье и её истории.

2. Дать представления о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».

3. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях.

4. Расширять представления детей о родной стране и государственных праздниках.

5. Формировать интерес к «малой Родине», к достопримечательностям  и культуре, традициям родного края, любимого города Санкт-Петербурга.

6.  Познакомить с флагом, символикой герба России, мелодией гимна.

7. Расширять представления о советской армии, почётной обязанности - охранять Родину; о том, как защищали родину наши деды и отцы.

5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

6. Воспитывать уважение к труду взрослых членов семьи.

7. Продолжить развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо- поисковую деятельность.

- для педагогов

1. Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.

2. Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

3. Участвовать в проводимых в детском саду мероприятиях на темы «Праздник наших мам и бабушек», «Поздравления для пап», «Этот День Победы», «Наш Санкт-Петербург».

4. Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов, специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.

- для родителей

1. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

2. Пополнить знания родителей о  патриотическом воспитании детей общедоступными научными сведениями.

3. Укреплять детско-родительские отношения.

Форма проведения итогового мероприятия проекта

Выставка совместных творческих работ по теме «С чего начинается Родина…».

Продукты проекта

- для детей

1. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья», « С чего начинается Родина…»

2. Просмотр видеофильмов:

  • о семье (Катаев «Цветик-семицветик», РНС «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Морозко»  и др.),
  • о нашем городе Санкт-Петербурге,
  • документальных материалов о защитниках нашего города

3. Беседы: «Какие мы», «Мы разные», «Наши имена», «Как жили славяне», «Профессии родителей», «900 дней блокады»,  «Мой район» и др.

4. Разбор пословиц о доме, близких людях.

5. Рассматривание фотографий в семейных альбомах, рассказы детей о своей семье.

6. Рассматривание иллюстраций и картинок о семье, защитниках нашего города.

7. Аппликация «Галстук для папы», «Открытка для мамы» (бабушки), «Открытка для ветеранов ВОВ»

8. Лепка «Кружка для папы», «Праздничный торт», «Печенье для мамочки» и др.

9. Ручной труд – изготовление поделок к празднику для пап и дедушек-ветеранов, мам и бабушек.

10. Знакомство с техникой квилинг – коллективная работа «Цветы для мамочки».

11. Разучивание песен,  стихов на семейную тематику, песен военных лет и о нашем городе.

12. Утренник «Лучше мамы нет на свете», «День города»,  «День рождения района».

13. Физкультурный досуг к 23 февраля,  «Этот День Победы»

14. Книжка-самоделка «Моя семья», «Защитники нашего города», «Герои – именами которых названы улицы нашего района»

15. Рисование «Наши папы», «Милой мамочки портрет», «Праздник моего района»

16. Викторина «Мы любим свою родину»

- для педагогов

1. Разработка тематического проекта по теме «С чего начинается Родина…» для детей и взрослых.

2. Викторина «Мы любим свою Родину».

3. Подбор материала для родителей: папки-раскладушки, фотоальбомы, фотогазеты.

4. Подбор рекомендаций по прочтению литературы с детьми.

5. Изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, пальчиковых игр, колыбельных песен по теме «Семья», «Спи мой город»

6.  Изготовление картотеки «Стихи и песни о Санкт-Петербурге»

-для родителей

1. Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности.

2. Папки-раскладушки, фотоальбомы, информационные стенды по темам: «Моя семья», «Наша улица», «Мой район»,  «Мой город – Герой».

3. Досуг «Лучше мамы нет на свете», физкультурный досуг «Как солдаты мы», «Этот День Победы»,  «Наш Санкт-Петербург»

4. Индивидуальные беседы-консультации.

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей

1. Дети больше узнают о своей Родине, семье и ее истории, о членах семьи, ее традициях, о жизни бабушек и дедушек в нашей стране.

2. Появление у детей интереса к профессиям родителей, важности их труда для общества.

3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

4. Сформированные  гражданские принадлежности патриотических чувств к своей родине.

- для педагогов

1. Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).

2. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

3. Повышение профессионализма воспитателей в вопросах патриотического воспитания с семьями воспитанников.

4. Удовлетворенность работой.

- для родителей

1. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

2. Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

3. Обмен опытом семейного патриотического  воспитания педагогов и родителей.

II. Краткое содержание проекта «С чего начинается Родина…»

Авторы проекта:    Тихова Людмила Викторовна,  воспитатель  ГБДОУ  д/с  № 79

Костюкова Жанна Николаевна,  воспитатель  ГБДОУ  д/с  № 79

Этапы

проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов

семьи

Подготовительный

1. Беседа с детьми

2. Рассматривание иллюстраций,

фото в семейных альбомах.

3. Просмотр диафильмов: « Мой район», открыток « Мой город», «Географический атлас», « Глобус»

4. Демонстративно- наглядный  материал на тему «Мой город»

1. Разработка анкет

2. Разработка системной паутинки по проекту, конспектов занятий  и совместной деятельности детей, педагогов, родителей.

1. Анкетирование

2. Разработка совместного досуга и маршрутов выходного дня, экскурсии к мемориалам, памятникам.

Деятельностный

1. Игровая

1. Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх, разыгрывание эпизодов.

1. Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта «Семья», «К нам приехали гости», «В гости к бабушке», «Гуляем с мамой», «Праздник в семье», «Прогулка на дачу», «Юбилей бабушки», « Мы строители», «Умные знаки», «Дорожное движение»

1. Оснащение сюжетно-ролевых игр атрибутами.

2. Чтение (восприятие)

1. Восприятие литературных произведений.

2. Знакомство и разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

1. Чтение и обсуждение художественной литературы: В.Драгунский «Сестра моя Ксения», А.Барто «Две сестры глядят на братца …», «Разлука», «Одиночество», Е.Серова «Папа дома», Н.Артюкова «Трудный вечер»,   З. Александрова «Дозор», С. Алексеев «Первый ночной таран», Л. Барабас «Имя героя», Е. Благинина «Шинель», А. Жаров «Пограничник», А. Митяев «Наше оружие».

 2. Подбор стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

Рекомендации по ознакомлению с литературными произведениями для детей по теме «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наша Родина», «Мой город», «Мой район», «Моя семья».

3. Коммуникативная

1. Свободное общение на тему «Моя семья», Что лучше - плохой мир или хорошая война» , «Микрорайон, как часть города».

2. Составление рассказов при помощи семейных альбомов, фото коллажей.

3. Разыгрывание этюдов на развитие эмоций.

4. Коммуникативные игры.

1. Рассказы детям об интересных событиях, связанных с темой проекта.

2. Подбор фото-коллажей, семейных альбомов, иллюстраций по теме.

3. Подбор картотеки дидактических словесных игр, этюдов, коммуникативных игр.

 4. Демонстрационно- наглядный материал «Они сражались за Родину»

Словотворчество детей и родителей «Сочини рассказ о своей семье», «Рассказ моего дедушки»,  «Прогулки по городу»,  «День рождения моего района», «Моя улица», «Имена героев, которыми названы наши улицы»

Деятельностный

4. Познавательно-исследовательская

1. Проведение наблюдений, исследований, опытов на прогулке и целевые прогулки.

2. Создание коллажа «Как я маме помогаю».

3. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Профессии», «Найди маму», «Так не так», «Хорошо-плохо», «Маленькие поварята», «Домашние дела» и др.

4. Решение проблемных ситуаций, занимательных задач.

5. Проигрывание ситуаций «Мы в городе», « В честь кого названы улицы»

1. Проведение опытов «Где лучше растет лук», «Проращивание семян», «Опыты с овощами», «Игрушки из соленого теста», «Игры с тестом», «Заваривание чая» и др.

2. Проведение экспериментирования «Свойства воды», «Мыльные пузыри».

3. Подбор материала для создания коллажа по семейной тематике и героическом прошлом района.

4. Оформление выставки совместных работ «Моя семья», «Милой мамочки портрет», «Мой город Герой»

5. Подбор дидактических игр.

6. Демонстрационно-наглядный материал серии «Растительный и животный мир северо-запада»

1. Оснащение материалами для проведения исследовательской работы.

2. Просвещение родителей по теме через информацию в коллаже.

5. Продуктивная

1. Знакомство и выполнение работ в нетрадиционной изотехнике квилинг «Цветы для мамочки», рваная аппликация «Домик бабушки в деревне», лепка из соленого теста «Кружка для папы», «Праздничный торт». Аппликация «Сердечко для мамочки». Бумагокручение «Бусы для мамы». Аппликация «Улицы города», «Символы города», «Наши улицы и проспекты» и др.

1. Знакомство детей с нетрадиционными изотехниками: квилингом, монотипией, шаблонографией, рисование методом тычка.

2. Подбор материала для осуществления работ.

Оснащение необходимыми материалами. Участие в оформлении книжек –самоделок по данной теме, создание фотоальбома «Наш Петербург»

6. Музыкально-художественная

  1. Слушание музыкальных произведений.
  2.  Разучивание песен на военную тематику»
  3.  Вечера - досуги  «Достойны памяти Герои», «Ваш подвиг будет жить в веках»

1. Подбор по теме: песен, танцев, музыкальных композиций, этюдов.

2. Подготовка и проведение досугов «Как солдаты …», «Лучше мамы нет на свете», «Достойны памяти героев», «Этот День Победы», «С Днём Победы Петербург».

Помощь в изготовлении костюмов, атрибутов, украшение зала и участие в праздниках, досугах

Деятельностный

7. Двигательная

1. Подвижные игры «Карусели», «Козочки», «Коршун и наседка», «Мы капельки», «Живой лабиринт».

2. Досуг физкультурный «Как солдаты мы идем …», «Этот День Победы»

1. Создание картотеки физминуток, динамических пауз, подвижных игр.

2. Подготовка и проведение досуга «Как солдаты мы идем …», «Лучше мамы нет на свете», «Этот День Победы»

Изготовление атрибутов для подвижных игр.

8. Трудовая (ручной труд, труд на участке детского сада, хозяйственно-бытовой труд)

1. Изготовление поделок к праздникам папам и мамам, поделки ветеранам ВОВ

Подбор материала для изготовления поделок, подбор инвентаря для хозяйственно-бытового труда и труда  в природе.

Оснащение бросовым материалом.

Завершающий

1. Досуги на 23 февраля и 8 марта, «Этот День Победы», «С днём Рождения Петербург»

2. Выставка работ по теме «Моя семья», «С чего начинается Родина».

3. Презентация детьми творческих работ.

1. Подготовка и проведение досугов.

2. Подведение итогов, награждение подарками, грамотами, сувенирами.

Подготовка и проведение выставки творческих работ.

Ш. Методические материалы по проекту

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группы детей с задержкой психического развития.

  1. Конспект НОД

Тема: «Наш любимый Петербург»

Цель: Расширить представление детей о городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом и настоящем. Расширить и активизировать словарь, используя слова по теме: город, проспект, площадь, сквер, аллея, театр, залив, микрорайон, район, старинный, красивый, величественный, неповторимый, прекрасный, ростр, гавань, таможня, колонна, штемпель.

Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, автоматизировать произношения звуков "р", координировать речь с движением.

Используемый материал: диапроектор, слайды с видами города, аудиозапись, карандаши, бумага (предварительно затонированная под голубой фон), цветная бумага, клей ПВА, салфетки бумажные, пазлы с видом города.

Предварительная работа: просмотр слайдов с видами Санкт- Петербурга, экскурсии с родителями по предложенному воспитателем маршруту, заучивание стихов о городе, пение песен о России, о городе на музыкальном занятии, изготовление макетов, рисунков, коллажей по теме о городе.

1. Создание эмоционального настроя, сообщение темы занятия

Воспитатель встречает детей, звучит знакомая песня "Санкт- Петербург ".

Вижу весёлые лица с утра

По улице с песней идём

Это мой город - творенье Петра,

Город, в котором живём.

Припев:

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Арки мостов над Невой!

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Люблю я свой город родной!

Это история нашей страны

И старых, и новых времён,

Многое знаем о городе мы,

И много услышим о нём.

Припев.

Время торопится, город шумит

И новые зданья растут,

Мрамор, и бронза, и алый гранит

Память веков берегут.

2. На экране - виды Санкт-Петербурга, стрелка Васильевского острова.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран, кто узнал это место, как называется это здание, кто расскажет, что здесь было раньше и зачем нужна была Биржа.

Ребёнок 1: На пересечении двух рек Большой и Малой Невы раскинулось здание Биржи. Биржа была построена при императоре Петре I и служила для иностранного купечества как пропускной пункт ввозимых товаров.

Ребёнок 2: Здание окружено портиком с 44 колоннами. Над фасадом Биржи скульптурная группа Нептуна, Деятельности, Надежды и Справедливости.

Ребёнок 3: В здание Биржи ведёт огромная гранитная лестница. Сразу при входе в здание Биржи можно увидеть бюст Императора Александра I, бюст императора Николая I и бюст Императора Александра III с надписью "Августейшему покровителю торговли и промышленности".

Ребёнок 4: К зданию Биржи примыкала Санкт-Петербургская таможня. Слово таможня произошло от слова "тамга", что значит знак, штемпель. В таможне осматривали привозимые купцами товары и ставили штемпель.

Ребёнок 5: Перед главным зданием Биржи возвышаются две ростральные колонны, украшенные бронзовыми носами кораблей. "Рострум" - значит корабельный нос.

Ребёнок 6: У основания каждой колонны находятся огромные статуи, которые символизируют большие реки России.

Ребёнок 7: Ростральные колонны служили маяками. На верху ежедневно, с наступлением темноты, зажигался фонарь, освещавший кораблям путь ко входу в гавань.

3. Воспитатель: вы молодцы, хорошо рассказали о Бирже, а знаете ли вы, что вначале порт был на Берёзовом (сегодня Петроградский) острове, и только в 1733 году он переместился на стрелку Васильевского острова, где причаливать кораблям было удобно. К стрелке, начиная с 18 века, ежегодно приходило более 1000 иностранных кораблей. В сатирическом журнале "Трутень" писали: "На сих днях прибыли в здешний порт корабли из Руана и Марселя. На них следующие нам привезены товары: шпаги французские разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сургучные, кружева, блонды, бахромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые галантерейные вещи... а из Петербургского порта на те корабли грузить будут разные домашние наши безделицы: как-то пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотна и прочее..."

Вот так жил наш порт в далёкие времена. Сегодня у нас не один порт и приходят туда корабли со всего мира.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в нашу игру "Мы хотим построить дом". Ведущим будет тот, кто первым выйдет в нашей считалке:

Ребёнок (считает):

"Как на Банковском мосту,

Есть грифоны на посту,

Я грифонов не боюсь,

По нему 100 раз пройдусь.

Как пройду 101 раз –

Оживут грифоны враз".

Ведущий показывает движения, а дети хором произносят слова:

«Мы хотим построить дом»

Хлопая в ладоши, отводим руки в стороны.

«Чтобы жить уютно в нем»

Руки в стороны - повороты туловища вправо-влево

«Мы кирпичики сложили»

Присесть, руки на пол

«Окна, двери смастерили»

Руки вверх, наклон вперёд

«Печь красивую сложили»

Наклоны в стороны

«Её дровами натопили»

Вдох носом, выдох ртом, с наклоном вперёд

«Напекли лепёшек вкусных,

В доме будет нам не скучно»

Руки на полу, выпрямляем ноги

«Чай попьёт и на бочок

Наш бобрёнок толстячок»

Надуть щёки, поднимая руки вверх, выдыхая опускаем руки.

Воспитатель: Ну вот, мы поиграли, а теперь давайте предлагаю сделать  аппликацию "Ростральная колонна".

Воспитатель раздаёт трафареты, дети обводят, вырезают, размещают на листе и приклеивают на тонированную бумагу. Воспитатель оценивает работы детей и предлагает всем детям собрать пазл с видом города.

Раздаёт конверты с разрезанными открытками. Дети собирают. Воспитатель оценивает работу детей.

Окончание занятия

Воспитатель предлагает спеть песню «Мы островитяне», звучит фонограмма, воспитатель открывает мнемотаблицу, закреплённую на фланелеграфе, там схематично зарисована песня, дети поют.

Воспитатель предлагает вспомнить, о каком здании мы сегодня говорили, аппликацию какой колонны мы сделали, на каком острове мы сегодня побывали.

Оценить работу детей.

  1. Конспект НОД

Экскурсия в Этнографический музей. Тема: «Семья»

Цель: дать детям знания о быте и жизни русских людей - славян, их душевных качествах - доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании им; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам; формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким - маме, папе, дедушке, бабушке, братьям, сестрам; осознание и принятие своего семейного опыта, роли семьи, общности её членов, развитие сплочённости.

Методы: рассказ, беседа (вопросы наводящего и уточняющего характера),

рассматривание иллюстраций, рисование, игра - упражнение «Наша семья идёт в поход».

Материалы: иллюстрации о жизни и быте русских людей, бумага, цветные карандаши, кассета с записью музыки.

Предварительная работа:

Экскурсия в Этнографический музей, рассматривание предметов быта русских людей, убранство жилищ, предметы домашней утвари.

Ход занятия:

I. Беседа о прошлом занятии.

- Что запомнилось?

- Какие сообщества людей на Земле были до появления семьи? (Ответы детей)

II. - Ребята, а хотите узнать, как раньше жили русские люди - славяне? (ответы детей)

- Давным-давно в стране, где мы живём, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сёл. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались теперешние русский, украинский и белорусский народы. Славяне были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе на зиму тёплую одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках и озёрах.

Славяне были дружелюбными и гостеприимными. Они хорошо обращались со своими друзьями, бедными людьми, странниками. Когда к ним в гости заходил какой-нибудь бедный человек, его приветливо встречали и угощали. Каждая семья - отец, мать, дети - жила в своей избе (тогда так называли дома) отдельно от других таких же семей. Когда у отца вырастали сыновья, они женились, у них появлялись свои дети и все: дети и внуки - жили со своими родителями. Это была большая и очень дружная семья. Самым главным считался самый старший член семьи - его все почитали (относились с глубоким уважением), советовались с ним. Дети не только играли и веселились, у них было много дел по дому: убраться, с сестрёнкой поиграть, в саду-огороде помочь. Вот так жили наши предки.

III. - Давайте мы с вами тоже нарисуем свои семьи.

- Берите бумагу и карандаши и начинайте рисовать

(Звучит спокойная музыка, дети рисуют)

Рассказы детей о составе своих семьях.

Обсуждение рисунков:

  • На кого из родителей ты больше похож?
  • Какого цвета у тебя глаза?
  • Какого цвета у тебя волосы?
  • Какого цвета глаза у твоей мамы (папы)? И т.п.

IV. Игра - упражнение «Наша семья идёт в поход»

- Давайте поиграем в семью. Кто кем хочет быть?

(Распределение ролей: мама, папа, брат, сестра, сын, дочь и др.)

По сигналу металлофона дети превращаются в членов семьи.

Члены семьи встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия (болото, тоннель, ручей, лесные завалы, большое озеро и др.). на протяжении всего упражнения нельзя отцепляться от своего партнёра.

Затем можно поменять ведущего.

  1. Конспект НОД

Тема: «Наши имена»

Цель занятия: дать детям знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как давали имена, и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; помочь детям формировать положительное отношение к своему имени; вызвать у детей интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.

Методы: рассказ воспитателя, беседа, игра - упражнение «Обратись по имени»,

графическое написание имени в альбомах, аппликация - цветок «Ласковые имена».

Материалы: альбомы, цветные карандаши, ножницы, бумага, кисточки, клей, ветошь, трафареты лепестков ромашки.

Ход занятия:

I. - Ребята, садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)

- Правильно, у нас много общего, однако у каждого есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Ещё в далёкие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена - клички. Такие имена обычно отражали какое-то главное достоинство человека: «Зоркий глаз», «Доброе сердце» и др. по мере того, как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче - так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например, Добрыня (делающий добро), Людмила (милая людям), Виктор - значит Победителей. (Можно говорить об именах детей в группе, их значении).

По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, мальчик или девочка, молодой человек или пожилой. У человека есть ещё отчество и фамилия.

(Можно спросить детей, как зовут их родителей, бабушку, дедушку и как будут звать их самих, когда они вырастут; помочь ответить при затруднениях).

Предложить детям взять карандаши и альбом для рисования и написать своё детское имя и полное. (Помочь, если кто-то затрудняется).

К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «Вы» (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.

Вежливые люди всегда помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена друзей и приветливо называют их здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.

- Ребята, а как вы обращаетесь к своим друзьям? (Предложить детям назвать разные варианты обращения по имени. Спросить, как бы они хотели, чтобы их называли).

II. Игра «Обратись по имени»

1. Алина, у тебя нет розового карандаша, а у Антона есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? А что ответит он?

2. Рамиль, тебе очень хочется поиграть с джипом, но с ним играет Саша. Обратись к Саше, попроси джип. Как ты обратишься к Саше? А как ответит Саша? И т.п.

В конце игры учитель обобщает: «Молодцы, ребята, вежливо, ласково обращайтесь к своим друзьям».

III. Затем можно предложить детям выполнить аппликации - цветок «Ласковые имена». Обвести и вырезать лепестки ромашки по выкройке, приклеить в своих альбомах. В центре цветка вписать своё имя. А на остальных лепестках - ласкательные имена и прозвища, которыми ребёнка называли в семье. На лепестке с именем, которое нравится больше всего можно нарисовать божью коровку.

  1. Конспект НОД

Тема: «Откуда берутся фамилии?»

Цель:        Формировать у детей представление о происхождении фамилий, развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы, воспитывать интерес к своему прошлому; воспитывать заботливое, уважительное отношение к своим близким, потребность радовать их.

Материал к занятию: Картинки на тему «Моя семья», «Древние поселения», портрет А. С. Пушкина, мяч, цветные карандаши, бумага, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, ветошь, кассета с записью спокойной музыки.

Ход занятия:

I. - Ребята, сейчас я задам вам очень интересный, но довольно трудный вопрос. Хотите? Попробуйте на него ответить? Молодцы. Ну, а если будет совсем трудно, я постараюсь вам помочь. Кто знает свою фамилию? Назовите. Трудный вопрос? Нет? Тогда слушайте следующий. Откуда взялись фамилии? От папы и мамы. Это. Конечно, правильно. Очень часто в одной семье, у всех её членов - у мамы, папы, детей - одинаковая фамилия. Ну, а у папы и мамы откуда она взялась, у бабушки и у дедушки? Тоже от их родителей. А вообще - у всех людей?

Ведь нет же такого человека, у которого не было бы фамилии. У всех она есть. Трудный вопрос? Трудный, но постараемся найти на него ответ. На трудные вопросы всегда нужно искать ответ. Так вот, давным - давно, когда на Земле людей было ещё не очень много и жили они племенами или небольшими родами, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Посмотрите на эту картинку. Вот здесь живёт Иван, а здесь Данило, а вот в этом домике на горе - Марья. А если вдруг окажется, что в деревне живут два Ивана? Тогда про одного скажут, что этот сын Никиты, а тот Иван - Иванов сын.

Со временем людей стало больше, да и поселения их разрослись. Труднее стало различать людей. Думали - думали и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным и богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где же взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек: Иван Иванов, Иван Никитин, Марья Нагорная, Дарья Рукодельная. Потом фамилия переходила от отца к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него оставалась. Давайте попробуем определить, кем были ваши прапрадедушки. Антон, как твоя фамилия? Кузнецов. Дети, как вы думаете, кем были его предки (предки - это те, кто жил очень давно и от которых пошёл ваш род)? Наверное, был в роду кузнец. Это очень интересно. А папа твой, Антоша, кем работает? (ответ). Вот видите, пап Антона не кузнец, но фамилия к нему пришла от далёкого родственника, который прославился своим кузнечным делом.

А теперь посмотрите на портрет. Кто узнал этого человека? Это наш великий поэт А. С. Пушкин. От кого к нему пришла такая фамилия? А был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был очень громкий. За такой голос прозвали его «пушкой». Вот и появилась фамилия Пушкин.

Так можно разгадать любую фамилию и узнать историю своего рода и гордиться ею.

II. Давайте, попробуем зарисовать историю своего рода в альбомах.

Дети рисуют «Моё генеалогическое древо».

III. Игра - упражнение «Кто ты в семье?» (социальные роли)

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди и говорит:

- Я мама, а ты мне кто?        

- Я дочка, а ты мне кто?

- Я внук, а ты мне кто? И так далее.

Дети ловят мяч и отвечают.

IV. Очень важно поддерживать родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, поздравления с днём рождения или праздниками и др.)

- Давайте поиграем в игру «Подари радость близкому человеку».

На столах всё приготовлено для творчества. Подумайте, какой подарок вы можете сделать своими руками близким людям (рисунок, поделку из цветной бумаги, аппликацию, открытку и т.п.)

Включаю тихую музыку. Дети работают.

Рассказы детей о своих поделках.

IV.  Системная паутинка по проекту «С чего начинается Родина…».

Тихова Людмила Викторовна,  воспитатель  ГБДОУ  д/с  № 79

Костюкова Жанна Николаевна,  воспитатель  ГБДОУ  д/с  № 79

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий о семье в журналах, книгах и семейных альбомах; наблюдения.

2. Беседы о семье (ее составе, именах и отчествах родных, семейных традициях, рассказы о героизме, мужестве нашего народа в дни войны).

3. Опыты, исследования на кухне «Мыло помогает воде», «Делаем пузыри», «Мокрое и сухое», «Цветной сок», «Невидимые чернила», «Фруктовые краски», «Опыты с тестом» и др.

«Проращивание семян», «Проращивание луковицы», «Выращиваем морковку из верхушек», «Из каких цветов состоит солнечный луч», «Воздух занимает место»

4. Создание коллажей, стенгазет, посвященных теме «Семья», «Генеалогическое древо семьи», «Наш город», «Район», «Аллеи героев».

5.Оформление тематических выставок «Моя семья», «Портрет милой мамочки»,  «У нас в семье праздник», «Наш Петербург»

6. Дидактические игры и развивающие игры «Мой ребенок», «Нужные вещи», «Найди маму», «Мама, папа и я», «Славянская семья», «История родного города», «Символы Петербурга», «Путешествие по городу» и др.

7. Сюжетно-ролевые игры.

8. Чтение художественной литературы по теме, сказок на семейную тематику, просмотр ТВ передач о животных, жизни людей в древние времена, видеофильмов по сказкам, рассказов о защитниках нашего города и героях нашего района.

1. Восприятие литературных произведений с последующим:

- свободным общением на тему литературного произведения,

- решением проблемных ситуаций,

- художественно-речевой деятельностью,

- рассматриванием иллюстраций художников,

- придумыванием и рисованием собственных иллюстраций.

2. Знакомство и выборочное разучивание стихов, загадок, пальчиковых игр по теме, пословиц о доме, семье, стране, городе, районе.

3. Знакомство с произведениями малого устного фольклора, колыбельными песнями.

4. Создание выставки книг: Е.Блажнина «Солнечный круг», «Научу обуваться я братца», «Посидим в тишине», Д.Габе «Мама», С.Капутикян «Моя бабушка», Н.Калинина «Помощники», С.Маршак «Сказка об умном мышонке», Я.Аким «Мама», А.Майков «Мама и дети» произведений З, Александрова «Дозор», С. Алексеев «Первый ночной таран», Л. Барабас «Имя героя», Е. Благинина «Шинель», А. Жаров «Пограничник», А. Митяев «Наше оружие», В Бианки «Синичкин календарь», К.Ушинский «Спор деревьев», А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»

1. Свободное общение на тему проекта.

2. Художественно-речевая деятельность – сочинение рассказов о своей семье, совместном досуге, прогулках и праздниках в семье и патриотическом воспитании

3. Коммуникативные игры (создание положительных эмоций, развитие эмпатии, навыков взаимодействия).

4. Подвижные  игры.

5. Дидактические словесные игры: «Четвёртый лишний», «Наша планета», «Назови достопримечательности Петербурга», «Городское лото», «Черный ящик».

Социализация

Труд

Безопасность

1. Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производсвенные, общественные.

2. Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами.

3. Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, мылом, фруктовыми соками, овощами, семенами растений, тестом и др.

4. Дидактические игры с предметами (в том числе сюжетно-дидактические, настольно-печатные, словесные).

5. Подвижные игры.

6. Досуговые игры.

7. Развивающие игры : «История родного города», «Путешествие по карте Петербурга».

8. Игры с использованием макета «Наш детский сад», «Проложи дорогу в детский сад» и др.

1. Ручной труд (поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона), «Мебель для кукольного домика», «Подарки папам и дедушкам», «Бусы для мамочки».

2. Изготовление атрибутов для игры.

3. Трудовые поручения: «Наведи порядок в шкафу», «Стирка кукольной одежды», «Накрываем праздничный стол».

4. Хозяйственно-бытовой труд: «Моем стульчики», «Мамины помощники» и др.

5. Труд на участке детского сада.

1. Свободное общение.

2. Опыты, исследования.

3. Рассматривание, обследование, наблюдение.

4. Знакомство с правилами поведения дома (безопасность).

5. Знакомство с оборудованием кухни, электроприборами, техникой безопасности при работе с электроприборами, режущими предметами.

6. Решение проблемных ситуаций.

7. Рассматривание иллюстраций, плакатов по технике безопасности.

8. Правила поведения на улицах города, правила дорожного движения.

9. Прав поведения в транспорте.

Здоровье

Физическая культура

Формы взаимодействия с семьей

1. Опыты, исследования.

2. Рассматривание, обследование, наблюдение.

3. Рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях.

4. Решение проблемных ситуаций.

5. Практические игры и упражнения: «Кто быстрее наденет шапку», «Кто быстрее сосчитает пуговицы», «Упражнения органов чувств в повседневной жизни» и др.

1. Физминутки и динамические паузы: «Мамам дружно помогаем», «Цыплята», «Две сестрички», «Вот помощники мои», «Гости» и др.

2. Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

3. Ритмика, ритмопластика.

4. Пальчиковые игры.

5. Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

6. Подвижные игры, игры-соревнования: «Коршун и наседка», «Карусели», «Козочки», «Мы капельки», «По болоту Пётр пошёл», «Спящий лев».

7. Досуги «Как солдаты мы идем», «Лучше мамы нет на свете», «Этот День Победы», «С днём рождения Петербург»

8. Народные игры: «Барыня», «Черное и белое не брать», «Сиди, сиди Яша»,  «Горшки» и др.

1. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:

- совместные досуги «Как солдаты мы идем», «Лучше мамы нет на свете», «Этот День Победы», «С днём рождения Петербург»;

- маршруты выходного дня «Отдыхаем вместе с семьей», поездка в Этнографический музей, Русский музей, Эрмитаж и др.

- помощь родителей ДОУ;

- выставки совместного творчества «Моя семья», «Тайна моего имени», «С чего начинается Родина», «Мой район»

2. Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия педагогов – детей – родителей:

- анкетирование,

- беседы.

- наглядная педагогическая пропаганда.

Художественное творчество

Музыка

Режимные моменты

1. Рисование (гуашь, акварель, мелки, карандаши, пастель) на тему «Моя семья», «Наша улица», «Силуэты Петербурга».

2. Лепка из соленого теста, пластилина «Праздничный торт», «Крендельки», «Кружка для папы». Лепка из сдобного теста с последующей выпечкой.

3. Аппликация предметно-декоративная «Галстук для папы», «Цветы для мамочки», открытки для ветеранов ВОВ

4. Аппликация из комочков бумаги «Веточка мимозы для бабушки», из сыпучих материалов «Верба».

5. Художественный труд (поделки из бумаги, картона, природных материалов). «Сердечко для мамы», «Бусы для мамочки», «Открытка папе (дедушке)», «Котенок для сестренки».

6. Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности (квиллинг и аппликация из ниток «Мамин день», монотипия «Картинки в лужах», шаблонография «Семья неваляшек», рисование методом тычка «Сирень», «Салют Победы»).

7. Разнообразная интегративная деятельность: создание коллажей, панно с использованием разных видов продуктивной деятельности.

8. Оформление выставки «Мамочкин портрет», «Моя семья», «День рождения района», «С чего начинается Родина».

1. Слушание музыки, колыбельных песен и песен военных лет.

2. Игра на детских музыкальных инструментах.

3. Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, пляски.

4. Распевки, совместное исполнение песен.

5. Этюды «Дружная семья», «Любящие родители», «Бабушка заболела» и др.

6. Пальчиковые игры: «Дружная семья», «Оладушки», «Пальчик-мальчик» и др.

7. Музыкально-ритмические упражнения: «Как мы маме помогали».

8. Досуги «Как солдаты мы идем», «Лучше мамы нет на свете», «Этот День Победы», «С днем рождения Петербург»

1. Свободное общение.

2. Рассматривание, обследование, наблюдение.

3. Опыты, игра экспериментирование.

4. Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок.

5. Создание коллажей, стенгазет.

6. Конструирование.

7. Дидактические, развивающие игры.

8. Просмотр и обсуждение презентаций, видеофильмов.

9. Чтение, рассматривание и обсуждение сказок, рассказов для детей, стихов, потешек.

10. Практические игровые упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект «С чего начинается Родина».

Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многолетних конкурсов, фестивалей, акций, посвященных вопросам краеведения.Основа проекта состоит в том, чтобы посеять и взраст...

Социально - значимый проект "С чего начинается Родина?"

        Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливос...

Проект «С чего начинается Родина»

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравствен­ных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому вос­питанию....

Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....