Разработка занятия по духовно - нравственному воспитанию "С нами чудо из чудес - Благовещенье с небес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Аксенова Елена Алексеевна

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны. У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_dukhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»

Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию

« С нами чудо из чудес – Благовещенье с небес»

( с детьми 6 -7 лет в подготовительной к школе группе)

Подготовила

воспитатель

Е. А. Аксёнова

Городской округ город Выкса  2013 г.

Пояснительная записка

Цель: формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через беседу и  организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;

- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;

- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятия.

Развивающие:

- развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;

- содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;

- прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.

        Актуальность:

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны. У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это именно тот период, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

В образовательной программе нашего детского сада не предусмотрена НОД по духовно – нравственному воспитанию, поэтому работа ведется в свободное время ( утро, вечер, прогулка).

Ожидаемые результаты:

  1. Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
  2. Знакомство детей с рассказами из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах;
  3. Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.

Предварительная работа:

  • Чтение и заучивание стихов
  • Чтение и рассматривание книг «Первые шаги в православном храме», «Евангелие для детей».
  • Прослушивание колокольного звона (запись на диске)
  • Беседы о постах и ангелах
  • Рассматривание икон Рождества Христова, Сретения Господня.

Форма занятия: занятие – беседа

Способ организации детей на занятии: подгрупповой


Ход занятия:

На мольберте прикреплены иллюстрации с изображением весенних изменений в природе, звучат звуки весенней природы, дети рассматривают иллюстрации.
В – ль:  - На дворе весна. Вот уже и март месяц прошел, наступил второй весенний месяц. Скажите, ребята, как второй месяц весны называется?
Ответы детей:  - Апрель

В – ль:  – Что вы можете рассказать об апрельских изменениях в природе?
Примерные ответы детей:
В окружающей нас природе все обновляется с приходом весны: по-новому, по-весеннему дует ветер, ярче светит и пригревает солнышко, бегут ручьи, тает снег – всё просыпается после зимнего сна.

В – ль:  – А какие изменения в жизнь православных людей приходят с наступлением весны?
Примерные ответы детей:  
В марте начался, а сейчас продолжается Великий пост. Великий пост можно назвать духовной весной – временем обновления и возрождения души. И взрослые, и маленькие христиане особенно усердно трудятся над своей душой в дни поста. И от этих трудов в наших душах начинает «таять снег» равнодушия, непослушания, своеволия, лени и начинают распускаться, как первые весенние цветы, нежные расточки милосердия, трудолюбия, послушания.

В – ль:  - Всё в православной жизни во время Великого поста помогает такому «наступлению весны» в нашем сердце: и Великопостные церковные службы, и особые покаянные молитвы, и сам строй жизни, ставший более размеренным, сдержанным и строгим.
Об этом говорит в своем стихотворении и современная поэтесса Светлана Высоцкая.

А с весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
В храме – свечи, ладан росный
И слова Триоди постной.

Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес –
Благовещенье с небес!

В – ль:  - Последние строчки стихотворения подводят нас к разговору об одном из самых главных праздников Православного календаря – Благовещении Пресвятой Богородицы. Этим праздничным днем, 7 апреля, завершается первая апрельская неделя. В этот день Церковь вспоминает, как Архангел Божий Гавриил принес Пречистой Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божия.

Воспитатель показывает детям  репродукцию иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.

В – ль:  -  Дети, давайте внимательно рассмотрим икону. (звучит песнопение «Совет превечный»).  – Что вы видите?
Ответы детей:  - Мы видим Ангела и Пресвятую Богородицу.

В – ль: – Как вы смогли узнать на иконе Ангела, Пречистую Деву?
Примерные ответы детей:  -  
Ангел изображен, как обычно на иконах, в виде юноши в длинном одеянии. У Ангела есть крылья для того, чтобы он мог быстро долетать до людей, сообщая им вести от Бога. Иконописец подчеркивает близость Ангела к Богу, его святость, изображая нимб – сияние вокруг головы Ангела. На нашей иконе Ангел только-только предстает пред Святой Девой, прилетев из Горнего мира, его ноги еще не успели коснуться земли.

А изображение Пречистой Девы Марии похоже на изображение Богородицы на других иконах: мы ведь уже рассматривали иконы Рождества Христова, Сретения Господня. Мы можем узнать Пречистую Деву на иконе по особому одеянию – темно-вишневому плащу, покрывающему голову и плечи Богородицы. На плечах и челе этого темно-вишневого покрова Богородицы изображены три золотых звездочки: знак чистоты и девства Пречистой Владычицы.

Воспитатель указывает на детали изображения, давая всем детям возможность рассмотреть их и увидеть, о чем идет речь.

В – ль:  –Дети,  всмотритесь внимательно в изображение на иконе и скажите: за каким занятием застал Пречистую Деву Ангел?
Ответы детей:  - Иконописец показывает нам, что Ангел явился Деве Марии, когда Она пряла пряжу. Видите, в руках у Богородицы веретено, на которое Она наматывает красную нитку.

В –ль:  – А можно ли, смотря на икону, сказать, ждала ли Пречистая Дева Ангела, или его явление оказалось неожиданным для Нее?
Примерные ответы детей:  -
Рассматривая изображение на нашей иконе, мы можем сказать, что явление Ангела было неожиданным. Пречистая Дева обернулась, наверное, услышав шум ангельских крыльев. Она с тревогой смотрит на нежданного гостя.

В – ль: Дети, если внимательно посмотреть на икону, то можно увидеть, что Ангел явился Деве Марии возвестить Ей не свою собственную, а Божию волю.  Ангел на иконе правой рукой благословляет Богородицу, передавая Ей благословение от Бога. А еще мы видим на иконе приоткрывшееся небо и луч, сходящий с неба на Пречистую Деву. А в сиянии этого луча иконописец изображает белого голубя.

– Что может означать изображение белого голубя? Видели ли мы изображение голубя еще на какой-нибудь иконе?
Примерные ответы детей:  -  
Мы видели изображение голубя на иконе Крещения Господня, которую рассматривали на занятиях зимой. В виде голубя сошел во время Крещения Господня на Спасителя Дух Святой. Рисуя голубя в луче, сходящем с Неба на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы, иконописец показывает нам, что Дух Святой снисходит на Деву Марию.

В – ль:  – Молодцы, вы внимательно рассматриваете изображение на иконе и вспоминаете то, что уже знаете. А знаете ли вы, какую весть принес Пречистой Деве Марии Ангел?

(Если кто-то из детей может ответить, воспитатель внимательно слушает его. Вопрос этот может быть и риторическим, ведь на занятиях об этом еще не говорили, изображение на иконе тоже не дает детям подсказки. Поэтому ответ на этот вопрос воспитатель дает сам.)

В – ль:  - Ангел был послан Богом для того, чтобы возвестить Богородице о том, что у Нее родится Сын Божий, который и спасет мир от зла, греха и смерти.  Послушайте, как рассказывает о явлении Ангела Богородице Евангелие – книга о земной жизни Иисуса Христа.

Воспитатель читает или пересказывает детям повествование о Благовещении Пресвятой Богородицы, описанное в Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26–38).

Послан был Ангел Гавриил от Бога к Деве Марии. Ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами».
Она же, увидев Ангела, смутилась от слов его, размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего...
Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим...
...ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Без смиренного принятия Богородицей воли Бога о том, чтобы Она стала Матерью Иисуса Христа, не могло бы произойти Рождества Христово.
 Благовещение Пресвятой Богородицы изображено на многих иконах, на картинах, описано в стихах. Вот стихотворение современной поэтессы Татьяны Шорыгиной:

Благовещение

С крыши льется звонкая капель,
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтобы принести Благую весть!
Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.

Вешний воздух над землей царил,
Зеленели тонко луговины –
Весть принес Архангел Гавриил
О зачатии Спасителя и Сына.

Накануне праздника Благовещенье Пресвятой Богородицы давайте с вами вместе для своих родных и близких изготовим сувениры в виде Ангелов.

Дети проходят за столы, на которых уже все приготовлено для изготовления сувениров (трафареты, иллюстрации с изображением Ангелов). Звучит песнопение «Совет превечный».

После того, как дети закончат изготовление сувениров, один из них прочитает заранее приготовленное стихотворение:

Ангелы летают в небе высоко,

От того и людям на земле легко.

Ангел охраняет, ангел бережет.

Ангел над тобою песенки поет.

Ты его, дружок, люби, не огорчай,

Добрыми делами чаще привечай.

Он тебя обнимет ласково крылом,

И любовь и счастье принесет в наш дом.

                                                                             (Л. Антышева)

 В ходе занятия воспитателю важно не спешить рассказывать о событиях праздника! Надо дать детям возможность самим всмотреться в изображение и рассказывать о том, что они увидят на иконе, помогая им вопросами.

Задача воспитателя состоит не в передаче информации, а в организации осмысления детьми событий праздника через восприятие изображения на иконе. Педагогу надо постараться внимательно слушать детские ответы, а затем обобщить их, обращая внимание на отдельные детали изображения и обращаясь к уже имеющемуся у детей опыту.

Материал к занятию:

  • Звуки природы весной (запись на диске)
  • Иллюстрированный материал с изображением весенних изменений в природе
  • Иллюстрация иконы Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Евангелие
  • Песнопение «Совет превечный» (запись на диске)
  • Цветная бумага и цветной картон, ножницы, клей, простые карандаши

Свою работу по подготовке к занятию я строила под девизом: «Доброе насаждение приносит добрые плоды». И действительно после как прошло занятие, дети заинтересовались тем, какие добрые дела можно творить в их возрасте, задавали много вопросов на которые я затруднялась ответить. Это значит, что духовно – нравственное воспитание необходимо вести с младшего дошкольного возраста и детей нужно учить быть «небожителями». Но прежде всего, нужно вести разъяснительную и просветительскую работу среди родителей.

Список используемой литературы

  1. Свящ. П. Воздвиженский «Священное писание в рассказах для детей» - Калининград « Янтарный сказ» 1996
  2. «Первые шаги в православном храме». – 4 – е издание. – СТСЛ, 2011
  3. Свящ. В. Чугунов «Евангелие и молитвослов для детей»   - Н.Н.: НООФ «Родное пепелище»; 2004
  4. Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н Николаева « Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.  
  5. Прот. С. Слободской « Закон Божий». – Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2012. .
  6. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. – 2006. - №1. – 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий «С нами чудо из чудес - Благовещение с небес»

Сценарий развлечения«С нами чудо из чудес - Благовещение с небес»...

Сценарий совместного развлечения детей и родителей “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”

Сценарий совместного развлечения детей и родителей “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”...

Театрализованное представление "С нами чудо из чудес - Благовещенье с небес"

 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память,  и мы по – новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное ...

Проект "С нами чудо из чудес — Благовещение с небес!"

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших п...

Сценарий православного праздника "С нами чудо из чудес- Благовещенье с небес"

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: «С нами чудо из чудес - Благовещенье с небес»

Знакомство детей с христианскими праздниками «Благовещенье», дать знания о Марии Матери Божьей....

Сценарий развлечения детей подготовительной группы “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”

Цель: - формировать духовные и общечеловеческие ценности, приобщать к традициям жизни русского народа, к истокам народной культуры.Задачи: - знакомить с русским народным творчеством...