Главные вкладки

    Конспект занятия "Мой город. Мой край - Урал"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Томилова Юлия Александровна

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема "Мой город. Мой край - Урал"

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nash_gorod_nash_kray_ural.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад компенсирующего вида № 21»

    Конспект

     непосредственно образовательной деятельности

    по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)

     в подготовительной к школе группе

     для детей с общим недоразвитием речи

    Тема "Мой город. Мой край - Урал"

      Составитель

    Воспитатель

    Томилова Юлия Александровна

    Снежинск

    2011 г

    Задачи:

    Образовательная область "Познание"

    • Совершенствовать знания детей об Урале: его природе, озерах, горах, полезных ископаемых, драгоценных камнях.
    • Уточнить и закрепить знания детей о народном творчестве- каслинское литьё.
    • Совершенствовать знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности, улицы.
    • Познакомить  с историей возникновения города, его названия, с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками.
    • Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
    • Развивать мыслительные операции.
    • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.

    Образовательная область "Коммуникация"

    • Активизировать и обогащать  качественный, глагольный словарь по лексической теме.
    • Продолжать формирование представления о простых ребусах.
    • Учить разгадывать ребусы.
    • Активизировать речь детей.        
    • Следить за правильным звукопроизношением.
    • Развивать объяснительную речь.
    • Закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматически правильным предложением.

    Образовательная область "Социализация"

    • Воспитывать любовь к родному краю, городу.
    • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»

    • Уточнить и закрепить знания детей о творчестве уральского сказочника П. П.  Бажове.
    • Развивать представления о жанре сказа.

    Образовательная область «Физическая культура»

    • Учить координировать движения с речью.
    • Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.

    Образовательная область "Здоровье"

    • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки, использования гимнастики  мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.

    Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

    Словарь:

    Предметный: Снежинск, снежинцы, край- Южный Урал, достопримечательность, памятник, здание, озёра - Синара, Силач, Сунгуль, Кисегач, Иткуль, Ташкуль, Увильды, озерная рыба – карась, лещ, щука, окунь, города – Снежинск, Касли, Челябинск, Екатеринбург, Миас, полезные ископаемые : гранит, известняк, мрамор ,антрацит (уголь), драгоценные камни: алмаз, малахит, яшма, гранат, изумруд, чугун, сталь, сказочник, завод, полезные ископаемые, каслинское литьё.

    Качественный: красивый, уютный, молодой, уральские, высокие, холмистые (горы),

    глубокие, чистые, красивые, голубые (озёра).

    Глагольный: жить, гордиться, заботиться, уважать, добывать, изготовлять, мастерить, лить, выкладывать, посещать.

    Методы и приёмы: орг. момент, иллюстрации, д/и "Составь словечко", "Найди животных нашего леса", игра с мячом "Поймай и назови", беседа, показ презентации, вопросы, ребус, итог.

    Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Ленивые восьмёрки», физминутка.

    Индивидуальная работа:  развивать силу голоса- Лена, Артём.

                                                    активизировать внимание- Настя, Женя.

    Материалы: иллюстрации, мяч, презентация "Наш город. Наш край- Урал", каслинское литьё, книги со сказами Бажова, набор драгоценных камней, набор полезных ископаемых, портрет П.П. Бажова.

    Ход занятия

    Орг. момент

    Воспитатель: Ребята, сядет на стульчик тот, кто назовёт свой домашний адрес.

    (Дети выполняют задание)

    Гимнастика для мозга  «Ленивые восьмёрки»

    Возьмите в правую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги (в воздухе) восьмёрку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. Затем начертите восьмёрки в воздухе, поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно.

    1 часть

    Воспитатель: Дети, как называется город, в котором вы живёте?

    Дети: Мы живём в городе Снежинске.

    Воспитатель: Как называют людей, живущих в Снежинске?

    Дети: Людей называют снежинцами.

    Воспитатель: А как вы думаете, почему наш город назвали Снежинск?

    (Дети отвечает, воспитатель дополняет)

    Воспитатель: Много лет назад на месте нашего города были леса и болота. Когда приехали первые строители и начали строить город, была очень холодная и снежная зима. Вот поэтому наш город и назвали Снежинск.

     -Первым основателем и директором института нашего города был Васильев Дмитрий Ефимович, чьим именем названа одна из улиц города.

    (Воспитатель демонстрирует презентацию с фото нашего города)

    Воспитатель: Дети, какие достопримечательности города вы запомнили?

    (Ответы детей)

    2 часть

    Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

    Дети: Наша страна называется Россия.

    Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём. Как называется наш край?

    Дети: Наш край - Урал.

     (Воспитатель на карте показывает границы Урала)

    Воспитатель: Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.

    - Ребята, уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские. Как вы думаете, какие Уральские горы?

    Дети: Уральские горы высокие, холмистые.

    Воспитатель:- Нам повезло родиться и жить на Южном Урале. Не надо далеко ездить, чтобы посмотреть красоты природы, отдохнуть вместе с семьёй на берегу озера.

    - Вспомните, какие озёра есть на Урале?

     (Дети отвечают, воспитатель добавляет)

    Воспитатель:- Ребята, на Южном Урале очень много красивых, чистых, глубоких озёр, многие них вам знакомы: Синара, Силач, Сунгуль, Кисегач, Иткуль, Ташкуль, Увильды.

    -Увильды- самое большое озеро на Южном Урале. Оно расположено между городами Карабаш Кыштым. Озеро очень красивое. На нём находится множество островов. Озеро Увильды- памятник природы и взято под охрану.

    -Ребята, а что нужно делать, чтобы озёра оставались чистыми?

     (Ответы детей)

    Воспитатель: А вот какая рыба водится в наших озёрах и реках, вы узнаете, выполнив задание.

     Д/и «Составь словечко»

    (Воспитатель предлагает детям составить слова из букв)

    Карась- к-1; р-3; а-2; с-5; а-4; ь-6

    Лещ-...

    Щука-...

    Окунь-...

    Ёрш-...

    Карп-...

    Игра с мячом "Поймай и назови"

    Воспитатель: Дети, Южный Урал очень богат лесами. Вспомните и назовите , какие деревья, кустарники, ягоды, грибы растут в наших лесах.

    Д/и  "Найди животных нашего леса"

    Воспитатель: А сейчас выберите тех животных, которые обитают в наших лесах.

    (На столе лежат иллюстрации животных жарких стран, животных Севера, животных наши лесов. Дети выполняют задание)

    Воспитатель: Ребята, на Южном Урале добывают полезные ископаемые и драгоценные камни.

    (Воспитатель демонстрирует полезные ископаемые и изделия из драгоценных камней)

    Воспитатель: Полезные ископаемые : Гранит. Из гранита строятся памятники. Из гранит выкладывают дорогу на площадях. Известняк, мрамор используют для строительства зданий. Антрацит (уголь). Человек применяет уголь и торф в качестве топлива.

    • Алмаз, малахит, яшма, гранат, изумруд- драгоценные камни. Из них изготавливают изделия.

    Воспитатель: Дети, Южный Урал славится производством чугуна и стали. В Челябинской облает выпускают трактора, грузовые автомобили. У нас также есть заводы, которые производят станки, радиотехнику, часы.

    Физмииутка "Мы шагаем друг за другом"

    Мы шагаем друг за другом;

    Лесом и зеленым лугом.

    Крылья пестрые мелькают,

    В поле бабочки летают.

    Раз, два, три, четыре –

    Полетели, закружили...

    (Имитация движений.)

    Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой сказки эти иллюстрации? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации сказки Бажова "Хозяйка медной горы")

    Дети: Эти иллюстрации из сказки "Хозяйка медной горы". 

    Воспитатель: Верно. А кто написал сказку "Хозяйка медной горы"?

    Дети: Павел Бажов.

    Воспитатель: Молодцы. Павел Петрович Бажов- великий русский сказочник, наш земляк, родил в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Главной темой его сказов легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала.

    -Какие сказы Бажова вы знаете?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Какие города Южного Урала вы знаете?

    (Дети отвечают, воспитатель добавляет)

    Воспитатель: Многие из вас уже посещали такие города, как: Озёрск, Челябинск, Златоуст, Миас Екатеринбург, Касли.

    • А чем славится город Касли?

    Дети: Город Касли славится каслинским литьём.

    Воспитатель: Верно. Каслинское литьё- художественные изделия (скульптур решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейно заводе в городе Касли. Сейчас принято украшать кабинеты, офисы изящными скульптурами из металла. Изделия из чугуна используют как садовую мебель, в изготовлении ажурных решето: надгробий, скульптуры, бытовых предметов.

    (Воспитатель демонстрирует изделия из каслинского литья)

    Итог

    Воспитатель: Итак, ребята. Как называется наш край?

    -Чем славится наш край?

    • Что нового узнали на занятии?
    • Что вам было трудно на занятии?

    (Ответы детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    город фрязино край берёзовый

    работа дитей с сбросовым матералом коробки от сока коробки от спичек...

    Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»

    1) объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей старшего возраста к познанию своего города Усть-Лабинска и Краснодарского  края; 2) распространение педагогических знаний о ...

    КВН "Наш край - Урал" для детей старшего дошкольного возраста

    КВН для детей старшего дошкольного возраста по краеведению "Наш край - Урал"...

    Конспект занятия "Мой город, мой край".

    Мой город, мой край.(старшая группа)Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация,  чтение художественной литературы.Цель: продолжать формировать  предс...

    Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

    Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

    Конспект ФЕМП по теме «Город мастеров Южного Урала» « Фарфоровый сервиз»

    Непосредственно-образовательная деятельность для детей разновозрастной группы 3-5лет.Конспект ФЕМП по теме «Город мастеров Южного Урала»« Фарфоровый сервиз» Приготовила воспита...

    Перспективный план работы с детьми старшей группы Тема: «РОДНОЙ КРАЙ - УРАЛ»

    Цель:Сформировать у дошкольников Нравственно – Патриотическое отношение к своей Родине.                              ...