Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Герасименко Елена Витальевна

    Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    занятия

    по познавательному развитию с элементами экспериментирования

    в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

    Воспитатель

    Герасименко Е.В.

    Ноябрь 2018 г.


    Программное содержание:

    1. Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
    2. Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
    3. Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
    4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

    Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик».

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный

    В потоке весеннем несётся отважно

    К неведомым странам, в чужие места.

    Кораблик бумажный с названьем – «Мечта».

    В. - Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны? Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. - В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. - Вся бумага одинаковая?

    Дети. - Нет.

    В. - Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. - Поиграем в игру «Нади такой же листочек, как я». Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: - У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В.- Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. - Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. - В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. - Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. - Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: - Нет, не может.

    В. - Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. - Поиграем в игру: «Бывает, не бывает».

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. - Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,

    Плакатом, фантиком, конвертом,

    Письмом, обоями, листовкой,

    Альбомом, книгой, упаковкой,

    Салфеткой, веером, талоном,

    Неувядаемым пионом.

    Она бывает и деньгами.

    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: - Бумага.

    В: - Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. - Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. - Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. - Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. - Бумага скрутилась.

    В. - Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство. У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу). Вы встречались с ней раньше?

    В. - Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. - Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. - Обследуем копировальную бумагу. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги «жирная», с краской, а другая матовая.

    В: - Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги. Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: - Два.

    В. - Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. - Сколько рисунков у вас получилось?

    - Как вам удалось это сделать?

    - Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. - Ваши версии мы проверим на следующем занятии. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    Наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. - Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»

    Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

    В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

    КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

    КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

    Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе "Растение - живое существо"

    Учебный материал формирует у детей представления о растениях и животных через подвижные дидактические игры....

    Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”.

    Конспект  занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”....

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...