Перечень экологического материала по всем возрастам
учебно-методическое пособие по окружающему миру по теме

Круковская Екатерина Геннадьевна

В перечне приведены: растения уголка природы, моделирование, игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологический материал52 КБ

Предварительный просмотр:

Младший возраст.

Растения уголка природы:

Малыши, прежде всего, должны обращать внимание на самые яркие и красивые растения.

Должны научиться узнавать и называть 2 –3 растения, их части (стебель, лист, цветок, корень). Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие: герань зональная, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, китайская роза; растения с пестроокрашенными листьями: колеус, диффенбахия; аралия, фикус, сансевьера .

Из названных видов растений на год подбирается 3 –4 экземпляра. Одновременно надо иметь в уголке два экземпляра одного вида растений – дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

Наличие экологической тропы группы и знание растений произрастающих на этом участке (кусты, деревья, травы).

Для ухода за растениями необходимо наличие:

Лейки – на подгруппу детей или не меньше 2 штук для дежурных;

тряпочки для протирания пыли; палочки для рыхления земли; передники желательно клеенчатые, для проведения ухода за растениями и опытов, посадки растений; распылители, кисточки для протирания пыли.

Моделирование:

  1. основные части растений (дерево, травянистое растение)
  2. основные признаки животных (звери, птицы, рыбы)
  3. основные признаки живых организмов (дыхание, питание, рост, движение, размножение)

    4.уход за растениями (полив, рыхление, протирание пыли)

Игры:

  1. «Собери растение»
  2. «Путаница»
  3. «Что не хватает растению»
  4. «Собери рыбку из частей»
  5. «Найди птицу, рыбу, зверя»
  6. «Подбери животное по признаку»
  7. «Домашние и дикие животные»
  8. «Найди маму для детеныша»
  9. «Живое – неживое»
  10. «Кто чем питается»
  11. «Кто где живет»
  12. «Овощи и фрукты»

Средняя группа.

Растения уголка природы:

Необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей: разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.

Следует подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и  величину листьев. Дети должны овладеть новыми приемами ухода за растениями: кроме полива из лейки, опрыскивать из пульверизатора растения, обтирать влажной кисточкой листья, сухой кисточкой – опушенные листья.

В уголке природы помещают такие растения – герань зональная, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, китайская роза; растения с пестроокрашенными листьями – колеус, диффенбахия; растения с крупными «кожистыми» листьями – аралия, фикус, сансевьера; растения с мясистыми листьями, имеющие зазубрины по краям – алоэ или агава; растения с узорчатыми опушенными листьями – бегония-рекс, аспарагус, душистая герань, узумбарская фиалка.

Одновременно в уголке может быть до 6 – 8 видов растений. Хорошо иметь разные виды растений одного семейства чтобы учить детей находить различия и сходства (зональная и душистая герань, несколько видов бегоний и т.д.).

Наличие экологической тропы группы и знание растений произрастающих на этом участке.

Для ухода за растениями необходимо наличие:

Лейки – на подгруппу детей или не меньше 2 штук для дежурных;

тряпочки для протирания пыли; палочки для рыхления земли; передники желательно клеенчатые, для проведения ухода за растениями и опытов, посадки растений; распылители, кисточки для протирания пыли.

Моделирование:

  1. основные части растений (дерево, куст, травянистое растение)
  2. основные признаки животных (звери, птицы, рыбы, насекомые)
  3. основные признаки живых организмов (дыхание, питание, рост, движение, размножение)
  4. уход за растениями (полив, рыхление, протирание пыли)
  5. посадка семян и рассады

Игры:

  1. «Собери растение»
  2. «Путаница»
  3. «Что не хватает растению»
  4. «Найди птицу, рыбу, зверя,   насекомое»
  5. «Подбери животное по признаку»
  6. «Домашние и дикие животные»
  7. «Найди маму для детеныша»
  8. «Живое – неживое»
  9. «Кто чем питается»
  10.  «Кто где живет»
  11.  «Овощи и фрукты»
  12.  «Подбери растение по признаку»
  13.  «Определи время года по признаку»
  14. «От какого дерева листок и плод»
  15. «Когда это бывает»
  16. «Что растет на грядке, что растет в саду»
  17. «Что растет на кусте, на земле, под землей»

Старшая группа.

Растения уголка природы:

Продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений, изменения их по сезонам. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения (размножение стеблевыми черенками, листьями). Часть ранее живущих растений убирается – переносится в общий уголок.

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т.д. это могут быть 2 – 3 вида традесканций, циссус, сциндапсус, восковой плющ, 1 – 2 вида кактусов, молочай, гиппеаструм, кливия, лягушатник.

Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Наличие экологической тропы группы и знание растений произрастающих на этом участке.

Для ухода за растениями необходимо наличие:

Лейки – на подгруппу детей или не меньше 2 штук для дежурных;

тряпочки для протирания пыли; палочки для рыхления земли; передники желательно клеенчатые, для проведения ухода за растениями и опытов, посадки растений; распылители, кисточки для протирания пыли.

Моделирование:

  1. основные части растений (дерево, куст, травянистое растение)
  2. основные признаки животных (звери, птицы, рыбы, насекомые)
  3. основные признаки живых организмов (дыхание, питание, рост, движение, размножение)
  4. уход за растениями (полив, рыхление, протирание пыли) разными способами.
  5.  посадка семян и рассады

Игры:

  1. «Собери растение»
  2. «Живое – неживое»
  3. «Подбери животное по признаку»
  4. «Подбери растение по признаку»
  5.  «Определи время года по признаку»
  6. «От какого дерева листок и плод»
  7. «Что растет на кусте, на земле, под землей»
  8. «Кто где живет»
  9. «Кто чем питается» (пищевые цепочки)
  10. «Размножение растений»
  11. «Размножение животных»
  12. «Среды обитания животных»

Подготовительная группа.

Растения уголка природы:

Основная задача знакомства детей с природой – формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. Например, зависимость жизни растения от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света и т.д.; зависимость его строения и внешнего вида от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

Продолжается знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (дежурство по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость.

В соответствии с этими задачами в организации уголка природы следует обратить внимание на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды.

Для этого в уголок природы следует поместить растения, резко различающиеся по своим потребностям во влаге: циперус и кактус; традесканция и узумбарская фиалка; колеус и толстянка и т.д. В умеренном поливе зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся на родине в это время года в относительном покое (герань, фуксия).

О связи роста и развития растений свидетельствуют такие растения (кливия, кринум, гемантус). Начало зимы для этих растений – период покоя, когда полив их почти прекращается.

Знакомство с вегетативным размножением:

  • размножение листом – узумбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера
  • размножение луковицами – гемантус, гиппеаструм, лягушатник
  • размножение делением куста – аспидистра, циперус, аспарагус
  • живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм

Наличие экологической тропы группы и знание растений произрастающих на этом участке.

Для ухода за растениями необходимо наличие:

Лейки – на подгруппу детей или не меньше 2 штук для дежурных;

тряпочки для протирания пыли; палочки для рыхления земли; передники желательно клеенчатые, для проведения ухода за растениями и опытов, посадки растений; распылители, кисточки для протирания пыли.

Моделирование:

  1. основные части растений (дерево, куст, травянистое растение)
  2. основные признаки животных (звери, птицы, рыбы, насекомые)
  3. основные признаки живых организмов (дыхание, питание, рост, движение, размножение)
  4. уход за растениями (полив, рыхление, протирание пыли) разными способами.
  5.  посадка семян и рассады

Игры:

  1. «Подбери животное по признаку»
  2. «Подбери растение по признаку»
  3. «Определи время года по признаку»
  4. «От какого дерева листок и плод»
  5. «Что растет на кусте, на земле, под землей»
  6. «Кто где живет»
  7. «Кто чем питается» (пищевые цепочки)
  8. «Размножение растений»
  9. «Размножение животных»
  10.  «Среды обитания животных»
  11.  «Мои органы чувств»
  12.  «Что у человека внутри»
  13.  «Отгадай по запаху»
  14.  «Чудесный мешочек»
  15.  «Послушай и на зови»
  16.  «Витамины и их значение»
  17.  «Рост, развитие и размножение»
  18.  «Вредно – полезно»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методический материал " Хлеб- всему голова"

учебно-методический материал " Хлеб- всему голова"...

Перечень подвижных игр по всем возрастным группам

Дифференцированные игры для детей с высоким уровнем двигательной активности Игры и упражнения на координацию: «Не замочи ножки», «Шагаем по дорожке», «Зайка», «Удержись!».Игры и упражнения на лов...

Материал на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Доклад и презентация, подготовленные к семинару "Экологическое образование дошкольников в интересах устойчивого развития"....

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

План по экологической тропе на тему " Грибы" по всем возрастам на год

В плане вы найдете  занятия по аппликации и лепке, подвижные игры и дидактические игры. Все распланировано по кварталам, на каждый возраст....

Конструирование из бросового материала как средство экологического образования детей дошкольного возраста

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется ...

Притяжательные прилагательные (перечень речевого материала)

Притяжательные прилагательные  (перечень  речевого материала)...