Главные вкладки

    Экологические стихи
    учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Кокорина Юлия Николаевна

    Стихи про экологию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 3_stikhi_po_ekologii.doc162 КБ

    Предварительный просмотр:

    Стихи по экологии для детей

    Опосредованное наблюдение - это восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение - игрушку или картинку. Оно рекомендуется в случаях, когда реальные объекты живой природы нельзя наблюдать непосредственно из соображений безопасности или из-за того, что занятие проводится в помещении детского сада, а не в зоопарке (змея, крокодил, жираф, слон, медведь). Основа словарной работы при рассматривании картины иная, чем при непосредственном наблюдении. В раннем возрасте детей учат сравнивать реальный объект и его изображение на картинке при одновременном предъявлении и картинки и реального объекта. Дошкольников, как правило, учат узнавать объект на картине, т.е. сравнивать изображение с известным им животным. Чтобы рассмотреть, назвать картинку, ребенку надо вспомнить и ранее увиденный объект, и ранее воспринятое слово. Таким образом развивается пространственное воображение - наиболее сложный для ребенка процесс.

    Задача педагога - учить детей воспринимать эмоциональный смысл и контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от стихийного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов - выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображенному объекту, активизируя при этом определенную группу слов. Неоценимую помощь оказывают картины (иллюстрации, репродукции) художников-анималистов Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Ватагина. Их глубокие знания повадок животных, окрашенные юмором и проникнутые любовью к зверям, легко и непосредственно воспринамаются дошкольниками.

    Все задаваемые вопросы по картине не должны ограничиваться только изучением ее основного содержания. Например, при рассматривании картины "У кормушки" детям задаются не только вопросы типа: Кто сделал кормушку? Зачем дети сделали кормушку? Какой корм дети приготовили для птиц? Куда дети повесили кормушку? Какие птицы прилетели? Почему дети спрятались за елку? и т.д. Обязательно надо выяснить, хорошо ли делают дети, которые кормят птиц зимой, узнать, кто из детей делал кормушку или собирал крошки для кормления птиц. Такие вопросы вызывают сопереживание у самых маленьких детей и, несомненно, способствуют переходу от формального "натаскивания" на определенные лексические темы к анализу явлений окружающей жизни и их творческому переосмыслению.

    К словесным методам относятся работа с картинным материалом, рассказы воспитателя, беседы, чтение художественных произведений.

    Рассказ воспитателя о различных представителях животного мира расширяет знания детей. Рассказ дополняет наблюдения и знакомит с объектами, недоступными для наблюдения. Часто рассказ дополняют высказывания детей, показ картинок.

    Беседа состоит из вопросов педагога и ответов детей. Беседы должны стимулировать детей к сопоставлению фактов, установлению причинно-следственных связей. Беседа может быть вводной, связанной с приобретением новых знаний, итоговой.

    Целью вводной беседы является активизация имеющихся у детей знаний, создание мотивации предстоящей деятельности. Обычно такие беседы проводят перед экскурсией или практической деятельностью детей.

    Беседы, связанные с приобретением новых знаний, входят как элемент почти во все занятия, экскурсии, игры, т.е. во все виды деятельности детей.

    Итоговые беседы включают уточнение и обобщение знаний детей, полученных в процессе наблюдения или трудовой деятельности. Вопросы, задаваемые воспитателем в процессе итоговой беседы должны оживить в памяти детей полученные представления.

    Чтение художественных произведений необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения способствуют более яркому восприятию, вызывают у детей больший интерес к наблюдению. Благодаря художественным произведениям (сказки, стихотворения, рассказы) дети получают важную информацию о животном мире.

    Богатство слова надо уметь сочетать с непосредственным восприятием детей. Воспитатель должен заранее продумать, когда лучше прочитать то или иное произведение (например, до или после наблюдения за животным, рассматривания рисунка художника-анималиста, просмотра фильма). Необходимо подбирать такие художественныепроизведения, которые открывают им новый мир, вызывают интерес ко всему живому, воспитывают любознательность, наблюдательность.

    Художественное описание животных и птиц, некоторых насекомых, недоступных для непосредственного наблюдения, создают новый образ, помогающий найти в природе описываемый объект. Опираясь на собственный опыт, ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему его охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к животным, они получают первые навыки в охране природы, сведения об экологии.

    Поэтическое описание объектов живой природы помогает ребенку осмыслить свои непосредственные жизненные наблюдения. Чем больше он накапливает знаний о фауне родного края, тем богаче, ярче становится его воображение, умение представить обитателей других климатических и природных зон. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки животных, которые раньше им не воспринимались. Заучивая стихи, слушая рассказы и сказки, знакомясь с народной мудростью (пословицами, поговорками, загадками, приметами и т.д.), дети быстрее запоминают названия животных, их отличительные признаки, повадки.

    Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся с особой точностью добиваться, чтобы каждое слово имело конкретное значение, - только тогда оно вызывает определенные зримые представления. Зримость достигается мягкостью описания внешних признаков образа, обобщением таких характерных черт, которые может заметить ребенок, художественными средствами, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторения.

    Это обогащает словарь дошкольника, развивает внимание, память, прививает интерес к наблюдениям. Дети должны воспитываться на доступных и красивых произведениях, как классических, так и современных. Поэтому в предлагаемые материалы впервые включены стихи поэтов - наших современников, которые раньше не публиковались в сборниках стихов для дошкольных образовательных учреждений.

    Буренушка

    Уж как я ль мою коровушку люблю!

    Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!

    Кушай вволюшку, коровушка моя,

    Ешь ты досыта, буренушка моя!

    Уж как я ль мою коровушку люблю!

    Сытна пойла я коровушке налью;

    Чтоб сыта была коровушка моя,

    Чтобы сливочек буренушка дала.

    * * *

    Ранним-рано поутру

    Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!".

    А коровки в лад ему

    Затянули: "Му-му-му!".

    Ты, коровушка, ступай

    В чисто поле погуляй,

    А вернешься вечерком,

    Нас напо?ишь молочком.

    * * *

    Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду:

    Потерял пастух дуду.

    А я дудочку нашла,

    Пастушку я отдала.

    - На-ка, милый пастушок,

    Ты спеши-ка на лужок.

    Там Буренка лежит,

    На теляток глядит,

    А домой не идет,

    Молочка не несет.

    Надо кашку варить,

    Сашу кашкой кормить.

    * * *

    Козушка -

    Белоногушка

    По лесу ходила,

    Волка дразнила:

    - А я волка не боюсь,

    Я серого не страшусь:

    Я от серого от волка

    Под березкой схоронюсь.

    Борзый конь

    Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

    Ты лети, конь, скоро-скоро,

    Через реки, через горы!

    Все-таки в галоп - гоп-гоп!

    Трух-трух! Рысью, милый друг!

    Ведь сдержать-то станет силы.

    Рысью, рысью, конь мой милый!

    Трух-трух-трух! Не споткнись, мой друг!

    Ходит конь по бережку,

    Вороной по зеленому.

    Он головушкой помахивает,

    Черной гривушкой потряхивает,

    Золотой уздой побрякивает.

    Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!

    Золотые они - звяк, звяк, звяк!

    * * *

    Киска, киска, киска, брысь!

    На дорожку не садись:

    Наша деточка пойдет,

    Через киску упадет!

    * * *

    Котик серенький присел

    На печурочке

    И тихохонько запел

    Песню Юрочке:

    - Вот проснулся петушок,

    Встала курочка,

    Подымайся, мой дружок,

    Встань, мой Юрочка.

    * * *

    Кот на печку пошел

    Горшок каши нашел.

    На печи калачи,

    Как огонь, горячи.

    Пряники пекутся,

    Коту в лапки не даются.

    * * *

    - Кисонька-мурысенька,

    Ты где была?

    - На мельнице.

    - Кисонька-мурысенька,

    Что там делала?

    - Муку молола.

    - Кисонька-мурысенька,

    Что из муки пекла?

    - Прянички.

    - Кисонька-мурысенька,

    С кем прянички ела?

    - Одна.

    - Не ешь одна, не ешь одна!

    * * *

    Пошел котик на торжок,

    Купил котик пирожок,

    Пошел котик на улочку,

    Купил котик булочку.

    Самому ли есть,

    Или Бореньке снесть?

    Я и сам укушу,

    Да и Бореньке снесу.

    * * *

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша,

    Как у котика усы

    Удивительной красы,

    Глаза смелые,

    Зубки белые.

    Выйдет котя в огород -

    Всполошится весь народ.

    И петух и курица

    С деревенской улицы.

    Станут котю в гости звать,

    Станут котю угощать.

    Мурлыка

    Что за прелесть мой Мурлыка,

    Мой любимый серый кот!

    Как он весело играет,

    Как он песенки поет!

    Шерсть его мягка, как бархат,

    Глазки, точно угольки,

    И как все его движенья

    Грациозны и легки!

    И за то люблю Мурлыку

    Больше всех игрушек я,

    Всюду с ним мы неразлучны,

    Как товарищи-друзья!

    Л. Чарская (Л.А. Чурилова)

    Удивительная кошка

    Несчастная кошка порезала лапу,

    Сидит и ни шагу не может ступить.

    Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

    Воздушные шарики надо купить!

    И стразу столпился народ на дороге,

    Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

    А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит!

    (Д. Хармс )

    Табун

    В холмах зеленых табуны коней

    Сдувают ноздрями златой налет со дней.

    С бугра высокого в синеющий залив

    Упала смоль качающихся грив.

    Дрожат их головы над тихою водой,

    И ловит месяц их серебряной уздой.

    Храпя в испуге на свою же тень,

    Зазастить гривами они ждут новый день.

    С.А. Есенин

    * * *

    Весенний день звенит над конским ухом

    С приветливым желаньем к первым мухам.

    Но к вечеру уж кони над лугами

    Брыкаются и хлопают ушами.

    Все резче звон, прилипший на копытах,

    То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.

    И лишь волна потянется к звезде,

    Мелькают мухи пеплом по воде.

    С.А. Есенин

    Кто кем становится

    Жил-был маленький щенок.

    Он подрос, однако,

    И теперь он не щенок -

    Взрослая собака.

    Жеребенок с каждым днем

    Подрастал и стал конем.

    Бык, могучий великан,

    В детстве был теленком.

    Толстый увалень баран -

    Толстеньким ягненком.

    Этот важный кот Пушок -

    Маленьким котенком.

    А отважный петушок -

    Кро-о-хотным цыпленком.

    А из маленьких гусят

    Вырастают утки

    Специально для ребят,

    Тех, кто любит шутки.

    А. Шибаев

    Лось

    - Я схожу сейчас в аптеку, -

    Говорит лосихе лось.

    - У меня с начала лета

    Выпадение волос.

    Да не нужен мне рецепт -

    это вздор!

    Нужен мне один огромный

    ядовитый мухомор!

    О.Г. Зыкова

    Косуля

    Вот промчалась точно пуля,

    Мимо стройная косуля.

    Грациозна и нежна,

    И стремительна она.

    Прежде здесь они не жили.

    Их в леса к нам запустили,

    И теперь они живут,

    Травку сочную жуют.

    В.Л. Гаазов

    Белка

    Вот мелькнула точно стрелка,

    Перед нами сверху белка.

    Хочет выпросить орех -

    Это для нее не грех.

    Не ручная пусть она,

    Но пушиста и мила.

    По деревьям прыг да скок.

    И уселась на сучок.

    Там немножко посидела,

    Вспомнив, что еще не ела,

    Гриб нашла один, другой,

    Понесла к себе домой.

    Яства эти запасает,

    Но зимой не засыпает.

    Холода ей не страшны,

    Не боится и жары.

    В.Л. Гаазов

    Лиса

    Это что там за краса?

    В кустиках сидит лиса.

    Здесь добычу стережет -

    С места долго не сойдет.

    Эта хитрая плутовка

    Схватит жертву очень ловко,

    Отнесет ее в нору

    И лисятам даст еду.

    В.Л. Газов

    Попугай Попка или рассказ недовольного попугая

    Кирилл Авдеенко ( Часто бывает, что дети просят купить животных - хомячков, котят и т.д. - но к сожалению, со временем забывают заботиться о них. Так часто бывает. Поэтому смысл стихотворения в том, чтобы от имени попугая Попки, про которого начали забывать дома, рассказать, как он переживает, что дети Ванька и Машка перестали играть с ним. Что ему голодно и холодно. Считаю, что оно поучительное, и может быть, сможет развить у ребёнка понимание того, что за животными дома надо ухаживать и не забывать про них.)

    Всё сижу я в этой клетке –

    Надоело – целый день!

    Лучше б я сидел на ветке

    В джунглях Африки, где тень.

    Взяли – Попкою назвали!

    Кто придумал? – Ванька-чёрт.

    Не назвали – обозвали!

    Только я собою горд.

    Ну а Машка всё кругами

    Ходит, смотрит на меня,

    В клетку лезет мне руками –

    Не люблю такого я!

    Да и кормят меня плохо,

    Всё остатками еды.

    Всё кидают хлеба крохи!

    Забывают дать воды.

    Так зачем меня купили

    Вы на рынке всей семьёй?

    Поиграли, да забыли –

    Некрасиво, ой-ёй-ёй!

    И пускай вы все хотите,

    Чтобы я заговорил.

    Не дождётесь – я в обиде!

    Лучше б волком я завыл!

    Потому и нахохлился –

    Недоволен вами я!

    И замёрз, и простудился –

    Позабыли все меня!

    Так что даже не просите,

    Не скажу я вам: «Привет!»

    Вкусных зёрен принесите –

    Сами вон, едят омлет!

    Ну а после положите

    Мне на клетку тёплый плед;

    Полетать мне разрешите –

    Не летал уж восемь лет!

    И тогда, скажу вам честно,

    Обожать вас буду я!

    Стану добрым и прелестным,

    Всё же вы - семья моя!

    Расскажу вам за обедом

    Много разных, умных слов!

    Хорошо ведь быть под пледом...

    Да и вкусен мамин плов!

    Таракан Тимоша и Новый Год

    Кирилл Авдеенко

    (Пояснение. Стихотворение для детей и взрослых.

    Дорогие ребята, мамы и папы, дедушки и бабушки! Это стихотворение про таракана Тимошу, который живёт в резиновой калоше. И всё время учится – потому что всего в жизни хочет достичь маленький Тимоша! Понимает, что учиться нужно! Вот какой молодец! И как-то раз вышел он погулять из своей калоши, и оказывается, что погулять-то вышел он на Новый Год! Вот ведь как в жизни бывает! И сколько друзей он нашёл в этот хороший светлый праздник! )

    Как в резиновой калоше

    Таракан живёт Тимоша;

    По утрам - cалат и сыр,

    Перед сном - всегда кефир!

    Хорошо живёт в калоше

    Хитрый маленький Тимоша!

    Но друзей, как старый крот,

    Ну никак он не найдёт!

    День-деньской в своей калоше

    Учит азбуку Тимоша;

    Пишет и читает,

    Цифры вычитает - 

    Вот какой хороший   

    Таракан Тимоша!

    И пускай он ростом мал –

    Самым умным в доме стал!

    Как-то раз Тимоша

    Вышел из калоши;

    По кастрюлям – бум да бам!

    Крик кругом! И шум, и гам –

    Дети бьют в ладоши:

     «Эй, лови Тимошу!»

    Вмиг за ним вприпрыжку

    Петя, Таня, Мишка!

    Но хитёр Тимоша –

    Шмыг в свою калошу!

    Все кричат ему вокруг:

    «Эй, привет, весёлый друг!

    Выйди из калоши,

    Таракан Тимоша!

    Ждём тебя на хоровод –

    Скоро, скоро Новый Год!»

    «Одиноко, друг Тимоша,

    Всё сидеть тебе в калоше!

    Возле ёлочки народ – 

    На часах двенадцать бьёт!

    А грустишь в своей калоше,

    Только ты один, Тимоша!

    Ждём тебя мы, усача,   

    Потанцуем ча-ча-ча!»

    Заурчала вдруг калоша –

    То шевелится Тимоша!

    Вылез в щёлку, словно в дверь,

    Эх, довольный он теперь,

    Милый наш, хороший,

    Таракан Тимоша!

    Вон как вертит кренделя!

    Опа, опа!!! Тра-ля-ля!!!

    Как в резиновой калоше

    Таракан живёт Тимоша;

    Но теперь он не один –

    Обожаем и любим!

    Часто-часто из калоши

    К детям ходит наш Тимоша!

    Ведь друзей нашёл он – вот!

    В славный праздник Новый Год.

    Кряк и Бряк

    Кирилл Авдеенко

    (Пояснение.Стихотворение для детей и взрослых.

    Дорогие родители, бабушки и дедушки, дяди и тёти! Это стихотворение можно читать ребёнку вместе с Вами, а можно и ему самому - думаю, так. В конце концов, может и Вам оно поднимет настроение?! Оно из разряда что такое хорошо, и что такое плохо. Впрочем, судите сами.)

    Жил да был утёнок Кряк –

    Плавал он повсюду;

    Жил да был бобрёнок Бряк –

    Ставил он запруды.

    Молодец утёнок Кряк –

    Хочет быть юннатом!

    Злюкой стал бобрёнок Бряк –

    Хочет быть пиратом!

    Раз поплыл далёко Кряк,

    Маму не послушал!

    Потирает руки Бряк,

    Навострил он уши.

    Всё плывёт утёнок Кряк,

    Видит вдруг – запруда.

    Затаился злюка Бряк,

    Где коряжек груды.

    Весь в раздумьях добрый Кряк –

    Перед ним коряга.

    Тут как тут бобрёнок Бряк:

    «Всё отдай, бродяга!»

    Зашумел утёнок Кряк:

    «Мама, папа, братик!»

    Дальше злится злюка Бряк:

    «Я – морской пиратик!»

    Но решил утёнок Кряк:

    «Нечего бояться!

    Пусть буянит злюка Бряк –

    Буду защищаться!»

    Клювом вправо, влево Кряк –

    Дал бобрёнку сдачи!

    Замолчал вдруг злюка Бряк –

    Испугался, значит!

    «Не дерись ты, – крикнул Бряк, –

    Наигрались, хватит!

    Я хотел, утёнок Кряк,

    Поиграть в пиратов!»

    Улыбнулся добро Кряк:

    «Ладно, позабудем!»

    Передумал злюка Бряк:

    «Злюкою не буду!»

    И не хочет больше Бряк

    Быть морским пиратом!

    Лучше добрым быть, как Кряк …

    Лучше быть юннатом!

    Капельки дождя

    Кирилл Авдеенко

    (Пояснение: стихотворение для детей и взрослых.

    За окном идёт дождь, и Ваш ребёнок грустит. Скучно! Как же поднять ему настроение? А Вы, дорогие родители, бабушки и дедушки,дяди и тёти, прочитайте ему про маленькую девочку Вероничку, которая сидит возле окна и смотрит на дождик.. Может, Вам удастся внушить ребёнку, что не стоит грустить?)

    Загрустилось Вероничке…

    Дождик льёт – и кап, и кап!

    Блюдом сладким из клубнички

    Не поднять совсем никак

    Настроенья ей – так скучно!

    И темнеет за окном.

    Ну зачем же вы так, тучи

    Поливаете мой дом?

    Не грусти так, Вероничка!

    Это капельки дождя,

    Захотев твою клубничку,

    В гости просятся, будя.

    По окошку – стук да стук –

    Раздаётся гулкий звук;

    Постучи ты им в ответ,

    Улыбнись, скажи – привет!

    Заскучали в туче мрачной,

    В небе капельки дождя;

    Потому по крыше скачут,

    Потому стучат, будя.

    Поиграй ты, Вероничка,

    С ними весело в ответ.

    Угости-ка их клубничкой,

    Улыбнись ты им – привет!

    Козочка-коза

    Кирилл Авдеенко

    (Пояснение. Стихотворение для детей и их родителей (бабушек и дедушек, дядь и тёть).

    Ваш малыш никак не может заснуть, всё ему играть хочется, да веселиться! А Вы, дорогие родители, прочтите ему это стихотворение про козочку, которая никак угомониться не может. Постарайтесь при этом пояснить, что все зверюшки в лесу и на полянках давно уже спят...храпят без задних ног, как добрый дедушка медведь в этом стихотворении. Потому что завтра с утра им опять будут нужны силы, чтобы играться. Может, и Вашему ребёнку захочется заснуть?)

    Ох ты, козочка-коза!

    Всё гуляешь, дереза!

    Всё травинушку жуешь!

    Всё покоя не даёшь

    Ты мурашкам да жучкам…

    Ножкой топчешь тут и там!

    Хочешь песни петь, играться

    Да головушкой бодаться…

    Только спать давно пора!

    От росы земля сыра,

    Речка в дымке одеяла

    Сладко спит… Похолодало!

    Замер шум вдали за горкой...

    Вот листок осенний шторкой

    На ночь гриб в лесу укутал,

    И без ног храпит надутый

    Добрый дедушка медведь –

    Перестань и ты шуметь,

    Да ложись скорее спать!

    Спит давно природа-мать.

    Стихотворения И. Мазнина:

    Давайте будем

    К тому стремиться,

    Чтоб нас любили

    И зверь, и птица.

    И доверяли

    Повсюду нам,

    Как самым верным

    Своим друзьям!

    Давайте будем

    Беречь планету

    Во всей Вселенной

    Похожей нету:

    Во всей Вселенной

    Совсем одна,

    Что будет делать

    Без нас она?

    Сохрани экологию!

    Сохрани экологию, Друг !

    Она молит нас о опеке.

    Просит, чтобы однажды, вдруг

    Не исчезли моря и реки.

    Так пополним запасы лесов,

    В городах разведём сады.

    Чтобы не было жутких снов

    Детвора не боялась воды !

    Так охота спокойно жить

    За здоровье своё не боясь.

    Так давайте с природой дружить !

    Друг за дружку упорно держась


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание в стихах

    Экологическое воспитание в стихах...

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА Планы-конспекты проведения прогулок по видовым точкам на экологической тропе и авторские сказки и стихи экологического содержания для дошкольников ДОУ" Подмосковье. Красногорск 2016г

    "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА"Планы-конспекты проведения прогулок по экологической тропе«Изумрудный город»  План-конспект проведения прогулки в старшей группепо теме «Альпийская горка гномов» (апр...

    Картотека экологических стихов

    Стихи о птицах, животных, растениях...

    Картотека экологических стихов

    Стихи о растениях, птицах, животных...

    Экологические стихи.

    подборка стихов по экологическому развитию, охрана природы....

    Экологические стихи

    Стихи можно использовать на занятиях, в инсценировках,  в повседневной жизни,...

    ПРОЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ: "Экологические стихи"

    Хотите, чтобы ваш ребенок развивался в гармонии с окружающим миром и вырос полноценным членом современного общества? Конечно же, да, скажет любой родитель. Научите его любить и ценить природу....