Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»

    Акимова Наталья Владимировна

    Данный вид деятельности был   представлен вниманию жюри на  городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса  действие проходило   на базе "чужого"ДОУ, воспитатель "работал" не со своей группой.   Дети совместно с воспитателем проводили  опыты с тканью, пластиковыми пакетами, изюмом для того, чтобы узнать: есть ли воздух вокруг нас и какими свойствами он обладает.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    Тема:

    «Воздух везде и всюду»

                                                                                Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 28»

                                                                Акимова Наталья Владимировна

    2013 г.


    Цель: Способствовать формированию представлений о воздухе.

    Задачи:

    1. Содействовать развитию представлений о воздухе, как о веществе, присутствующем везде и всюду, со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
    2. Создать условия для развития навыков проведения опытов, способности сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
    3. Поощрять интерес к окружающей жизни, желание беречь её.

    III. Материал к занятию: 

    Демонстрационный: мультимедийная установка, магнитофон с аудиозаписью, емкость с водой, стаканчик с салфеткой

    Раздаточный: ткань, полиэтиленовые пакеты с ручками по количеству детей, стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка, салфетки,  газированная вода, изюм, краски в палитрах, кисточки, бумажные круги на каждого ребенка, клеенка, салфетки тканевые на каждого ребенка.

    IV Методы и приемы:

    • Вопросы к детям
    • Хоровые и индивидуальные ответы
    • Игровой прием, игровая ситуация
    • Показ способа действия
    • Практические действия
    • Поисковая деятельность

    Индивидуальная работа

    Дифференцированная работа

    1. Активизировать внимание у  Саши Ч., Вадима Г., Наташи В.
    2. Добиваться развернутых и полных ответов от Вероники П.
    1. Формировать уверенность в себе у Никиты Р., Насти С. при  зарисовке опыта
    1. Дети высоко уровня самостоятельно проделывают  опыт

    Дети среднего уровня проделывают  опыт с помощью воспитателя.


    Ход занятия

    Действия воспитателя

    Предполагаемые ответы детей

    Дети входят в группу:

    Игра «Здравствуйте».

    В: Ребята, я очень рада вас видеть. Но так как мы еще не совсем знакомы, предлагаю нам с вами поиграть в игру «Здравствуйте».

    Мы составим пирамидку из наших ладошек и каждый назовет свое имя. Согласны? Тогда я начинаю.

    Я, Наталья Владимировна, ( протягивает вперед ладонь).

    А теперь все вместе:

    Встали дети все в кружок –

    Познакомимся, дружок,

    Раз – два, раз – два,

    Мы теперь с тобой друзья

    В. обращает внимание  на лежащую на полу  шляпу  Незнайки.

    Воспитатель:

    -Ребята, посмотрите, шляпа лежит на полу. Какая интересная, синяя, с большими полями. Как вы думаете, чья это шляпа?

    Где же Незнайка?  Он, наверное,  спрятался, может, у него что-то произошло.

    В: Н, расскажи, что случилось?

    /Звучит аудиозапись/

    Н: я хотел улететь на воздушном шаре к себе домой в Цветочный город, стал надувать шарик, чтобы он стал большим, большим, а он взял и лопнул. Почему же лопнул мой шар, ведь вокруг никого не было?

    Ребята, как вы думаете, почему шарик у Н лопнул?

    В: Правильно, воздуха оказалось в шарике слишком много, он стал сильно давить на стенки шарика изнутри, они не выдержали и шарик лопнул. Незнайка,  сейчас м ы с ребятами поможем тебе понять, что такое воздух и какими свойствами он обладает.

    В: ребята, как вы думаете,  можно ли увидеть воздух?

    А есть ли он в нашей группе?

    В.: Воздух есть везде вокруг нас.

    Сейчас мы с вами это узнаем.

    Подойдите, пожалуйста, ко мне , возьмите двумя руками за край  ткани. Мы с вами сейчас одновременно поднимем ткань вверх и одновременно опустим ее. И еще раз.

    Что вы видите? Что происходит с тканью?

    Отчего ткань надувается?

    Сейчас каждый из вас  попробует поймать воздух.

    Возьмите,  пожалуйста, пакет за ручки и сами попробуйте поймать воздух ,  

    и закройте  пакет.

    Что происходит с пакетом?

    Почему это происходит?

    В: Действительно, пакет наполнился воздухом.

    Воздух окружает нас со всех сторон. Любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом. Воздух есть и внутри нас. Каждый раз, делая вдох, мы заполняем воздухом свои легкие.

    Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

    Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать. Что вы чувствуете?

    Для чего нам нужен воздух?

    Правильно, воздух нам необходим как еда и вода.

    Как вы думаете, кто еще не может обойтись без воздуха?

    Вывод: если бы не было воздух, то не было бы и жизни, ни птиц, ни людей, ни растений.                                                              

    Воздух обладает различными свойствами  и сейчас мы с вами в этом  убедимся. Проходите, пожалуйста, за столы. Это наша лаборатория, здесь мы будем проводить опыты.

    В: Посмотрите, у меня в руке стакан.

    Как вы думаете, что находится  в стакане?

    А вот сейчас мы проведем опыт и убедимся, кто из нас прав.

    Воспитатель проводит опыт одновременно с детьми.

    В: Возьмите свои салфетки, скатайте из них комочек и вложите в свой стаканчик на дно комочек  так, чтобы он  не выпал.  

    Теперь опустите  стакан в воду вверх дном. Старайтесь опускать ровно, иначе опыт не получится.

    Вынимаем стаканчик из воды.

    Что мы видим?

    Попала ли вода в стакан?

    Какая салфетка?

    Как вы думаете, что помешало намочить салфетку?

    Какой вывод мы сделаем?

    Вы правы. Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. Воздух может заполнить любое пространство. Он везде и всюду.

    Воздух - волшебник . Он может двигать предметы. Не верите? Хотите проверить? Давайте с вами проведем эксперимент  и проверим, действительно ли это так.

    Налейте в стакан воды   и положите в него несколько изюминок. Изюминки упали на дно. Теперь  мы немного поколдуем:«Крибле, крабле, бумс!»

    Что мы видим?

    Как вы думаете, почему это произошло?

    Какой вывод мы  можем сделать?

    Действительно, воздух легче воды, он поднимается и  выталкивает изюминки из воды. Это свойство воздуха люди научились использовать. Как? Посмотрите на экран /слайды/

    В: отлично. А сейчас предлагаю сделать перерыв и немного отдохнуть.

    Физкультминутка

    Давайте надуем воздушный шар и немножко с ним поиграем.

    Чтобы не было мне скучно,

     Я забаву отыщу:

     Я надую шар воздушный,

     И гулять я с ним пойду.

    Шарик, шарик  мой воздушный,

     Непоседа, непослушный

     Шарик - круглый,  шарик - гладкий,

    Шарик - легкий,  шарик- мягкий!

     Вправо шарик, влево шарик

    Мой светящийся фонарик

    Пусть летит он в небеса,

     Пусть отыщет чудеса.

    Ой, ребята, посмотрите, Незнайка улетает с нашими воздушными шарами с свой Цветочный город. До свидания, Незнайка!

    В.: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? Хотите узнать как? Проходите за столы, здесь у вас стоят палитры с краской разного цвета. Капните на листочек разноцветные капельки и с помощью воздуха создайте свой рисунок.

    Берите трубочку и подуйте на капельки.

    Молодцы, ребятки,  какие замечательные рисунки у вас получились.

     А вам понравилось рисовать с помощью воздуха?

    Ребята, я предлагаю вам оставить ваши работы на столах, чтобы они подсохли, а вы потом сможете забрать их в группу и дорисовать.

    А сейчас  я предлагаю вам вспомнить,  о каких свойствах воздуха мы сегодня узнали.

    С помощью ткани мы узнали, что ….воздух есть, он везде и всюду, это же нам подсказали пустые пакетики и стаканчики с салфеткой. О каком свойстве воздуха подсказали нам изюминки, когда всплыли на поверхность? А о каком свойстве подсказали нам наши рисунки?

    Отлично, замечательно.

    Ребята, вам понравилось, как мы с вами провели время?

     Позвольте мне на память о нашей встрече подарить вам мыльные пузыри. И вы сегодня на прогулке еще раз сможете провести опыт с воздухом.

    Незнайки

    Дети ищут и находят Н (мультимедиа)

    сильно надул

    Нет/Да

    Ответы детей

    Ткань приподнимается

    Ткань неровная

    Воздух не дает ткани сразу опуститься, воздух мешает

    Пакет надувается.

    Пакет наполняется воздухом

    без воздуха нам очень трудно

    Для того чтобы дышать.

    /ответы детей/

    Животные/слайд/, птицы/слайд/, растения/слайд/

    Дети садятся за столы

    Он пустой/Ничего/Воздух/ответы детей/

    Стакан сырой, весь в капельках воды

    Нет

    Сухая

    Воздух

    Воздух не дал проникнуть воде в стакан. Воздух везде и всюду

    Изюминки всплывают вверх

    Воздушные пузырьки поднимают изюминки на поверхность воды

    Воздух легче воды.

    Дети выходят из-за столов и встают в круг

    Дети надувают шар постепенно, раздвигая ладошки в стороны.

    Поднимают руки вверх, как будто держат воздушный шар.

    Шагают по кругу, шарик будто держат за нитку

    Поворачиваются лицом в круг

    Поглаживают, мнут и подбрасывают «шарик»

    Дети наклоняются вправо влево, кружатся на месте.

    Дети отпускают шарик.

    Машут Незнайке.

    Да.

    Воздух есть, он везде и всюду

    Воздух легче воды

    Воздух двигает капельки воды, краски


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Музыкальный альбом"

    В методической разработке  представлен опыт работы музыкального руководителя дошкольного учреждения по использованию информационно-коммуникационных технологий в совместной музыкально-...

    Совместная организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Я и моя семья".

    в данном материале отражены разнообразные игры, которые помогут сформировать у детей понятие семья...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому и познавательному развитию Тема: «Бабочки»

    Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи....

    КЕМ БЫТЬ? Конспект совместной непосредственно –образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    На данном занятии решаются следующие задачи:  —  Формировать представление о том, что такое профессия—                         ...

    Совместная непосредственно - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями на тему: «Былинные богатыри нашей Русской земли»

    Задачи:1.    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.2.    Оживить представлени...

    Конспект Совместная двигательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "В гости к бабушке Маланье"

    Конспект Совместная двигательно-игровая деятельность в детьми старшего дошкольного возраста "В гости к бабушке Маланье"...