Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Барсукова Любовь Михайловна

Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ekologiya.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«РАСТЕНИЕ – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО»

Барсукова Любовь Михайловна

воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок»

Задачи:

  • Формировать у детей представление о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; о том, что семена растений тоже живые существа; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
  • Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
  • Учить абстрагировать свойства и устанавливать связь «Реальность-модель».
  • Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
  • Развивать у детей умения в проращивании семени.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.

Материал:

  • карточки для игры «Живое – неживое»,
  • разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
  • карточки для игры «Что сначала, что потом»,
  • карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
  • семена овощных культур,
  • баночки для замачивания семян,
  • ватные диски,
  • вода (для практической работы).

Ход занятия

Воспитатель:

- Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.

1. Загадывание загадок.

- Ребята отгадайте загадку

«Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год». (Ель)

«Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые:

Летом мохнатые,

Зимой сучковатые.

Где они стоят,

Там и шумят». (Береза)

«Никто не пугает,А вся дрожит». (Осина)

«Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи». (Рябина)

«У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту

В высоту.Если не на опушке,

Ветви – только на макушке».     (Сосна)

- Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину? (Деревья)

- Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево. А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)

2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

- Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.

- Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?

Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

- Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.

3. Закрепление знаний и изучение нового материала.

Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.

- Скажите, а это елочка живая?

- нет

- Почему?   (ответы детей)

- А какое дерево можно назвать живым?

(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).

4. Игра: «Составь дерево»

 - Молодцы, деревья вы знаете хорошо, а теперь я вас попрошу выполнить задание.

- Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.

- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.

- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?

Назовите, из каких частей состоит дерево.

(корень, ствол, ветки, листья)

- Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.

(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)

  

5. Физкульминутка «Елочка»

Есть в лесу три полочки

(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)

Ели,

(потянуться вверх, руки поднять вверх)

Елки

(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)

Елочки,

(присесть, руки перпендикулярно туловищу)

На елях висят небеса

(руки вверх)

На елках птичьи голоса

(стоя, пальцами имитировать игру на дудочке)

А на елочке – роса.

(Встряхнуть кисти рук).

6. Игра «Живое - неживое»

- Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.

Самостоятельная работа детей.

- Назовите, что вы считаете живым на карточке(ответы детей)

Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?

7. Игра: «Что сначала, что потом»

- Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполнения задания.

Теперь вы ученые-экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.

- Посмотрите, что вы видите на этом блюде? (Семена разных растений).

- Как вы думаете, они живые? (Ответы детей)

- Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.

- Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему? (За окном зима).

- Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.

8. Практическая работа детей.

- Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.

(почва, тепло, свет, вода)

Дети называют, воспитатель выставляет модели.

Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.

Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.

Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться

9. Итог.

- Дети, вам понравилось работать в нашей лаборатории? Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, давайте вспомним, что же нужно для роста и развития растений, чтобы им жилось хорошо?

А теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?

А почему на окно?

Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.

Ребята, что бы вы ещё хотели узнать, когда придёте в нашу лабораторию?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе "Растение - живое существо"

Учебный материал формирует у детей представления о растениях и животных через подвижные дидактические игры....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха».

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха». Тема: «Лаборатория воздуха»Цель: Обогатить и система...