Конспект урока по экологии "Растения - живые существа" ( 1 класс )
план-конспект по окружающему миру по теме

Большакова Ольга Аркадьевна

Итоговый урок по окружающему миру по теме " Растения "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Растения – живые существа»

Программное содержание»

  1. Формировать у детей конкретные представления, что растения живые организмы: питаются, дышат, двигаются.
  2. Уточнить представления об особенностях проявления этих процессов у растений: питаются, всасывают воду корнями из земли, дышат всеми органами, различные органы растений двигаются в зависимости от выполняемых ими функций: корень в землю, стебель, листья, цветы – к солнцу.
  3. Формировать у детей представления о простейших морфо-функциональных связях в растении:

Корень – всасывает воду из почвы, удерживает растение в вертикальном положении;

Стебель – проводит воду к листьям, цветам, является местом их крепления;

Лист – дышит, улавливает свет, тепло;

Цветок – из него появляется плод, семя.

  1. Закрепить навыки использования модели при обобщении, определение с помощью моделей функций частей растения, видеть признак живого в модели.
  2. Обогащение словаря детей за счет слов: стебель, корень, листья, цветок, плод, семя, дышит, питается, двигается, завянет, почернеет, желтеет, рыхлить, почва и т.д.
  3. Воспитывать у детей желание заботиться, беречь, охранять природу.

Предварительная работа

           Наблюдения в природе, опыты, беседы о растениях, чтение художественной литературы, загадки о природе, рассматривание иллюстраций, знакомство с моделями.

            Материал

                 Иллюстрации разных видов растений ( деревья, кустарники, полевые цветы, садовые цветы, комнатные цветы, травы ), игрушка Буратино, Д/и «Движение растений».

             Модели – строение растения, движение растения, состояние растений при неудовлетворении его потребностей, потребности растений, морфо – функциональные связи в растении, уход за растениями, запрещающие знаки ( поведение на природе ), растение без корня.

Стихи

И.Бунин  «Осенние листья по ветру кружат», «Листопад»

А.Майков  «Кроет уж лист золотой»

З.Александрова  «Птичья елка»

С.Вангели  «Подснежники»

И.Токмакова   «Деревья»

Л.Куклин  «Луговая страница», «Отчего луг желтый»

Е.Скребицкий  «Счастливый жучок»

О.Иваненко  «Одуванчик»

О.Высоцкая  «Одуванчик»

Е.Серова  «Колокольчик», «Лютик»

Л.Толстой  «Дуб и орешник»

А.Марков  «Дуб»

Я.Купала  «Дуб»

С.Михалков  «Елочка», «День рождения елочки»

Список  используемой литературы:

  1. О.А.Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию»

  1. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова  «Программа воспитания и обучения в детском саду»

  1. Л.В.Ковинько  «Секреты природы – это так интересно»

  1. М.В.Крулехт  «Дошкольник и рукотворный мир»

  1. «Мы»  Программа экологического образования детей

  1. И.Л.Першунова, А.О.Степанова  «Маленький исследователь в детском саду»

  1. Л.П.Магодова  «Игровые экологические занятия с детьми»

  1. М.В.Лучин  «Детям о природе»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приходит Буратино и говорит детям:

- Сегодня очень холодно, давайте погреем наши растения ( закрывает растения банкой ).

Воспитатель: Разве можно так греть растения?  - Растение должно дышать.

Буратино: Чем же оно дышит, ведь у растения нет носа?

Дети с помощью моделей показывают Буратино части растения, которыми оно дышит.

- А что это такое? (модель «Дыхание»)

- Где можно найти воздух?

- Ладно, пусть растение дышит стеблем, а листья я закрою.

Дети: Так нельзя, растения дышат всеми органами!

Воспитатель: Что будет с растением, если оно не будет дышать?

( модель «Состояние растения при неудовлетворении потребностей» )

Дети: Листья потемнеют, растение завянет.

Буратино: Хоть растение и дышит, но оно не живое, потому что не двигается.

Воспитатель просит детей рассказать, как рос лук и у него двигался корень вниз. ( модель «Движение растений», Д/и на модели  «Движение растений» )

Воспитатель показывает модель, а дети поднимают ту часть растения, которая двигается в данную сторону.

Буратино: Я видел как поливают растение, а зачем это?

Дети: Оно должно питаться.

Буратино: Так значит растение живое, почему?

Дети: Дышит, питается, двигается. ( модель )

Физкультминутка:  Буратино потянулся.

                                      Раз – нагнулся,

       Дети                    Два – нагнулся.

   выполняют           Руки в стороны развел

   движения               Видно ключик не нашел.

                                      Чтобы ключик нам достать

                                      Надо на носочки встать.

Буратино: А я нашел по дороге к вам вот такое растение (показывает растение без корня) и хочу его вырастить. Оно вырастет?

Дети: Не вырастет.

Буратино: Почему?

Дети: Нет корня.

Воспитатель: Зачем растению нужен корень?

Дети с помощью модели рассказывают о функциях корня (всасывает воду из почвы, удерживает растение, дышит).

Буратино: Корень растению очень нужен, а зачем ему стебель?

Дети с помощью модели объясняют функции стебля (стеблем растение дышит, по нему вода идет к листьям и цветам, к нему прикреплены листья и цветы).

Буратино: А зачем листья?

Дети с помощью модели объясняют функцию листьев (дышит, на них падает свет).

Буратино: У растения так много частей: корень, стебель, листья, цветы. Но больше всего мне нравятся цветочки – они такие красивые.

Я их оставлю у себя, а остальное растение отнесу друзьям.

Воспитатель: Можно забрать у растения цветок? Зачем он нужен?

Дети: Нет. Из него появляется плод, семя.

Буратино: Значит растению нужны все части. А я видел как ломали растения, срывали, топтали их ногами.

Воспитатель: Дети, что надо делать, чтобы сохранить природу, которая нас окружает? (Показ запрещающих знаков)

Дети: Заботиться, беречь, охранять.

Воспитатель: Давайте нарисуем Буратино и его друзьям рисунки, которые научат их, как нельзя вести себя на природе и что надо делать чтобы сохранить ее.  (Рисунки детей)

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Растение как живое существо"

Конспект занятия с применением здоровье сберегающих технологий...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»

Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний". Тема: басня И.А. Крылова "Лисица и виноград"

Тема: Знакомство с басней И. Крылова «Лисица и виноград»Цель: познакомить учащихся с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» .Планируемые результаты:Регулятивные: п...