Конспект занятия "Мой город. Мой край - Урал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Томилова Юлия Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема "Мой город. Мой край - Урал"

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_gorod_nash_kray_ural.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)

 в подготовительной к школе группе

 для детей с общим недоразвитием речи

Тема "Мой город. Мой край - Урал"

  Составитель

Воспитатель

Томилова Юлия Александровна

Снежинск

2011 г

Задачи:

Образовательная область "Познание"

  • Совершенствовать знания детей об Урале: его природе, озерах, горах, полезных ископаемых, драгоценных камнях.
  • Уточнить и закрепить знания детей о народном творчестве- каслинское литьё.
  • Совершенствовать знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности, улицы.
  • Познакомить  с историей возникновения города, его названия, с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками.
  • Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
  • Развивать мыслительные операции.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.

Образовательная область "Коммуникация"

  • Активизировать и обогащать  качественный, глагольный словарь по лексической теме.
  • Продолжать формирование представления о простых ребусах.
  • Учить разгадывать ребусы.
  • Активизировать речь детей.        
  • Следить за правильным звукопроизношением.
  • Развивать объяснительную речь.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматически правильным предложением.

Образовательная область "Социализация"

  • Воспитывать любовь к родному краю, городу.
  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  • Уточнить и закрепить знания детей о творчестве уральского сказочника П. П.  Бажове.
  • Развивать представления о жанре сказа.

Образовательная область «Физическая культура»

  • Учить координировать движения с речью.
  • Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.

Образовательная область "Здоровье"

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки, использования гимнастики  мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь:

Предметный: Снежинск, снежинцы, край- Южный Урал, достопримечательность, памятник, здание, озёра - Синара, Силач, Сунгуль, Кисегач, Иткуль, Ташкуль, Увильды, озерная рыба – карась, лещ, щука, окунь, города – Снежинск, Касли, Челябинск, Екатеринбург, Миас, полезные ископаемые : гранит, известняк, мрамор ,антрацит (уголь), драгоценные камни: алмаз, малахит, яшма, гранат, изумруд, чугун, сталь, сказочник, завод, полезные ископаемые, каслинское литьё.

Качественный: красивый, уютный, молодой, уральские, высокие, холмистые (горы),

глубокие, чистые, красивые, голубые (озёра).

Глагольный: жить, гордиться, заботиться, уважать, добывать, изготовлять, мастерить, лить, выкладывать, посещать.

Методы и приёмы: орг. момент, иллюстрации, д/и "Составь словечко", "Найди животных нашего леса", игра с мячом "Поймай и назови", беседа, показ презентации, вопросы, ребус, итог.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Ленивые восьмёрки», физминутка.

Индивидуальная работа:  развивать силу голоса- Лена, Артём.

                                                активизировать внимание- Настя, Женя.

Материалы: иллюстрации, мяч, презентация "Наш город. Наш край- Урал", каслинское литьё, книги со сказами Бажова, набор драгоценных камней, набор полезных ископаемых, портрет П.П. Бажова.

Ход занятия

Орг. момент

Воспитатель: Ребята, сядет на стульчик тот, кто назовёт свой домашний адрес.

(Дети выполняют задание)

Гимнастика для мозга  «Ленивые восьмёрки»

Возьмите в правую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги (в воздухе) восьмёрку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. Затем начертите восьмёрки в воздухе, поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно.

1 часть

Воспитатель: Дети, как называется город, в котором вы живёте?

Дети: Мы живём в городе Снежинске.

Воспитатель: Как называют людей, живущих в Снежинске?

Дети: Людей называют снежинцами.

Воспитатель: А как вы думаете, почему наш город назвали Снежинск?

(Дети отвечает, воспитатель дополняет)

Воспитатель: Много лет назад на месте нашего города были леса и болота. Когда приехали первые строители и начали строить город, была очень холодная и снежная зима. Вот поэтому наш город и назвали Снежинск.

 -Первым основателем и директором института нашего города был Васильев Дмитрий Ефимович, чьим именем названа одна из улиц города.

(Воспитатель демонстрирует презентацию с фото нашего города)

Воспитатель: Дети, какие достопримечательности города вы запомнили?

(Ответы детей)

2 часть

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём. Как называется наш край?

Дети: Наш край - Урал.

 (Воспитатель на карте показывает границы Урала)

Воспитатель: Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.

- Ребята, уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские. Как вы думаете, какие Уральские горы?

Дети: Уральские горы высокие, холмистые.

Воспитатель:- Нам повезло родиться и жить на Южном Урале. Не надо далеко ездить, чтобы посмотреть красоты природы, отдохнуть вместе с семьёй на берегу озера.

- Вспомните, какие озёра есть на Урале?

 (Дети отвечают, воспитатель добавляет)

Воспитатель:- Ребята, на Южном Урале очень много красивых, чистых, глубоких озёр, многие них вам знакомы: Синара, Силач, Сунгуль, Кисегач, Иткуль, Ташкуль, Увильды.

-Увильды- самое большое озеро на Южном Урале. Оно расположено между городами Карабаш Кыштым. Озеро очень красивое. На нём находится множество островов. Озеро Увильды- памятник природы и взято под охрану.

-Ребята, а что нужно делать, чтобы озёра оставались чистыми?

 (Ответы детей)

Воспитатель: А вот какая рыба водится в наших озёрах и реках, вы узнаете, выполнив задание.

 Д/и «Составь словечко»

(Воспитатель предлагает детям составить слова из букв)

Карась- к-1; р-3; а-2; с-5; а-4; ь-6

Лещ-...

Щука-...

Окунь-...

Ёрш-...

Карп-...

Игра с мячом "Поймай и назови"

Воспитатель: Дети, Южный Урал очень богат лесами. Вспомните и назовите , какие деревья, кустарники, ягоды, грибы растут в наших лесах.

Д/и  "Найди животных нашего леса"

Воспитатель: А сейчас выберите тех животных, которые обитают в наших лесах.

(На столе лежат иллюстрации животных жарких стран, животных Севера, животных наши лесов. Дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, на Южном Урале добывают полезные ископаемые и драгоценные камни.

(Воспитатель демонстрирует полезные ископаемые и изделия из драгоценных камней)

Воспитатель: Полезные ископаемые : Гранит. Из гранита строятся памятники. Из гранит выкладывают дорогу на площадях. Известняк, мрамор используют для строительства зданий. Антрацит (уголь). Человек применяет уголь и торф в качестве топлива.

  • Алмаз, малахит, яшма, гранат, изумруд- драгоценные камни. Из них изготавливают изделия.

Воспитатель: Дети, Южный Урал славится производством чугуна и стали. В Челябинской облает выпускают трактора, грузовые автомобили. У нас также есть заводы, которые производят станки, радиотехнику, часы.

Физмииутка "Мы шагаем друг за другом"

Мы шагаем друг за другом;

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружили...

(Имитация движений.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой сказки эти иллюстрации? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации сказки Бажова "Хозяйка медной горы")

Дети: Эти иллюстрации из сказки "Хозяйка медной горы". 

Воспитатель: Верно. А кто написал сказку "Хозяйка медной горы"?

Дети: Павел Бажов.

Воспитатель: Молодцы. Павел Петрович Бажов- великий русский сказочник, наш земляк, родил в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Главной темой его сказов легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала.

-Какие сказы Бажова вы знаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какие города Южного Урала вы знаете?

(Дети отвечают, воспитатель добавляет)

Воспитатель: Многие из вас уже посещали такие города, как: Озёрск, Челябинск, Златоуст, Миас Екатеринбург, Касли.

  • А чем славится город Касли?

Дети: Город Касли славится каслинским литьём.

Воспитатель: Верно. Каслинское литьё- художественные изделия (скульптур решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейно заводе в городе Касли. Сейчас принято украшать кабинеты, офисы изящными скульптурами из металла. Изделия из чугуна используют как садовую мебель, в изготовлении ажурных решето: надгробий, скульптуры, бытовых предметов.

(Воспитатель демонстрирует изделия из каслинского литья)

Итог

Воспитатель: Итак, ребята. Как называется наш край?

-Чем славится наш край?

  • Что нового узнали на занятии?
  • Что вам было трудно на занятии?

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Наш край - Урал" для детей старшего дошкольного возраста

КВН для детей старшего дошкольного возраста по краеведению "Наш край - Урал"...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект ФЕМП по теме «Город мастеров Южного Урала» « Фарфоровый сервиз»

Непосредственно-образовательная деятельность для детей разновозрастной группы 3-5лет.Конспект ФЕМП по теме «Город мастеров Южного Урала»« Фарфоровый сервиз» Приготовила воспита...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЦКМ "Наш край Урал".

В работе отражены природа и богатства природа Урала....

Конспект НОД. Мой край Урал.

Конспект  НОД. Мой край Урал....

Конспект НОД. Звуки [Л, Ль].Родной край Урал. Региональный компонент.

Конспект НОД.  Звуки [Л, Ль,]. Родной край Урал. Регионнальный компонент....

Конспект сценария КВН для подготовительной группы на тему:"Наш край – Урал"

Программное содержание: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Закрепить у детей знаний о государственной символике Урала. Проверить знания детей о народно-...