Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Герасименко Елена Витальевна

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия

по познавательному развитию с элементами экспериментирования

в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Воспитатель

Герасименко Е.В.

Ноябрь 2018 г.


Программное содержание:

  1. Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  2. Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  3. Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

Оборудование.

Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

Ход занятия

Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик».

Кораблик непрочный, кораблик бумажный

В потоке весеннем несётся отважно

К неведомым странам, в чужие места.

Кораблик бумажный с названьем – «Мечта».

В. - Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны? Тогда смелее в путь.

Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

В. - В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

В. - Вся бумага одинаковая?

Дети. - Нет.

В. - Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

В. - Поиграем в игру «Нади такой же листочек, как я». Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

Ребенок: - У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

В.- Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

В. - Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

В. - В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

В. - Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

Дети перечисляют бумажные предметы.

В. - Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: - Нет, не может.

В. - Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Физкультминутка.

В. - Поиграем в игру: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

В. - Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами!

Дети: - Бумага.

В: - Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

В. - Какие свойства бумаги вы знаете?

Дети. - Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

В. - Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети. - Бумага скрутилась.

В. - Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство. У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу). Вы встречались с ней раньше?

В. - Как вы думаете, для чего она нужна?

В. - Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

В. - Обследуем копировальную бумагу. Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги «жирная», с краской, а другая матовая.

В: - Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги. Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети: - Два.

В. - Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

В. - Сколько рисунков у вас получилось?

- Как вам удалось это сделать?

- Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

Дети отвечают.

В. - Ваши версии мы проверим на следующем занятии. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

Наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

В. - Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха».

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха». Тема: «Лаборатория воздуха»Цель: Обогатить и система...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности, продолжать учить делать выводы в процессе образовательных действий....

Конспект ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Тема: «Путешествие в бумажную страну»Возраст детей: 5 – 6 лет.Цель занятия: обобщить и уточнить  знания детей о свойствах бумаги.Направление: (в соответствии с федеральным госуд...