конспект занятия по экологии в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Магафурова  Валентина Васильевна

 

конспект нод в подготовительной группе по экологии: « знакомство с подземным царством кубани».

 

Цель: Познакомить детей с почвой, её особенностями, значением в жизни растений, с некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей в круговороте вещества ( «волшебные превращения листьев»).

Материал: мешочек с волшебной почвой (землёй), ларец с ключом и дверца от Подземного царства, условные знаки, письмо от Боровичка, листы белой бумаги для каждого ребёнка.

 

Ход занятия: Воспитатель показывает подарок Боровичка — мешочек с землёй.

 

В.: Ребята! Старичок-Боровичок прислал нам очень ценный подарок- мешочек волшебной земли со своей тропинки. Он просил передать, что эта земля ( почва) помогает расти растениям. Я дам каждому из вас немножко земли, и вы её можете посыпать под деревья, на клумбу.

После этого воспитатель сообщает, что Боровичок приглашает всех к себе в гости на экологическую тропинку, где их ждут задания и сюрпризы.

В.: И чтобы узнать на каком дереве висит письмо от Боровичка нужно отгадать загадку:

 

Что же это за девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год.

(сосна).

Дети находят письмо на сосне. Воспитатель читает письмо. Дети зовут

Боровичка и он появляется.

Боровичок( ребёнок): О, как я рад гостям! Сегодня я расскажу вам о Подземном царстве, а для этого нужно пригласить его хозяина- Подземного царя, без него нам не справиться. Только он не любит, чтобы его зря беспокоили, тогда он топает ногами, сердиться так, что на моей тропинке земля дрожит и деревья качаются.

В.: Но мы с ребятами приготовили много интересных вопросов к Подземному царю, так что он не должен, на нас сердиться.

 

Боровичок: Он очень любит рассказывать о своём Подземном царстве, потому что считает его лучшим в мире.

 

В.: Но чтобы нам попасть в Подземное царство, нам нужно открыть особую дверцу, а чтобы открыть дверцу, нужно отыскать ключ. Чтобы отыскать ключ нужно отгадать загадку:

 

 

 

 

« Зелена, а не луг,

бела,а не снег,

кудрява, а не волос».

(Берёза).

В.: А вот и ключ на берёзе.

Теперь можно открыть дверь в Подземное царство. А дверь волшебная она открывается, если дети расскажут весенние приметы и поговорки.

 

Дверь открывается. Приходит Подземный царь, здоровается сдетьми. Поскольку он появляется « из-под земли», то должен закрывать глаза рукой от яркого солнца или надеть солнцезащитные очки, тем самым обращая внимание детей на отсутствие света под землёй.

Подземный царь: Ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к вашему солнцу, у меня под землёй так хорошо- темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом( обращаясь к детям). Ну, для чего вы меня побеспокоили , для чего вызывали, от дел отрывали?

Воспитатель и дети объясняют, что они хотели бы познакомиться с Подземным царством.

П. царь: Ну не зря я к вам пришёл, теперь и вы будете о моём царстве знать. А то многие люди ходят по крыше моего царства( почве)- даже не думают о том, что её надо беречь. Да ещё и возмущаются: то им пыльно, то грязно! А я землю матушку любую люблю.

 

В.: Мы тоже любим землю. Ты царь всегда под землёй, а дети тебе расскажут, какая красота на твоей земле растёт.

 

Стихи!

В.: Дорогой царь, нам Боровичок говорил, что ты нас познакомишь, с землёй- почвой.

П. царь: Расскажу, но сначала ребята скажут, что мы увидим в земле, если выкопаем ямку? ( Дети).

П. царь: Показывает яму, это не просто яма. Это вход в моё царство. Я ведь обещал ребятам открыть свои подземные тайны. Твоя тропинка сверху, а моя под землёй.

Подземный царь даёт каждому ребёнку комочки земли, а воспитатель листы белой бумаги.

Дети должны потрогать землю, раскрошить её и найти в ней корешки растений, камешки, насекомых.

Затем дети рассказывают о своих находках, а Подземный царь обобщает, перечисляет всё, что дети нашли.

П. царь: В моём царстве много красок- чёрные, коричневые оттенки, но и они по- своему красивы.

Показывает яму, какие цвета вы тут видите? Почва похожа на слоёный пирог. Вот самая верхняя полоска( показывает)- самая тёмная, в ней больше всего «еды» для растений. Здесь много всяких корешков, жучков, личинок. Чем глубже мы будем опускаться в моё царство, тем меньше будет « еды» для растений. Меньше корешков и почвенных жителей.

П. царь:Природа настоящая волшебница, в ней так устроено, что ничего зря не пропадает. Кто из вас ребята видел, как осенью с деревьев опадают листья? А куда они потом деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда- то исчезают? ( выслушивает предложения детей). Дело в том, что все эти опавшие листья, сухие ветки, пни как по волшебству превращаются в почву, которая становится богатой, в ней появляется новая «еда» для растений. Так всё и происходит: земля- почва кормит растения, а потом они- её.

 

В.: Подземный царь, давай познакомим ребят с теми, кто помогает таким превращениям, благодаря кому моя тропа не завалена кучами сухих листьев, пней и т. п.

Подземный царь ведёт всех к тому месту, где в коробочке с увлажненной почвой лежит дождевой червяк. Открывает коробку, спрашивает у детей, кто это.

П. царь: (обращается к дождевому червяку). Любезный дождевой червяк! Большое спасибо, что вы согласились познакомиться с моими гостями. Я знаю, что у вас под землёй много дел (наклоняется к коробке, как бы «выслушивает» червяка). Ребята, дождевой червяк говорит, что рад с вами познакомиться, он надеется, что среди вас нет тех, кто давит его родственников, когда они появляются на поверхности земли во время дождя. И ещё он просит спросить, знаете ли вы, что он делает в земле? (выслушивает ответы детей). Дождевой червяк просил ещё передать, что он приносит свои извинения за то, что у него так мало времени и так много работы, поэтому он должен вернуться под землю, в моё Подземное царство, ему сегодня нужно превратить в почву много сухих листочков. Давайте попрощаемся с ним и отпустим домой.

 

Подземный царь предлагает каждому ребёнку очень осторожно дотронуться до червяка- попрощаться с ним- и отпускает его «домой»- кладёт на землю, под дерево. Затем приглашает детей познакомиться с грибами, и ведёт их к следующей точке.

П. царь: Ребята, кто из вас собирал грибы? Какие? Признайтесь, а кто из вас топтал или просто так срывал несъедобные грибы? Так делают многие люди, но только те, кто не знает о моём Подземном царстве. Ведь грибы тоже нужны для волшебных превращений: они помогают пням, сухим деревьям превращаться в почву. Давайте посмотрим на грибы, которые растут на стволе дерева. Видите, дерево уже старое, поэтому они тут и поселились. Когда- нибудь, когда оно совсем состарится и умрёт, грибы помогут ему превратиться в почву. Давайте рассмотрим гриб ( если уверены в том, что гриб безопасен, пусть дети его потрогают). Вы привыкли видеть только верхнюю часть гриба, а ведь это- не весь гриб. Есть и подземная часть. Так что у меня в Подземном царстве тоже можно обнаружить грибные места, и я себя иногда балую грибным супчиком. Но вообще я свои грибы очень берегу- все до одного, и, съедобные и несъедобные, и ядовитые. В моём Подземном царстве все нужны.

 

В.: Так, что ребята, если вы на моей тропе или в лесу увидите грибы, не срывайте их просто так, не топчите, обойдите стороной, и царь подземный вам спасибо скажет. Ну а сейчас нам, наверное, пора отпустить царя в его Подземное царство.

 

А на прощанье споём ему песню.

 

П. царь: Устал я, ребята, глаза от света болят, да и здоровье мне не позволяет долго в вашем надземном царстве находиться. Пойду- ка я домой, за порядком следить, грибы выращивать да червей дождевых считать, от людей беречь. Если нужен буду- звоните, теперь вы знаете, как меня найти (прощается с детьми, уходит).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_ekologii.1.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

конспект нод в подготовительной группе по экологии: « знакомство с подземным царством кубани».

Цель: Познакомить детей с почвой, её особенностями, значением в жизни растений, с некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей в круговороте вещества ( «волшебные превращения листьев»).

Материал: мешочек с волшебной почвой (землёй), ларец с ключом и дверца от Подземного царства, условные знаки, письмо от Боровичка, листы белой бумаги для каждого ребёнка.

Ход занятия: Воспитатель показывает подарок Боровичка — мешочек с землёй.

В.: Ребята! Старичок-Боровичок прислал нам очень ценный подарок- мешочек волшебной земли со своей тропинки. Он просил передать, что эта земля ( почва) помогает расти растениям. Я дам каждому из вас немножко земли, и вы её можете посыпать под деревья, на клумбу.

После этого воспитатель сообщает, что Боровичок приглашает всех к себе в гости на экологическую тропинку, где их ждут задания и сюрпризы.

В.: И чтобы узнать на каком дереве висит письмо от Боровичка нужно отгадать загадку:

Что же это за девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год.

(сосна).

Дети находят письмо на сосне. Воспитатель читает письмо. Дети зовут

Боровичка и он появляется.

Боровичок( ребёнок): О, как я рад гостям! Сегодня я расскажу вам о Подземном царстве, а для этого нужно пригласить его хозяина- Подземного царя, без него нам не справиться. Только он не любит, чтобы его зря беспокоили, тогда он топает ногами, сердиться так, что на моей тропинке земля дрожит и деревья качаются.

В.: Но мы с ребятами приготовили много интересных вопросов к Подземному царю, так что он не должен, на нас сердиться.

Боровичок: Он очень любит рассказывать о своём Подземном царстве, потому что считает его лучшим в мире.

В.: Но чтобы нам попасть в Подземное царство, нам нужно открыть особую дверцу, а чтобы открыть дверцу, нужно отыскать ключ. Чтобы отыскать ключ нужно отгадать загадку:

« Зелена, а не луг,

бела,а не снег,

кудрява, а не волос».

(Берёза).

В.: А вот и ключ на берёзе.

Теперь можно открыть дверь в Подземное царство. А дверь волшебная она открывается, если дети расскажут весенние приметы и поговорки.

Дверь открывается. Приходит Подземный царь, здоровается сдетьми. Поскольку он появляется « из-под земли», то должен закрывать глаза рукой от яркого солнца или надеть солнцезащитные очки, тем самым обращая внимание детей на отсутствие света под землёй.

Подземный царь: Ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к вашему солнцу, у меня под землёй так хорошо- темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом( обращаясь к детям). Ну, для чего вы меня побеспокоили , для чего вызывали, от дел отрывали?

Воспитатель и дети объясняют, что они хотели бы познакомиться с Подземным царством.

П. царь: Ну не зря я к вам пришёл, теперь и вы будете о моём царстве знать. А то многие люди ходят по крыше моего царства( почве)- даже не думают о том, что её надо беречь. Да ещё и возмущаются: то им пыльно, то грязно! А я землю матушку любую люблю.

В.: Мы тоже любим землю. Ты царь всегда под землёй, а дети тебе расскажут, какая красота на твоей земле растёт.

Стихи!

В.: Дорогой царь, нам Боровичок говорил, что ты нас познакомишь, с землёй- почвой.

П. царь: Расскажу, но сначала ребята скажут, что мы увидим в земле, если выкопаем ямку? ( Дети).

П. царь: Показывает яму, это не просто яма. Это вход в моё царство. Я ведь обещал ребятам открыть свои подземные тайны. Твоя тропинка сверху, а моя под землёй.

Подземный царь даёт каждому ребёнку комочки земли, а воспитатель листы белой бумаги.

Дети должны потрогать землю, раскрошить её и найти в ней корешки растений, камешки, насекомых.

Затем дети рассказывают о своих находках, а Подземный царь обобщает, перечисляет всё, что дети нашли.

П. царь: В моём царстве много красок- чёрные, коричневые оттенки, но и они по- своему красивы.

Показывает яму, какие цвета вы тут видите? Почва похожа на слоёный пирог. Вот самая верхняя полоска( показывает)- самая тёмная, в ней больше всего «еды» для растений. Здесь много всяких корешков, жучков, личинок. Чем глубже мы будем опускаться в моё царство, тем меньше будет « еды» для растений. Меньше корешков и почвенных жителей.

П. царь:Природа настоящая волшебница, в ней так устроено, что ничего зря не пропадает. Кто из вас ребята видел, как осенью с деревьев опадают листья? А куда они потом деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда- то исчезают? ( выслушивает предложения детей). Дело в том, что все эти опавшие листья, сухие ветки, пни как по волшебству превращаются в почву, которая становится богатой, в ней появляется новая «еда» для растений. Так всё и происходит: земля- почва кормит растения, а потом они- её.

В.: Подземный царь, давай познакомим ребят с теми, кто помогает таким превращениям, благодаря кому моя тропа не завалена кучами сухих листьев, пней и т. п.

Подземный царь ведёт всех к тому месту, где в коробочке с увлажненной почвой лежит дождевой червяк. Открывает коробку, спрашивает у детей, кто это.

П. царь: (обращается к дождевому червяку). Любезный дождевой червяк! Большое спасибо, что вы согласились познакомиться с моими гостями. Я знаю, что у вас под землёй много дел (наклоняется к коробке, как бы «выслушивает» червяка). Ребята, дождевой червяк говорит, что рад с вами познакомиться, он надеется, что среди вас нет тех, кто давит его родственников, когда они появляются на поверхности земли во время дождя. И ещё он просит спросить, знаете ли вы, что он делает в земле? (выслушивает ответы детей). Дождевой червяк просил ещё передать, что он приносит свои извинения за то, что у него так мало времени и так много работы, поэтому он должен вернуться под землю, в моё Подземное царство, ему сегодня нужно превратить в почву много сухих листочков. Давайте попрощаемся с ним и отпустим домой.

Подземный царь предлагает каждому ребёнку очень осторожно дотронуться до червяка- попрощаться с ним- и отпускает его «домой»- кладёт на землю, под дерево. Затем приглашает детей познакомиться с грибами, и ведёт их к следующей точке.

П. царь: Ребята, кто из вас собирал грибы? Какие? Признайтесь, а кто из вас топтал или просто так срывал несъедобные грибы? Так делают многие люди, но только те, кто не знает о моём Подземном царстве. Ведь грибы тоже нужны для волшебных превращений: они помогают пням, сухим деревьям превращаться в почву. Давайте посмотрим на грибы, которые растут на стволе дерева. Видите, дерево уже старое, поэтому они тут и поселились. Когда- нибудь, когда оно совсем состарится и умрёт, грибы помогут ему превратиться в почву. Давайте рассмотрим гриб ( если уверены в том, что гриб безопасен, пусть дети его потрогают). Вы привыкли видеть только верхнюю часть гриба, а ведь это- не весь гриб. Есть и подземная часть. Так что у меня в Подземном царстве тоже можно обнаружить грибные места, и я себя иногда балую грибным супчиком. Но вообще я свои грибы очень берегу- все до одного, и, съедобные и несъедобные, и ядовитые. В моём Подземном царстве все нужны.

В.: Так, что ребята, если вы на моей тропе или в лесу увидите грибы, не срывайте их просто так, не топчите, обойдите стороной, и царь подземный вам спасибо скажет. Ну а сейчас нам, наверное, пора отпустить царя в его Подземное царство.

А на прощанье споём ему песню.

П. царь: Устал я, ребята, глаза от света болят, да и здоровье мне не позволяет долго в вашем надземном царстве находиться. Пойду- ка я домой, за порядком следить, грибы выращивать да червей дождевых считать, от людей беречь. Если нужен буду- звоните, теперь вы знаете, как меня найти (прощается с детьми, уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник».

Конспект  занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник»....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "В глубь моря-за тайной."

Систематизировать знания детей о морских животных, полученные в процессе работы по проекту «Письма животным»....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Наши младшие друзья»

Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные).Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений.Способствовать снятию психологическ...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Беседа о весне»

Беседа с детьми о признаках весны. О понимании связи между явлениями неживой природы и жизнью растений и животных....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

Это занятие очень содержательное и интересное. В этом сами сможете убедиться. Я надеюсь оно вам очень понравится....