Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Балезина Анжела Леонидовна

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха».

Тема«Лаборатория воздуха»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности, продолжать учить делать выводы в процессе образовательных действий.

Программные задачи:

Обучающие:

– познакомить с понятием «воздух», его свойствами.

– способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Развивающие:

– развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности; активизировать речь и обогатить словарь детей.

Воспитательные:

– формировать бережное отношение к окружающей среде.

– воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества.

Оборудование:

Воздушный шарик, халаты на каждого ребёнка, полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты; по 1карточке 2 цветов зелёная и красная, экран, проектор.

Организационный момент.

(Дети заходят, здороваются с гостями).

Воспитатель:

Скажите, пожалуйста, что вокруг нас находится, что нас окружает? Ребята, сегодня мы с вами будем настоящими исследователями и отправимся в лабораторию. И мы туда отправимся по воздуху. На чём можно полететь по воздуху? (Ответы детей). Предложение отправиться на воздушном шаре, очень интересное, давайте отправимся на воздушном шаре, но сначала, нам его нужно надуть.

Дети: (встают в круг, «надувают шар»).

Воспитатель: Отправляемся в полёт, обратный отсчёт и полетели.

Ну, вот мы прибыли в нашу лабораторию.

Опыт №1.

-Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

– Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.

-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).

– Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

Делаем вывод: Воздух легче воды

Опыт №2

Ребята посмотрите вокруг, что нас окружает?

Дети: Воздух.

Воспитатель: А чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмите пакетик. Что в нём?

Дети: Ничего

Воспитатель: А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух, что надо сделать?

Дети: Его надо поместить в «оболочку»

Делаем вывод: чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.

Опыт№3

Воспитатель: А теперь следующий  опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка).

-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А откуда берётся воздух? Из нас.

ВыводВоздух находится внутри нас.

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, как использовали воздух в давние времена и используют в настоящее время. (Экран, проектор).

Рассматривание и беседа по картинкам.

Опыт №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, человек может прожить без воздуха? Давайте с вами проведём эксперимент, задержим на некоторое время  дыхание. Возможна ли жизнь без воздуха?

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Кому ещё необходим воздух?

Дети: Людям, животным, растениям.

Делаем вывод: Всему живому нужен воздух.

Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе будь  готов!

Опыт №5

Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета? (бесцветный)

-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).

-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.

Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет  в помещении. На столе стоят пустые баночки, мы откроем их и понюхаем. Дети отгадывают запахи.

В этой банке ни чем не пахнет, во второй апельсином, а  в третьей чесноком.

Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.

Опыт №6

Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах, его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента,  воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук). Почему возник звук (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).

Делаем вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт №7(На столе 2 таза с водой и два шарика один сдутый другой надутый.)

Воспитатель: Как вы думаете, какой шарик утонет быстрее красный или зелёный. Давайте проверим. Как проверить?

Дети: Опустить в воду. Один тонет, другой нет.

Воспитатель: Почему сдутый шарик утонул, а надутый нет.

Дети: В надутом шарике воздух, а воздух легче, чем вода.

Делаем вывод: Еще один секрет воздуха – воздух легче воды.

Опыт №8

Воспитатель: Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку. На её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Какой шарик легче зеленый или желтый?

Дети: Шарики одинаковые по весу.

Педагог: Что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом.

Дети: высказывают свои версии.

(педагог протыкает иголкой один шарик, он лопается и конец палки к которой он был привязан опускается вниз)

Воспитатель: Почему зеленый шарик стал тяжелее?

Дети: Из шарика вышел воздух, и он стал тяжелее, и конец палки, к которому он привязан, опустился вниз.

Делаем  вывод: Предметы, наполненные воздухом легче, чем предметы без воздуха.

Рефлексия.

Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки – одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух прозрачныйпоэтому мы его не видим.

Воздух тяжелее воды.

– Воздух издаёт звуки.

Человек не может жить без воздуха.

Ветер это движение воздуха.

Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.

Чистый воздух имеет запах.

– Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)

Воспитатель: Ребята вы так много узнали о воздухе. Сегодня мы были настоящими исследователями. Вам понравились быть исследователями? Ну что ж давайте возвращаться в группу.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности, продолжать учить делать выводы в процессе образовательных действий....