Наша планета - родной наш дом.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Зозуля Тамара Васильевна

Воспитание любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_planeta_rodnoy_nash_dom.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР – детский сад «Гнёздышко».

П. Искателей

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ:

"НАША ПЛАНЕТА - РОДНОЙ НАШ ДОМ".

Воспитатель подготовительной группы № 5

Зозуля Тамара Васильевна.

Предварительная работа:

1. Знакомство детей с героями былин - Ильей Муромцем. Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

2. Рассматривание картин, иллюстраций.

3. Чтение детям.

4. Фольклор.

5. Словарная работа: понятие "былина", ратник, кольчуга, сбруя, стремена, упряжь, гусли, слагать, сказитель, уздечка, булава, снаряжение.

Программное содержание:

Задачи формирования экологического сознания:

- воспитывать любовь и интерес к природе, бережное отношение к ней;

- развивать умение сравнивать. анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения.

Задачи воспитания:

- вызвать чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям, интерес к языку былин;

- приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи развития:

- развивать личностную культуру ребенка, как основу его любви к Родине;

- развивать познавательный интерес ребёнка;

- формировать потребность в двигательной активности через хороводные игры; ориентировку в пространстве.

Словарная работа:

1. Продолжать работу над словами и выражениями фольклорных произведений, объяснять смысловые оттенки на современном языке;

2. Использовать словарь наиболее употребляемых в народных сказках. былинах, пословицах, поговорках старинных русских слов.

Дети заходят в зал под музыку и проходят на свои места.

Воспитатель: Дети, скажите мне, как называют сильных, могучих, удалых защитников Земли русской?

/Богатыри/

Да, это богатыри, подвиги богатырей, описывают, как освобождение Земли от змиев, соловья разбойника

/Палица, булава дубина, копье,  меч - кладенец, меч - самомек/

В волшебных сказках богатыри могут одерживать победу над многочисленным войском. Кого из наиболее известных богатырей вы знаете?

/Илью-Муромца, Добрыню-Никитича, Алешу-Поповича/

А вы хотите быть такими же сильными и мужественными?

/Да/

Воспитатель: тогда мы сейчас отправимся в наше прошлое к трем богатырям и спросим у них, где же нам взять силу богатырскую.

Объединяющий хоровод приглашает детей в путешествие.

Звездной млечной дорогой

В ясный вечер побегу,

Окунувши в звезды ноги,

Как в росинки на лугу.

Как сверхзвучен и прекрасен

Мира звёзд - родного глас!

Льются свята света ласки,

Помню дом мой средь всех вас!

Как же здесь не встрепенуться,

Не войти в хор круговой.

Как же здесь не окунуться

В Звёздный ливень золотой.

Глубина небес бездонна!

Звучной арфой отзовись!

/Звук арфы/

Посередине зала остаются девочки в народных костюмах (остальные дети садятся).

Воспитатель:  О, светлая и красно украшенная Земля Русская! Многими красотами дивишь ты!

1 девочка: озерами многими дивишь ты, реками и источниками.

2 девочка: горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными.

3 девочка: зверьми различными, птицами бесчисленными.

4 девочка: городами великими, селами дивными, садами монастырскими.

Все вместе: всего ты исполнена, Земля Русская!

Звучат гусли, входит "гусляр".

Воспитатель: кто ты?

Мальчик: я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских.

Ай, под славным городом, под Киевом,

Стояла-то застава богатырская,

На заставе атаманом был Илья-Муромец,

Податаманье был Добрыня-Никитич,

Есаул – Алёша - Поповский сын! /садится/

Выходят три мальчика, одетых богатырями.

1-ый Богатырь - Илья-Муромец:

Сидел Соловей-Разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей - Разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися.

Ведущий: Илья-Муромец сидел сиднем тридцать лет. Его чудесным образом исцелили старцы перехожие, они дали ему выпить живой "Богатырской" воды. Прежде чем отправиться на героические деяния, Богатырь занимался крестьянским трудом. Илья-Муромец совершал многочисленные подвиги. По дороге в Киев возле реки Смородины он поразил Соловья-Разбойника, а когда возвратился в своё царство, то женился на царской дочери.

2-ой Богатырь - Добрыня-Никитич:

Поехал я к славной речке,

Вдруг не дождь дождит,

Не гром гремит,

Ай, змеинищо, да то горынищо,

Ай, о трёх то головах,

О двенадцати хоботах летит.

Ведущий: Добрынюшке с детства не давали просыпать утренней зари, заставляли кататься по росе, чтобы сделаться крепким и сильным. Богатырь образован, умеет играть на гуслях и петь. Он искусный стрелок и шахматист. Он одолел Змея-Горыныча и достиг "нор змеиных", спускал в них и освобождал русский народ.

3-ий Богатырь - Алёша Попович:

Рассказывали мне про Тугарина-Змеевича,

И что сам он о трех саженей роста,

Конь под ним, как лютый зверь, изо рта пламя пышит,

Все его боятся лютого.

Ведущий: в момент рождения Алёши Поповича гремел гром, которым небо благословило его появление на свет. Об этом славном Богатыре Русском сложены многие сказания. По пути в Киев он победил змея Тугарина. Его отличают не только Богатырская сила, мужество, удаль, но и хитроумие, находчивость.

Гусляр: ой вы, гой еси, Богатыри да святорусские,

Ай седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за веру, за отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Все встают и кланяются.

Исполняется танец-импровизация "Покажу я силу Богатырскую".

После танца Богатыри говорят детям: сильна Русь Богатырями, но и простые люди проявляют чудеса удали. Черпайте силу Богатырскую из четырех стихий мира!

Все дети садятся на стульчики.

Ведущий: дети, а вы знаете, что такое стихии мира?

/это явления природы/

Ведущий: назовите эти стихии.

/земля, огонь, воздух, земля/

Ведущий: а как вы представляете нашу Матушку - Землю?

/это - женщина, волосы ее - цветы, трава, кустарники, деревья. Кости - скалы и камни. Кровь - вода. Жилы - древесные корни./

Ведущий: беритесь за руки, мы сейчас пойдем к ней в гости.

Исполняется первый куплет русского народного хоровода "Земелюшка - Чернозём".  Дети подходят к полянке, на которой ничего не растет.

Ведущий: здесь как-то не по себе, как вы думаете почему?

/пусто, не растут цветы, деревья/

Ведущий: я сейчас вам загадаю загадки. Ответите правильно - полянка расцветет.

  1. В земле живет,

Под землей ползет,

За собой  ходы оставляет,

Землю разрыхляет. /земляной червь/

  1. Раскинулась скатерть.

Для всей еды хватит.

Что на нее положишь,

Твоим трудом умножишь.

/поле/

  1. Плоская змея землю обвила,

По ней пойдешь,

На край света попадешь.

/дорога/

Молодцы,  а сейчас назовите мне пословицы о Земле.

1.Добра мать для своих детей, а земля для всех людей.

2.Поклонись матушке землице, наградить тебя старицей.

/полянка расцветает/

Воспитатель:  как стало красиво!

/переход змейкой/

Есть у нас планета-сад,

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету – ведь другой, похожей нету!

Дети становятся в круг (в центре огонек), исполняется песня с движениями.

  1. Кружится, кружится хор огоньков

Возле березок и старых пеньков,

Светится, светится добрый огонь,

 Ты посмотри, а руками не тронь!

С добрым огнем нам не страшно в ночи,

Добрый огонь - от счастья ключи,

Все мы стараемся, все мы хотим,

Чтобы не стал он опасным и злым!

Проводится игра «гори, гори ясно».

Дети подходят к огоньку и со словами « Спи, батюшка огонь» гасят его.

Ведущий:

он прозрачный, невидимка,

легкий и прозрачный газ,

невесомою косынкой

он окутывает нас.

Мы о нем не говорим,

Он ведь нам необходим.

/сели на ковер/

Куда мы пришли?

/к воздуху/

А почему я ничего не вижу и не чувствую?

/он без запаха и цвета/

Ведущий: как же нам сохранить воздух чистым?

/сажать деревья, кустарники, цветы, не бросать в костры резину, пластмассу, устанавливать на машины специальные фильтры/ идем змейкой.

Воспитатель:

Журчит, поет водица,

Знакомою тропой,

Медведь идет напиться

Водою ключевой,

Нагнется и лакает,

Намочит бурый мех,

А ключ бежит, сверкает

И щедро поит всех.

Цветы, деревья, травы

Пьют ключевую влагу.

И зеленью кудрявой покрыто дно оврага.

/посадить на стулья/

Воспитатель: какими же свойствами обладает вода?

/это жидкость, ее можно налить в кувшин или стакан, она бесцветная и у нее нет запаха/

Какие три состояния воды вы знаете?

/жидкое (дождь, роса), твердое (лед, снег, иней), газообразное (пар).

Дети, назовите мне героиню сказок, оживляющую воду и леса?

Дети: это лягушка, она же Василиса Премудрая- творит саму природу,  во время танца выбрасывает из рукавов озера и лебедей.

Исполняется песня «лягушка и кукушка».

Воспитатель: ну вот и побывали мы у стихии Мира, скажите, без какой стихии человек не моет выжить?

/без всех/ - обговорить.

Воспитатель:  подошло к концу наше путешествие, чувствуете ли вы, что стали сильнее и добрее?

Добрые мечты делают человека красивее, они сбываются, если вы прилагаете усилия, по-настоящему добрый человек всегда помогает другим. (Поставит полукругом)

Послушайте стихотворение.

 Девочка:

Если б палочку волшебную подарила фея мне,

Что бы, я, ребята сделала,

Наяву, а не во сне!

Я бы размахнула палочкой,

И сказала тихо ей:

«пусть побольше будет радости

На большой Земле на всей!»

Два - качнулась тихо палочка

«всем родным здоровым быть,

Старшим, стареньким и маленьким

Хорошо и дружно жить!

Третий раз взмахну я палочкой,

Что себе бы пожелать…

Может быть, вы мне поможете?

Каждый момент помечтать!

Дети передают друг другу «волшебную палочку» и говорят, что они сделают для того, чтобы наша природа была еще прекраснее.

Воспитатель: а что мы пожелаем нашим гостям?

Дети: синего неба. Свежего хлеба. Чистой воды, от огня – никакой беды!

/уходим/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"

О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Тема недели: Наши защитники. Конспект НОД по ОХЛ в старшей группе «Наша армия родная»

Конспект НОД по ОХЛ в старшей группе «Наша армия родная» Задачи: Расширять знания детей о том, что Российская Армия-защитница нашей Родины; сформировать у них представления о родах войск, о защит...

Конспект НОД «Наша Армия» в старшей группе Тема: «Наша Армия родная».

Конспект НОД «Наша Армия» в старшей группе Тема: «Наша Армия родная»....

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Проект "Наша планета в наших руках"

Проект "Наша планета в наших руках"...