Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"
рабочая программа (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Малышева Лариса Евгеньевна

Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx48.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей

дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья

Костромской области

Автор:

 МАЛЫШЕВА ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА

                                                                                       

г. Шарья

2010 год

1. Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
В.А. Сухомлинский

            Исследования психологов, экологов и биологов показывают, что дети дошкольного возраста, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, или имеют эти объекты в своем окружении, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально – безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить.Нельзя научить детей любить природу, знать ее законы, но находиться вне ее.  Поэтому я считаю, что одной из форм организованного взаимодействия детей с окружающей средой является учебная экологическая тропа.

Экологическая тропа является эффективным средством экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. На базе экологической тропы можно проводить занятия, экскурсии, тематические праздники, конкурсы, выставки, акции.

Экологическая тропа – это своеобразный «кабинет экологии» в природных условиях, где дети овладевают учебно-программным материалом и навыками экологической культуры поведения человека в окружающей среде. Место, где во время движения по маршруту, в сочетании с отдыхом, идет непринужденное усвоение информации и пробуждение любви к природе.  

Концептуальными основами программы являются взгляды С.Н. Николаевой, она считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

ЦЕЛЬ:

формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

ЗАДАЧИ

2.Формирование умений разнообразной деятельности детей   в природе  (в том числе  исследовательской и экспериментальной).

1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний и правил поведения в природе.

4.Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.

3.Формирование  осознанного  отношения к  природе  и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2.Содержание работы

Содержание работы определено:

  • перспективным планом (Приложение 1)

3.Ожидаемые результаты обучения

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями.

Интерес к познанию живой природы.

Проявление соучастия к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей.

 

Проявление гуманных чувств к живому.

Мониторинг результатов

(Приложение 2)

4.МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках.

МЕТОДЫ

словесные

наглядные

экспериментирование и исследовательская деятельность

иллюстративно-наглядные

практические

ФОРМЫ

Индивидуальные

  • трудовые поручения;
  • коллекционирование;
  • исследовательская работа

Подгрупповые

  • кружковая работа;
  • коллекционирование;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • трудовой десант

Фронтальные

  • экологические занятия;
  • музыкальные занятия;
  • праздники;
  • экскурсии;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • клубная работа;
  • фестивали;
  • экологические акции

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Средствами являются точки экологической тропы:

  • Цветник
  • Альпийская горка
  • Рябина
  • Ландыш
  • Береза
  • Фруктовый сад
  • Фитоогород
  • Метеоплощадка
  • Столб для птиц

(Приложение 3)

5. МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ

Проводить наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие

виды деятельности

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах

 

     

   Программа является  результатом работы над   проектом  «Экологическая тропа в гимназии» и методической разработки «Наблюдения на экологической тропе». Эти работы имеют высокую оценку на муниципальном уровне. (Приложение 4)

ИНСТРУКЦИИ

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов

-

Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов

Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости

Фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта)

Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон «Об образовании» РФ

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М., 2002.

3.   «Дошкольное воспитание», № 7 1998, № 10 1989, № 8 1999, № 6, 7, 4 2000г., № 7 2001г, № 7 2002г., № 7, 10 2005г., № 3, 5 2008г.

4.  «Детский сад от А до Я», № 6 2008г.

5. Методическое руководство по организации экологических троп в Астраханской области. Астрахань. 2000.

6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.

7. Николаева С.Н. «Юный эколог»: Программа и условия ее реализации в детском саду. М.: 1999г.

8. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду»: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: 2003г.

9. Программа «Радуга»: под ред. Дороновой, В.В. Гербовой, Г.Н.Гризик и др.; - М.: Просвещение, 1997г.  

10. Система экологического воспитания в ДОУ/ авт.- сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная мной программа помогает реализовать ряд основных положений образования дошкольников. Знания, которые получают дети на экологической тропе, тесно связаны с программным материалом и в большинстве случаев расширяют и углубляют его. Главное же состоит в том, чтобы дети учились применять в комплексе знания, полученные из разных предметов, познавая неразрывное единство природы и человека, что повышает научный уровень образования.

Во время пребывания на экологической тропе педагог имеет возможность наблюдать в реальных ситуациях, как дети усваивают не только научные знания о природе, но и этические и правовые нормы отношения к ней. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знаний, чувств и действий. А такой сплав – главное условие для воспитания воли и убеждений личности.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения и воля, которые формируются в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – сохранение среды жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...

«Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы воспитателя  с детьми по теме:"Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...

Экологическое мероприятие для детей дошкольного возраста «Стань природе другом»

Основные задачи:• формировать бережное, ответственное отношение детей к родной природе.• способствовать внимательному и заботливому отношению окружающей среде.• расширять кругозор ...

Консультация "Развитие интереса к природе у детей дошкольного возраста с помощью игр экологической направленности."

Экологическое воспитание – это процесс ознакомления ребенка с природой.С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ...