Конспект ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
план-конспект занятия (старшая группа)

Маркова Надежда Григорьевна

Тема: «Путешествие в бумажную страну»

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Цель занятия: обобщить и уточнить  знания детей о свойствах бумаги.

Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное. 

Тип ОД: проверка усвоения  знаний.

Интегрируемые образовательные области: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_-_puteshestvie_v_bumazhnuyu_stranu.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

«Путешествие в бумажную страну»

Тема: «Путешествие в бумажную страну»

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Цель занятия: обобщить и уточнить  знания детей о свойствах бумаги.

Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное. 

Тип ОД: проверка усвоения  знаний.

Интегрируемые образовательные области: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Форма проведения ОД:  подгрупповая

Методы и приёмы: игровые - игровая мотивация, пальчиковая и дыхательная гимнастика, дидактическая игра и упражнение, физминутка; словесные  - художественное слово, беседа-диалог,  вопросы и ответы, пояснение; наглядные - наблюдение, демонстрация, показ; практические – эксперименты, совместные действия воспитателя и ребенка, анализ, подведение итогов.

Демонстрационный материал: карточки-схемы, конверт с разными видами бумаги, тазик с водой, спички.

Раздаточные материал: прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов, ножницы.

Группа: старшая.

Количество участников: подгруппа.

Время реализации:  25 минут.

Место реализации: групповая комната.

Цель занятия: продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги.

Задачи:

Образовательные: расширять представления о свойствах и качествах бумаги, об истории возникновения бумаги, процессе производства, значении бумаги в жизни человека; учить устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий, делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: развивать  познавательные  способности  детей  в  процессе  совместной  исследовательской  деятельности,  практических  опытов  с бумагой; развивать связную речь, словесно-логическое мышление, внимание;  продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, используя все части речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, воспитывать бережное отношение к бумаге.

Работа над словарем: упражнять в употреблении в речи прилагательных (гладкая, тонкая, цветная, мелованная, бархатная и т.д.), умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.

Предварительная работа: беседа о свойствах и разновидностях бумаги, дидактическая игра «Какая бумага?»,  чтение художественной литературы.

Ход ООД:

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но с начало давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!

Во все стороны глядим,
Вправо, влево, вверх и вниз,
Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,
Вправо, влево покачай.
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,
И соседу улыбнись.
Вправо, влево наклонись,
Наклоняйся, не ленись,
Руки выше подними,
Только носиком дыши.
Вот так, еще раз,
И закончим мы сейчас.

- Ребята отгадайте загадку. Тогда вы поймете, о чем мы с вами сегодня будем говорить и что исследовать.

 «Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой».

- Что это? (ответы детей). Верно это бумага.

Мотивационно - ориентировочный этап 

- Сегодня наша деятельность будет посвящена бумаге (садятся на ковер). Давайте вспомним историю возникновения бумаги.

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой.  Древние Египтяне научились делать свой материал для письма из растения папирус. Многие народы писали на коже животных, очищенной от жира и шерсти. На Руси писали на берёзовой коре-бересте. Умнее всех оказались китайцы, они раньше всех изобрели бумагу. В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.

- Сейчас я вам буду показывать разную бумагу, а вы должны сказать что это (ответы детей).

Дидактическое упражнение «Что  бывает из бумаги».

Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе? (дети перечисляют бумажные предметы).

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, деньги, журнал).

- Скажите, а сможем мы сейчас без бумаги обойтись? (ответы детей).

Поисковый этап  - практический этап (опыты)

- Мы с вами много поговорили о бумаге. А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

- Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы это проверим. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. У меня есть карточки с различными заданиями (садятся за стол).

Опыт №1.  "Бумага мнется" (схема волнистые линии)

- А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? (ответы детей).

- Значит делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги.

 Опыт №2.  "Бумага рвется" (схема рванная бумага)

- Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,  (дети договаривают) тем легче она рвётся.

Опыт № 3.  "Бумага режется" (схема ножницы)

- Как думаете, что означает следующая схема? (ответы детей).

- Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? (ответы детей).

Вывод:  картон толще чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.

- А теперь, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Опыт № 4.  "Бумага намокает" (схема капля воды)

- Этот  значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода. Опускаем в воду сначала салфетку, затем картон. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (ответы детей).

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

- А теперь, давайте разомнемся.

Физминутка  «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три.
Наклонился левый бок. Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три!
Согнем левую ножку. Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

- Молодцы. Садимся за стол.

Опыт № 5.  "Бумага издает звук" (схема нота)

- Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения - стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод:  при смятии, трении - бумага издает звук.

Опыт № 6.  "Бумага летает" (схема ветер)

- Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги.

Дыхательная гимнастика.

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Вывод:  полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Опыт № 7.  "Бумага горит "(схема спички перечеркнуто).

- Как вы думаете, что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим. Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? (ответы детей). Правильно, бумага загорится. А это  очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Какой вывод мы можем сделать? Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и сделайте вывод.

Вывод: Бумага горит. Салфетка сгорает быстрее, а картон – дольше всех.

- Молодцы! Мы с вами выполнили все задания.

 Рефлексивно-оценочный этап 

- Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Какие свойства бумаги? (ответы детей - Бумага мнется, рвется, бумагу можно резать, бумага намокает, при смятии бумага издает звук, летает, горит). Что вам больше всего понравилась выполнять? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха».

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха». Тема: «Лаборатория воздуха»Цель: Обогатить и система...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности, продолжать учить делать выводы в процессе образовательных действий....