Проект "Чудеса на окне"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Иванова Ольга  Сергеевна

Данный материал   способствуе  формированиеюу детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитанию  у детей  любви к природе, созданию в группе огорода на подоконнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod._proekt.docx120.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Паспорт  проекта « Чудеса на окне»

Проект «Огород на подоконнике, в соответствии с ФГТ»

Руководитель  проекта:

Иванова О.С.

 Воспитатель  старшей группы  МДОУ №14 « Детский сад « Солнышко»        

Участники проекта- дети старшей группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: практический, творческо-исследовательский.

По количеству участников:  групповой

По времени проведения: долгосрочный

По характеру контактов (степени охвата):  в рамках образовательного учреждения.

Источники информации:  методические рекомендации к созданию предметно – развивающей среды, интернет – ресурсы.

По предметно – содержательной области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность.

Познание: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.  

Социализация: Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формирование представления о  стадиях развития растения из семени; закрепление полученных знаний об условиях развития растений.

Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности

Коммуникация:  развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

Актуальность: 

Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.  С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.  Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.  

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (редиска, лук, укроп, салат, горох, фасоль, огурцы ,томат, тыква, баклажан, репа, свекла, капуста);
  3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  8. Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  9. Развивать познавательные и творческие способности.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.                                                                                      Предполагаемый результат:

1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе.

3.Дети познакомятся с культурными  растениями.

4.С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

5.С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

6.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

8.Создание в группе огорода на подоконнике.

9.Активное участие родителей в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:  получение урожая овощей.                        Работа с родителями.

1.Провести родительское собрание участие в проекте «Огород на подоконнике».

2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки ,палочки для рыхления, лейки.

3.Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы.

Проект рассчитан на  9 месяцев ( с января по сентябрь)

1 ЭТАП– подготовительный .

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений ( датой посадки и первых всходов).  Сбор художественной литературы: стихи  загадки, пословицы, поговорки, рассказы,  сказки про овощи, экологические сказки.

Воспитатели группы.

Родительское собрание: «Участвуем в проекте « Огород на подоконнике». Воспитатели группы, родители .

Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена, палочки для рыхления земли, лейки. Родительский комитет.

Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели.

Изготовление табличек -указателей с названиями растений. Дети, воспитатели, вторая неделя марта.

2 ЭТАП – исследовательский .

Дети наблюдают  за ростом растений, проводят  опыты, эксперименты. Устанавливают  связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксируют  в рисунках. В процессе исследований дети познакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Организуется НОД , дидактические игры, беседы. Рассматривание семян (укропа, томатов ,капусты, огурцов), зёрен овса, посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы.

Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы.

НОД с детьми:«В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Воспитатели группы. В течении всего проекта.

Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». Воспитатели группы. В течении всего проекта

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течении всего проекта

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме ,размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течении всего проекта

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течении всего проекта .

Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Труд : на огороде ( с мая по сентябрь)

3 ЭТАП- заключительный .

Сбор урожая.

Проведение,  анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской, трудовой деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку»,где дети представят  на обозрение родителей свои рисунки, подготовят и расскажут о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе, затем высадили её  в огород, ухаживали за ней, а затем собрали урожай.

 Проведение  конкурса  «Угадай название овоща».  

Выполнение домашнего задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним дети и родители  ухаживали. Завершился праздник веселым чаепитием.

Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители.

 ( сентябрь)

Конкурс «Чудеса с грядки», создание картотеки «Готовят наши мамы» (рецепты заготовок из овощей).

Оформление выставки рисунков детей«От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы, домашнее задание для детей и родителей - совместное изготовление «чудесных» овощей для конкурса;

Проведение конкурса«Угадай название овоща».

Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы

Оформление коллажа «Чудо на окне»,  

Праздник «Овощи с нашей грядки».

Организационная деятельность.

Предварительная работа:

Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме

 Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности

Составить перспективный план мероприятий:

Этапы реализации проекта.

п

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный

1

Беседа с родителями, детьми «Огород на окне».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей  по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

1-я неделя

февраля

2

Консультация для родителей: «Участие в проекте «Чудо на окне»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1-я неделя

февраля

3

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Чудо на окне».

Воспитатели

родители.

1-я неделя

февраля

4

Разбивка огорода на подоконнике.

Дети

Воспитатели

2-я неделя

февраля

5

Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Дети

Воспитатели

2-я неделя

февраля

2 этап – исследовательский.

1

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу),

рассматривание репродукций картин: А. Куприна «Натюрморт с кабачками и корзиной», Ван Гога «Картофель»;

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

Дети

В течении всего проекта

2

Труд в природе.

Подготовить парники к посеву семян  и посадки лука формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

2-я неделя

февраля

3

Практическая деятельность: посадка лука, гороха, фасоли, укропа, салата, огурцов, рассады помидоров, капусты, рассады цветов.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели

3-я неделя

февраля

4

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатели

Дети

Февраль

3-4 неделя

марта

5

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

В течении всего проекта

6

НОД с детьми: «В мире овощей», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». «Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

В течении всего проекта

7

Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин»,

«В огороде у козы Лизы»; «Повар и овощи»; «Сбор урожая»;

подвижные игры «Помощники», «Капуста», «Урожай»;

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету

Воспитатели

В течении всего проекта

8

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»;

прослушивание аудиозаписи сказки «Чиполлино»;

Воспитатели

В течении всего проекта

9

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Воспитатели

В течении всего проекта

10

11

Рассматривание   цветочных семян через лупу

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

12

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за  растениями.

Воспитатели, дети

13

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

15

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

16

разработка папки-передвижки «Вкусные загадки».

Воспитатели

3 этап – заключи

тельный

1

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатели

3-я неделя

апреля

2

Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», фотовыставку «Чудо на окне»

Дети, воспитатели

3-я неделя

апреля

3

Оформление коллажа «Чудо на окне»,

Поделки из овощей.

Дети, воспитатели

4-я неделя

апреля

4

Праздник «Овощи с нашей грядки».

Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы.

Дети, воспитатели,

родители

4-я неделя

апреля

Обеспечение:

настольно-печатные игры,

специальная методическая литература,

аудио- и видеозаписи по теме.

План экспериментальной деятельности:

Земля.

Название мероприятия: « Узнаем, какая земля»

Цель :Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: земля в контейнерах

Вода

Название мероприятия:  Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия:  Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Предполагаемый результат:

дети узнают и называют овощи, их части;

дети овладели обобщающим понятием «овощи»;

дети определяют овощи на ощупь, по вкусу и узнают по описанию;

дети составляют описательный рассказ об овоще с использованием опорной схемы;

дети знают, где растут овощи, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить из них, как заготавливают овощи на зиму;

дети могут с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных овощей, подбирать интересный познавательный материал к своему произведению,

дети приобретают навыки трудовой деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Непосредственная образовательная деятельность.

ТемаОВОЩИ

Цели:

Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).

Учить находить сходство и различие (по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь).

Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.

Закрепление употребления в речи предложений со значением противопоставления.

Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.

Воспитание правильной воздушной струи.

Воспитание культуры поведения за столом во время приема пищи.

Оборудование: корзина, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей.

Приёмы и ход.

1. Организационный момент.

Восп. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу - ох!

 Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла - ох!

Восп. Что принесла хозяйка с базара?

Дети называют овощи, воспитатель достает их из корзины.

Восп. Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?

2.        Рассказ воспитателя.

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту срубают; картошку выкапывают; огурцы, помидоры, перец снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина), сравнение моркови и свеклы; огурца и помидора; тыквы и кабачка.

Игра «В огороде у козы Лизы».

Восп. Коза Лиза пошла в огород собрать овощи, давайте поможем ей.

Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?

- Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свекла, сладкая морковь и т. д.

5.        Игра «Большой, маленький».

Огурец - огурчик. Помидор - помидорчик. Чеснок - чесночок. Перец - перчик и т. д.

Физкультминутка

Плавно идет капуста,

Осторожно идет редиска,

Важно шагает помидор, (дети имитируют движения)

Легко бежит горошек,

Не спеша, вышагивает редька,

Вприпрыжку спешит морковка,

Маршируют огурцы-молодцы.

6.        Дыхательное упражнение «Синьор-помидор».

Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.

7.        Игра «Назови, какой это сок».

Дети становятся в круг, воспитатель бросает ребенку мяч и называет овощ. Например: «Огурец». Ребенок бросает мяч обратно и отвечает: «Огуречный».

Томат - томатный.

Морковь - морковный.

Свекла - свекольный.

Капуста - капустный.

Тыква - тыквенный и т. д.

8.        Игра «Составь предложение».

Помидор круглый, а морковка —.... . Огурец овальный, а тыква - .... . Лук горький, а морковка - ... . Помидор кислый, а чеснок - ... . Огурец зеленый, а помидор - ... .

9.        Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко» - узнавание овоща по описанию.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней... (помидора).

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

- «Вылезай на свет...» (морковка).

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся.

Ах! Ох! Покатился... (горох).

Круглолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее... (капуста).

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые... (огурцы).

10. Игра «Мы считаем».

Воспит.  Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитать-ка их сумей.

-  Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

- Два огурца.

(Счет в игре идет до пяти).

11. Рефлексия

Воспит . О чем мы с вами говорили? Где растут овощи?

- Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»? А сейчас я вас приглашаю за стол - отведать дары осени!

Воспит. Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные, красивые, потому что съели «живые витамины»!

ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ»

УРОЖАЙ

В огород пойдем, урожай соберем. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы морковки натаскаем («Таскают».)

И картошки накопаем («Копают».)

Срежем мы кочан капусты, («Срезают».)

Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Н. Нищева

ОВОЩИ

Как-то вечером на грядке (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Репа, свекла, редька, лук (В центре круга водящий с завязанными глазами.)

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: (Останавливаются, крутят водящего.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, (Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

 Ну, а ты иди искать.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ

У Лариски - две редиски.

У Алешки - две картошки. (По очереди, на каждую строчку растирать попеременно каждый пальчик.)

У Сережки - сорванца -

Два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

В. Волина

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим; (Ребром ладони бить о другую ладонь.)

Мы морковку трем, трем; (Тереть кулаком о другую ладонь.)

Мы капусту солим, солим; (Имитация движений.)

Мы капусту жмем, жмем. (Имитация движений.)

ЗАГАДКИ

Голова на ножке,

В голове горошки.

(Горох.)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

 Врос он в землю крепко.

Что же это?

(Репка.)

Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимою в бочке желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?

(Огурцы.)

Бела, рассыпчата, вкусна,

И на столе всегда она.

(Картошка.)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Красный нос в землю врос,

Зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь.)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - гладкая,

На вкус - как сахар, сладкая. (Морковь.)

Желтый, а внутри он бел,

Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его - тотчас

Слезы выступят из глаз.

(Лук.)

В огороде вырастаю,

 А когда я созреваю,

 Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(Помидор.)

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

НАША ГРЯДКА

Что растет на нашей грядке?

 Огурцы, горошек сладкий.

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка - просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

В. Волина

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала...

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох, -

И суп овощной получился неплох!

Ю. Тувим

Какие овощи принесла хозяйка с базара?

СТИХОТВОРЕНИЯ ОБ ОВОЩАХ

ОГОРОД

Поднялся наш огород,

Все под солнышком растет.

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев

КАРТОШКА

Из картошки много блюд

Приготовить можно,

И простых, и сложных:

Ее варят, жарят, трут.

Что вкуснее в целом мире,

Чем картошечка в мундире?

КАБАЧОК

Кабачок, кабачок,

Подремать лег на бочек.

Ты похож на поросенка!

Хвостик завитушкой тонкой,

Только где же пятачок?

СВЕКЛА

Тетушка Фекла,

Красная свекла!

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей!

КАПУСТА

- Обвязала голову,

Ты не больна, капуста?

Тебе и летом холодно?

Закуталась, капуста?

- От солнца я ношу чалму,

Жара мне вовсе ни к чему.

К. Тангрыкулиев

ПРИХОДИТЕ В ОГОРОД

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

 Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород –

Очень интересно.

Е. Благинина

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репа тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну, а разве плох лучок,

В ста одеждах старичок?

Н. Нищева

МИНУТКА ОТДЫХА

БУДЕМ ЗНАКОМЫ! (По ролям)

И девчонки и мальчишки

Очень любят кочерыжки.

Я — капуста - не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не сварят.

Не сготовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец –

Крепкий, вкусный огурец?

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто -лук.

Познакомились вы с нами

Теперь узнали сами.

Чем же мы полезны вам –

И большим, и малышам!

В. Губерпаторова

ВЫЙДИ НА КРЫЛЕЧКО, ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней ... (помидора).

Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде, построились грядки.

 Словно живая ограда, вокруг –

Пики зеленые выставил... (лук).

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся.

Ах! Ох! Покатился... (горох).

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

- Вылезай на свет ... (морковка).

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок

Под названьем ... (кабачок).

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые ... (огурцы).

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее ... (капуста).

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы? Я ... (свекла).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ИГРА «СБОР УРОЖАЯ» (по картинкам)

Цели: закрепить знание детей об овощах; учить находить сходства и различия по запаху, вкусу, внешнему виду; учить составлять описательный рассказ; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе, в различных падежных формах; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать логическое мышление, внимание, память.

Ход  игры

Воспит.. Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле?

Дети. Собирают урожай.

Воспит.Урожай каких овощей собирают люди осенью?

Дети. Свеклы, огурцов, редиски, картофеля и т. д.

Воспит.. Где растут овощи?

Дети. В поле, в огороде, на грядке.

Воспит. Берите корзинки, пойдем собирать урожай на наше поле.

Дети «собирают» овощи.

Воспит.Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это?

Дети. Огурец.

Воспит.Какой он?

Дети. Огурец овальный, зеленый, вкусный.

Воспит.. Что это?

Дети. Помидор.

Воспит.Какой он?

Дети. Помидор круглый, красный, вкусный.

Воспит.Чем они отличаются?

Дети. Огурец - овальный, а помидор - круглый. Огурец - зеленый, а помидор - красный.

Воспит. Чем они похожи?

Дети. Огурец — вкусный и помидор - вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.

(Рассматривают еще две пары овощей.)

Воспит. Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке.

(Каждый ребенок находит карточку.)

Воспит. Андрей, ты отгадал, какой овощ растет на этой грядке?

Ребенок. Свекла.

Воспит. Почему ты так думаешь?

Ребенок. Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая.

Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.

Воспит. Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки). Это большая редиска, а это маленькая ... редисочка. Это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.)

ИГРА «ПОВАР И ОВОЩИ»

Цели: закрепить знания детей об овощах; учить правильно употреблять существительные в разных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход  игры

Воспит.. Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником.

Превращу вас в овощи сейчас. Раз, два, три, четыре, пять -Начинаем мы играть. Ручками похлопаем, Ножками потопаем. Покрутились, покружились, В овощи вы превратились.

Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.

Воспит.. Что это?

Ребенок. Капуста.

Воспит.. Кем ты будешь?

Ребенок. Капустой.

Аналогично проговаривая с каждым ребенком.

Воспит.В каком виде можно есть овощи?

Дети . В тушеном, вареном и т. д.

Воспит.Какие овощи можно варить?

Дети. Картофель, свеклу...

Воспит.. Какие овощи можно солить?

Дети. Помидоры, огурцы...

Воспит.Какие овощи можно тушить?

Дети. Кабачок, капусту...

Воспит.Какие овощи можно жарить?

Дети. Картофель, капусту...

Воспит. Какие овощи можно печь?

Дети. Картофель...

Воспит.- Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?

Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь, чеснок.

Воспит.Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился?

Дети. Картофельный.

Воспит.А если я добавлю гороха, какой суп получится?

Дети. Гороховый.

Воспит. Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю?

Дети. Капусту.

Воспит.А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить?

Дети. Свеклу.

Воспит.Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас в ребят. Раз, два, три, четыре, пять - вижу снова я ребят.

ИГРА «В ОГОРОДЕ У КОЗЫ ЛИЗЫ»

Цели: расширение словарного запаса по теме «Овощи»; классификация по месту произрастания; совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, падеже и числе).

Описание игры.

Разложив перед детьми маленькие картинки, воспитатель предлагает рассмотреть их, вспомнив названия, и убрать то, что не растет в огороде у козы. Дети убирают картинки с изображением фруктов и объясняют, что фрукты растут в саду, а не в огороде. Затем воспитатель предлагает детям подобрать к каждому из овощей слова, отвечающие на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? И составить словосочетания.

-Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, белый чеснок, хвостатая свекла, сладкая морковка и т. п.

Затем воспитатель просит детей по очереди «класть» овощи в корзинку козы Лизы и по вопросам составлять предложения с этими словосочетаниями:

- Что срезала коза Лиза?

- Коза Лиза срезала хрустящую капусту.

- Что положила в корзинку коза Лиза?

- Коза Лиза положила в корзинку волнистый патиссон и т. д.

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и экспериментальной деятельности в старшей группе "Огород на окне"

“Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
 В.А. Сухомлинский

Основным содержанием экологического воспитания в детском саду является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природе, ее явлениям и объектам, основанным на чувственном их восприятии, эмоциональном отношении и полученных в результате поисково-экспериментальной деятельности, знаниях.

Сегодня экологическая культура, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете, далеко не для всех стало аксиомой естественная мысль: человек – не хозяин природы, он – ее неотъемлемая часть, дитя в ее чреве и существование его целиком зависит от состояния мира природы. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Мы понимаем, что при организации работы “Огород на окне” по формированию экологической культуры наших воспитанников требует постоянного самообразования работающих с ними взрослых. Педагогам необходимо не только пополнять собственные экологические знания, но и повышать собственную компетентность.

Мы осознаем, что экологическое воспитание детей в детском саду невозможно без специальной организации развивающей среды, которая обеспечивает условия для активного познания ими окружающего мира.

Программное содержание:

  1. Уточнить знания детей о процессе посадки, упражнять в пикировке растений.
  2. Развивать любознательность при уходе за растениями.
  3. Воспитывать любовь к природе через бережное отношение к росткам.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о растениях, посадка и уход за растениями. Составление календаря роста растений.

Материал для занятий.

Посаженные семена в “парник”, лейка, палочки для растений. Схемы роста, посадки. Карточки для игр, фигурки, клеенка, мольберт, указатели необходимых условий.

Словарная работа.

Дренаж керамзитовые камушки, парник, рассада, размножение, пикировка, почва, пушистая, рыхлая.

Методические приемы.

Организовать – опытно – экспериментальную деятельность (пикировку), использование художественное слово, наглядности, сюрпризный момент, игра, игровое упражнение, вводная беседа.

Ход занятия

Дети здороваются с гостями. Воспитатель проводит с детьми игровое упражнение “Здравствуй друг”. (Дети стоят в кругу).

– Здравствуй друг. (Здороваются за руку.)
– Как ты тут? (Рукой по плечу.)
– Где ты был? 
(Трогают ухо друг друга.)
– Я скучал 
(Обнимают себя.)
– Ты пришел? (Руки в сторону.)
– Хорошо! 
(Обнялись друг с другом.)

Воспитатель: А теперь, улыбнитесь, посмотрите друг другу в глаза и передайте свое хорошее настроение. Молодцы, садитесь.

(Входит грустный садовник, несет сухой цветок.)

Воспитатель: Вы кто?

Садовник: Я – садовник. Здравствуйте. Только начинающий садовник и пришел к вам за помощью. Вы не подскажите мне, почему у него пожелтели веточки и почему он не цветет?

Воспитатель: Ребята, подумайте, что могло случиться с цветком? Ребята, потрогайте землю, может быть она сухая или наоборот, сильно залили водой и корни стали гнить? (Дети трогают почву и рассуждают.)

(Воспитатель обращается к садовнику.)

– Оставайтесь с нами на занятии, мы как раз сегодня будем разговаривать о растениях.

Садовник: Как интересно! Я садовник начинающей и многое не знаю (садовник осматривает группу и замечает огород на окне). А что это у вас?

Дети: Огород.

Садовник: Огород на окне?

Дети: Да.

Садовник: Какая посуда интересная.

Воспитатель: Дети, а как она называется?

Дети: Парник.

Садовник: А что это такое? (Ответы детей.)

Садовник: Ребята, а что у вас земли не хватило, почему у вас парник не полный до краев?(Ответы детей.)

Садовник: А земля, какая мягкая, пушистая, где вы ее взяли?

Дети: В магазине.

Воспитатель уточняет: Землю продают специально для рассады, поэтому она мягкая, рыхлая.

Садовник: А что растет на вашем огороде?

Ребенок: А вы отгадайте:

Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные, да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют
А осенью краснеют

Садовник: Помидор.

Воспитатель: Подает садовнику указатель, где нарисован помидор и просит поставить указатель(садовник ошибается, дети подсказывают).

Садовник: А что у вас еще посажено?

Дети: Укроп и салат.

(Садовник ставит указатели. Дети проверяют.)

Физминутка “Овощи”.

Воспитатель: А сейчас дети, мы расскажем по схеме, как мы с вами садили нашу рассаду.

Пустая емкость – дренаж – земля – семечко (дети рассказывают по схеме). Воспитатель меняет схему на схему, что необходимо для роста растений. Свет – тепло – вода (дети рассказывают по схеме) Рисунок 7.

Садовник: Ой, какие вы умные, все знаете, а я сейчас поиграю с вами в игру

“Что сначала, что потом”. Перепутаю все карточки, а вы правильно объясните свои действия(дети раскладывают карточки и объясняют свои действия). Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3,Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6.

Воспитатель: А наши дети еще знают стихи, пословицы, поговорки о растениях.

Ребенок: Доброе семя, добрый всход.

Ребенок: Все в свой срок: придет времечко, вырастет семечко.

Ребенок:

Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

Воспитатель: Сегодня мы будем пикировать нашу рассаду. Что это такое ребята пикировка?

Дети: Мы будем рассаживать.

Воспитатель: А зачем это нужно? (Ответы детей.) Воспитатель приглашает гостей принять участие в пикировке.

Воспитатель: Ребята, что понравилось вам на занятии? Что было интересного? Что нового узнали? Что бы вы еще хотели узнать? Молодцы ребята, мне понравилось, как вы отвечали на занятии. Садовник благодарит детей и уходит. Дети прощаются с гостями.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.
  2. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.
  3. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"

  В процессе занятия дети создадут  большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей.  Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...

Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"

Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...